Скачать 229.57 Kb.
|
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2013-2014 учебный год Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Калужской области «Калужский технологический колледж» Номинация: «Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование». Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Литература» Тема урока: «Литературные течения поэзии русского модернизма» Калуга 2012 Разработал: Рассмотрено и одобрено Ларионова Л.И., на заседании цмк преподаватель общегуманитарных дисциплин русского языка и спец. 034702 и литературы 06 декабря 2012 года протокол № 4 ^ Данная методическая разработка составлена для проведения урока по дисциплине «Литература» (тема «Литературные течения поэзии русского модернизма»). В соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом дисциплины «Литература» для специальностей 080114, 260103, 260107 на изучение раздела «Поэзия начала ХХ века» отведено 10 часов. Урок «Литературные течения поэзии русского модернизма» является первым уроком в данном разделе. Актуальность данной разработки состоит в том, что поэзия Серебряного века вызывает неугасающий интерес наших современников, а это, в свою очередь, дает дополнительную возможность мотивации деятельности студентов и создания условий для формирования ключевых компетенций на данном уроке. Цель данной разработки:
Урок проводится в форме литературной гостиной. На столах стоят свечи в подсвечниках, лежат тексты стихов. Опыт проведения уроков в подобной форме позволяет сказать, что такие уроки интересны и студентам, и преподавателям. При подготовке к уроку с целью показать свое умение самостоятельно искать материал на заданную тему и оформлять презентации студентам предложено опережающее задание: подготовка презентаций «Культура Серебряного века» и «Поэты Серебряного века». Преподаватель предлагает трем студентам роль координаторов. Координаторы должны самостоятельно подобрать себе команду и распределить работу внутри этой команды. Каждая команда получила название по литературным течениям поэзии русского модернизма и задание подготовить свой проект, который на занятии необходимо будет представить и защитить. Кроме того, каждой команде дано задание подготовить презентации о биографиях некоторых поэтов этого периода и выразительное чтение стихотворений этих поэтов. При этом создаются условия для формирования умения осуществлять поиск информации и использовать информационно-коммуникационные технологии в своей работе при подготовке презентаций, умения работать в команде. Для координаторов – ставить цели, мотивировать деятельность членов команды, организовывать и контролировать их работу, брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий. На столе каждой команды находится табличка с названием команды (литературными течениями) и папка, которая содержит дидактический материал (задание для групповой работы команды). На ориенировочно-мотивационном этапе урока проводится актуализация и мотивация учебной деятельности студентов на данном занятии. Выдвигается проблемный вопрос: «Серебряный век – ренессанс или декаданс?» Цель этого этапа урока: заинтересовать студентов проблемным вопросом, на который они должны будут ответить в конце занятия. На операционно-деятельностном этапе проводится защита проектов. Реализация проекта создает возможность самовыражения и самореализации (создаются условия для формирования компетентности разрешения проблем – самоменеджмент). Затем преподаватель предлагает самостоятельную работу с текстом. Студенты, работая в команде, должны:
Координатор организует работу, и студенты публично озвучивают результаты своей работы. Для проверки правильности выполнения работы и полноты характеристики течений преподаватель выводит на экран слайд с заполненной таблицей. Это дает возможность реализовать саморефлексию каждой команде. Данная работа создает условия для формирования информационной компетенции в аспекте поиска и обработки информации, коллективная работа формирует коммуникативную компетенцию (умение работать в команде, организовывать и контролировать работу членов команды, брать на себя ответственность за результат выполнения задания). Озвучивание результатов работы в публичном выступлении создает условия для самореализации, самоменеджмента студента. С целью переключения на другие виды деятельности для оптимизации физической, умственной и эмоциональной активности студентов предлагается релаксационная пятиминутка. Студенты выполняют три упражнения, направленных на дыхательную и мышечную релаксацию (одно из упражнений – релаксация с использованием зрительных образов). После релаксационной паузы каждая команда представляет презентацию о поэтах своего литературного направления и читает стихотворения этих поэтов или исполняет песни на их стихи, студенты показывают свое умение самостоятельно искать материал на заданную тему и оформлять презентации, умение выразительно читать стихотворения, исполнять песни. При этом формируется умение осуществлять поиск информации и реализовывать информационно-коммуникационные технологии. Эта работа позволяет формировать у студентов умение самовыражения (в художественном чтении, в игре на музыкальных инструментах, в пении). С целью осмысления и закрепления изученного материала на рефлексивно-оценочном этапе преподаватель предлагает выполнить тест, состоящий из трех заданий на соответствие. Текст проверяется коллективно, тест с правильными ответами выводится на экран. При этом студенты анализируют информацию, полученную на уроке, осуществляют саморефлексию, работают в команде. В заключение урока преподаватель возвращается к проблемному вопросу, поставленному в начале урока, заслушивает ответы и корректирует высказывания. Затем преподаватель подводит итоги урока и оценивает работу студентов. Таким образом, на данном занятии был реализован деятельностный подход к процессу обучения. Использование опережающих заданий (подготовка презентаций), работа с научно-учебным текстом на уроке позволяет создать условия для формирования умения работать с источниками информации, реализовывать информационно-коммуникационные технологии. Коллективная работа формирует коммуникативную компетенцию, предоставляет студентам возможность самореализации, самовыражения, проявления лидерских качеств. ^ Тема урока: Литературные течения поэзии русского модернизма Тип урока: урок УЗУНК Вид занятия: урок – литературная гостиная. ^ информационно – развивающий, частично – поисковый, самостоятельная работа студентов в группах. Цель урока:
Задачи урока:
Межпредметные связи:
Обеспечение занятия:
– тексты стихотворений поэтов.
