Скачать 406.8 Kb.
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» Проект «Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников через знакомство с русскими народными музыкальными инструментами» Автор проекта: Мурашова Н.В., старший воспитатель. Участники проекта: воспитатели подготовительных к школе групп, педагог по развитию речи, педагог по ИЗО деятельности, музыкальный руководитель. Тип проекта По методу: информационно-исследовательский По содержанию: «Ребёнок, общество и его культурные ценности» Педагогический Долгосрочный: 2007-2009 учебный год. Цель: Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников через знакомство с русскими народными музыкальными инструментами. Задачи:
^ Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Необычайные новые музыкальные впечатления обогащают детей, запоминаются надолго, способствуют формированию интересов, воображения, мышления, оценок, ценностного отношения к музыке. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребёнком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её почуствовать. Музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства доступна ребёнку. Ребёнок рождается с практически не развитым зрительным анализатором, но он уже способен различать многие звуки и необычайно чутко реагирует на них. Из родника музыки начинал пить каждый еще в младенчестве, слушая колыбельную песню, потешки, прибаутки. С точки зрения психологии, музыкальность – это особое качество, которое проявляется в эмоциональной отзывчивости человека на музыку, в способности видеть в звучании некоторое содержание. Музыка очень непосредственно воздействует на эмоциональное состояние человека, с её помощью можно быстро активизировать или, наоборот, успокоить детей, если в этом есть необходимость. Собственное музицирование позволяет ребёнку выразить эмоции в культурно приемлемой форме. Воспитатели, как правило, не имеют специального музыкального образования, однако от природы каждый из нас наделён удивительным, индивидуально созданным музыкальным инструментом – голосом. На улице по разным шумам и звукам так же можно очень много узнать о мире (звон капели, пение птиц, журчание ручья). Великий композитор современности Д.Шостакович писал: «^ Чем объяснить огромную силу воздействии я музыки на духовный мир человека? Прежде всего её чувствительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребёнка, формирует его моральный облик. Хороводы, песни, танцы вызывают интерес к обычаям русского народа. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, веселый юмор и задорные плясовые мелодии. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных заданий, видов деятельности (пение, слушание музыки, игры на детских музыкальных инструментах, движения под музыку) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий: играя в оркестре, вовремя вступить тому или иному музыкальному инструменту, вовремя начать и закончить игру, уметь действовать, подчиняясь музыке. Всё это воспитывает волю. Таким образом, музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребёнка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека. Музыкальным играм, игрушкам и детским музыкальным инструментам отводится большая роль, т.к. они вовлекают малыша в сферу музыки, помогая развитию его творческих способностей. Существует много разнообразных возможностей использования музыкальных инструментов. Это и индивидуальное музицирование и коллективное исполнение в детском оркестре. ^ Для качественного внедрения проекта необходимо было получить информацию о фактическом положении дел в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с русскими народными музыкальными инструментами. Результаты мониторинга, полученные до внедрения проекта, показали следующее: Анализ диагностики музыкального развития детей по выявлению качества приёмов игры на музыкальных инструментах показал высокий уровень 2006-2007 г – 30%, средний – 64%, в 2007-2008 – высокий уровень 39%, средний – 57%. В подготовительных к школе группах был проведен опрос, что чувствуют дети, когда играют музыкальные инструменты, который помог выявить следующее: дети не умеют слушать и наслаждаться слушанием музыкальных инструментов. Наблюдения за детьми в группе показали, что музыкальными инструментами дети интересуются, используют их в играх, но, к сожалению не все знают правила пользования инструментами, их хранение, приёмы игры на них. Анализ развивающей среды показал, что в музыкальных уголках подготовительной к школе группы недостаточно русских народных музыкальных инструментов. А так же необходимо пополнить музыкальными инструментами музыкальный кабинет. ДОУ. Знания педагогов по теме, выявленные через анкетирование и собеседование, также оказались не полными. Педагоги ДОУ (60%) затрудняются в названиях русских народных музыкальных инструментов, в делении их на группы. Знания родителей по теме также были выявлены через анкетирование и показали низкий уровень. Таким образом, были выявлены следующие проблемы:
Ожидаемый результат Дети: знают название русских народных музыкальных инструментов; различают характер звучания инструментов; знают правила пользования инструментами и их хранение; приёмы игры; имеют представление о том, как появились первые русские народные музыкальные инструменты, кто придумал и как изготовили; испытывают чувство гордости за русский народ, который является создателем народных инструментов; играют индивидуально в оркестре, соблюдая общую динамику. Педагоги: владеют информацией об истории создания русских народных музыкальных инструментов, об одаренных мастерах и музыкантах, о цене их труда; владеют навыками игры на музыкальных инструментах; побуждают детей к самостоятельным занятиям музыкой; знают, что инструменты должны звучать чисто, иметь определенный тембр, быть доступными детям по своему размеру и весу; ориентируют родителей на приобщение детей к русской народной культуре. Родители: знакомят детей с интересной и доступной информацией о русских народных музыкальных инструментах, помогают в поиске информации об истории создания инструментов. Участвуют в организации традиций ДОУ «Встречи с интересными людьми»; воспитывают чувство гордости за русский народ, который является создателем народных инструментов. Принимают помощь педагогов и специалистов в познании истории создания русских народных музыкальных инструментов. ^
^
Возможность воспитания нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.
Авторы программы «Радуга» главной задачей педагогической работы в ДОУ считают не специальное обучение, а развитие способности слышать музыку и получать удовольствие от встреч с нею. А также дают подробное описание форм работы с детьми и педагогами, описание развивающей среды для музыкальной зоны (таблицы). Так же наше ДОУ использует в работе программу «Синтез» 5й и 6й годы жизни: Разделы программы представлены по темам: «Природа в музыке», «Сказка в музыке», «Я учу ноты», «Мой день», «Музыка бывает разной», «Русские народные образы», «Играем в оркестре» В разделе «Русские народные образы» представлены пьесы, посвященные русским народным музыкальным инструментам (гуслярам, гармонистам, скоморохам), русскому быту и праздникам (катание на тройках). Программа предлагает набор слайдов для просмотра на занятиях. Такие занятия рекомендуется проводить, как часть, но эффективнее как отдельное занятие.
В результате проектной деятельности произведен отбор форм, методов и содержания по воспитанию нравственно-патриотических чувств через знакомство с русскими народными музыкальными инструментами и внедрение их в воспитательно-образовательный процесс. В работе с детьми по данному направлению используются следующие активные формы и методы: научные чтения (по разным группам инструментов); экспериментирование со звучащими предметами, игра на народных музыкальных инструментах; экскурсии в школу искусств; «Встречи с интересными людьми» (приглашение музыкантов); работа выставки русских народных музыкальных инструментов; продуктивная деятельность по изготовлению музыкальных инструментов из подручных материалов; участие детей в проектной деятельности Переработан материал по знакомству детей с русскими народными музыкальными инструментами для детей дошкольного возраста. Продумано содержание рассказов о русских народных музыкальных инструментах и их подача в доступной для детей форме. ^
^
Оценка имеющихся резервов, гарантии финансовой поддержки. Ежегодно в ДОУ организуются тематические проверки, конкурсы на создание лучшей развивающей среды, в том числе и по развитию музыкальности. Анализ результатов контроля показывает, что во всех возрастных группах создается богатая развивающая среда. Педагоги совместно с родителями приобретают детские музыкальные инструменты для групповых уголков; по рекомендациям музыкальных руководителей изготавливают дидактические игры и музыкальные пособия. Так в ДОУ создан перечень музыкальных инструментов, игр и пособий, необходимых в работе с детьми разного возраста. Но, к сожалению, не все музыкальные инструменты, приобретенные в магазинах, соответствуют требованиям, т.к. в основном это не качественные инструменты. Ведь детские музыкальные инструменты – это уменьшенная копия взрослых, они должны настраиваться, т.е. иметь правильное звучание. Музыкальная среда кабинета ДОУ постоянно пополняется деревянными ложками и др. Инструментами. Создан перечень музыкальных инструментов В музыкальный уголок помещается литература по теме, портреты композиторов. Так же, по рекомендациям программы «Радуга», воспитатели вместе с детьми в совместной деятельности изготавливают различные шумовые коробочки и другие инструменты из бросового материала. Взаимодействие ДОУ с ДШИ позволяет посещать детям вместе с родителями детскую филармонию с целью знакомства с национальной музыкальной культурой, со старинными музыкальными инструментами. Так же в рамках организации традиций по программе «Радуга» - «Встречи с интересными людьми» воспитатели приглашают музыкальных руководителей для знакомства с профессией. Создаются альбомы «Все работы хороши» ^
^ Музыка, будучи неотъемлемой частью искусства, являет тайну интуитивно угаданной гармонии. Язык музыкальных звуков позволяет выразить то, что труднее всего полноценно передать с помощью речи: человеческие эмоции и настроения. Мимика, движение, жест являются непосредственным выражением внутреннего состояния, чувств человека, мало поддаваясь сознательному контролю. Интонация человеческого голоса передает эмоциональное отношение людей к смыслу произносимых ими слов. Восприятие жестов, мимики, интонации речи также эмоционально – сначала мы чувствуем, потом осознаем «значение»\ стоящее за «выражением». Маленький ребенок в первые месяцы жизни воспринимает мир только через чувства и ощущения: он плачет оттого, что мама повышает на него голос, от сердитого выражения ее лица и её резких жестов и, наоборот, улыбается и успокаивается, когда чувствует тепло маминых рук, видит ее улыбку, слышит колыбельную песню. Взрослея, дети начинают понимать смысл обращенной к ним речи, значение слов, но взгляд взрослого, интонация его голоса, жестикуляция по-прежнему являются для малыша первостепенным источником воздействия. Музыка – один из видов искусства, который обращен непосредственно к человеческому чувству. Именно поэтому в душу маленького человека ее не следует вводить через сознание, т.е. через пояснение и интерпретацию. Музыка располагает своими специфическими средствами воздействия на состояние человека и потому не нуждается ни в иллюстрациях, ни в пояснениях. «Если музыка…слишком старается приладиться к словам и событиям, то она силится говорить языком, который не есть её собственный» (А, Шопенгауэр). В силу того, что звук – одно из интенсивнейших средств влияния на психику человека, дети, особенно маленькие, очень живо реагируют на разнообразные звуки (шум, голос, музыка). Известно, что, если речь становится фоном и не выступает как средство общения (включенный приемник, длительный разговор взрослых между собой), у малыша пропадает ориентировка на понимание смысла слов и его речевое развитие затормаживается. Только осмысленная, обращенная к ребенку речь взрослого вызывает у малыша стремление понять смысл слов. Ситуация с музыкой аналогична. Для эмоционального переживания ребенком музыки недостаточно, чтобы она была фоном. Музыка должна стать еще одним средством вашего общения с детьми. Дети всегда должны видеть, что для вас музыка несет содержание, что вы внимательны к ней, что она рождает у вас определенный эмоциональный отклик. Дети должны почувствовать, что состояние, вызванное солнечным или, напротив, пасмурным днем, первым снегом или листопадом, может быть выражено через музыку. Способность чувствовать и переживать необходима человеку. Наш детский сад работает по комплексной программе «Радуга» авторов Т.Н. Дороновой и др. Авторы программы полагают, что задачей педагогической работы с детьми в детском саду является не специальное обучение, а именно развитие этой способности слышать музыку и получать удовольствие от встреч с нею. Музыка должна стать частью естественной жизни ребенка в группе, жизни повседневной. Собственное музицирование позволяет ребенку выражать эмоции в культурно-приемлемой форме. Таким образом, задача развития музыкальности у детей стоит не только перед музыкальным руководителем, но и перед теми взрослыми, которые постоянно находятся с детьми в группе. |
![]() | Этапы и сроки проведения проекта. 2 года. Реализация проекта Участники проекта: дети 5-7 лет, воспитатели, музыкальный родители | ![]() | Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс ... |
![]() | Педагогический проект Участники проекта: дети, педагог даполнительного образования, музыкальный родители группы | ![]() | Проект «наши друзья книги» ... |
![]() | Тематическое планирование воспитательно образовательного проекта.... Участники: Кузнецова Н. С.(воспитатель группы), воспитанники средней группы, родители, музыкальный физкультурный работник | ![]() | Автор проекта: Ганжа Светлана Давыдовна-учитель начальных классов, Соавтор проекта Автор проекта: Ганжа Светлана Давыдовна-учитель начальных классов, Соавтор проекта : Гавриленко Валерий Александрович-директор школы,... |
![]() | Проект «семейный экспресс» Автор проекта: воспитатель Костромина Наталия Владимировна Участники пректа: дети, родители воспитанников, воспитатель подготовительной к школе группы | ![]() | Название проекта: «Битва под Москвой» Руководитель проекта: педагог дополнительного образования Шахалдян Мария Григорьевна |
![]() | Детский сад комбинированного вида №20 «Ладушки» Бугульминского муниципального района Участники проекта: Воспитатели и воспитанники младшей группы, музыкальный | ![]() | «Взгляд в будущее» Тип проекта: долгосрочный Сроки исполнения проекта: 2011 год … Автор проекта ... |