Программа факультативных занятий по немецкому языку художественно-речевая деятельность




Скачать 118.12 Kb.
НазваниеПрограмма факультативных занятий по немецкому языку художественно-речевая деятельность
Дата публикации12.02.2014
Размер118.12 Kb.
ТипПрограмма
shkolnie.ru > Литература > Программа


Министерство образования Республики Беларусь

Национальный институт образования

Минский государственный лингвистический университет

Л.М.Лапицкая, А.Ф.Будько


Программа факультативных занятий

по немецкому языку
ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ
для 3-4 классов общеобразовательных учреждений

с русским и белорусским языками обучения

Минск 2009


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Факультативные занятия «Художественно-речевая деятельность на иностранном языке» предназначены для 3-4 классов общеобразовательных учреждений и рассчитаны на 70 часов (по 35 часов в каждом классе).

Актуальность факультативных занятий определяется несколькими факторами. Иностранные языки являются эффективным средством всестороннего личностного развития, самосовершенствования, профессионального роста и межличностного общения. В соответствии с социальным заказом общества языковое образование ставит сложную цель, соответствующую роли иностранных языков в современном обществе – формирование поликультурной многоязычной личности. В условиях дефицита времени, отводимого на изучение иностранных языков в общеобразовательных учреждениях, факультативные занятия «Художественно-речевая деятельность на иностранном языке» восполняет существующий дефицит времени и создает благоприятные условия для иноязычного речевого развития учащихся начальной школы, их языковых и творческих способностей.

Программа факультативных занятий «^ Художественно-речевая деятельность на иностранном языке» разработан в рамках предметно-тематического содержания общения и требований к практическому владению видами речевой деятельности, определяемыми учебной программой по иностранным языкам (Минск, 2009).

Целью факультативных занятий является приобщение учащихся начальной школы к культуре других народов и общечеловеческим духовным ценностям через чтение детских литературных произведений на иностранном языке и их инсценировку, формирование интереса к иностранному языку и чтению на иностранном языке, преодоление психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения.

На факультативных занятиях решаются следующие задачи:

  • формирование культуры речи и культуры общения;

  • формирование образного представления об окружающем мире;

  • расширение кругозора, миропонимания, мироощущения и мировосприятия;

  • воспитание культуры чувств, способности к сопереживанию;

  • формирование ценностных ориентаций;

  • развитие творческих способностей, воображения, памяти.

Обучение художественно-речевой деятельности в рамках факультативного курса предполагает развитие звуко-произносительных и ритмико-интонационных навыков, совершенствование лексических и грамматических навыков, развитие техники чтения и следующих умений речевой деятельности:

диалогическая речь

  • умение вести этикетный диалог, диалог-расспрос по мотивам литературных произведений;

  • умение вести подготовленный диалог в инсценировках и ролевых играх на основе литературных произведений;

монологическая речь

  • умение делать краткие подготовленные высказывания о героях литературного произведения с опорой на картинку и на текст (сообщение);

  • умение описывать предметы, внешность героев, их жилище на основе литературных произведений (описание);

чтение

  • умение читать про себя и вслух с правильным произношением и интонацией адаптированные детские литературные произведения – сказки, рассказы, стихи, песни, рифмовки, построенные на программном языковом материале;

В ходе работы над детским литературным произведением развиваются следующие компенсаторные умения:

говорение

  • уточнение содержания высказывания с помощью мимики и жестов.

чтение

  • прогнозирование содержание текста по заголовку;

  • опора на средства зрительной наглядности (рисунки, фотографии);

Программа факультативных занятий «^ Художественно-речевая деятельность на иностранном языке» способствует также овладению учащимися социо-культурными знаниями через ознакомление с лучшими образцами детского иноязычного фольклора, произведениями детской иноязычной литературы и их авторами.
^ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Курс факультативных занятий «Художественно-речевая деятельность на иностранном языке» представляет широкие возможности для развития различных умений и творческого использования иностранного языка при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса.

Факультативные занятия проводятся в различных формах – ролевая игра, инсценировка, мюзикл, праздник, концерт, конкурс. Формы итоговых занятий по теме или нескольким темам определяются учителем заранее и готовятся с учащимися постепенно, с учетом закономерностей процесса овладения навыками и умениями иноязычного общения. Для более эффективного проведения занятий необходимо использовать современные технические возможности оснащения учебного процесса.

Работа над литературным произведением строится в три этапа, каждый из которых может представлять собой отдельное занятие.

На предтекстовом этапе учащиеся готовятся к устному (прослушивание) или письменному (чтение) восприятию литературного произведения. Проводится работа по совершенствованию звуко-произносительных и лексико-грамматических навыков, основанная на языковом материале и содержании литературного произведения. Это может быть работа над произношением имен собственных, встречающихся в литературном произведении, над отработкой звуков, сложных для произношения, с использованием скороговорок или слов из текста. Должное внимание на этом этапе уделяется работе над интонацией и ритмом посредством использования рифмовок, игр типа «Поезд» (вначале предложение произносится медленно, затем быстрее и быстрее, затем снова медленно), игр-перевоплощений («Ты – собачка, лиса, кролик; ты радуешься, грустишь, устал, злишься, счастлив, и т.п.).

На этом этапе целесообразно широко использовать иллюстрации литературного произведения, которые помогают ввести учащегося в ситуацию и предвосхитить содержание воспринимаемого литературного произведения, например, «Посмотри на картинку и скажи, о чем или о ком этот рассказ», «Как называется этот рассказ?», «Как ты думаешь, о чем разговаривают герои?», «Посмотри на картинку, послушай описание героя и догадайся, о ком идет речь», «Посмотри на картинку и скажи все, что можешь об этом герое, затем прочти рассказ и сравни его со своим описанием».

На текстовом этапе учащиеся выполняют задание на понимание текста, поставленное перед восприятием текста, например, проверить предположения, высказанные на предтекстовом этапе работы, выбрать заглавие из нескольких, назвать всех действующих лиц, ответить на вопрос, охватывающий общее понимание содержания. Первое прочтение текста желательно совместить с прослушиванием кассеты или учителя. В этом случае учащиеся слышат звучащий текст – фонетически правильную и интонационно выразительную речь актера или учителя – и одновременно читают его глазами. Задания типа «Расположите предложения в нужном порядке», «Определите верные и неверные высказывания», «Исправьте ошибки», «Найдите несоответствия между текстом и картинкой», «Вспомните, кто это говорит» предполагают повторное самостоятельное обращение к тексту (чтение про себя). После проверки понимания текста отрабатывается выразительное чтение: вначале текст читается вместе с учителем или кассетой, затем распределяются роли, которые вначале озвучиваются группой учащихся, производится их неоднократная смена, затем каждый отдельный учащийся получает свою роль и литературное произведение прочитывается вслух. При этом учащиеся, не получившие роль, мимикой и жестами могут изображать описываемые в тексте события и действия. Далее можно организовать конкурсы не лучшего чтеца, на лучшую группу чтецов и т.п.

На послетекстовом этапе учащиеся, прежде всего, интерпретируют и оценивают литературное произведение, его героев, выражают свое отношение к ним. Далее в группах или парах учащиеся выполняют задание по подготовке ролевой игры или инсценировки:

  • сокращают текст произведения и готовят реплики для каждого участника ролевой игры или инсценировки;

  • учат роли для инсценировки или ролевой игры;

  • изготавливают маски, костюмы, элементы декораций для инсценировки;

  • повторяют песни, рифмовки или стихи из основного курса или разучивают новые;

  • проводят подготовленную инсценировку или ролевую игру;

  • обсуждают и оценивают результаты.

В ходе этой работы учитель выступает в качестве организатора, режиссера деятельности. Это требует тщательной подготовки заданий для парной / групповой / массовой работы и обеспечения учащимся необходимой помощи для решения поставленных задач.

Целесообразно объединять несколько инсценировок в праздник, концерт и т. п. для других учащихся и родителей.

Таким образом, факультативный курс «^ Художественно-речевая деятельность на иностранном языке» является целостным циклом управляемого взаимодействия между учителем и учащимися, которое представляет широкие возможности для использования разнообразных организационных форм проведения занятий и режимов работы учащихся (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, массовая) для овладения навыками и умениями иноязычного общения.

Примерное ПЛАНИРОВАНИЕ факультативных ЗАНЯТИЙ

Планирование факультативных занятий осуществляется с учетом

  • начала изучения иностранного языка и уровня знаний учащихся;

  • предметно-тематического содержания общения;

  • времени, необходимого для работы над литературным произведением – 1- 2 занятия в зависимости от его объема;

  • времени, необходимого для инсценирования литературного произведения –1- 2 занятия в зависимости от его объема;

  • времени, необходимого для подготовки праздника или концерта – 2 – 4 занятия в зависимости от тематического охвата праздника.



^ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предполагается, что факультативный курс «Художественно-речевая деятельность на иностранном языке» расширит возможности учащихся 3 – 4 классов использовать приобретенный языковой, речевой и социокультурный опыт для:

    • совершенствования речевых навыков и развития умений общения;

    • преодоления психологических барьеров в процессе устного общения на иностранном языке;

    • ознакомления с доступными образцами детского зарубежного фольклора на изучаемом иностранном языке;

    • развития доброжелательного отношения к представителям других стран.


^ СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ

Курс факультативных занятий составляет единое целое с основным курсом, развивает его и создает возможности для дополнительного использования программного материала во всех видах речевой деятельности. Программа факультативных занятий предоставляет новые реальные ситуации для использования иностранного языка в целях общения при подготовке инсценировок, ролевых игр, праздников, мюзиклов, постановок, конкурсов чтецов и т.п. Все перечисленные формы занятий обеспечивают совершенствование лексико-грамматических навыков и развитие речевых умений в условиях, максимально приближенных к реальному общению или имитирующих такое общение в рамках сфер и предметно-тематического содержания общения, определенного программой.

Содержание программы факультативных занятий «^ Художественно-речевая деятельность на иностранном языке» для 3 и 4 классов общеобразовательных учреждений представлено сферами общения и их предметно-тематическим содержанием, языковым материалом и материалами для чтения (См. списки рекомендованной литературы).
III класс (35 часов)

^ Сферы общения и предметно-тематическое содержание

Социально-бытовая сфера

Учебно-трудовая сфера

Социально-познавательная сфер.

Семья.

Внешность.

Моя комната /

классная комната. Животные.

Продукты питания

Школьные принадлежности.


Времена года.

Погода.


^ ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ

Материалы литературных произведений и речь учащихся должны быть построены на следующем языковом материале:

лексический материал факультативных занятий включает лексические единицы, необходимые и достаточные для выражения предметно-тематического содержания общения: это слова, обозначающие предмет, качество, явления природы, продукты питания; необходимые для описания комнаты, животных и др.

грамматический материал для продуктивного усвоения включает:

Род имен существительных. Число имен существительных.

Употребление определенного и неопределенного артикля: неопределенный артикль в простом предложении с глаголом-связкой; отсутствие артикля перед именами существительными, имеющими другие сопровождающие слова.

Притяжательные местоимения. Безличное местоимение es в речевых образцах Es ist kalt. Es regnet.

Модальные глаголы können для выражения способности, умения, возможности, wollen для выражения намерения, воли, готовности.

Порядок слов в простом нераспространенном и вопросительном предложении, в предложении с соcтавным глагольным сказуемом, выраженным модальным глаголом и инфинитивом. Безличные предложения. Отрицание nicht перед именем прилагательным в краткой форме.
^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Будько, А.Ф., Урбанович, И.Ю Немецкий язык: учеб. пособие для 3-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / А.Ф.Будько, И.Ю. Урбанович. – Минск: Выш. шк., 2009- 182 с.

2^ . Будзько, А.П., Урбановіч, І .Ю Нямецкая мова: вучэб. дапаможнік для 3-га кл. агульнаадукацыйных устаноў, з бел. мовай навучання / А.П.Будзько, І.Ю. Урбановіч. – Мінск: Выш. шк., 2009- 174 с.

3^ . Будько, А.Ф., Урбанович, И.Ю Немецкий язык: учеб. пособие для 3-го кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с рус. яз. обучения (базовый уровень) / А.Ф.Будько, И.Ю. Урбанович. – Минск: Выш. шк., 2006- 174 с.

4^ . Будзько, А.П., Урбановіч, ІНямецкая мова: вучэб. дапаможнік для 3-га кл. агул. сярэд. адукацыі, з бел. мовай навучання (базавы узровень) А. П.Будзько, І. Ю. Урбановіч. – Мінск: Выш. шк., 2006.- 174 с.

5. Будько, А.Ф. Немецкий язык: учебник для учащихся 2 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения. / А.Ф. Будько.- Минск: Выш.шк., 1999. - 150 с.

IV класс (35 часов)

Сферы общения и предметно-тематическое содержание

Социально-бытовая сферa

Учебно-трудовая сфера

Социально-культурная сфера

Семья.

Друзья.

Дом / квартира. Распорядок дня. Одежда.


Расписание уроков.


Праздники.

Выходной день.



^ ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ

Материалы литературных произведений и речь учащихся должны быть построены на следующем языковом материале:

лексический материал факультативных занятий включает лексические единицы, необходимые и достаточные для выражения предметно-тематического содержания общения: это имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения и др., обозначающие предметы, действия, качество, принадлежность, отрицание, место и др.

грамматический материал для продуктивного усвоения включает:

  • существительные в дательном и винительном падежах в единственном и множественном числе;

  • употребление определенного артикля перед именем существительным, перед которым стоит порядковое числительное; которое ранее упоминалось в контексте; употребление неопределенного артикля при первом упоминании о неизвестном лице или предмете, перед именем существительным после глаголов haben, brauchen; отсутствие артикля при обозначении профессии и рода занятий; перед именем существительным во множественном числе, если оно в единственном числе употребляется с неопределенным артиклем.

  • личные и притяжательные местоимения в дательном и винительном падежах;

  • количественные числительные от 21 до 100;

  • порядковые числительные;

  • предлоги времени in, an, auf, требующие дательного падежа;

  • предлоги места in, an , требующие винительного и дательного падежа;

  • модальный глагол müssen для выражения необходимости, вызванной внешними причинами и внутренним побуждением;

  • модальный глагол mögen для выражения желания;

  • порядок слов в предложениях с обстоятельствами места и времени; в предложениях с модальным глаголом.


^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Будько, А.Ф., Урбанович, И.Ю Немецкий язык: учеб. пособие для 4-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения (базовый уровень)./ А.Ф.Будько, И.Ю. Урбанович. – Минск: Выш. шк., 2007- 176 с.

^ 2. Будзько, А.П., Урбановіч, І .Ю Нямецкая мова: вучэб. дапаможнік для 4-га кл. агульнаадукацыйных устаноў, з бел. мовай навучання *базавы узровень) / А.П.Будзько, І.Ю. Урбановіч. – Мінск: Выш. шк., 2007- 176 с.

3. Будько, А.Ф., Урбанович, И.Ю Немецкий язык: учеб. пособие для 4-го кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с рус. яз. обучения (базовый уровень) / А.Ф.Будько, И.Ю. Урбанович. – Минск: Выш. шк., 2006- 174 с.

4. Будзько, А.П., Урбановіч, ІНямецкая мова: вучэб. дапаможнік для 3-га кл. агул. сярэд. адукацыі, з бел. мовай навучання (базавы узровень) А. П.Будзько, І. Ю. Урбановіч. – Мінск: Выш. шк., 2006.- 174 с.


Похожие:

Программа факультативных занятий по немецкому языку художественно-речевая деятельность iconПрограмма факультативных занятий по немецкому языку «введение в мир...
Программа факультативных занятий «Ведение в мир иностранного языка» предназначен для начальной ступени обучения (I-II классы) общеобразовательных...
Программа факультативных занятий по немецкому языку художественно-речевая деятельность iconПрограмма факультативных занятий по немецкому языку «художественное...
Предлагаемый курс факультативных занятий «Художественное чтение и драматизация» предназначен для V-VI классов гимназии
Программа факультативных занятий по немецкому языку художественно-речевая деятельность iconПрограмма факультативных занятий по французскому языку «лексико-грамматический...
Программа факультативных занятий «Лексико-грамматический практикум» для X-XI классов является важной составной частью системы обучения...
Программа факультативных занятий по немецкому языку художественно-речевая деятельность iconПрограмма факультативных занятий по английскому языку «введение в...
Программа факультативных занятий «Ведение в мир иностранного языка» предназначена для начальной ступени обучения (I-II классы) общеобразовательных...
Программа факультативных занятий по немецкому языку художественно-речевая деятельность iconПрограмма факультативных занятий по немецкому языку «лексико-грамматический...
Факультативный курс «Лексико-грамматический практикум» для учащихся 10-11 классов является важной составной частью системы обучения...
Программа факультативных занятий по немецкому языку художественно-речевая деятельность iconПрограмма факультативных занятий по немецкому языку «Основы перевода»...
Знание этих особенностей, так же как осознание их в родной культуре и понимание различий между ними, лежит в основе двуязычной культуры...
Программа факультативных занятий по немецкому языку художественно-речевая деятельность iconПрограмма факультативных занятий по немецкому языку «культура речевого общения» для 7 8 классов
Факультативные занятия «Культура речевого общения» предназначены для 7-8 классов общеобразовательных учреждений и рассчитаны на 35...
Программа факультативных занятий по немецкому языку художественно-речевая деятельность iconПрограмма факультативных занятий по немецкому языку «Практикум по...
Сам процесс чтения, предполагающий анализ, синтез, обобщение, умозаключения, прогнозирование, выполняет важную воспитательную и образовательную...
Программа факультативных занятий по немецкому языку художественно-речевая деятельность iconРабочая программа по немецкому языку 2 класс
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной...
Программа факультативных занятий по немецкому языку художественно-речевая деятельность iconПрограмма факультативных занятий по английскому языку «культура речевого...
Программа факультативных занятий «Культура речевого общения» предназначена для VII-VIII классов общеобразовательных учреждений и...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница