Конспект урока русского языка в 5 б классе Подготовила учитель русского языка и литературы




Скачать 54.57 Kb.
НазваниеКонспект урока русского языка в 5 б классе Подготовила учитель русского языка и литературы
Дата публикации11.02.2014
Размер54.57 Kb.
ТипКонспект
shkolnie.ru > Литература > Конспект

Конспект урока

русского языка

в 5 б классе

Подготовила учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №1» п.Ханымей Пуровского района

Ветошкина Ксения Александровна

Конспект урока русского языка в 5 классе

Тема: Имя существительное.


Цель: образовательная - вспомнить ранее изученное по теме, его морфологические признаки, роль в предложении.

Развивающая- формирование орфографической зоркости учащихся, формирование умения распознавать существительное среди других частей речи, развитие логического мышления

учащихся

Воспитательная- воспитание ответственности за свою работу и работу всего класса, воспитание трудолюбия , добиваться поставленной цели.

Оборудование – карта страны Имен существительных.

План урока:

  • Организационный момент – 2-3 минуты

  • Актуализация знаний – 5 минут

  • Этап повторения  включает физкультминутку -20 минут

  • Подведение итогов – 3 минуты

  • Домашнее задание – 2-3 минуты

  • Рефлексия – 2 минуты

^ ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Проверка подготовки к уроку

2. Актуализация знаний

 Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных –нету.

И всё, что может видеть глаз-

Над нами и под нами-,

И всё, что в памяти у нас-,

Означено словами.

- О какой части речи говорится в стихотворении?

- Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Имен существительных. Но чтобы попасть в эту страну нужно найти ключ от ворот. Ключом будет задание:
на доске записаны слова, выберите только имена существительные:
день, веселый, дневной, веселье, дневалить, веселиться.

Вопрос: Как вы определили, что эти слова относятся к  имени существительному?

Вывод: Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?, обозначает предмет.

^ 3. Этап повторения

Учитель. Входим на территорию страны и попадаем в болото. Здесь тонут слова, нам нужно их спасти и отправить на берег. Только одни слова живут на берегу Одушевленности, другие – на берегу Неодушевленности. Примеры слов: кот, собака, ручка, тетрадь, пенал, птица, стол.

^ Вопрос: Какие слова мы отправим на берег Одушевленности, какие – на берег Неодушевленности? Почему?

Вывод: Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто?, неодушевленные – на вопрос что?

Учитель. Построим мост через болото, задание: по цепочке привести примеры одушевленных и неодушевленных имен существительных.

1 вариант – одушевленные имена существительные,
2 вариант – неодушевленные имена существительные.

Учитель. Мостик построен. Теперь скажите, «спасенные» существительные относятся к нарицательным или собственным именам существительным? Это нарицательные существительные.

^ Вывод: Нарицательные существительные обозначают множество предметов, собственные – единичный предмет.

Учитель. Подберите и запишите к  нарицательным одушевленным существительным имена собственные. Как они пишутся? (С большой буквы.)

Примеры ответов. Кот Мурзик, собака Шарик, писатель Толстой, город Москва, река Обь.

Учитель.  Мы идем дальше. Впереди виднеется дом, в нем три этажа.

На первом этаже живут существительные: папа, день, стол…
На втором этаже живут существительные: мама, страна, высота…
На третьем этаже живут существительные: яблоко, море, счастье…

Определите род существительных, живущих на каждом этаже. Как вы это сделали?

Вывод: Имена существительные относятся к мужскому роду, женскому роду, среднему роду. Род существительных определяется путем подстановки местоимений он мой, она моя, оно мое.

Физкультминутка. Я вам буду называть существительные, если они относятся к женскому роду, то вы приседаете; если к мужскому – подпрыгиваете, а если к среднему-разводите руки в стороны. Итак, начинаем:

Пенал, солнце, пол, ночь, стол, земля, сердце, папа, груша, яблоко, апельсин, небо, роза, пингвин.

Учитель. Существительные из одного дома ходят в гости к существительным в соседний дом, но каждое слово – только на один этаж. Почему? От чего это зависит? (Каждое существительное относится к определенному склонению). Сколько склонений у существительных? Как определить склонение имен существительных?

Вывод: К 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончанием  -а, -я, ко 2 склонению – существительные среднего рода с нулевым окончанием, к 3 склонению – существительные женского рода с нулевым окончанием.

Учитель. Нам пора идти дальше. Перед нами речка Числянка. На одном берегу живут существительные единственного числа, они часто ходят в гости на другой берег. Но что с ними происходит? (Они изменяются).

^ Вывод. Имена  существительные изменяются по числам.

Распределительный диктант

1 вариант – единственное число          2 вариант – множественное число

пенал                                                         листы
линейка                                                     парты
ручка                                                         кружки
учебник                                                     ручки

^ Вывод. Существительные единственного числа обозначают один предмет, существительные множественного числа обозначают множество предметов.

Учитель. Посмотрите, рядом расположился обитаемый остров, здесь с одной стороны живут существительные: доброта, счастье, с другой – очки, клещи. В чем особенность этих существительных? Изменяются ли они по числам?

^ Вывод. Эти существительные имеют только одно число – единственное или множественное.

Устное задание (игра, развивающая внимание)

Учитель диктует имена существительные,  ученики должны определить число, подняв руку (единственное число – правая рука, множественное число – левая рука).

Единственное число                                    Множественное число

доброта                                                         ножницы
отвага                                                            сани
молодость                                                     щипцы
смелость                                                       очки

Учитель. Добрались мы до королевства Падежей. Повторим название падежей и падежные вопросы.  Игра «Кто быстрее». Задание: изменить по падежам имя существительное. На каждый ряд дается листок со словом,  работа начинается с последней парты, ученики на каждой парте изменяют слово, ставя в определенный  падеж. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание.

^ Учитель. Теперь заглянем в гости к Пете Ошибкину. Что же он написал?

В лису много гребов и ягат, здесь растут цвиты. (на доске)

Задание. Запись исправить (у доски работает один ученик, остальные самостоятельно пишут в тетрадях) и объяснить.

Повторяется правописание слов с безударной гласной в корне.

Учитель. Нам пора уходить из этой замечательной страны. Давайте подведем итоги.

^ 4. Подведение итогов

Имя существительное – это часть речи, отвечает на вопрос кто? что?, обозначает предмет, относится к мужскому, женскому или среднему роду, бывает 1, 2 и 3 склонения, одушевленное и неодушевленное, собственное и нарицательное, изменяется по числам и падежам.

Учитель. А зачем нужны существительные? (Они называют предметы, которые находятся вокруг нас). Оглянитесь вокруг, приведите примеры имен существительных, которые обозначают предметы, находящиеся в классе.

Вывод. Существительные в нашей жизни играют огромную роль, они помогают нам назвать то, что мы видим.

5. Домашнее задание: 

Выполнить тест

Похожие:

Конспект урока русского языка в 5 б классе Подготовила учитель русского языка и литературы iconУрока русского языка в 8 классе сочинение-рассуждение на тему «мы не имеем права забывать»
...
Конспект урока русского языка в 5 б классе Подготовила учитель русского языка и литературы iconКонспект урока русского языка в 7 классе. Учитель русского языка и литературы мкоу сош №6
...
Конспект урока русского языка в 5 б классе Подготовила учитель русского языка и литературы iconУрок русского языка в 3 классе тема урока «Способы образования имён существительных»
Конспект урока русского языка в 3 классе. Умк «Начальная школа XXI века». Автор разработки: Беджаше Майя Нуриевна, учитель высшей...
Конспект урока русского языка в 5 б классе Подготовила учитель русского языка и литературы iconУрок конференция с элементами Праздника. День славянской письменности...
Мероприятие подготовила и провела учитель русского языка и литературы моу «сош №3» Зилова М. Ю
Конспект урока русского языка в 5 б классе Подготовила учитель русского языка и литературы iconУрок русского языка и литературы в 6 классе по теме: «Устаревшие слова»
Клеймёнова Алеся Александровна-учитель русского языка и литературы мкоу казачья кадетская сош №19 г. Пятигорска
Конспект урока русского языка в 5 б классе Подготовила учитель русского языка и литературы iconВнеклассное мероприятие по русскому языку. 6 класс. Подготовила учитель...
Показать необходимость внеклассной работы по фразеологии в системе изучения русского языка в школе
Конспект урока русского языка в 5 б классе Подготовила учитель русского языка и литературы iconУрок русского языка в 5 классе «Фонетика»
Автор: Попков Сергей Иванович, учитель русского языка и литературы моу сош №112 Калининского района г. Уфы, Отличник образования...
Конспект урока русского языка в 5 б классе Подготовила учитель русского языка и литературы iconУрок русского языка в 8 классе Обобщение изученного по теме «Лексика и фразеология»
Журавская Наталия Александровна, учитель русского языка и литературы боу г. Омска "Гимназия №147"
Конспект урока русского языка в 5 б классе Подготовила учитель русского языка и литературы iconУрок русского языка в 8 классе. Обобщение изученного материала по теме
Выполнила учитель русского языка и литературы мбоу «сош №23» города Северодвинска Перкова Любовь Михайловна
Конспект урока русского языка в 5 б классе Подготовила учитель русского языка и литературы icon«люби, цени и знай русский язык!» Автор: Реветнева Тамара Николаевна,...
Пояснительная записка. Мероприятие проводится в рамках Недели русского языка и литературы с целью воспитания у учащихся бережного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница