Родины центральная в лирике А. Блока, и ведущая роль в ней принадлежит мотивам исторических судеб страны




Скачать 106.17 Kb.
НазваниеРодины центральная в лирике А. Блока, и ведущая роль в ней принадлежит мотивам исторических судеб страны
Дата публикации17.12.2013
Размер106.17 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Культура > Урок
Русь изначальная в творчестве А.А. Блока

(Цикл стихотворений «На поле Куликовом»)

Цели: раскрыть разнообразие блоковской концепции Родины с помощью анализа цикла стихотворений «На поле Куликовом», сформировать у учеников умение целостно анализировать поэтический текст, выделяя доминирующую идею и проблемы, основные особенности поэтики; формирование исторической памяти, духовно-нравственного потенциала личности.

Ход урока

И вечный бой! Покой нам только снится…

А.А. Блок

I. Оргмомент

Слайд №1

II. Мотивация и целеполагание.

- На протяжении нескольких уроков мы говорим с вами о творчестве поэта-символиста А. А. Блока. Прослущайте его стихотворение в исполнении мастера художественного слова, артиста МХАТа, Василия Ивановича Качалова.

СЛАЙД №2

На слайде проецируются репродукции с картин русских художников.

- Из какого произведения эти строки?

- Цикл «На поле Куликовом» - смысловое ядро патриотической лирики Блока. (Тема урока под запись)

- Какие ассоциации возникли у вас во время прослушивания стихотворения?

^ Слово учителя

Одним словом, Родина. Отчизна. Отечество. Родная земля. Матушка-земля. Все эти задушевные слова отнюдь не исчерпывают полной гаммы чувств, которые вкладываем мы в это святое для каждого человека понятие. Трудно назвать имя русского писателя или поэта, в творчестве которого не нашла бы отражения тема Родины. Это - одна из извечных тем в отечественной и мировой литературе.

Тема Родины – центральная в лирике А. Блока, и ведущая роль в ней принадлежит мотивам исторических судеб страны.

Слайд №3

- Сформулируйте цель сегодняшнего урока.

СЛАЙД №4

- В чем своеобразие решения темы родины в лирике Блока? Как создается образ России? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно вчитаться в бессмертные строки поэта.

^ III. Интерпретация лирического произведения

-Что такое цикл художественных произведений?

Лирический цикл – жанровая форма стихового единства, возникающая при объединении

относительно самостоятельных лирических стихотворений в одно целое.

- Докажите, что «На поле Куликовом» является циклом?

- Цикл сродни музыкальному произведению, поэтому каждое стихотворение цикла мы будем называть пьесой.

-Дайте определение слова пьеса.

Классическое музыкальное произведение состоит из нескольких частей. Первая часть содержит основные мотивы и темы всего произведения. Каждая последующая часть, как правило, развивает одну из этих тем, которые звучат то в мажоре, то в миноре, в разном темпе и размере, постепенно приобретая новые оттенки. В заключительной части эти темы объединяются — уже в новом качестве.

СЛАЙД №5



-Тогда первое стихотворение «Река раскинулась» - центральное смысловое ядро всего цикла. Докажите.

В групповой исследовательской работе ребята отразили основные мотивы цикла.

^ Групповая работа.

- Обратимся к композиции “лирического пятилистника” (Г.П. Федотов).

СЛАЙД №6

Д/З. В первой пьесе заключается зерно конфликта всего цикла. Г.П. Федотов в своём «Опыт комментария к лирическому циклу Блока» предлагает такую интерпретацию этого стихотворения: “Уже этот первый листок лирического пятилистника волнует противоречивостью образов. Где мы? На берегах северной речки или в южных степях? Грусть реки и стогов, скудность глины указывают на великорусский север, близкий и родной поэту. Но кобылица его мнёт ковыль! И почему она «степная»? Символ степи здесь очень значителен, так как повторяется до пяти раз. Конечно, степь, где «грустят стога», совсем не та степь, где растёт ковыль. В первом случае степь взята вместо лугов, но взята умышленно, предваряя основную тему: тоска-печаль северного поля вливается в тоску-страсть южных степей. Эта безбрежная тоска – «твоя, о Русь!», и вместе с тем она «пронзает грудь стрелой татарской воли». Тоска Руси — татарская тоска. Поэт мчится на бой с татарской ратью, неся в груди татарскую тоску по древней, степной воле. Вот основное противоречие, определяющее весь сдвиг образов. С ним связано и другое. Степная воля лирически звучит по-разному. Сначала это радостное упоение: «Я не боюсь… Домчимся. Озарим». И вдруг ужас: «Останови!.. Испуганные тучи… плачь, сердце, плачь!…» Итак, вся пьеса проходит в трёх вариациях основной темы степной тоски.
- Обращаясь ко второй пьесе, вспомним, как воевода Боброк Волынец и князь Дмитрий Иванович слушают голос земли в ночь перед битвой. Жертвенная обречённость звучит в стихах Блока: “Светлый стяг над нашими полками // Не взыграет больше никогда”. Человек смиряется перед необходимостью жертвы: “Я не первый воин, не последний”. Скромно призывает поэт: “Помяни за раннею обедней // Мила друга, светлая жена”.

^ В третьей пьесе тревожные звуки будущей битвы становятся предвестниками таинственной встречи: “В тёмном поле были мы с Тобою”. Кто Она, у Блока не названная? Земной образ “светлой жены” (с маленькой буквы) отступает перед торжественностью встречи. Кто это? Таинственная Дева, Святая Богородица, помогающая русским воинам, или это вся Русская земля: “В тёмном поле были мы с Тобою” — человек и родная земля? Светлое виденье оставляет на щите воина “нерукотворный лик”, охраняющий от чёрной тучи Орды.

^ И с туманом над Непрядвой спящей,

Прямо на меня

Ты сошла в одежде, свет струящей,

Не спугнув коня.

Серебром волны блеснула другу

На стальном мече,

Освежила пыльную кольчугу

На моём плече!
Мистический подъём третьей пьесы сменяется отчаянием четвёртой (это отражается и в смене размера). Вспомним происхождение блоковского символизма. Символизм для Блока — не просто литературный приём, но основа его мироощущения, миропонимания. События земного мира — лишь слабое отражение событий мира небесного, высшего. Глаза земного человека не могут увидеть великих событий — их можно лишь почувствовать, ощутить. Исход битвы, определяющий путь целого народа, решается в небесной битве, великой битве сил света и тьмы; сосредоточием этой битвы становится Россия — и сердце поэта.

^ Объятый тоскою могучей,

Я рыщу на белом коне…

Встречаются вольные тучи

Во мглистой ночной вышине.

Вздымаются светлые мысли

В растерзанном сердце моём,

И падают светлые мысли,

Сожжённые тёмным огнём…
В смятении боя, в предощущении грядущих человеческих страданий, где высший, небесный мир объединяется с миром земным (“Закат в крови! Из сердца кровь струится!”), в предчувствии великого пожара-зарева (“…Я вижу над Русью далече // Широкий и тихий пожар”) на помощь воину приходит Она, чей “лик нерукотворный // Светел навсегда”. К ней обращается поэт с призывом:

^ Явись, моё дивное диво!

Быть светлым меня научи!

И в то же время Русь — не только высокая покровительница, но и жена: “О, Русь моя! Жена моя!” Жена потому, что поэт чувствует единство своей судьбы с судьбой родины, неразрывную, кровную связь и глубокое переживание пути России как своего собственного пути.
^ Пятое стихотворение цикла — строгие четырёхстопные ямбы пережитой духовной битвы и готовности к битве земной (сравним с тревожными, резкими ямбами первого стихотворения). Мы словно возвращаемся к исходному положению.

^ Опять над полем Куликовым

Взошла и расточилась мгла…

Мгла вновь “взошла и расточилась”. Но надрыва и тревоги в душе уже нет. Есть сосредоточенная готовность быть “светлым навсегда”, биться до конца.

^ Доспех тяжёл, как перед боем,

Теперь твой час настал. Молись!

“Как перед боем” — эта фраза означает, что речь идёт не о конкретной Куликовской битве. Мы приходим к выводу, что Куликово поле становится символом трагической и великой судьбы России. Вновь и вновь Русь, Россия оказывается на распутье, перед выбором. Путь заволакивает мгла — “ночная и зарубежная“, “дикие страсти” борются со светлыми силами. Поэт предчувствует великую битву. Каким будет её итог?

Первое стихотворение - обобщающее, за ним два стихотворения, связанные в основном с прошлым, и два заключительных стихотворения, которые переносят действие из истории в современность и придают Куликовской битве символический и вечный смысл.

ЗАДАНИЕ.

- Раз это так, найдите слова в первом стихотворении, ставшие лейтмотивом всего цикла.

- Свяжите слова эпиграфа к уроку с идейным миром цикла «На поле…». Ответ обоснуйте.

(Цикл «На поле Куликовом» - предчувствие грядущих бурь, предвидение трагедий. Поэт видит весь исторический путь страны - от "поля Куликова" до современных ему событий. На предыдущем уроке мы рассмотрели цикл стихотворений «На поле Куликовом» как единое целое. Сегодня вчитаемся в строки первого стихотворении цикла).

- Символисты стремились к музыкальному звучанию своих произведений. Блок создаёт цикл «На поле Куликовом», также ориентируясь на законы музыкального произведения: такой приём придаёт особую выразительность циклу как художественному целому.

^ IV. Работа с интерактивной доской.

СЛАЙД №7

ЗАДАНИЕ.

- В данном задании целостность картины поля Куликова нарушена, восстановите соответствие композиционных частей произведения.

- Определите мотивы и образы, свойственные именно этому циклу.

Особого внимания требует образ мглы – “ночной и зарубежной”, “И мглою бед неотразимых…” (Вл. Соловьёв), “Опять над полем Куликовым // Взошла и расточилась мгла, // И словно облаком суровым, // Грядущий день заволокла”, “за разливающейся мглой”.

Тревожное настроение создают постоянные упоминания о криках лебедей, о степных кобылицах, орлем клёкоте, зорях и тумане. Образы цикла создают ощущение достоверности, подлинности, словно автор действительно присутствует на Куликовом поле.

- Эти образы символичны. Что они символизируют? Откуда могли возникнуть такие образы?

- Вспомните реальное историческое событие, произошедшее на Куликовом поле. Что вам известно о нём?

-Этой великой битве посвящено несколько крупных произведений древнерусской литературы, самые известные из которых «Задонщина « и «Сказание о Мамаевом побоище». Как вы думаете, был ли Блок знаком с этими произведениями древнерусской литературы?

1901 год Блок считал в своей жизни “исключительно важным”. В этом году он перешёл с юридического факультета Петербургского университета на факультет историко-филологический. Студенты занимались и историей, и филологией. А с текстами названных произведений Блок был знаком, надо полагать, с гимназии.

-Следовательно, чтобы понять происхождение и смысл этих образов, надо обратиться к памятникам древнерусской литературы.

^ X. Основные образы цикла, их связь с образами «Задонщины».

СЛАЙД №8

На доске проецируется адаптированный отрывок текст (выразительное чтение на фоне древнерусского распева учащимся «Задонщины»).

Тогда гуси загоготали и лебеди крыльями заплескали. Нет, то не гуси гоготали и не лебеди крыльями заплескали: то поганый Мамай пришел на Русскую землю и воинов своих привел. А уж гибель их подстерегают крылатые птицы, паря под облаками, вороны неумолчно, а галки по-своему говорят, орлы клекочут, волки грозно воют, а лисицы брешут, кости чуя.

И сказал князь великий Дмитрий Иванович: «А воеводы у нас надежные, а дружина в боях испытанная, а кони под нами борзые, а доспехи у нас золоченые, а мечи булатные; и все, как один, готовы головы свои положить за землю русскую и за веру христианскую.

И ударили копья каленые о доспехи татарские, загремели мечи булатные о шлемы хиновские на поле Куликовом на речке Непрядве.

И сказал Пересвет-чернец великому князю Дмитрию Ивановичу: «Лучше нам убитыми быть, нежели в плен попасть к поганым татарам!»

^ Работа с интерактивной доской

Задание.

1. Выделите повторяющиеся образы. Как вы думаете, какое значение они приобретают в контексте стихотворения «Река…»?

- В чем своеобразие лирического героя стихотворения Блока «Река раскинулась…»?

(Это безымянный воин войска Дмитрия Донского, личная судьба которого неразрывно с судьбой родины. Он готов погибнуть за нее:

Наш путь – стрелой татарской древней воли

^ Пронзил нам грудь.

И в то же время герой выступает в роли человека XX века, пытающегося в историческом прошлом страны найти ответы на вопросы современности).

- В чем особенность изображения времени в этом цикле?

^ Изображение теряет временные рамки, рисуется бесконечность.

- Как цветопись связана с образной системой стихотворения?

В цветовой гамме доминирует желтый и красный цвета. В этот цветовой ряд вливается и образ степной кобылицы, раскрывая символику красок. Желтый цвет - символ Родины, Руси. Красный цвет вносит чувство тревоги.

- На создание тревожного колорита работает и звуковая инструментовка текста. Проанализируйте звукопись стихотворения А. Блока.

(Ассонанс, аллитерация - шипящие, сонорные создают ощущение порывов ветра, шум боя, звуки копыт войска Дмитрия Донского и летящей степной кобылицы).

- Какие ассоциации вызывает у вас ритмический рисунок стихотворения?

(Художественная форма близка к поэтике народного творчества: повторы, обращения)

- Определите метрическую организацию стихотворения.

(3-х и 6-ти стопный ямб, мужская и женская рифма, перекрестный способ рифмовки, обилие многоточий создают ритмический рисунок вечного движения, полета степной кобылицы).

- Итак, Блок создал неповторимый лирический образ России. Она предстает как загадочная стихия, как страна громадной, еще не выявленной мощи и энергии. С ней и «невозможное возможно», она веден на «вечный бой», указывает путь вперед, в будущее.

^ X. Рефлексия

Дифференцированное задание.

- Составьте синквейн на тему «Россия»

- Первая группа составляет синквейн самостоятельно.

Вторая группа работает коллективно.

СЛАЙД №9

Работа с интерактивной доской. Пирамида.




  1. Существительное

  2. Прилагательное

  3. Глагола

  4. Предложение

  5. Существительное

Русь, Россия.

Близкая, изначальная, вечная.

Отталкивает, предвещает, предостерегает, возвращает.

Родина – мать, умей за нее постоять. Русь моя, жизнь моя.

Сфинкс, путь.

XI. Д/З

  1. Интерпретация стихотворения цикла на выбор учащегося
















Похожие:

Родины центральная в лирике А. Блока, и ведущая роль в ней принадлежит мотивам исторических судеб страны iconТема: «Родина в лирике Сергея Есенина»
С. Есенина, помочь увидеть ту исключительную роль, которую играла в ней тема родной природы и тема Родины (с самого начала слившиеся...
Родины центральная в лирике А. Блока, и ведущая роль в ней принадлежит мотивам исторических судеб страны iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования
Ведущая, ценностно и содержательно определяющая роль в создании социально открытого, нравственного уклада школьной жизни принадлежит...
Родины центральная в лирике А. Блока, и ведущая роль в ней принадлежит мотивам исторических судеб страны iconК. Д. Ушинский Основы патриотического воспитания дошкольников
Любовь к Родине включает: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради них к самопожертвованию; уважение к...
Родины центральная в лирике А. Блока, и ведущая роль в ней принадлежит мотивам исторических судеб страны iconМноговариантность общественного развития (типы обществ)
Основу экономики страны Б. составляет коллективная соб­ственность на землю. Особую роль в жизни людей играет ре­лигия. Социальный...
Родины центральная в лирике А. Блока, и ведущая роль в ней принадлежит мотивам исторических судеб страны iconРазработка урока Марчаковской Ларисы Александровны, Учителя истории...
Родины, умению защищать историю своей страны от нападков тех кто стремиться пересмотреть историю, преуменьшить роль нашей страны...
Родины центральная в лирике А. Блока, и ведущая роль в ней принадлежит мотивам исторических судеб страны iconИнформационный бюллетень №3(34) твое право, учитель тюмень, сентябрь 2010 года
Ключевая роль в модернизации Российского образования принадлежит учителю. Качество системы образования не может быть выше качества...
Родины центральная в лирике А. Блока, и ведущая роль в ней принадлежит мотивам исторических судеб страны iconСценарий по мотивам сказки А. Волкова
Ведущая Фея 1: История, которую мы вам расскажем, случилась совсем недавно в далекой сказочной стране. На самой опушке сказочного...
Родины центральная в лирике А. Блока, и ведущая роль в ней принадлежит мотивам исторических судеб страны iconРекомендации по созданию виртуального краеведческого музея
И в написании этой истории малой родины могут принять участие краеведы, журналисты, учителя. … А самое главное наши дети! Я считаю,...
Родины центральная в лирике А. Блока, и ведущая роль в ней принадлежит мотивам исторических судеб страны iconСценарий к литературным чтениям. Сказка – ложь, да в ней намек
По мотивам сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» На сцену выходят скоморохи
Родины центральная в лирике А. Блока, и ведущая роль в ней принадлежит мотивам исторических судеб страны iconЛюбви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема...
«Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница