Скачать 74.11 Kb.
|
Тема: Урок развития связной речи. Культура речи. «С чего начинается Родина…» Цель: продолжить работу над формированием умений и навыков в написании слов; продолжить работу над выработкой лексических умений в нахождении изобразительных средств языка; способствовать развитию навыков восприятия текста; обогащать словарный запас учащихся, способствовать развитию умений высказывать свои мысли в соответствии с нормами орфоэпического режима; воспитывать патриотические чувства. Оборудование: учебники, компьютер, проектор, раздаточный материал Тип урока: Развитие речи. Культура речи. ^ Родина - это первая испытанная ласка, первая сознательная мысль, осенившая голову, это запах воздуха деревьев, цветов и полей, первые игры, песни и танцы… (А.И. Куприн)
- О теме сегодняшнего урока вы узнаете, прочитав эпиграф. - Прочитайте эпиграф. - Как вы понимаете слова Александра Куприна? - Действительно, тема нашего урока «С чего начинается Родина…». Мы попытаемся найти ответ на этот вопрос и узнаем, что об этом думают знаменитые люди. Откройте ваши тетради, запишите дату и тему урока.
- Давайте прослушаем текст и определим его главную мысль. - Прослушайте текст, следите за текстом на экране или в учебнике ст. 172 ^ «С чего начинается Родина?» - задумчиво спрашивает песня. «С картинке в твоем букваре, с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе. А может она начинается с весенней запевки скворца и с этой дороги просёлочной, которой не видно конца». С чего начинается Родина? Не сразу ответит на это человек. Для каждого из нас – с чего-то своего, личного. Один, наверное, представит безмятежное небо юга, изящные кипарисы, благородные пальмы. Другой, вероятно, вспомнит бескрайнюю степь. Третий назовет Архангельский край, откуда пешком в столицу ушёл Михайло Ломоносов, чтобы прославить потом Россию… Для Тургенева родина начиналась с парка в Спасском-Лутовине. Для Льва Толстого – с Ясной Поляны, без которой он не мог представить себе Россию. На всегда, на всю жизнь нам дорого место, где мы провели детство, У истока детства рождается чувство родины. Любовь к родине можно привить, воспитать, а чувство родины передается с молоком матери. (^ )
- Определите главную мысль текста. - О чём идёт речь в песне, упомянутой в тексте? - По мнению автора текста, любовь к родине и чувство родины – это одно и тоже, или нет?
- Встречались ли в тексте слова, лексическое значение которых вам не известно? - А давайте вспомним, какой раздел науки о языке изучает лексическое значение слов. - Где мы можем узнать лексическое значение слова? - Молодцы, ребята! На экране указано лексическое значение неизвестных вам слов. Прочитайте и запишите себе в тетради ^ – грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами. Скворцы – род певчих птиц. Кипарис - род вечнозелёных деревьев и кустарников с пирамидальной или раскидистой кроной.
- Имена каких известных людей встретились вам в тексте? - На сегодняшний урок некоторые ученики готовили небольшие презентации об этих людях. Эти презентации были заранее добавлены в презентацию нашего урока и вы сможете наблюдать их на экране. Давайте предоставим слово авторам презентаций. Презентации учеников
Известный русский писатель, автор произведений «Детство», «Отрочество», «Война и мир», «Анна Каренина» и других. О своей родине он говорил так: « Земля - общая наша мать, она кормит нас, дает нам приют, радует и любовно обогревает нас. С минуты рождения и пока мы не успокоимся вечным сном на ее материнской груди, она постоянно своими нежными объятиями лелеет нас.»
Известный русский писатель, автор повестей и рассказов «Записки охотников», «Му-му», романа «Отцы и дети» и других. Его родиной была Россия, именно о ней он говорил так: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, вдвойне горе тому, кто действительно без нее обходится.»
«Дерзайте Отчизну мужеством прославить!» - утверждал он. Родина, ее необъятные просторы, неисчерпаемые природные богатства, ее сила и мощь, будущее величие и слава — одна из основных тем в поэзии Ломоносова. Вокруг тебя цветы пестреют, И класы на полях желтеют; Сокровищ полны корабли... Воззри в поля твои широки, Где Волга, Днепр, где Обь течет; Богатство в оных потаенно... (М.В.Ломоносов)
- Сейчас группа детей будет выполнять задание на карточке, а мы с остальными учениками продолжим работать с текстом. Группа детей работает с заданием: вставьте уместные по смыслу слова; определите общую морфему в подчёркнутых словах. Родник родит …, а река льётся-течёт через всю нашу матушку землю, через всю …, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, - родник, родина, … . И все эти слова как бы родня между собой. Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка. Для справок: река, родина, народ. Умозаключение: слово «Родина» походит от слова «родить», значит «Родина» - то место, где мы родились.
Прочитайте вслед опорные слова и выражения (на экране), обращайте внимание на правильное произношение гласных, слов с непроизносимыми согласными, а также буквосочетаний тст, чт, тся. Место, где провели детство; что-то своё, личное; привить любовь к родине; воспитывать любовь к родине; передается чувство родины с молоком матеры; навсегда, на всю жизнь дорого место; у истока детства; рождается чувство родины.
- Давайте проверим, как наша группа справилась с заданием (задание на экране).
У нас есть еще одно задание для пары учеников. Оны приступают к его выполнению, а мы продолжим. Родная земля, родной край, любовь к родным местам, лес, роща, река, горы, город, село, родной двор, качели во дворе, родная природа, родные просторы, чувство родины, улицы, дом, деревня.
СЛОВА: отечество, отчизна, родная сторона, родной край, чужбина, зарубежье, чужие края.
- К вашему вниманию предлагаю ознакомиться с ещё одним текстом, который дополнит тему нашего урока. Ребята, давайте прочитаем текст. Мама Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже если станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки. Мама всегда была рядом с тобой. И всё, что ты видел, всё, что окружало тебя, как бы начиналось с мамы. С чего начинается родина? Я задаю себе этот вопрос и сам отвечаю на него: родина начинается с мамы. (По Ю.Яковлеву) - Как вы думаете, почему ведя разговор о Родине, мы говорим о маме? - Прочитайте текст еще раз про себя, обращая внимание на знаки препинания и орфограммы. - Запишите у себя в тетрадях слово «Диктант». И приготовились внимательно слушать и записывать предложения, не забывайте о знаках препинания и орфограммах.
- Какую тему мы сегодня обсуждали? - Имена, каких известных людей мы сегодня называли? - Какими новыми словами сегодня пополнился ваш словарный запас? - Как вы считаете, родина для всех начинается одинаково? -Так с чего начинается Родина для каждого из вас лично? Поделитесь с нами
Источник: Баландина Н.Ф., Дегтярёва К.В., Лебеденко С.А. Русский язык: 5 класс: Учебник для общеобразователных учебных заведений с укр. яз. обучения / Под редакцией Н.Ф.Баландиной. – К.: Мастер-класс, 2007. – 304 с. |
![]() | Урок развития связной речи. Культура речи. «С чего начинается Родина…» Объявление темы. Мотивация учебной деятельности. Запись даты и темы урока в рабочие тетради | ![]() | Главная задача этого периода – развитие самостоятельной связной речи... Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании связной описательной речи старших дошкольников с общим недоразвитием... |
![]() | «Обследование состояния связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Выявление состояния связной речи является важнейшей составной частью обследования речевой деятельности детей с общим недоразвитием... | ![]() | Урок развития речи. Русский язык 8-9 класс. Тема: Урок развития речи,... Цель: развитие устной и письменной речи учащихся, ассоциативно образного мышления |
![]() | Самоанализ нод по формированию лексико-грамматических средств языка... Цель: формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи по лексической теме «Лето. Цветы» | ![]() | Литература Сущность процессов формирования связной речи Возможности диалога в формировании связной речи |
![]() | У старших дошкольников с общим недоразвитием речи Теоретические основы развития связной речи детей с общим недоразвитием речи средствами театрализованной игры | ![]() | Развитие связной речи в процессе обучения дошкольников рассказыванию Разработку своего творческого плана по развитию связной речи я начала со средней группы |
![]() | Презентация к групповым родительским собраниям Воспитатели групп... Задача № Довести к концу 2012г у 20% детей развитие связной речи в соответствии с возрастными возможностями по высокому уровню | ![]() | Конспект лекций Раздел Культура речи: аспекты и критерии Тема 1 Основные понятия: культура речи, коммуникативные качества хорошей речи, коммуникативная компетенция, речевая коммуникация, коммуникативный... |