– таблица; – тесты.
Литература
Содержание и ход занятия
^ Модернистские течения литературы ХХ века
Модернистские течения литературы ХХ века
Модернистские течения литературы ХХ века
Модернистские течения литературы ХХ века
Модернистские течения литературы ХХ века
Символизм ![]() Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. Символизм – это выражение идей посредством символов. Символисты воспринимали мир явлений не в его материальной данности, а в виде идеи. Излюбленный образ символистов – «солнце», а также «заря» как символ будущих светлых перемен. Можно выделить различные символы в поэзии символистов. Это символы природные (зори, закаты, ночь, туман, рассвет), бытовые (пожары, дым, таинственные встречи), исторические (скифы, монголы, крушение цивилизаций), библейские и культовые (белый и голубой цвет, белые розы, Иисус Христос, чаша бедствий, апокалипсические кони, трубы архангелов). По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Дмитрий Мережковский, 3инаида Гиппиус, Федор Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм». Особенностями символизма были параллелизм двух миров: реального и духовного, символ – средство связи между мирами; многозначность слова; культ таинственного. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании символистов — подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Более того, рационально передать созерцаемые «тайны» невозможно. Главным средством для передачи созерцаемых тайных смыслов и призван был символ. Акмеизм Акмеизм (от греч. akme — высшая степень, расцвет, зрелость, вершина, остриё) — одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма. Отличительной чертой акмеистского круга поэтов являлась их «организационная сплоченность». По существу, акмеисты были не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба. Акмеизм насчитывает шестерых наиболее активных участников течения: Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий, Михаил Зенкевич, Владимир Нарбут. На роль «седьмого акмеиста» претендовал Георгий Иванов, но подобная точка зрения была опротестована А. Ахматовой, которая заявляла, что «акмеистов было шесть, и седьмого никогда не было». Своему союзу они дали знаменательное наименование «Цех поэтов». Акмеисты отказывались от туманных намеков и неясностей символизма и провозглашали «возврат к земле», к материальному миру, к точному значению слова. Особенностями акмеизма были отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии; точность, конкретность значения слова; предметность и четкость образов, отточенность деталей. Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго — около двух лет. В феврале 1914 г. произошел его раскол. В сравнении с другими поэтическими направлениями русского Серебряного века акмеизм по многим признакам видится явлением исключительно русским. В других европейских литературах аналогов ему нет (чего нельзя сказать, к примеру, о символизме и футуризме). Футуризм ![]() Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России. Русский футуризм не вылился в целостную художественную систему; этим термином обозначались самые разные тенденции русского авангарда. Один из участников группы «Мезонин поэзии», Сергей Третьяков писал: «В чрезвычайно трудное положение попадают все, желающие определить футуризм (в частности литературный) как школу, как литературное направление, связанное общностью приемов обработки материала, общностью стиля. Им обычно приходится плутать беспомощно между непохожими группировками и останавливаться в недоумении между «песенником-архаиком» Велимиром Хлебниковым, «трибуном-урбанистом» Владимиром Маяковским, «эстет-агитатором» Давидом Бурлюком, «заумь-рычалой» Алексеем Крученых. А если сюда прибавить «спеца по комнатному воздухоплаванию на фоккере синтаксиса» Бориса Пастернака, то пейзаж будет полон. Еще больше недоумения внесут «отваливающиеся» от футуризма — Игорь Северянин, Вадим Шершеневич и иные… Все эти разнородные линии уживаются под общей кровлей футуризма, цепко держась друг за друга!» Среди особенностей футуризма можно выделить отказ от традиционной культуры, анархическое бунтарство; отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее; отказ от литературных и языковых норм. Футуристы писали манифесты, проводили вечера, где манифесты эти зачитывались со сцены и лишь затем — публиковались. Вечера эти обычно заканчивались горячими спорами с публикой, переходившими в драки. В общем, очень скоро слова «футурист» и «хулиган» для современной умеренной публики стали синонимами. История футуризма завершается в начале 20-х годов. Отдельные тенденции футуризма были подхвачены новыми литературными группами, в частности имажинизмом. ^ Проверочный тест Задание 1 В конце XIX — начале XX века в литературе сформировалось три основных модернистских течения. Определите происхождение названия этих течений: 1. символизм. 2. акмеизм; 3.футуризм □ вершина, процветание □ будущее □ символ Задание 2 К какому литературному направлению были близки поэты:
3. А.Ахматова, М. Кузмин, Н. Гумилев, О. Мандельштам, С. Городецкий. □ символизм □ акмеизм □ футуризм Задание 3 Определите направления по характерным признакам: 1. Авангардистское течение, сформировавшееся на принципах бунтарства, анархичности мировоззрения, выражающее массовое настроение толпы, отрицающее культурные традиции, делающее попытку создания искусства, устремленного в будущее.
□ символизм □ акмеизм □ футуризм Проверочный тест Задание 1 В конце XIX — начале XX века в литературе сформировалось три основных модернистских течения. Определите происхождение названия этих течений: 1. символизм. 2. акмеизм; 3.футуризм 2 - вершина, процветание 3 - будущее 1 - символ Задание 2 К какому литературному направлению были близки поэты:
3. А.Ахматова, М. Кузмин, Н. Гумилев, О. Мандельштам, С. Городецкий. 2 - символизм 3 - акмеизм 1 - футуризм Задание 3 Определите направления по характерным признакам: 1. Авангардистское течение, сформировавшееся на принципах бунтарства, анархичности мировоззрения, выражающее массовое настроение толпы, отрицающее культурные традиции, делающее попытку создания искусства, устремленного в будущее. 2.Модернистское течение, утверждающее индивидуализм, субъективизм, интерес к проблеме личности. Основным принципом эстетики является «искусство для искусства», «тайнопись неизреченного», недосказанность, замена образа, символичность. 3. Модернистское течение, сформировавшееся на принципах отказа от мистической туманности; создание зримого, конкретного образа, отточенность деталей, перекличка с минувшими литературными эпохами. 2 - символизм 3- акмеизм 1 - футуризм ^ Релаксационная пауза
«Задуть свечу»
^
Я возьму в ладонь лимон. Чувствую, что круглый он. Я его слегка сжимаю – Сок лимонный выжимаю. Все в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, руку расслабляю.
|
![]() | Методическая разработка урока по дисциплине «Математика» Методическая разработка по дисциплине «Математика» разработана в соответствии с рабочей программой по специальности «Менеджмент»,... | ![]() | Методическая разработка открытого урока по дисциплине «сварка и резка материалов» Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование |
![]() | Методическая разработка по проведению открытого урока по дисциплине «Электронная техника» Автор: преподаватель спец дисциплин отделения автоматизации и управления Городнова Ольга Александровна | ![]() | Методическая разработка «открытого» урока по дисциплине «Психология делового общения» Ведущими психологами замечено, что успех в профессиональной деятельности на 80% зависит от умения общаться личности в коллективе |
![]() | Методическая разработка открытого урока «Das Bildungssystem in Deutschland und in Kuban» ... | ![]() | Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Технология... Группа, специальность: 3П, 110306 Хранение и переработка растениеводческой продукции |
![]() | Методическая разработка деловой игры «Лучшие налогоплательщики» по... Разработка открытого занятия по дисциплине «Налоги и налогообложение» для студентов 3 курса специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский... | ![]() | Методическая разработка представляет собой подробное описание учебного... Методическая разработка предназначена для преподавателей дисциплин «Русский язык», «Литература», «Русский язык и культура речи» в... |
![]() | Методическая разработка открытого урока в 8 классе Тема урока: «Поступки... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №63 | ![]() | Методическая разработка урока по дисциплине «Туристское регионоведение России» |