«Принцип культуросообразности в воспитании учащихся на примере школьного историко-краеведческого музея»




Скачать 44.39 Kb.
Название«Принцип культуросообразности в воспитании учащихся на примере школьного историко-краеведческого музея»
Дата публикации27.01.2014
Размер44.39 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Культура > Документы
Выступление на тему:
«Принцип культуросообразности в воспитании учащихся на примере школьного историко-краеведческого музея»
Круглый стол, ноябрь, 2009 г.

В последнее время все чаще стали говорить о культурологическом образовании учащихся, ведущим принципом которого, является принцип культуросообразности. Он предполагает формирование растущей личности на лучших примерах русской культуры, приобщение к ценностям отечественной и мировой истории и культуры.
В поисках эффективных путей приобщения детей к народной культуре, многие педагоги ведут поиск наиболее продуктивных форм и методов работы. На наш взгляд, связующим звеном в работе по данному направлению является школьное краеведение, основу которого составляет музейная педагогика.
Предметом музейной педагогики в нашем образовательном учреждении стал системный образовательный процесс, синтезирующий учебно-просветительскую, воспитательную и развивающую функции на основе разнообразных форм музейной деятельности.


  • походы, экспедиции, экскурсии по родному краю, местам боевой слав

  • встречи с ветеранами;

  • благотворительные акции;

  • внеклассные занятия и праздники;

  • пополнение фондов музея и работа с ними;

  • творческие конкурсы;

  • народные спортивные игры;

  • игровые познавательные программы

  • проектно — исследовательская деятельность;

  • кружковая деятельность новые и те, которые были раньше, результат из лоскутков подушки и одеяло)


Особо хочется остановиться на учебной деятельности.

Для учащихся 1 - 4 классов преподается интегрированный учебный курс регионального компонента «Введение в изучение родного края» который содержит и краеведческой направленности предметов федерального компонента: «Окружающий мир» (человек, природа, общество), «Искусство (изо)», «Технология» (тру, где уделяется внимание изучению особенностей родного края, экологических понятий, формированию ценностных приоритетов обучающихся, позволяет приобщить учащихся к культуре родного края, заложить основы любви и уважения к богатой народной культуре, приобщить к уникальным ремёслам, распространённым в Ленинградской области. Занятия проводятся как на базе музея, так и в учебных кабинетах с использованием музейных экспонатов.
В 5 классе в рамках регионального компонента базисного учебного плана школы ведется изучение 2-х курсов: «Серебряный пояс России», «Народное творчество «Ленинградской области», а в 9 классе - курс «Ленинградская земля: история и тура»
В рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов, изучаются курсы:

  • «Пэчворк». От ремесла к искусству», основной задачей которого является знакомство с лоскутным шитьем, одним из древних ремесел края;

  • Русские Святыню, курс направлен на развитие у учащихся художественных представлений, познавательного интереса к традиционной культуре и истории своего народа.


Для учащихся 5 — 11 классов в рамках предметов: Изо, технология, МХК так же используются материалы и экспонаты музея.
Основные принципы музейной педагогики самым непосредственным образом вытекают из общих современных требований к педагогическому процессу — это

  • целостность;

  • системность;

  • последовательность;

  • гуманизм;

  • природосообразность;

  • культуросообразность;

  • интегративность;

  • дифференцированность.


Образно весь педагогический процесс выстраивается в неразрывную цепочку:
представления — знания — умения — деятельность.


  • представления включают в себя:




    • Родина как место, где человек родился, природа родины;

    • родной язык;

    • традиции, правы, обычаи;

    • история;

    • национальные особенности жизни людей;

    • интернационализм как нравственное качество человека;

    • патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства;

    • деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;




  • знания включают в себя:




  • усвоение понятий «Родина», «Отчизна», «Отечество»;

  • самостоятельное познание истории родного края, своей родословной;

  • самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;




    • под умениями понимаем:




      • анализ деятельности;

      • сбор материала по крупицам;

      • работа в архивах музея;

      • приобретение навыков экскурсовода;




    • деятельность (в основе формы работы, о которых говорили выше)

  • массовая;

  • групповая;

  • индивидуальная


На наш взгляд, любовь к родному краю, чувство патриотизма нельзя привить в
принудительном порядке. В связи с этим мастерство педагога будет заключаться в тонком искусстве преподавания верности Отечеству, гуманизма, благородства, гражданской чести, которую невозможно объяснить путем наставлений и рекомендаций. Только собственным примером, «горением души», проявляя уважение к людям и к родной земле, взаимопониманием и уважением к воспитаннику, можно приобщить школьника к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям. Поэтому вся работа должна вестись совместными усилиями родителей и педагогов, и стараемся делать. Благодаря этому сотрудничеству и взаимопониманию мы имеем достижения, которыми по праву можем гордиться
1996-1999 г. Программа развития школы по теме «Краеведение — как основа любви к родному краю», создание кабинета краеведения
1999 г. школа дипломат областного конкурса «Школа года»
2000 г.-2001 г. — создание музея
2002 г. — регистрация школьного историко-краеведческого музея
2002-2003 г. — выпуск авторских учебников:

«История земли Ефимовской с древнейших времён до наших дней»

«История земли Бокситогорской с древнейших времён до наших дней»
200-2003 г. — муниципальная экспериментальная площадка по теме: «Школа возрождения традиций национальной культуры»
2003 г. — школа лауреат областного конкурса «Школа года»
2004 г. — написание программы предпрофильного курса «Музейное дело»
2006 г. - программа курса Музейное дело отмечена дипломом 2 степени лауреата
Всероссийского конкурса «Педагогические инновации »;
2007 г. — написание программы предпрофильного курса « Русские Святыни»
Ежегодное участие в районных конкурсах музеев.


В мире все закономерно и обусловлено, ничего не возникает на пустом месте и не уходит в никуда. Разрушение до основания не продуктивно и расточительно, такой подход обессиливает народ и ведет к исчезновению сначала культуры, а затем и его самого. Музейная среда и музейная деятельность - это те механизмы, которые активизируют культурогенную память школьника, делая его наследником многовековой культуры.

Похожие:

«Принцип культуросообразности в воспитании учащихся на примере школьного историко-краеведческого музея» iconПрограмма историко краеведческого кружка на базе школьного музея...
Историческое краеведение в школе играет существенную педагогическую роль в идейно-политическом, трудовом, нравственном и эстетическом...
«Принцип культуросообразности в воспитании учащихся на примере школьного историко-краеведческого музея» icon«Вагановские чтения – 2010» Роль школьного историко-краеведческого...
Ьности является реализация государственной программы «Патриотическое воспитание Граждан Российской Федерации на 2001-2010гг.» и Указа...
«Принцип культуросообразности в воспитании учащихся на примере школьного историко-краеведческого музея» iconКомплексная программа развития Школьного музея Боевой и Трудовой...
Данный проект направлен на развитие краеведческого музея Староладожской школы, имеет огромное значение в деле воспитания и формирования...
«Принцип культуросообразности в воспитании учащихся на примере школьного историко-краеведческого музея» iconПлан работы историко-краеведческого музея
Обработка вновь поступивших экспонатов, маркировка, занесение в книгу музейного фонда
«Принцип культуросообразности в воспитании учащихся на примере школьного историко-краеведческого музея» iconОтчет о работе школьного краеведческого музея мобу сош с. Мраково
Великой Отечественной войны; воспитание чувства гордости за свою Родину и своих односельчан
«Принцип культуросообразности в воспитании учащихся на примере школьного историко-краеведческого музея» iconПоложение о проведении конкурса «Создавая историю своими руками»...
«Создавая историю своими руками» в рамках мероприятия «на балу истории», посвященного празднованию 90-летия образования Краеведческого...
«Принцип культуросообразности в воспитании учащихся на примере школьного историко-краеведческого музея» iconРоссийская Федерация Некоммерческое партнерство Санкт-Петербургский межрегиональный центр
О проведении Всероссийского молодежного образовательного историко-краеведческого слёта
«Принцип культуросообразности в воспитании учащихся на примере школьного историко-краеведческого музея» iconКруглый стол российских и скандинавских ученых «Молодежная политика...
Директор Любытинского краеведческого музея, член Новгородского общества любителей древности
«Принцип культуросообразности в воспитании учащихся на примере школьного историко-краеведческого музея» iconЭкскурсионно массовая работа
Имеется тематико-экспозиционный план. Прослеживается историко- краеведческая направленность. Экспозиции соответствует основной теме...
«Принцип культуросообразности в воспитании учащихся на примере школьного историко-краеведческого музея» iconАналитическая справка о деятельности музея истории Бокситогорской средней школы №1 (гимназии)
Бокситогорской гимназии является привитие учащимся интереса, любви к родному краю. В деятельности музея два основных направления:...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница