Скачать 53.57 Kb.
|
ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ Урок родился около 400 лет назад. Существуя несколько столетий, урок не мог не трансформироваться. Находясь в контексте современной ему культуры, урок вбирает в себя достижения общественной жизни, науки, искусства, строится на основе сегодняшних идей о формировании и развитии личности учащегося. Современный урок – это урок, стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени, его потребностям. В последние годы в школе обозначились новые педагогические тенденции [1]: изменение целеполагания в направлении культуросообразности и природосообразности обучения; усиления личностной ориентации содержания и технологий образования; индивидуализации образовательных траекторий учащихся; творческая и развивающая направленность базового обучения, технологизация и компьютеризация учебного процесса. Эти идеи во многом предопределяют требования к современному уроку: ^ Исходная идея современного урока основывается на представлении о единстве обучения, воспитания и развития Слайд-1 Она сформировалась в результате длительного становления педагогической науки и практики. В ней находит свое выражение логика современной теории обучения, а также социальный заказ общества системе образования. Сообщая определенные знания на уроке, необходимо развивать мышление учащихся, способствовать их умственному развитию, формировать соответствующее отношение к окружающей их действительности, прививать навыки поведения на основе этих отношений. Урок должен развивать способности, среди которых существенными для современного человека выступают такие как – быть мыслящим, моральным, творческим субъектом [2]. ^ принципов. Каждый урок должен отвечать всем принципам дидактики и прежде всегонаучности, связи обучения с жизнью, сознательности и творческой активности учащихся Слайд- 2 Урок по любому учебному предмету – это часть процесса, поэтому и необходимо увязывать обучение с жизнью, практикой, которая в научном познании играет роль критерия истинности, а в учебном – способствует формированию мотивации к учебе, положительного отношения, выработки умений применять теоретические знания на практике. Необходимо обучать так, чтобы учащиеся осознавали цели учения, умели планировать свою работу, проверить себя, умели ставить проблемы и искать их решения. Такой творческий познавательный процесс перестраивает мышление обучаемых от схемы «услышал запомнил пересказал» к схеме «познал осмыслил сказал запомнил». ^ активизации познавательной деятельности учащихся. Исследования показывают, качество усвоения материала напрямую зависит от способа получения информации и степени активности учащихся. При обучении ученик усваивает: 10% прочитанного; 20% услышанного; 30% увиденного; - 90% того, что он сделал сам. Для процесса обучения важны все виды методов. Однако современный урок Слайд-3 стремится к уменьшению разговорной активности учителя и увеличению разговорной активности учащихся, следовательно, к доминированию активных и интерактивных методов обучения, в основе которых лежат взаимодействие, беседа, диалог. В отличие от активных интерактивные методы обучения ориентированы на более широкое взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом, а также на преобладание активности самих учащихся в процессе обучения. ^ . Использование современных технических средств обучения – одно из главных и обязательных условий качественного образования. Слайд- 4 В современной школе появилось новое поколение средств обучения, функционирующих на базе информационных и коммуникационных технологий, которые создают предпосылки для небывалой интенсификации образовательного процесса, выводит его на качественно новый уровень. Современное оборудование представлено широким спектром высокоэффективных технических средств обучения В школе практически каждая учебная дисциплина может использовать новые мультимедийные технологии, методы и приемы для повышения уровня знаний, ускорения и улучшения подачи материала, активизации обучения. ^ (Рисунок 5). Важный фактор успешного урока – его структурированность, четкость изложения материала, выделение главного. В то же время урок должен быть эмоциональным, увлекательным, мотивированным. Урок – это творчество! Педагогическое мастерство учителя как раз и заключается в том, чтобы каждого учащегося сделать творцом современного урока. Вначале увлечь, а потом научить. Слайд-5 ^ . При проверке и оценке качества успеваемости учителю необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими идеями, а также способами творческой деятельности. В систему проверки и контроля над знаниями учащихся должны быть включены разнообразные формы и методы (Слайд 6). В настоящее время – эпоху педагогического творчества и самостоятельности учителя имеют возможность кроме классических использовать и свои авторские методы проверки и контроля знаний и умений учащихся. ^ гигиенических условий. Эти условия во многом предопределяют выполнение всех вышеназванных требований, предъявляемых к уроку. Известно, что различают физиологические и психологические потребности человека от степени утоления личностных потребностей зависят человеческое ощущение счастья и состояние благополучия. Одна из ключевых психологических потребностей – потребность познавательная. Важнейшим фактором ее возникновения является владение учителем основами педагогики успеха, его умение создать ситуацию успеха для каждого учащегося, минимизировать стресс и страх в обучении, опираться на современные подходы к осуществлению оценочной деятельности на уроке. Высокому уровню активности учащихся, их комфортному состоянию, безусловно, способствует и соблюдение санитарно-гигиенических условий, а именно: температурного режима в классе, надлежащих норм освещения, рациональная смена видов работы. Подводя итог вышеуказанным требованиям, предъявляемым к уроку, необходимо отметить, что стратегия современного урока далеко выходит за пределы простой передачи знаний. Современный урок – это поиск, открытие и осмысление истины в процессе постижения фактов и оснований человеческой жизни, обретение личностных смыслов. Литература 1. Ермолаева М.Г. Современный урок. Анализ. Тенденции. Возможности. СПб.: КАРО, 2008. – 160 с. 2. Голуб Б. А. Основы общей дидактики. М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 96 с. |
![]() | Дидактические требования к современному уроку Дидактические требования к современному уроку четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь... | ![]() | Лекция: «Требования к современному уроку» Лекция: «Требования к современному уроку». Шестернинов Евгений Евгеньевич к п н., Заслуженный учитель России |
![]() | План проведения педсовета Роль урока в аспекте развития личностных... О проблемах и опыте развития личностных ресурсов обучающихся в школьной практике | ![]() | Методические требования к современному уроку стремление учителя самостоятельно... Системы принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений, обязательная опора на них при проектировании, организации и осуществлении... |
![]() | Разные виды контроля знаний, умений и навыков на уроках русского... К современному уроку выдвигается ряд общих требований, выполнение которых повышает эффективность уроков, а значит и качество образования.... | ![]() | Презентация книги «Словарь железнодорожных терминов» Третий технический семинар «Польша и Евросоюз – нормативы, стандарты и требования к современному трамвайному сообщению», организатор... |
![]() | Методическая разработка на тему: «Типы уроков, их структура» Урок – основная форма организации обучения. Дидактические требования к уроку теоретического обучения | ![]() | Технология тьюторского сопровождения формирования профессиональных... Новые социально-экономические условия, предполагающие развитие рынка труда, внедрение в производство передовой техники и инновационных... |
![]() | Анализ методической работы лицея 2011-2012 учебный год Новая школа» определены направления развития учительского потенциала, одна из главных задач звучит так: «Использование новых технологий... | ![]() | Анализ методической работы лицея 2012-2013 учебный год Новая школа» определены направления развития учительского потенциала, одна из главных задач звучит так: «Использование новых технологий... |