Скачать 41.45 Kb.
|
Тема: Литературная сказка. А. С. Пушкин.Вступление к поэме « Руслан и Людмила»Цель: раскрыть понятие « литературная сказка», ее особенности и отличия от сказки народной; рассказать учащимся о детских годах жизни А. С. Пушкина, заинтересовать их творчеством великого русского писателя; развивать навыки правильного вдумчивого и выразительного чтения и понимания прочитанного, обогащать словарный запас; воспитывать нравственные качества, любовь и уважение к слову.^1)Учитель: Скажите, пожалуйста, что, на ваш взгляд, лучше - детство или взрослая жизнь? Чем лучше и теплее детство? ( Ответы учащихся) Среди всего многообразия красок детства значимое место принадлежит сказкам, которые дают нам возможность обрести мечту, вселяют уверенность в торжество добра, помогают увидеть красоту простого народа, найти верных друзей. Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие в мир литературной сказки, прикоснувшись к творчеству Пушкина. Объявление темы урока. Мотивация учебной деятельности 2)Запись темы урока в тетрадь 3)Что же такое литературная сказка, в чем ее отличие от народной? Нам поможет наш друг- учебник. 4)Работа с учебником. Чтение статьи учебника страница 78-79 5)Теория литературы. Запись в тетрадь определения: ^ – это авторское художественное произведение, в основе которого лежит вымышленная увлекательная история, объединяющая элементы действительности и фантазии. 6) Работа в группах Метод « Антивирус». Из предложенных на доске записей найти особенности литературной сказки.
7)Викторина « Знаем ли мы сказки А. С Пушкина?» Из какой сказки строки: А) В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идет, Бочка по морю плывет ( «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне- Лебеде») Б) Старичок отправился к морю, ( Почернело море) Стал он кликать золотую рыбку, Приплыла к нему рыбка, спросила ( « Сказка о рыбаке и рыбке») О ком из героев идет речь: А) Камушки грызет, мечет золото, и в груды загребает изумруды . Б) Все красавцы удалые, великаны молодые, все равны, как на подбор. 8) Рассказ учителя об А. Пушкине. Прекрасен мир пушкинских сказок, а их автор - настоящий мастер. И имя этому мастеру - А. С. Пушкин. Судьба отвела ему короткий век - 38 лет, сделала его гениальным поэтом, человеком, который, не обладая властью и оружием, покорил весь мир. Великий поэт родился в 1799 году в Москве. Отец, Сергей Львович, происходил из дворянского рода, был знаком со многими русскими писателями. Мать, Надежда Осиповна, больше любила сына Льва, потому что Саша был неповоротлив и упрям. Бабушка, Мария Алексеевна, очень любила умного не по годам внука, и мальчик был привязан к ней, учился русской грамоте. Мария Алексеевна имела небольшую усадьбу возле Москвы. Всей семьей переезжали туда на лето. Прекрасная погода, яркие народные праздники, куда дети ходили вместе с няней. Оставили глубокий след в памяти поэта. К своей няне, Арине Родионовне, всю жизнь А. Пушкин питал любовь. Она знала множество русских сказок, песен, прибауток и была замечательной рассказчицей. Восхищаясь красотой души, добротой сердца всю жизнь А. Пушкин будет помнить няню. Посвящать ей прекрасные строки. Пушкин в 9 лет читал книги, которые брал в кабинете отца, в доме имелась богатая библиотека. Будущий поэт обладал исключительной памятью, и в11 лет знал наизусть многих французских поэтов. Рано пробудились у него и поэтические наклонности: писал стихи, поэмы. Жизнь родного народа, рассказы бабушки и няни – все это запало в память и душу поэта и стало источником творчества. Я приглашаю вас в мир сказок, к Лукоморью. Там, на морском берегу, у зеленого дуба, мы встретимся со многими сказочными героями. 9) Лексическая работа Чтение значения слов стр. 86 учебника. 10) Чтение учителем вступления к поэме « Руслан и Людмила» 11) Беседа по первичному восприятию прочитанного текста - Понравилось ли вам прочитанное? Аргументируйте свой ответ. -Какое произведение устного народного творчества напомнило вступление? К какому типу сказок можно отнести данный текст? -На какие части можно разделить вступление? -Прочитайте 1 часть. Какой части волшебной сказки соответствует? -Кто является главным персонажем данной части? Каким мы видим его? Какие прозвища можно подобрать? - Что представляет собой 2 часть? Чтение 2 части. С какими сказочными персонажами встречаемся в начале 2 части? - Работа с 3 частью. Чем эта часть отличается от традиционной сказочной концовки? - Найдите и прочитайте основные строки вступления. Как вы их понимаете? 12) Проведение игры « Распредели героя». (распределить героев, которые встречаются в прологе на две группы) СИЛЫ ЗЛА СИЛЫ ДОБРА 13) Устное словесное рисование «Нарисовать» эпизод и « подписать» словами из произведения 14) Ассоциативный куст ПУШКИН
|
![]() | Список литературы на лето. Внеклассное чтение 2 класс А. С. Пушкин " Сказка о рыбаке и рыбке", " Сказка о золотом петушке", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" | ![]() | Список книг, рекомендуемых для прочтения третьеклассникам Пушкин А. С. «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» |
![]() | Александр Сергеевич Пушкин Сказка о царе Салтане Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди | ![]() | Александр Сергеевич Пушкин Сказка о золотом петушке |
![]() | Александр Сергеевич Пушкин Сказка о попе и о работнике его Балде | ![]() | Что читать летом Пушкин А. С. Няне. Туча. Унылая пора! Очей очарованье! Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях |
![]() | Урок-беседа (2 часа). «Неисчерпаемая жизнь природы» И. Е. Репина и И. К. Айвазовского «Прощай, свободная стихия!» (А. С. Пушкин у Черного моря), альбом фотографий М. А. Величко «Пушкинские... | ![]() | В. А. Жуковский «Спящая царевна» А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Русские народные сказки («Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель») |
![]() | Урок литературного чтения во 2 классе. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Подготовлен ... | ![]() | Литературная игра Что? Литературная игра «Что? Где? Когда?» по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» |