Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся Подготовка исследовательских краеведческих работ




Скачать 279.81 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся Подготовка исследовательских краеведческих работ
страница1/3
Дата публикации08.03.2014
Размер279.81 Kb.
ТипМетодические рекомендации
shkolnie.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся

Подготовка исследовательских краеведческих работ

Как правило, у начинающих исследователей, а иногда – и у педагогов, возникает масса вопросов, связанных с методикой написания, правилами оформления и процедурой защиты исследовательских работ.

Задача настоящей статьи - помочь обучающимся найти ответы на эти вопросы. Рассматривается весь процесс подготовки исследовательской работы в рамках туристско-краеведческого деятельности.

Научно- (учебно)-исследовательские работы обучающихся представляют собой самостоятельно проведенное исследование с проведением измерений, наблюдений, использованием архивных источников, воспоминаний, интервью участников событий, умением логично рассуждать используя анализ и синтез, делать выводы, давать собственные оценки.

Работа должна носить логически завершенный характер и демонстрировать способность обучающегося грамотно пользоваться специальной литературой, документами, терминологией, ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения.

Создание научно- (учебно)-исследовательской работы способствует:

  • развитию навыков самостоятельной исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных практических задач;

  • формированию у обучающихся когнитивных компетенций;

  • выявлению и поддержке одаренных детей;

  • активизации поисковой и научно-исследовательской деятельности обучающихся по программам туристско-краеведческого движения «Отечество»;

  • интеграции всех основных граней воспитания: гражданского, патриотического, нравственного, эстетического, интернационального, экологического и др. с умственным развитием и полипредметным образованием.

Творческая деятельность учащихся

В средних образовательных учреждениях творческая деятельность учащихся организована, как правило, в форме факультативных курсов и программ дополнительного образования, редко – в виде самостоятельных исследовательских домашних заданий, наконец, очень редко – в виде исследовательских заданий на уроке. Следует исходить из того, что почти все существующие лабораторные и практические работы нельзя отнести к творческим заданиям – это, по своей сути, репродуктивные работы. Главным формальным результатом творческой деятельности являются итоговые работы, представленные учащимися на уроках - круглых столах, конкурсах и научно-практических конференциях, завершающих соответствующие курсы.

Развивая классификацию, предложенную А.В. Леонтовичем, творческие работы учащихся, в большинстве своем, можно классифицировать следующим образом:

  • художественно-графические – рисунки, картины, резьба, лепные работы и т.п., отражающие чувственно-эстетическое восприятие мира;

  • технического творчества – различные модели, макеты, игры и т.п;

- литературно-художественные – творческие работы (сочинения, рассказы, эссе, новеллы, стихотворения и т.п.), написанные на основе литературных канонов и так же отражающие чувственно-эстетическое восприятие мира;

- информационно реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких источников (в большинстве - уже опубликованных) с целью наиболее полного освещения какой-либо темы;

- проблемно-реферативные – творческие работы, предполагающие сопоставление данных разных литературных источников, на основе которого дается собственная трактовка поставленной проблемы (подобная работа вполне может считаться исследовательской, если она выдержана в рамках общепринятой структуры, имеет соответствующие признаки, и выполнена на достаточно хорошем уровне);

- экспериментально-иллюстративные – описывают научный эксперимент, имеющий известный результат. Имеют скорее иллюстративный, нежели эвристический, характер, предполагают самостоятельную трактовку результатов эксперимента в зависимости от изменения исходных условий;

- описательно-натуралистические – выполнены в стиле наблюдения и качественного описания какого-либо явления. В таких работах либо отсутствуют совсем, либо присутствуют в весьма незначительной степени количественные методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы экологической направленности, посвященные описанию каких-либо природных объектов, борьбе с отрицательным антропогенным влиянием на окружающую среду и т.п.;

- исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной научной методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ, обобщения и выводы о характере исследуемого объекта или явления.

Все указанные виды творческих работ могут быть выполнены как на материале естественных, так и на материале гуманитарных наук. В гуманитарных науках объектом исследований являются материалы, собранные у респондентов, архивы, исторические тексты, археологические и этнографические находки, фоно-, кино-, фотодокументы и т.п.).

Шесть перечисленных видов, связанных с написанием работы, имеют некоторые общие элементы. Это, прежде всего изучение и обработка соответствующей литературы. В случае реферативных и большинстве литературно-художественных (у учащихся) работ это является основным содержанием работы, в случае трех последних видов выступает в качестве обзора научной литературы по данному исследуемому явлению.

Все виды работ в своей структуре имеют: постановку проблемы, собранный материал и, наконец, выводы и обобщения. Художественно-графические и технические работы, так или иначе имеют все эти признаки, однако, проявляются они лишь в скрытой форме.

С точки зрения обучения учащихся основным приемам творческой работы, эти требования к структуре и содержанию должны являться принципиальными. При этом каждый из видов обладает своими характером и спецификой.

^ Исследовательский подход

Научно-исследовательский подход является одним из способов познания человеком окружающего мира. В свою очередь, познание является формой общественного сознания наряду с искусством, религией и др.). Исследование научное – процесс выработки новых научных знаний, высший вид познавательной деятельности. Научное исследование характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. [2, с.212].

Значение исследовательского метода раскрывается через его функции. Исследовательский метод обеспечивает овладение приемами и методами научного познания, формирует черты творческой деятельности, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности. “Под влиянием туристско-поисковой [исследовательской] деятельности в системе нравственных потребностей может произойти перегруппировка мотивов и целей деятельности”. [4, С.28]. Исследовательский метод дает полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания. Сущность исследовательского метода следует определить как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Педагог предлагает ту или иную проблему для самостоятельного исследования, знает ее результат, способы ее решения и те черты творческой деятельности, которые необходимо проявить в ходе решения. Построение системы таких проблем позволяет построить деятельность учащихся, которая постепенно приводит к формированию необходимых черт творческой деятельности. “Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края”. [18, С.7].
^
Отличия исследовательской деятельности учащихся от остальных видов творческой деятельности.

Практика проведения Всероссийских конференций и конкурсов юных краеведов-исследователей, туристско-экологических экспедиций и походов показала, что многие педагоги под исследовательской деятельностью понимают другие виды творческой деятельности.

В определении исследовательской работы учащихся, данном И.Я. Лернером, исследовательская работа школьников рассматривается как особая форма организации учебного процесса, в основе которой лежит самостоятельная поисковая деятельность, направленная на приобретение новых знаний и умений, а так же способствующая формированию опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, действительности. [6, С.8].

Если продолжать научные идеи, изложенные в трудах Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Ш.А. Амонашвили можно представить весь процесс обучения как сотрудничество более опытного человека с менее опытным, благодаря которому происходит приобщение (не только ученика но и учителя) к человеческой культуре.

Можно дать определение исследовательской деятельности учащихся как творческому процессу совместной деятельности двух субъектов: учителя и ученика, по поиску решения неизвестного, входе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование научного мировоззрения.

Чтобы подчеркнуть учебный характер исследовательской деятельности учащихся, в 1996 г. вводится термин “учебно-исследовательская деятельность”. Так, в решении коллегии Минобразования России предлагается следующая формулировка: “Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом… и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования”. [13, С.32].

Основным отличительным признаком исследовательской деятельности является наличие таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал (в гуманитарных исследованиях это могут быть сведения первоисточников, архивы и т.п.), анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.

Важно, что при реализации творческой деятельности главным является подход, а не состав источников, на основании которого выполняются работы. Это особенно показательно в гуманитарных исследованиях. На одних и тех же источниках возможно выполнить и реферативную, и исследовательскую работу. Суть реферативной работы состоит в добросовестном подборе материалов из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную тему. Суть исследовательской работы заключается в сборе (получении) данных, их сопоставлении, творческом анализе и произведенных на его основе выводах.

Исследовательская деятельность для школьников по началу не может быть абстрактной. “Наука начинается не отвлеченными положениями и формулами, она начинается собиранием отдельных фактов и связывания их”. [5, С.531]. Весь ход поиска решения выбранной проблемы будет бессмыслен, если учащийся не осознает хорошо суть проблемы, даже если исследование будет проведено учителем безукоризненно правильно. “Содержание деятельности в этом случае имеет краеведческую направленность, что оказывает на личность ребенка наибольшее воздействие. В то же время, выполнение работ по такого рода темам развивает обобщенные взгляды на проблемы в целом”. [3, С.27-28].

Педагог не должен вести ученика по известному ему пути к ответу, но совместно с учеником искать решение проблемы. Это он должен делать ненавязчиво, советом, постановкой вспомогательного вопроса и т.п. Как человек более опытный в поиске ответов на вопросы, поставленные перед ним жизнью, им самим или другими людьми, он должен понимать что такой путь будет хотя и более длинным, зато намного более плодотворным. В самой “формуле” сотрудничества заложен принцип равноправия, который достигается благодаря тому, что никто из сторон не знает правильной истины, хотя бы потому, что она до конца недостижима. Вся современная педагогическая система сильно страдает потому, что большинство педагогов считают себя знающими единственно правильные ответы на все вопросы (или старающиеся показать себя всезнающими). Они считают себя обязанными передать их незнающим, забывая, что чужие знания всегда труднее становится своими, чем приобретенные через собственный опыт. Поиск же совместных решений создает ситуацию сотворчества и содружества, при которой ученик добытые знания в совместной деятельности с учителем принимает для себя как истинные.

Исследовательская деятельность может выступать как определенная форма центрального стержня совместной деятельности учащихся разных классов и возрастов с преподавателями на основе достижения общей цели.

Развивающая исследовательская активность становится главным фактором, обеспечивающим развитие познавательных интересов в обучении и составляющим основу избирательности внимания, памяти, мышления в обучении и творчестве ученика. При этом следует помнить, что бытие ребенка на должно ограничиваться только какой-то определенной одной деятельностью, пусть даже она будет исследовательской.

По мнению ряда педагогов и психологов (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, Г.И. Щукина, В.А. Горский, А.В. Хуторской, А.Е. Тихонова, И.Е. Мураховский, Г.В. Козлова и др.) исследовательская работа является важным стимулом интереса к любому предмету, особенно предмету естественнонаучного направления.

В процессе изучения возможности воздействия исследовательского метода обучения на познавательные интересы установлено, что данная проблема может быть решена путем их включения в учебный процесс через исследовательские экспедиции и походы, внеурочные задания, мониторинговые исследования. Научный подход к процессу исследовательской деятельности учащихся в педагогической практике требует реализации ряда принципов, в частности принципа природосообразности, т.е. проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим; принципа культуросообразности; принципа осознанности проблемы, цели, задач, хода и результатов исследования; принципа самодеятельности.
  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся Подготовка исследовательских краеведческих работ iconМетодические рекомендации по организации учебно- исследовательской деятельности учащихся
Методическое пособие имеет цель: помочь начинающим исследователям организовать свой труд. Оно содержит описание основных видов исследовательских...
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся Подготовка исследовательских краеведческих работ iconРекомендации по организации научно-исследовательской
Р 91 Рекомендации по организации научно-исследовательской деятельности вузов Министерство образования Российской Федерации. Спб.,...
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся Подготовка исследовательских краеведческих работ iconIi районный конкурс исследовательских краеведческих работ в рамках...
...
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся Подготовка исследовательских краеведческих работ iconПоложение районного этапа Всероссийского конкурса исследовательских...
Настоящее Положение определяет статус, цели и задачи проведения районного этапа Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих...
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся Подготовка исследовательских краеведческих работ iconМетодические рекомендации по организации деятельности социально-педагогической...
Целью деятельности сппс является содействие социальной адаптации обучающихся и оптимизация образовательного процесса
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся Подготовка исследовательских краеведческих работ iconМетодические рекомендации по разработке курсовых работ (проектов)...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 080507 "Менеджмент организации" во всех формах обучения,...
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся Подготовка исследовательских краеведческих работ iconМетодические рекомендации по организации взаимодействия образовательной...
Программа воспитания и социализации обучающихся. 3  Этапы организации социализации обучающихся, совместной деятельности образовательного...
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся Подготовка исследовательских краеведческих работ iconМетодические рекомендации по организации в 2008 году работ по оформлению,...
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся Подготовка исследовательских краеведческих работ iconПрограмма внеурочной деятельности «Я исследователь»
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской...
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся Подготовка исследовательских краеведческих работ iconМетодические рекомендации по организации деятельности подразделений...
Правил дорожного движения Российской Федерации и иных норм, действующих в области обеспечения безопасности дорожного движения, Методические...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница