Учебно-методическое пособие для абитуриентов, выпускников, учителей литературы Рекомендовано методической комиссией филологического факультета Нижний Новгород




НазваниеУчебно-методическое пособие для абитуриентов, выпускников, учителей литературы Рекомендовано методической комиссией филологического факультета Нижний Новгород
страница1/9
Дата публикации06.03.2014
Размер1.17 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
shkolnie.ru > Литература > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

М.С. Воробьева



Н.В. Гоголь

«Шинель», «Ревизор», «Мёртвые души»
Учебно-методическое пособие для абитуриентов, выпускников, учителей литературы
Рекомендовано методической комиссией филологического факультета


Нижний Новгород

2013


УДК 821.161.1(075)

ББК Ш (2 Рос=Рус)1я73

В 75

В 75 Воробьёва М.С. Н.В. Гоголь. «Шинель», «Ревизор», «Мёртвые души». Учебно-методическое пособие для абитуриентов, выпускников, учителей литературы. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. – 73 с.

Рецензент:

Преподаватель кафедры новейшей литературы и фольклора филологического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского Л.Ю. Большухин

В пособии представлен обширный материал из опыта изучения творчества Николая Васильевича Гоголя преподавателем ННГУ, к.ф.н. М.С. Воробьёвой. Книга обращена к учителям литературы, будущим филологам, абитуриентам гуманитарных факультетов и всем, кто интересуется художественным миром Н.В. Гоголя. Пособие предназначено для занятий со слушателями подготовительного отделения, подготовительных курсов, а также для самостоятельной подготовки абитуриентов к сдаче экзаменов по литературе в Нижегородский государственный университет.

Ответственный за выпуск:

председатель методической комиссии филологического факультета ННГУ,

к.ф.н., доцент И.В. Кузьмин


УДК 821.161.1(075)

ББК Ш (2 Рос=Рус)1я73
© Нижегородский государственный

университет им. Н.И. Лобачевского, 2013

^

Н.В. Гоголь

1.Загадка Гоголя. Творческий путь.


Гений – всегда загадка, суть гениальности – в неисчерпаемости «разгадок». Разгадывая гениев, человечество каждый раз разгадывает себя. Уже современники понимали, что Н.В. Гоголь и человек, и художник – загадочен, непостижимо глубок, парадоксален, ни с кем не сравним и не подводим под какие-либо теории. Как и его соотечественника украинского философа Григория Сковороду, «мир ловил» Гоголя, но так и не поймал. И не понял. В Нежинской гимназии, где учился Гоголь, его называли «таинственным Карлой», чудаком. А. Блок в статье «Дитя Гоголя» писал: «Если бы сейчас среди нас жил Гоголь, мы относились бы к нему так же, как большинство его современников: с жутью, беспокойством <… >: непобедимой внутренней тревогой заражает этот единственный в своём роде человек: угрюмый, востроносый, с пронзительными глазами, больной и мнительный»1.

^ Рождение. Семья. Жизнь Гоголя была бедна внешними событиями. Он родился в Сорочинцах (на границе Полтавского и Миргородского уездов) 20 марта 1809 года в низенькой хатке, крытой соломой, в комнате с глиняным полом. Первый свет, который он увидел, был свет серенького мартовского дня, свет месяца, который у древних славян считался началом года. Мать будущего писателя, женщина добродушная и хлебосольная, родила его в 15 лет. Она дала обет: если родится мальчик, назвать Николаем – в честь чудотворного образа Николая, хранившегося в диканьковской церкви и называвшегося Николаем Диканьковским. Гоголь до конца своих дней считал мать красавицей и воспринимал её как самого близкого человека. Отец Гоголя Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский писал стихи и недурные пьесы («Простак», «Собака-вiвця») для театра Трощинского, но его произведения были далеки от совершенства. Василий Афанасьевич скончался на сорок четвёртом году жизни, оставив своей тридцатидвухлетней жене Марии Ивановне пятерых детей (их имена: Николай, Иван, Ольга, Анна, Елизавета).

Учёба. В конце лета 1818 года Василий Афанасьевич повёз сыновей, Николая и Ивана, в Полтаву для поступления в уездное училище. Известно, что будущего писателя там обучали грамматике, арифметике, истории церкви, латыни, французскому и немецкому языкам, но всё преподавалось поверхностно. Более серьёзное образование Гоголь получил в Нежинской гимназии. Пребывая там, он начал изучать труды Платона, читать Аристофана, Петрарку, Шиллера, Гёте, издавал вместе с остальными гимназистами журналы «Заря» и «Северная заря» (название выдаёт явную ориентацию на альманах пушкинского кружка «Северные цветы»). В этот период он пишет балладу «Две рыбки», акростих «Спиридон», стихотворение «Непогода», повесть «Братья Твердиславовичи», поэму «Россия под игом татар», сатиру «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», однако ни одно из этих произведений не обрело известности. Находясь в гимназии, Гоголь особенно увлёкся театром, хотя любовь к сцене у будущего писателя зародилась ещё в ранние годы, когда он присутствовал с родителями на спектаклях Трощинского. В Нежинской гимназии Гоголь смог попробовать свои силы как актёр. Он играл Креона в трагедии В.А. Озерова «Эдип в Афинах», Простакову в комедии Д. Фонвизина «Недоросль». Современники писателя (Т. Пащенко) утверждали, что особенно Гоголю удавались роли стариков.

Отец Н.В. Гоголя, желая дать сыну более полное образование, везёт его в Нежин и определяет в Гимназию, директором которой первоначально был В.Г. Кукольник. Трагическая смерть директора повлекла за собой «смутное время», а пребывание Гоголя в Нежине было очень тяжёлым из-за его болезни. В марте 1825 года, когда Николай учился в VI классе, его постиг страшный удар – на сорок восьмом году жизни умер его отец Василий Афанасьевич. Этот момент стал причиной сложнейшего психологического изменения в душе Николая Гоголя. Будущий писатель становится более целеустремлённым, деятельным, серьёзным. Изменяется и отношение к Гоголю в гимназии. Николай предстаёт уже не как «таинственный Карла», а как «пересмешник», способный изобразить, высмеять любого. Он воспринимается как лидер, творческая личность, наделённая необычными способностями.

Творчество. В последний год пребывания в гимназии Гоголь тайно начинает создавать своё первое большое произведение – идиллию в картинах под названием «Ганц Кюхельгартен». Ганц – не автопортрет начинающего писателя, но книжная фантазия юного автора, смешанная с его глубоко личными чувствами. Ганц, как и Гоголь, стоит на пороге жизни, мечтает о путешествии, которое изменит всю его судьбу.

Гоголь, желая завоевать северную столицу, хочет показать свою поэму Пушкину. В декабре 1828 года начинающий писатель приезжает в Петербург, однако город его встречает недружелюбно: холодом, изморозью, абсолютным безразличием. От ощущения ненужности и одиночества Гоголь заболевает, впадает в депрессию. Под псевдонимом В. Алов он за своё счёт публикует поэму «Ганц Кюхельгартен», однако восторгов у питерской публики это произведение не вызывает. В журналах «Северная пчела» и «Московский телеграф» появляются разгромные рецензии, где отмечается слабость поэмы. Гоголь настолько переживает, что поспешно уезжает в немецкий город Любек. Возвратившись из Германии в Россию в сентябре 1829 года, Гоголь начинает работать в департаменте и одновременно собирать материал для сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Мать Гоголя присылает, исполняя просьбу сына, присылает в Петербург материалы, связанные с украинским фольклором. В начале 1830 года в журнале «Отечественные записки» публикуется первое произведение цикла – «Вечер накануне Ивана Купала». В этот же период Гоголем были написаны «Майская ночь» и «Сорочинская ярмарка». Полностью обе части «Вечеров на хуторе близ Диканьки» были опубликованы в Петербурге в период с 1831 по 1832 гг. Пушкин, прочитав этот гоголевский цикл повестей, воскликнул: «Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности <…> Поздравляю публику с истинно весёлою книгою…»2. Именно романтический сборник «Вечера…» принёс Гоголю популярность, привлёк широкое внимание читателей, вызвал оживлённые споры. В этой книге был передана атмосфера украинской жизни, мир легенд, сказок, преданий. Автор изображал не апатичных и разочарованных героев, а людей активных, деятельных, энергичных, органично связанных с прекрасной украинской природой.

Как своеобразное продолжение «Вечеров на хуторе близ Диканьки» появился сборник «Миргород», куда вошли четыре повести: «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». По своему содержанию этот сборник, созданный в 1833-1834 годах, не отличается внешней целостностью: произведения, объединённые в нём, кажутся скорее разнородными, чем близкими друг другу. Общей мыслью, объединяющей эти художественные тексты, становится мысль об отчуждении людей друг от друга, об одиночестве, разрушении межчеловеческих связей, уничтожении высшего смысла бытия. Неслучайно, что финальная авторская фраза сборника звучит так: «Скучно на этом свете, господа!»

Почти одновременно с созданием сборника «Миргород» Гоголь пишет сборник «Арабески», опубликованный в 1835 году. В него вошли как художественные произведения («Портрет», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего»), так и статьи («Об архитектуре нынешнего времени», «Скульптура, живопись и музыка»). Место действия большинства произведений, созданных в этот период, переносится из Украины в столицу российской империи. Благодаря этому повести, написанные и напечатанные в разное время (1834-35 – «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего»; 1836 – «Нос», «Коляска», 1842 – «Шинель»), получили общее название «Петербургские повести».

Известно, что всё своё творчество Н.В. Гоголь делил на два этапа: до 1835 года и после этого периода. До 1835 года им были созданы «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Арабески», «Женитьба». В этих художественных текстах писатель стремится повеселить себя, развлечь читателей и «высмеять чёрта». После 1835 года цель писателя меняется. С помощью произведений «Шинель», «Ревизор», «Мёртвые души», Выбранные места из переписки с друзьями» он пытается усовершенствоваться сам и помочь читателям выйти на путь духовного преображения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Учебно-методическое пособие для абитуриентов, выпускников, учителей литературы Рекомендовано методической комиссией филологического факультета Нижний Новгород iconН. В. Гоголь. Пособие для выпускников, абитуриентов, учителей литературы
Н. В. Гоголь. Пособие для выпускников, абитуриентов, учителей литературы. Нижний Новгород, 2008, …с
Учебно-методическое пособие для абитуриентов, выпускников, учителей литературы Рекомендовано методической комиссией филологического факультета Нижний Новгород iconПрактикум Рекомендовано методической комиссией физического факультета...
Фотопроводимость в гетеронаноструктурах с квантовыми точками InAs/GaAs: Практикум. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет,...
Учебно-методическое пособие для абитуриентов, выпускников, учителей литературы Рекомендовано методической комиссией филологического факультета Нижний Новгород iconУчебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный...
Учебно-методическое пособие для абитуриентов, выпускников, учителей литературы Рекомендовано методической комиссией филологического факультета Нижний Новгород iconУчебное пособие Рекомендовано методической комиссией физического...
Целью этого пособия является обучение студентов основам физики поверхностных электрических явлений в полупроводниках для понимания...
Учебно-методическое пособие для абитуриентов, выпускников, учителей литературы Рекомендовано методической комиссией филологического факультета Нижний Новгород iconУчебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов факультета физической культуры и спорта ннгу, обучающихся по направлению...
Учебно-методическое пособие для абитуриентов, выпускников, учителей литературы Рекомендовано методической комиссией филологического факультета Нижний Новгород iconВ. А. Берендеев История политических учений Запада Учебно-методическое пособие
Рекомендовано методической комиссией факультета международных отношений для студентов ннгу, обучающихся по направлениям подготовки...
Учебно-методическое пособие для абитуриентов, выпускников, учителей литературы Рекомендовано методической комиссией филологического факультета Нижний Новгород iconПрикладная информатика Нижний Новгород 2005
Рекомендовано методической комиссией факультета вычислительной математики и кибернетики для студентов высших учебных заведений, обучающихся...
Учебно-методическое пособие для абитуриентов, выпускников, учителей литературы Рекомендовано методической комиссией филологического факультета Нижний Новгород icon-
Рекомендовано методической комиссией филологического факультета для студентов ннгу, обучающихся по направлению подготовки 031300...
Учебно-методическое пособие для абитуриентов, выпускников, учителей литературы Рекомендовано методической комиссией филологического факультета Нижний Новгород iconОсновы стиховедения
...
Учебно-методическое пособие для абитуриентов, выпускников, учителей литературы Рекомендовано методической комиссией филологического факультета Нижний Новгород iconУчебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией...
Абсолютная ссылка – указывает на ячейку или группу ячеек, безотносительно к активной ячейке электронной таблицы
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница