Формирование языковых компетенций у студентов в условиях образовательных учреждений среднего профессионального образования




Скачать 49.23 Kb.
НазваниеФормирование языковых компетенций у студентов в условиях образовательных учреждений среднего профессионального образования
Дата публикации29.01.2014
Размер49.23 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Культура > Документы
Формирование языковых компетенций у студентов в условиях образовательных учреждений среднего профессионального образования.

М.М. Пачина

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности».

Кто двигается вперед в знании, но

отстает в нравственности, тот более

идет назад, чем вперед.

Аристотель

Проблема подготовки квалифицированных специалистов, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности – основная задача современного профессионального образования. Приобретение компетенций обучающимися зависит от системы работы преподавателя.

Профессия педагога относится к числу профессий повышенной речевой ответственности. Поэтому в рамках формирования профессиональных компетенций студентов колледжа проблема развития языковой, речевой и коммуникативной компетенции является одной из наиболее значимых. На смену традиционным методикам пришли в последнее время интегральные технологии, где решающее место занял компьютер. Но наряду с позитивным влиянием компьютера на процесс обучения надо отметить и негативное: происходит “отторжение” подростка от общения с окружающими людьми. Значит, долгое время в жизни обучающегося оказывается невостребованным такой компонент обучения как языковая и коммуникативная компетенция. И я поставила целью обучения: формирование у обучаемых языковой компетенции.

Компетентность - непосредственный результат образования, выражающийся в овладении определенным набором способов деятельности.

Компетентностный подход к обучению русскому языку позволяет ответить на вопрос, как обучающийся владеет языком, на каком уровне: языковом (владение нормами литературного языка), лингвистическом (знания о языке, его устройстве), коммуникативном (владение языковыми средствами), социокультурном (владение культурой речи и этикой общения на национально-культурной основе).

В настоящее время в практике преподавания русского языка наметились тенденции к созданию новых технологий, связанных с построением дидактико-методических систем обучения русскому языку. Большие возможности для языкового и умственного развития студентов содержит обучение грамматике русского языка, которое обогащает их знанием основных законов и правил системы языка, морфологических и синтаксических средств выражения мысли, способствует развитию логического мышления, является основой формирования практических речевых и правописных навыков. На основе анализа методической литературы и изучения опыта преподавания русского языка установлена необходимость поиска оптимальных условий языкового развития обучающихся. Это актуализировало проблему формирования языковой компетентности студентов и потребовало разрешения ряда объективных противоречий

Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей: воспитание любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; освоение знаний о русском языке, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; формирование умений анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать необходимую информацию; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных. Залогом успешного профессионального становления любой личности является свободное владение всеми видами речевой деятельности: письмом, чтением, говорением и слушанием, что особенно актуально для выпускников нашего колледжа.
На уроках русского языка предлагаю студентам разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Практическая сторона моей научно-методической темы осуществляется разнообразием видов работы. В колледже мы учим создавать тексты всех стилей русского литературного языка, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов. Вместе с навыками письменной речи у студентов развивается память, логическое и образное мышление, волевые качества: усидчивость, терпение. Всё  это необходимо в любой профессии. Развитие лексической стороны речи, языковой прослеживается через работу со словарями, составление стихотворений собственного сочинения, озвучивании творческих работ. Студенты привлекаются преподавателями к составлению сценариев и проведению внеклассных мероприятий ( например, лингвистического КВН-а), индивидуальные консультации по русскому языку для студентов 41, 51, 71 групп, работают в качестве общественных лаборантов кабинета русского языка, обновляя дидактический материал. Произносительная и грамматическая стороны речи прослеживаются в каждой форме работы - это игровая деятельность, монологическая, диалогическая речь, выступления с докладами, рефератами.

Орфографическая, грамматическая, синтаксическая стороны речи просматриваются в написании  письма литературному герою (Например, письмо: «Ах, Наташа Ростова, Наташа ), кроссвордах, озвучивании творческих работ, выполнении контрольно-измерительных материалов. Информационные технологии – использование  видео-коллекции: художественные фильмы, работа на компьютерах, составление презентаций и наглядных пособий. Использую различные виды контроля, в том числе, входной и итоговый, где прослеживается практическая направленность данной темы.

По итогам входного контроля групп 1 курса по русскому языку средний балл знаний составлял от 3,3 до 3,7; итоги за 1 семестр от 3,9 до 4,1.

Вывод: студенты 1 курса повысили средний балл от 3,9 до 4,1. Формированию языковых компетенций способствуют подготовка и участие в олимпиадах.

В заключение хочу отметить, что применение языковой компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без её развития не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, грамотного специалиста.

Литература

1.Зеер Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования.

2. Анисимов П. Ф., Сосонко В. Е. Управление качеством сред-

него профессионального образования. Казань, 2001.

3.Тарасова Н. В. Мировой опыт реализации компетентност-

ного подхода в профессиональном образовании // Специалист.

4.Хуторский А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты.

5.Митин В. В. О значении практического обучения в техникуме // Специалист. 2008. № 10.

Похожие:

Формирование языковых компетенций у студентов в условиях образовательных учреждений среднего профессионального образования iconПриказ №94 от «01» сентября 2008 г. Положение об ученическом общежитии...
Закона РФ “Об образовании” и Типового положения об общежитиях обучающихся образовательных учреждений начального профессионального...
Формирование языковых компетенций у студентов в условиях образовательных учреждений среднего профессионального образования iconМетодические рекомендации по выполнению практических работ в творческих...
Для студентов учреждений среднего профессионального образования, изучающих учебные дисциплины «Менеджмент», «Управление персоналом»,...
Формирование языковых компетенций у студентов в условиях образовательных учреждений среднего профессионального образования iconПоложение об учебной практике и производственной практике студентов,...
Целью практики является комплексное освоение обучающимся всех видов профессиональной деятельности по профессии среднего профессионального...
Формирование языковых компетенций у студентов в условиях образовательных учреждений среднего профессионального образования iconДля выпускников образовательных учреждений прошлых лет, обучающихся...
...
Формирование языковых компетенций у студентов в условиях образовательных учреждений среднего профессионального образования iconФормирование ключевых компетенций на занятиях по иностранному языку...
В фгос среднего профессионального образования говорится о том, что основными задачами модернизации российского образования является...
Формирование языковых компетенций у студентов в условиях образовательных учреждений среднего профессионального образования iconЛитература 68 я7  б 40  Безопасность жизнедеятельности : Учеб для...
Безопасность жизнедеятельности : Учеб для студентов учреждений среднего профессионального образования / С. В. Белов [и др.]; Под...
Формирование языковых компетенций у студентов в условиях образовательных учреждений среднего профессионального образования iconРекомендации по реализации образовательной программы среднего (полного)...
Среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных...
Формирование языковых компетенций у студентов в условиях образовательных учреждений среднего профессионального образования iconПрика з «20» марта 2013 г №342 о закреплении учреждений начального профессионального
Егэ для обучающихся и выпускников образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования...
Формирование языковых компетенций у студентов в условиях образовательных учреждений среднего профессионального образования iconНекоммерческая организация «Ассоциация московских вузов»
Организация и проведение цикла лекций и консультаций для студентов образовательных учреждений среднего и высшего профессионального...
Формирование языковых компетенций у студентов в условиях образовательных учреждений среднего профессионального образования iconНекоммерческая организация «Ассоциация московских вузов»
Организация и проведение выездного научно-методологического семинара для студентов образовательных учреждений среднего профессионального...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница