Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс




Скачать 59.45 Kb.
НазваниеПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Дата публикации28.01.2014
Размер59.45 Kb.
ТипКонкурс
shkolnie.ru > Культура > Конкурс
Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2013/14 учебный год)

Управление культуры администрации города Магнитогорска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств № 1»

Номинация конкурса: Дополнительное образование детей и школьников

Методическая разработка

«Компьютерные музыкальные программы как средство развития творческих способностей учащихся»

^ Автор: Конюшина Ольга Анатольевна – преподаватель теоретических дисциплин

Место выполнения работы: МБОУДОД ДШИ №1, г. Магнитогорск Челябинской области, пр. Пушкина, д.17

Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.


В раннем возрасте детское творчество формируется в ходе познания свойств предметного мира, а также взаимодействия с окружающими его людьми в игровой форме. В дошкольном возрасте детское творчество проявляется в создании сюжета ролевой игры и в продуктивных видах деятельности: рисование, словотворчество, лепка, конструирование.

Психологи выделяют следующие виды детского творчества: художественное, включающее в себя изобразительное и литературное творчество, техническое и музыкальное.

Музыкальное детское творчество является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов. Б.В. Асафьев и Б.Л. Яворский считали, что музыкальное детское творчество имеет большое значение в восприятии ребёнка окружающего мира. Как правило, оно не имеет ценности для окружающих, но важно для самого ребёнка. Музыкальное детское творчество — это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение, сочинение. И последнему следует уделить немного больше внимания, поскольку это позволяет самому ребенку расширить собственное понимание о музыке.

Современное музыкальное образование проявляет возрастающий интерес к компьютерным технологиям. Музыкальная информатика, использующая компьютерный инструментарий с целью освоения необходимых знаний, умений и навыков, широко практикуется в музыкальном образовании западных стран и постепенно проникает в российские музыкальные школы. Сферой ее внимания является, главным образом, обучение по музыкально-теоретическим и историческим дисциплинам, а также решение некоторых учебных задач, связанных с исполнительской и композиторской деятельностью. Сюда входят: обучение с помощью компьютера, обучение с развлечением, технология интерактивного мультимедиа, интернет.

Благодаря некоторым компьютерным программам, преподаватель может выявить творческие способности у учащихся и, соответственно, развить их. Речь пойдет о нотных редакторах, а именно о Finale и Sibelius. Использование данных программ не должно ограничиваться лишь набором музыкального текста. Процесс освоения Finale и Sibelius возможен через создание учащимися собственной музыки. Но, при этом, всякая фантазия, должна быть подготовлена определенными знаниями. Поэтому сочинение музыки нужно связывать со знаниями о форме, взаимодействии гармоний, закономерностях строений мелодий и сопровождения.

Развитие музыкальной фантазии необходимо осуществлять постепенно: сначала предоставлять возможность досочинения небольших фрагментов изученных форм, далее увеличивать свободу в сочинении. Например: при знакомстве с формой период, учащимся дается задание досочинить второе предложение. Процесс достраивания происходит сначала конструктивно: 1. обговаривается функциональное строение всего периода, сравниваются предложения и выявляются общие и отличающие их черты (первые два такта одинаковы, а окончания разные: в 1-м предложении – D, во втором – T). 2. выстраивается второе предложение. Далее, уже освоив в данном виде форму период, предлагается сочинить свой вариант периода, опираясь на полученные знания.

Одной из главных форм творчества в процессе работы в программах Final и Sibelius становится вариационная обработка различных тем, касающаяся не только мелодии, но и сопровождения. Так, при освоении формы период, можно знакомить учащихся с типами сопровождения (фигурационное, аккордовое, жанровое и т. д.), со способами изменения мелодии, что в дальнейшем поможет в свободном сочинении на избранную мелодию. Здесь же возможно, но уже накопив определенные знания и опыт, освоение стилевых черт музыки различных эпох и национальностей. Например, в знакомстве с музыкой барокко учащимся дается возможность ощутить себя в роли композитора XVII века, создающего произведения полифонического строения. В общих формах здесь объясняются главные принципы строения мелодии данного периода, закономерности форм и соотношения голосов. Поэтапно знакомясь со строением полифонической музыки, ребенок может создать свое полифоническое произведение, либо некую полифоническую вариацию на известную всеми тему.

Возможность использования в программах различного рода инструментов дает возможность познакомиться с некоторыми закономерностями оркестровки. В работе с Finale, Sibelius этот процесс можно осуществить в следующих этапах работы:

  1. переложение с фортепианной партии на ансамблевую музыку и наоборот;

  2. это же переложение, но уже с сочинением дополнительных голосов, подголосков;

  3. собственно сочинение в ансамблевой партитуре.

Знакомство и работа с различными инструментами позволяет более тонко ощущать инструментальную и оркестровую музыку.

Накапливая знания о строении музыки, учащиеся начинают понимать исполняемые ими произведения, а запись собственных музыкальных идей приобретает ясную форму. Но при освоении того или иного процесса музыкального строения необходимо закреплять эти знания живой музыкой известных композиторов, производить анализ их произведений с точки зрения формы, тембра, функционального строения и мелодического развития.

Возможности информационных технологий позволяют повысить эффективность обучения по теоретическим дисциплинам. Развитие компьютерных технологий в музыке перспективно, актуально и объективно необходимо. Поэтому необходимо искать различные способы применения существующих музыкальных программ для достижения желаемых результатов в воспитании разносторонне эрудированных музыкантов. Информационные технологии – это неотъемлемый компонент процесса обучения музыке и связанных с ней предметов.

Литература:


  • Асафьев Б. В. Речевая интонация. – М. – Л., 1925

  • Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте, 2 изд., – М., 1967

  • В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2002.

  • Ксенофонтова Д. В. Музыкальные технологии XXI века [Текст] / Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.).  – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 14-16

  • Б. Л. Яворский Упражнения в образовании схем ладового ритма. – М., 1928


ПРИЛОЖЕНИЕ

    1. Досочинение периода и подбор сопровождения.

Исходный вариант:



Выполненные задания учеников 4-го класса музыкального лицея при МаГК:

Матвеева Саша:



Кочина Алёна:



    1. Вариации на фрагмент мелодии Э. Грига «Песня Сольвейг».

Исходный вариант:



Выполненные вариации учеников 5 и 6 классов музыкального лицея при МаГК:

Комаров Алеша, 5 класс:



Зиновьев Денис, 5 класс:



Липчевская Валерия, 6 класс:



    1. Стилевые сочинения.

Сарабанда. Субочева Таня, 7 класс:



Романс «Я Вас любил…», Кравченко Люба, 6 класс:



    1. Инструментальные переложения.

Переложение темы 2 части симфонии №94 Й. Гайдна. Сидорова Валерия, 6 класс:



Коновальчик Лиза, 5 класс:


Похожие:

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2012-2013 учебный год муниципальное...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования
...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования
...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования
...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования
...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет – конкурс
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница