Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные средства русского языка»




Скачать 113.27 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные средства русского языка»
Дата публикации03.03.2014
Размер113.27 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Литература > Урок
Хребтова Ирина Валентиновна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 87

г. Челябинска

Урок русского языка в 11 классе

«Изобразительные и выразительные средства русского языка» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка.

Подготовка к ЕГЭ, задание В8)

Цели:

  1. Обучающие: повторение и обобщение основных видов изобразительно-выразительных средств языка; совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства (тропы и стилистические фигуры речи); подготовка к сдаче ЕГЭ.

  2. Практические: продолжение работы по совершенствованию языкового чутья, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; дальнейшее развитие навыков работы с текстом; создание условий для развития коммуникативных компетенций учащихся;

  3. Воспитательные: формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родному языку, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи.

^ Тип урока: комбинированный
Форма урока: групповая, фронтальная.
Методы урока: частично- поисковый, исследовательский.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийная презентация, тексты произведений для анализа, карточки
^ Этапы урока:

      1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

      2. Проверка домашнего задания. Фронтальная работа: повторение общих вопросов: тропы и фигуры речи, их назначение, работа на соотнесенность изобразительно-выразительных средств с их определениями.

      3. Первичная проверка понимания: выполнение упражнений, презентация-тест.

      4. Закрепление: групповая работа (анализ текстов в мини-группах)

      5. Подведение первых итогов

      6. Контроль: выполнение задания в формате ЕГЭ

      7. Выводы, оценивание, домашнее задание

Ход урока:

Сообщение темы и целей урока.

1.Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Запись эпиграфа в тетрадь.

Каждый язык по-своему прекрасен. Но особенно дорог родной язык. В чем же заключается богатство, красота, сила, выразительность языка?! Ответом на этот вопрос могут служить слова К. Паустовского, которые мы возьмем эпиграфом к уроку (записываем).

В каждом слове – бездна образов.
К. Паустовский

? Какие поставим перед собой задачи для работы по данной теме при подготовке к ЕГЭ?

• Повторить термины;

• Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте,

различать виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности;

• Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в

анализируемом тексте.
Повторение. На дом было задано повторить тропы и стилистические фигуры по таблице и словарю терминов.
Вопросы:

- На какие группы делятся изобразительно-выразительные средства языка?

(тропы и стилистические фигуры).

- Я предлагаю вам вспомнить, какие средства относятся к тропам, а какие – к фигурам речи. На доске прикреплены 2 таблички: тропы и фигуры речи. На учительском столе таблички с названиями средств языка. (Выходят 2 ученика, кто быстрее и правильнее соотнесет эти названия с основной группой, прикреплять можно на магниты. В результате получается схема на доске).

А класс в то время, когда обучающиеся работают на доске отвечают на вопросы.

? ^ Что такое тропы?

«Троп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-либо отношении» (Розенталь Дитмар Эльяшевич, с. 355).

? Для чего используются тропы?

Тропы помогают ярко и образно изобразить предметы и явления действительности, они связаны ассоциативно с теми ощущениями, которые мы получаем с помощью органов чувств. Эти средства можно назвать изобразительными.

Проверяем, правильно ли распределены тропы и стилистические фигуры на доске.
^ Задание. Соотнесите тропы и их определения. (Фронтальная работа).

1) метафора

а) перенос значения с одного явления на другое по смежности

2) метонимия

б) сильное преуменьшение размера, силы, значения и

т.д. какого-либо предмета

3) перафраза

в) употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений

4) ирония

г) замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием

на их характерные черты

5) литота

д) употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки

Ответы: 1-в, 2-а, 3-г, 4-д, 5-б.

На второй половинке доски расположены схема «Стилистические фигуры».

? Что лежит в основе стилистических фигур? Какова роль стилистических фигур?

Необычное синтаксическое построение с целью усиления выразительности, в котором главное – сделать впечатление более ярким, выразительным, наглядным и подчёркнутым.

«Стилистические фигуры усиливают выразительность высказывания особой организацией языкового материала, в первую очередь специальным синтаксисом» (Розенталь Д.Э. стр. 361). Эти средства можно назвать выразительными.

Фигура (лат. «figura» — образ, вид), напротив, — форма речи, а не поэтического мышления: она не вносит ничего нового, расширяющего наше художественное познание. Ее главное назначение — усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким, выразительным, наглядным и подчеркнутым.

Фигуры делят на семантические (антитеза, оксюморон, градация и д.р.) и синтаксические (параллелизм, анафора, эпифора, подхват, эллипсис, инверсия, умолчание, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие и др.).

Задание. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.

1) эпифора

а) расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости

2) антитеза

б) пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации

3) эллипсис

в) повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда

4) градация

г) одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи

5) параллелизм

д) усиление выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов

Ответы: 1-в, 2-д, 3-б, 4-а, 5-г.

^ II. Тренировочные задания

1. Какая стилистическая фигура используется в следующем предложении: «В синем море волны плещут, в синем небе звезды блещут» (А.С.Пушкин):

  1. градация

  2. инверсия

  3. синтаксический параллелизм

  4. эпифора.

2. Какой троп используется в строчке «Там припомнят кремлевского горца» (О. Мандельштам):

  1. перифраз

  2. метафора

  3. олицетворение

  4. сравнение

3. Какой троп используется в строчке «Горит костер рябины красной» (М.Цветаева):

  1. гипербола

  2. олицетворение

  3. метафора

  4. сравнение

4.Какая стилистическая фигура используется в следующем предложении «Есть тоска веселая» (С.Есенин)

  1. эллипсис

  2. оксюморон

  3. градация

  4. умолчание

5. Какая стилистическая фигура используется в следующем тексте:

«Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но хорошая» (Е.Гришковец).

  1. парцелляция

  2. градация

  3. анафора

  4. эллипсис

6. Какая стилистическая фигура используется в следующем тексте:

«О времена! О нравы! (Цицерон).

  1. градация

  2. оксюморон

  3. риторическое восклицание

  4. антитеза

7. Какой троп используется в строчке: «И пишет боярин всю ночь напролет, Письмо его местию дышит» (А.К.Толстой).

  1. эпитет

  2. гипербола

  3. метонимия

  4. сравнение.

8. Какой троп используется в строчке «Мужики – за топоры» (А.К.Толстой)

  1. градация

  2. оксюморон

  3. эллипсис

  4. инверсия.


III. Работа с текстом

Тропы и фигуры, чтобы их полно и глубоко понять, должны рассматриваться не изолированно, а в связном тексте. Обратимся к тексту. 

^ Слайд 9 (во время чтения текста обратить внимание на произношение слов в стенАх, чЕрпая).
(1)Императорский (ныне Государственный) университет в Москве по справедливости считается древнейшим  из русских университетов.

(2)Его почти 250-летняя история полна многих светлых и отрадных страниц (эпитет), на которых с любовью останавливается взор (олицетворение) каждого патриота, ревнующего (архаизм, устаревшее значение) о благе и славе родной земли (метафора). (3)Но не быть патриотом — значит не быть русским человеком, ибо (устаревшее употребление) патриотизм не есть качество, не есть добродетель (синтаксический параллелизм), а есть долг, обязательный для всех.

(4)Оттого Московский университет одинаково дорог для всех русских людей, где бы они ни жили, без различия в звании и состоянии; оттого везде, где бьется русское сердце (метафора), где стоят православные храмы, где слово Отечество возбуждает (олицетворение) восторг и любовь (синтаксический параллелизм) — везде любим и славим Московский университет как главный рассадник истинного знания (метафора), как хранитель Просвещения (олицетворение).

(5)Мирно и тихо течёт учёная и учебная жизнь (метафора) в стенАх Московского университета (метонимия), и поколение за поколением проходит в стенах его, чЕрпая здесь знания (метафора), необходимые для дальнейшей трудовой жизни во славу Бога, на службу Родине.

(6)Пройдут ещё века, и всё так же Московский университет, великий в своей седой древности (метафора), богатый лучшими преданиями своих былых времён, по-прежнему будет зажигать священный огонь знания в груди своих многочисленных питомцев (развёрнутая метафора, которая развивается в тексте, образуя целые цепочки образных выражений), пока мало-помалу — хочется этому верить — в стенАх именно Московского университета (метонимия) впервые не выработается и не укрепится на Руси высочайший идеал человеческого знания.

(7)Стоя на этой строго научной дороге, сбросив с себя путы материализма, который есть отрицание науки как полноты знания; смиренно преклоняясь перед вечным светом Христианства, Московский университет оправдывает ту любовь и доверие, с какими вся Россия обращается от Москвы до самых до окраин. (8)Дай Бог, чтобы скорее настало это золотое время, время полной славы для Московского университета!

(9)Московский университет заключает в своих стенах Божий храм, посвященный св. мученице Татиане, и особенно указываю на это обстоятельство, так как в нём можно видеть залог величия и славы нашего университета.
Протоиерей Максим Козлов

^ О чём текст? Какова тема текста?

О Московском государственном университете. О величии, о славе, о значимости университета.

В какой ситуации этот текст мог бы быть произнесён или напечатан?

Хвалебная речь (устная или письменная). Такой жанр называется панегирик.

^ Автор речи – протоиерей Максим Козлов, профессор Московской духовной академии. Закончил филологический факультет Московского Государственного Университета, где специализировался по кафедре классической филологии (древнегреческий и латинский языки). Автор более 100 научных трудов, статей и переводов. Наиболее яркая сторона деятельности отца Максима связана с храмом святой мученицы Татьяны при МГУ. Кроме того, он является членом Совета Всероссийского Молодежного Движения, отвечающим за работу со студенчеством.

^ Какому стилю принадлежит текст?

Публицистическому. Публицист не пассивный регистратор событий, а активный их участник, страстно и открыто отстаивающий идеи, которым он привержен.

^ Каково коммуникативное намерение автора?

Восхвалить, возвысить, утвердить величие университета, призвать к памяти о долге, обязательном для всех, - быть патриотом.

^ Почему же предложения в тексте повествовательные (кроме одного), а не восклицательные?

Утверждение, уверенность – интонационная окраска, не снижающая торжественности основного тона, но подчёркивающая убеждённость автора, которую он хочет передать тем, к кому обращается.

^ Насколько текст тематически и эмоционально целостен?

Насколько текст тематически и эмоционально целостен, говорят изобразительно-выразительные средства, использованные автором и обладающие большой силой воздействия.

^ IV. Комментирование задания В8 второй части экзаменационной работы. Анализ фрагмента рецензии с лакунами.

Знание средств выразительности, как мы уже сказали, понадобится нам при выполнении части В, задание В8.

Все задания второй части работы (В1–В8) относятся к высокому уровню сложности. За правильный ответ на задания В1-В7 ставится 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.

Максимальный балл за выполнение задания В8 составляет 4 балла, по 1 баллу за каждый правильный ответ.

Задание В8:

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

«Автор использует разнообразные языковые средства, чтобы придать своей речи яркую убедительность. Употребление  ________________ («путы материализма», «золотое время») обогащает текст различными ассоциациями. ________ («от Москвы до самых до окраин») служит для усиления художественного впечатления. Такое синтаксическое средство, как __________ (предложение №8), позволяет автору усилить эмоциональное звучание своего слова. Речь автора особенно образна, когда он говорит о славе университета. Это подчёркивает такой троп, как ________ («вечный свет», «в смиренном сознании», «чувственный мир»).

Список терминов:

  1. антитеза

  2. эпитет

  3. риторическое восклицание

  4. синтаксический параллелизм

  5. лексический повтор

  6. метафоры

  7. сравнение

  8. вопросно-ответная форма

  9. гипербола



Дополнительное задание

Определите, какие тропы и фигуры можно выделить в данном тексте. 

Самостоятельная работа (выполняется на листах, при совместной проверке указываются изобразительно-выразительные средства).

1 ряд работает с предложениями 1-3;

2 ряд – с 4-5 предложениями;

3 ряд – с 6 предложением.

Сделаем вывод. Какое значение имеют средства выразительности в тексте?

Изобразительно-выразительные средства помогают понять коммуникативное намерение автора, все его мысли и чувства.

Я хочу пожелать вам всем поступить в колыбели знаний и стать усердными тружениками науки в стенах лучших вузов страны. Это принесёт свои добрые плоды.

Похожие:

Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные средства русского языка» iconУрок русского языка в 6 классе «Изобразительные возможности русского словообразования»
Цели: Расширить знания учащихся по разделу «Словообразование», показав изобразительные ресурсы его на примере произведений русской...
Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные средства русского языка» iconУрок русского языка в 6 классе по теме «Богатство и разнообразие лексики русского языка»
Цель: обобщить и систематизировать зун обучающихся по теме «Лексика русского языка»
Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные средства русского языка» iconСценарий медиаурока с компьютером Урок русского языка в 8 классе...
Урок предназначен для учителей русского языка 8-х классов. Урок проходит с использованием презентации. Материал урока может быть...
Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные средства русского языка» iconУрок русского языка в 10 классе Тема. Периоды в истории развития...
Расширить знания учащихся о трёх периодах развития языка, уметь соотносить понятия «период» и «возникновение языка», отработать орфографические...
Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные средства русского языка» iconУрок наглядной геометрии и русского языка в 5 классе Тема «Симметрия»
Представленный урок включён в программу пропедевтического курса «Наглядная геометрия» при изучении симметрии, а также в систему обобщения...
Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные средства русского языка» iconУрок русского языка в 8 классе. Обобщение изученного материала по теме
Выполнила учитель русского языка и литературы мбоу «сош №23» города Северодвинска Перкова Любовь Михайловна
Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные средства русского языка» iconУрок русского языка в 8 классе Тема урока: Неполные предложения
Мотивирование учебной деятельности: слово о богатстве русского языка, в том числе о разнообразии синтаксических конструкций
Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные средства русского языка» iconУрок русского языка в 8 классе Обобщение изученного по теме «Лексика и фразеология»
Журавская Наталия Александровна, учитель русского языка и литературы боу г. Омска "Гимназия №147"
Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные средства русского языка» iconУрок русского языка в 6 классе. Повторение изученного по теме «Состав слова и словообразование»
Выполнила учитель русского языка и литературы мбоу «сош №23» города Северодвинска Перкова Любовь Михайловна
Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные средства русского языка» iconУрок русского языка в 6 классе по теме «имя числительное. Обобщение»
Цель изучения настоящей темы: правильно писать и произносить имена числительные, т е соблюдать орфографические и орфоэпические нормы...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница