Урок №61 По программе Н. Г. Гольцовой «Русский язык. Программа курса 10-11 классы»




Скачать 128.23 Kb.
НазваниеУрок №61 По программе Н. Г. Гольцовой «Русский язык. Программа курса 10-11 классы»
Дата публикации17.02.2014
Размер128.23 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Литература > Урок
Урок №61

По программе Н.Г. Гольцовой «Русский язык. Программа курса 10-11 классы».- М.: Русское слово, 2006 г. (Учебник: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2006). 10 класс.

Тема: «Омонимия слов категории состояния, наречий на –о, -е и кратких прилагательных среднего рода единственного числа»

Цели урока:

  1. выявить закономерности различения слов категории состояния, наречий на –о, -е и кратких прилагательных среднего рода единственного числа;

  1. научиться различать слова категории состояния, наречия на –о, -е и краткие прилагательные среднего рода единственного числа;

  2. выяснить их роль в тексте, уметь употреблять в собственной речи


^ Ход урока

I. Оргмомент.

-- Начнём наш урок.

-- Ребята, на прошлом уроке мы познакомились со словами категории состояния. На дом вам было задано выучить правило и подобрать из литературы или придумать самим по 3 предложения со словами категории состояния.
^ II. Проверка домашнего задания. (Отвечают 2 ученика)

-- Расскажите, что вы знаете о словах категории состояния.

-- Прочитайте свои предложения, которые вы составили дома, и назовите в них слова категории состояния.

^ Поставить отметки за ответ.

-- Ребята, прочитайте свои предложения.

(В приведённых примерах возможны ошибки, которые сразу не исправляем, но обращаем на них внимание:

«В этом предложении нет слов категории состояния, к нему мы вернёмся позже»)
^ III. Подготовка к восприятию новой темы.

Вариант 1

-- Ошибки, допущенные при выполнении домашнего задания, свидетельствуют о том, что вы не различаете омонимичные формы слов категории состояния, наречий на –о, -е и кратких прилагательных среднего рода единственного числа. Об этих формах и пойдёт речь на нашем уроке.

-- Ребята, запишите, пожалуйста, в тетрадях число, тему урока:

^ Смотри презентацию слайд № 2

«Омонимия слов категории состояния, наречий на –о, -е и кратких прилагательных среднего рода единственного числа»
Вариант 2

-- Ребята, вы, наверное, заметили, что данные слова похожи на наречия на –о, -е и краткие прилагательные среднего рода единственного числа, поэтому сегодня мы будем говорить об омонимии слов категории состояния, наречий на –о, -е и кратких прилагательных среднего рода единственного числа.

Запишите, пожалуйста, в тетрадях число, тему урока:
^ Смотри презентацию слайд № 2
«Омонимия слов категории состояния, наречий на –о, -е и кратких прилагательных среднего рода единственного числа»
-- Итак, цели нашего урока:

Смотри презентацию слайд № 3
^ IV. Объяснение нового материала.

-- Сейчас мы с вами поработаем с примерами, а выводы вы запишите в таблицу, которую вы вложите в тетрадь для подготовки к ЕГЭ:

(По мере работы с каждым предложением делаются соответствующие записи)

Смотри презентацию слайд № 4

Море было спокойно.

    1. Запишите первое предложение.

    2. Выделите грамматическую основу.

    3. Поставьте вопрос от подлежащего к сказуемому.

    4. Определите, чем выражены главные члены предложения.

    5. Сделайте вывод.


Смотри презентацию слайд № 5
Море было спокойно.
-- Запишите вывод в таблицу.
Смотри презентацию слайд № 6

Степь спит спокойно.

  1. Запишите второе предложение.

  2. Определите, от какого слова зависит слово «спокойно».

  3. Поставьте вопрос от главного слова к зависимому.

  4. Сделайте вывод.


Смотри презентацию слайд №7
Степь спит спокойно.
-- Запишите вывод в таблицу.
Смотри презентацию слайд № 8
На душе спокойно.

  1. Запишите третье предложение.

  2. Задайте вопрос к слову «спокойно».

  3. Чем оно является в предложении?

  4. А подлежащее есть в этом предложении?

  5. Дайте характеристику предложению и сказуемому из данного предложения.

  6. Давайте вспомним, какие предложения называются безличными?


Смотри презентацию слайд № 9


  1. Что передаёт это предложение?

  2. Сделайте вывод.


Смотри презентацию слайд № 11
На душе спокойно.

-- Запишите вывод в таблицу.

Смотри презентацию слайд № 12
-- Давайте посмотрим в таблицу, где обобщены наши наблюдения и выводы . Проверьте свои записи и откорректируйте их.
Обобщающая таблица по теме:

«Омонимия слов категории состояния, наречий на –о, -е и кратких прилагательных среднего рода единственного числа»



Признаки

Части речи

^ Краткое прилагатель-

ное

Наречие

Категория состояния

Общее грамматиче-ское значение

^ Признак предмета

Признак действия

Состояние неназванного субъекта

Морфологиче-ские признаки:

Постоянные
Непостоянные



Качественное
Род, число



Не изменяется
нет



Не изменяется
нет

Синтаксическая роль

Сказуемое

Обстоятель-ство

Сказуемое

Другие признаки

При себе имеет подлежащее

Относится чаще всего к глаголу

Употребляется в безличных предложениях



^ V. Закрепление новых знаний.

1. -- А сейчас запишите, пожалуйста, следующие предложения и определите часть речи омонимичных слов.

(1 ученик работает у доски, остальные работу производят в тетрадях.)

Смотри презентацию слайд № 13
Платье было красиво.

Ученик рисовал красиво.

В комнате красиво.
^ 2. – Теперь составьте предложения, употребив слова тягостно и печально в роли омонимичных частей речи.

(Ответы учеников)
Смотри презентацию слайд № 14
Прощание было тягостно и печально.

Мелодия звучала тягостно и печально.

На душе было тягостно и печально.
3. Вернитесь, пожалуйста, к домашнему заданию, проанализируйте предложения и исправьте ошибки, если они есть.

Поднимите руку, у кого были ошибки. Давайте вместе разберём эти предложения.

^ VI. Подвести итог по изученной теме.

Итак, ребята, мы узнали, что в русском языке встречаются омонимичные формы слов категории состояния, наречий на –о, -е и кратких прилагательных среднего рода единственного числа, и научились различать эти формы. Далее мы проследим, как используются слова категории состояния в тексте, и произведём комплексный анализ текста.

^ Смотри презентацию слайд № 15
VII. Комплексный анализ текста

Смотри презентацию слайд № 16

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетётся рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки Жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик;
Ему и больно, и смешно,
А мать грозит ему в окно…

(А.С.Пушкин. Отрывок из романа «Евгений Онегин»)
1. Прочитайте выразительно данный текст. К какому стилю речи он относится?

( К художественному)

2. Как вы понимаете выражения: крестьянин, торжествуя; обновляет путь; снег почуя; плетётся рысью. (При необходимости используйте раздел «Для справки».)

-- Обратите внимание, ребята, на то, что в художественном тексте А.С. Пушкин использует слова разговорного стиля. Назовите их ещё раз (Почуя, плетётся).

3. Какие поэтические приёмы использует А.С.Пушкин для создания данного выразительного художественного образа?

Эпитеты: пушистые, в красном кушаке, удалая; метафора: летит кибитка; слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: лошадка, пальчик; эмоционально-оценочная лексика: шалун, плетётся; инверсия: В салазки Жучку посадив,

^ Себя в коня преобразив;

4. Найдите слова, которые вышли из активного употребления.

(На дровнях, кибитка, ямщик, на облучке, в тулупе, в красном кушаке, дворовый мальчик, устаревшая форма бразды – сейчас борозда)

Как называются слова, вышедшие из активного употребления?

(Историзмы, архаизмы (когда есть современные синонимы))

5. Как вы думаете, почему А.С.Пушкин использует в этом отрывке бессоюзные сложные предложения и ставит точку с запятой между простыми предложениями, а не точку, ведь связь между частями БСП очень слабая?

(Таким образом Пушкин перечисляет события, которые происходят одновременно.

Известно, что А.С.Пушкин предпочитает БСП при описании событий или поведения героев. Использование данных синтаксических конструкций является одной из черт пушкинского стиля)

6. Найдите односоставное предложение, дайте ему характеристику.

^ Зима!..

(Повеств., восклиц., простое, односоставное, назывное, нераспростр.)

7. Найдите слова категории состояния и определите их значение. С какой целью использует их автор в своём произведении?

(Больно, смешно – обозначают душевное и физическое состояние человека. Используются в тексте, чтобы передать состояние мальчика; для большей точности и выразительности)

8. Найдите, в каких словах происходит оглушение согласного. На основе рассмотренных примеров сделайте вывод, когда происходит оглушение согласного.

(Лошадка, снег, Как-нибудь, салазки, посадив, преобразив; перед глухим согласным, на конце слова – в слабой позиции)

9. Определите, сколько букв и сколько звуков в словах : путь, его, рысью, почуя. Когда гласные е, ё, ю, я обозначают 2 звука?

(путь—4 б., 3 зв., его—3 б., 4 зв., рысью—5 б., 5 зв., почуя—5 б., 6 зв.; в начале слова, после Ъ и Ь, после гласного)

10. Произведите морфемный и словообразовательный разбор слова больно.

Больно больной

11. Произведите морфологический разбор слова смешно (порядок разбора смотри в учебнике на стр.206)

^ 1. Смешно – слово категории состояния, т.к. обозначает состояние человека.

2. Не изменяется.

3. Является сказуемым в безличном предложении.

12. Объясните орфограммы, которые встретились в тексте.

З…ма!.. Кр…стьянин, т…рж…ствуя,
На дровнях обн…вляет путь;
Его л…ша…кА, сне… п…чуя,
Пл…тёт (?)ся рыс…ю как(нибудь);
Бразды пуш…стые взрывая,
Л…тит к…битка уд…лая;
…мщик с…дит на …блуч(?)ке
В тулуп…, в красном кушаке.

Вот бега…т дв…ровый мальчик,
В сала…ки Жуч(?)ку п…садив,
Себя в к…ня пр…образив;
Шалун уж зам…розил пальчик;
Ему и больно, и см…шно,
А мать гр…зит ему в …кно…

13. Произведите полный синтаксический разбор последнего предложения, дайте характеристику и постройте схему:

Ему и больно, и смешно,
А мать грозит ему в окно…
Для справки:
Дровни Крестьянские открытые сани для перевозки дров, грузов.

Торжество 1. Большое празднество в ознаменование какого-нибудь события. 2. Победа, полный успех. 3. Чувство радости, удовлетворения по какому-нибудь случаю.

Обновить – 1. Заменить, пополнить чем-нибудь новым. Например, обновить оборудование, обновить свой гардероб. 2. Сделать новее, совершеннее, возродить, придать новый вид. Например, обновить свои знания. 3. Впервые употребить, использовать какую-нибудь новую вещь (разг.) Например, обновить покупку.

Почуяться – (прост.) Начать чувствоваться, показаться.

Рысь 1. Способ бега лошади (или другого животного), при котором одновременно выносятся вперёд ноги передняя левая и задняя правая или передняя правая и задняя левая. 2. Частый и неторопливый бег человека.

Рысца — Мелкая рысь, мелкий бег.

Плестись – (разг.) Идти медленно, вялой походкой, тащиться.

Кибитка – 1. Крытый экипаж, повозка. 2. У кочевых народов: переносное жилище.

Кушак – Пояс, обычно широкий, матерчатый. Например, ямщицкий кушак.

Облучок – Толстая деревянная скрепа, идущая по краям телеги, повозки или огибающая верхнюю часть саней. Например, ямщик сидит на облучке.

Тулуп – Долгополая меховая шуба, обычно нагольная, не крытая сукном. Например, овчинный тулуп.

Ямщик – возница на ямских лошадях, а также вообще возница.

Дворовый – 1. От двор в 1 значении. 2. Принадлежащий к дворне.
^ VIII. Подведение итога урока.

Таким образом, мы сегодня выявили закономерности различения слов категории состояния, наречий на –о, -е и кратких прилагательных среднего рода единственного числа;

научились различать слова категории состояния, наречия на –о, -е и краткие прилагательные среднего рода единственного числа;

выяснили их роль в тексте, научились употреблять в собственной речи.
^ IX. Домашнее задание:

  1. ответить на вопросы на стр. 207;

  2. выполнить упр. 322;

Комплексный анализ текста
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетётся рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки Жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик;
Ему и больно, и смешно,
А мать грозит ему в окно…

(А.С.Пушкин. Отрывок из романа «Евгений Онегин»)
1. Прочитайте выразительно данный текст. К какому стилю речи он относится?

2. Как вы понимаете выражения: крестьянин, торжествуя; обновляет путь; снег почуя; плетётся рысью. (При необходимости используйте раздел «Для справки».)

3. Какие поэтические приёмы использует А.С.Пушкин для создания данного выразительного художественного образа?

4. Найдите слова, которые вышли из активного употребления.

Как называются слова, вышедшие из активного употребления?

5. Как вы думаете, почему А.С.Пушкин использует в этом отрывке бессоюзные сложные предложения и ставит точку с запятой между простыми предложениями, а не точку, ведь связь между частями БСП очень слабая?

6. Найдите односоставное предложение, дайте ему характеристику.

7. Найдите слова категории состояния и определите их значение. С какой целью использует их автор в своём произведении?

8. Найдите, в каких словах происходит оглушение согласного. На основе рассмотренных примеров сделайте вывод, когда происходит оглушение согласного.

9. Определите, сколько букв и сколько звуков в словах : путь, его, рысью, почуя. Когда гласные е, ё, ю, я обозначают 2 звука?

10. Произведите морфемный и словообразовательный разбор слова больно.

11. Произведите морфологический разбор слова смешно (порядок разбора смотри в учебнике на стр.206)

12. Объясните орфограммы, которые встретились в тексте.

13. Произведите полный синтаксический разбор последнего предложения, дайте характеристику и постройте схему:

Ему и больно, и смешно,
А мать грозит ему в окно…


Для справки:
Дровни Крестьянские открытые сани для перевозки дров, грузов.

Торжество 1. Большое празднество в ознаменование какого-нибудь события. 2. Победа, полный успех. 3. Чувство радости, удовлетворения по какому-нибудь случаю.

Обновить – 1. Заменить, пополнить чем-нибудь новым. Например, обновить оборудование, обновить свой гардероб. 2. Сделать новее, совершеннее, возродить, придать новый вид. Например, обновить свои знания. 3. Впервые употребить, использовать какую-нибудь новую вещь (разг.) Например, обновить покупку.

Почуяться – (прост.) Начать чувствоваться, показаться.

Рысь – 1. Способ бега лошади (или другого животного), при котором одновременно выносятся вперёд ноги передняя левая и задняя правая или передняя правая и задняя левая. 2. Частый и неторопливый бег человека.

Рысца Мелкая рысь, мелкий бег.

Плестись – (разг.) Идти медленно, вялой походкой, тащиться.

Кибитка – 1. Крытый экипаж, повозка. 2. У кочевых народов: переносное жилище.

Кушак – Пояс, обычно широкий, матерчатый. Например, ямщицкий кушак.

Облучок – Толстая деревянная скрепа, идущая по краям телеги, повозки или огибающая верхнюю часть саней. Например, ямщик сидит на облучке.

Тулуп – Долгополая меховая шуба, обычно нагольная, не крытая сукном. Например, овчинный тулуп.

Ямщик – возница на ямских лошадях, а также вообще возница.

Дворовый – 1. От двор в 1 значении. 2. Принадлежащий к дворне.
Обобщающая таблица по теме:

«Омонимия слов категории состояния, наречий на –о, -е и кратких прилагательных среднего рода единственного числа»


Признаки

Части речи

^ Краткое прилагатель-

ное

Наречие

Категория состояния

Общее грамматиче-ское значение










Морфологиче-ские признаки:

Постоянные
Непостоянные




Синтаксическая роль










Другие признаки









Похожие:

Урок №61 По программе Н. Г. Гольцовой «Русский язык. Программа курса 10-11 классы» iconУмк «Русский язык 10-11 классы» под ред. Н. Г. Гольцовой
Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. Русский язык, 10-11 классы (Учебник для общеобразовательных школ)
Урок №61 По программе Н. Г. Гольцовой «Русский язык. Программа курса 10-11 классы» iconРабочая программа учебного курса по предмету «Русский язык»
А. И. Власенков, М: «Просвещение» 2011 и учебника «Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень» / Сост. А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова,...
Урок №61 По программе Н. Г. Гольцовой «Русский язык. Программа курса 10-11 классы» iconПрограмма курса русский язык 3 класс Пояснительная записка
Программа по русскому языку составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального...
Урок №61 По программе Н. Г. Гольцовой «Русский язык. Программа курса 10-11 классы» iconУрок «Односоставные предложения»
Русский язык: Учебник для 8 класса образовательных учреждений. С. Г. Бархударов, С. Е, Крючков и др. М.; Просвещение, 2005 год. Авторами...
Урок №61 По программе Н. Г. Гольцовой «Русский язык. Программа курса 10-11 классы» iconРабочая программа учебного предмета «Русский язык»
Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы. – 11-е изд., М.: Просвещение, 2010. – 46 с. Авторы: М. Т. Баранов,...
Урок №61 По программе Н. Г. Гольцовой «Русский язык. Программа курса 10-11 классы» iconПрограмма курса для специальности №020100 Философия Москва 2010 Пояснительная...
Программа курса «Английский язык» предназначена для студентов философского факультета I – V курсов дневного и вечернего отделений...
Урок №61 По программе Н. Г. Гольцовой «Русский язык. Программа курса 10-11 классы» iconУчебник (автор, наименование, издательство, год издания) начальное...
Программа «Обучение грамоте» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, Н. М. Бетенькова, О. Е. Курлыгина
Урок №61 По программе Н. Г. Гольцовой «Русский язык. Программа курса 10-11 классы» iconУчебник. 5, 6, 7, 8, 9 классы. В 3-х частях (5-7 классы), в 2-х частях (8-9 классы)
Учебно-методический комплект (умк) «Русский язык» (авторы: Львова С. И., Львов В. В.) предназначен для 5-9 классов общеобразовательных...
Урок №61 По программе Н. Г. Гольцовой «Русский язык. Программа курса 10-11 классы» iconУчебники «Русский язык». 5, 6, 7, 8, 9 классы
Русский язык 5-9 классы (Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др.)
Урок №61 По программе Н. Г. Гольцовой «Русский язык. Программа курса 10-11 классы» iconПроект урока в контексте фгос предмет: русский язык Класс: 5 Автор...
В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2010
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница