Скачать 347 Kb.
|
Описание инновационного педагогического проекта Проблемно-диалогическое обучение как средство достижения современного качества образования Работа учителя истории и обществознания МОУ «СОШ №1 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области», педагога дополнительного образования МОУ ДОД «Дом детского творчества р.п. Новые Бурасы» Лариной Виктории Георгиевны р.п. Новые Бурасы 2012 год 1. Обоснование необходимости проекта. В современной России образование служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI века характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации, видеть и творчески решать возникающие проблемы, активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения, продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле. Роль учебных предметов «История» и «Обществознание» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько они помогают ответить им на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: Кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Результатом школьного образования на современном этапе должно стать формирование у ребенка целостной картины мира, отношения подростка к себе, к другим людям. Формирование такого отношения возможно только в том случае, если есть интеграция того, что человек изучает, чем он занимается. Поэтому сегодня важно не столько дать как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная цель Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и Федерального государственного образовательного стандарта. Задача школы – воспитать гармоничную, всесторонне развитую личность, способную жить в высокотехнологичном мире. Учиться в школе должно быть интересно. Ключевая роль в реализации поставленных государством задач отводится учителю, к которому также предъявляются требования. Учитель и ученики на уроке должны взаимодействовать как партнеры, образовательный процесс должен выстраиваться на субъект - субъектной основе. Прежние стандарты ставили перед школой задачу вооружить учеников знаниями, умениями, навыками, ФГОС поставил новую задачу – сформировать способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, умение организовать этот процесс. Речь идет об универсальных учебных действиях. Эти требования невозможно реализовать без применения новых педагогических технологий. Одной из них является технология проблемно – диалогического обучения. Именно эта технология наиболее удачно соответствует вызовам нашего времени. 2. Цель проекта: - обеспечение высокого качества знаний учащихся, эффективное развитие их интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности в результате применения технологии проблемного диалога. Задачи проекта:
3. Участники проекта: В рамках проекта предусмотрена работа с учащимися 7-11 классов.
I этап – подготовительный, ознакомительный: изучение и обобщение теоретического опыта. Моё первое знакомство с технологией проблемно-диалогического обучения прошло на основе детального просмотра видеоуроков, представленных и подробно проанализированных Мельниковой Е.Л., автором технологии проблемного обучения. Я пыталась уловить суть проблемного урока, его новизну, актуальность. ^ Овладение человеком новой деятельностью осуществляется в два этапа: сначала он получает знания о способах деятельности, а потом применяет их на практике, в результате чего и формируются новые умения. Ученики под руководством учителя «открывают» новые знания. Так поддерживается высокая мотивация на всех этапах урока, достигается большая степень усвоения полученных знаний. Творческое усвоение и применение новых знаний поддерживает высокий интерес к учебному процессу у одарённых и талантливых учеников, которые зачастую не могут найти себе применения на традиционном уроке. У учащихся появляется опыт деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания, дети учатся определять границы собственного знания и незнания. На проблемных уроках учащиеся под руководством учителя ставят и решают проблемы, выделяют и формулируют учебные цели, находят наиболее эффективные способы решения поставленных задач. Организация групповой работы на уроке позволяет каждому ученику проявить себя. Учащиеся учатся управлять собственной деятельностью, развивается инициативность и самостоятельность, появляется возможность почувствовать себя успешным не только у сильных, но и у слабых учеников. Формируется самоуважение, растёт самооценка. Работа в группе помогает развивать коммуникативные навыки, учит работать с информацией. Достижение цели невозможно без сотрудничества, умения слышать друг друга, принимать точку зрения одноклассников, которая не всегда совпадает с собственной. Проблемный урок всегда будет личностно – ориентированным, здоровьесберегающим. Проблемные уроки формируют не только ЗУНы, но и УУД. Проблемно - диалогическое обучение реализуется на уроке, если создаётся проблемная ситуация. Необходимо развести понятия «проблема» и «проблемная ситуация». Проблема – это то, что требует решения. Проблемы мы решаем. Проблемная ситуация же создаётся учителем на уроке. Это – противоречие между уже известным и новыми знаниями, состояние интеллектуального затруднения. Первым этапом моей работы с классом стало обучение умению ставить проблему и ее доказывать. При традиционном введении материала постановка проблемы сводится к сообщению темы учителем, а поиск решения редуцирован до сообщения готового знания, вследствие чего деятельность учащихся репродуктивна. При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учениками вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания учащимися, следовательно, деятельность последних можно отнести к творческому типу. Проблемный урок имеет чёткую структуру. В книге Е.Л. Мельниковой «Проблемный урок или как открывать знания с учениками» предлагается следующая структура проблемного урока:
В исторической науке по большинству вопросов у учёных имеются различные точки зрения на те или иные процессы, явления, роль и место какого-либо деятеля, поэтому подобрать материал не составляет большого труда. Можно использовать и приём создания проблемной ситуации, поставив «проблемный вопрос, ответ на который сразу не возможен». Поставить «учебную проблему» - значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования. В данном случае можно использовать три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом. ^ . Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий: 1 .создания проблемной ситуации; 2.побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации: 3.побуждения к формулированию учебной проблемы, 4.принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?», «Какой возникает вопрос?». При побуждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой («нет», «неправильно»). На неожиданную формулировку учебной проблемы лучше откликнуться следующим образом. Сначала - поддерживающий кивок головой и слово «так». Затем следует побудить учеников к переформулированию учебной проблемы: «Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?». ^ Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. ^ Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что я сама сообщаю тему урока, но вызываю к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов. Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого. Моя задача как учителя - находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению, естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций. Обучаясь по данной технологии, у ребят появилась уверенность в своих силах и знаниях. После того, как проблема сформулирована и записана на доске, ученики выдвигают гипотезы по её решению. Гипотезы записываются на доске. Проверка правильности гипотез может быть организована при работе в парах, в малых группах. Будет ли состав группы определён учителем заранее, или ученики объединятся в группы самостоятельно в ходе урока, зависит от желания учителя, подготовленности класса и целей данного урока. Для организации групповой работы можно воспользоваться материалами учебника, словарями, хрестоматиями, справочниками – на усмотрение учителя. Если позволяет оснащённость кабинета персональными компьютерами и имеется выход в Интернет, можно использовать коллекцию цифровых образовательных ресурсов. В ходе обсуждения гипотез, каждая группа записывает в сжатом виде окончательный вариант решения проблемы. Во время самостоятельной работы на этапе поиска решения проблемы, роль учителя на первый взгляд незаметна, но очень важна. Он как опытный дирижер своими замечаниями, уточнениями должен провоцировать, подталкивать мысль учеников в нужном направлении, чтобы урок достиг поставленных целей и пошёл по намеченному плану. Необходимо ещё на этапе подготовки проблемного урока тщательно продумать работу групп:
Это может быть устный ответ, план, таблица, схема, кластер. Можно предложить оформить ответ в виде любого творческого задания в зависимости от целей урока, состава групп, желания учителя. В любом случае это будет продуктивный творческий результат работы учащихся на уроке. Учитель не даёт знания в готовом виде, а применяет такую технологию, которая принципиально меняет роль учащихся на уроке. Теперь ученик – не слушатель, созерцатель, а исследователь, организатор своей деятельности. Школьник активно участвует в каждом шаге обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы её решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок. Свобода выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. Следующий этап урока – это отчёт групп. Он так же может быть организован по-разному: отчитываться может представитель, которого выдвинула группа, выступающего может назначить сам учитель, можно заслушать группу целиком. Лучше заранее оговорить с учениками, что высказываться будет каждый. Я считаю, что ученикам с повышенной тревожностью, неуверенным в себе так легче публично представлять продукт собственного труда. Они чувствуют поддержку группы, понимают, что в случае затруднения товарищи придут на помощь. Таким образом, у них повышается самооценка, появляется уверенность в себе, формируются коммуникативные навыки. Полученные выводы каждая группа оформляет в виде тезисов, схем, таблиц, рисунков на доске в отведённом для группы месте. К концу урока доска должна быть полностью оформлена (Приложение 1). Заключительный этап проблемного, как и любого другого урока – это рефлексия. Учитель предлагает вспомнить, как была сформулирована проблема в начале урока, какие были высказаны предположения, гипотезы, к каким выводам пришли в итоге? На данном этапе учитель может задать детям несколько вопросов: «Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?», «Чьи версии подтвердились?», «Как вы оцениваете свою работу?». Учащиеся обобщают материал, делают выводы по проблеме, проводят самоанализ, самооценку (возможно взаимное оценивание). Графическое выражение решения проблемы используется как основа для работы. ^ Система мониторинга включает в себя следующие этапы:
IV этап – обобщение и распространение опыта.
5. Рабочий план реализации проекта:
Срок реализации проекта – 2 года. 6. Прогнозируемые результаты, оценка эффективности реализации проекта. Используя проблемно-диалогические методы, организуя «открытие» знаний учениками, в ходе проекта ожидаются определённые результаты творческого и личностного развития. - Повышение качества образования; - Повышение процента детей со средним и высоким уровнем развития творческого потенциала; - Повышение уровня самооценки детей; - Увеличение числа детей с высокой учебной мотивацией; - Формирование основы для развития взаимоотношений между учениками и учителем, учеником и одноклассниками. 7.Оценка рисков в ходе реализации проекта. Проблемно-диалогическая технология обучения является: результативной - обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности: здоровьесберегающей — позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний. Методы, приёмы, формы работы позволяют ученику накрыться волной интереса к новому материалу, получить острую радость самостоятельного открытия знаний, следовательно, значительно снижаются нервные перегрузки. Именно проблемный диалог – здоровьесберегающая технология. Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени. Риски, которые могут повлиять на реализацию проекта, сведены к минимуму, это: - низкая мотивация обучающихся к учебе. 8. Дальнейшее развитие проекта. По окончании работы по проекту деятельность в выбранном направлении будет продолжена. Предполагается возможность внедрения результатов проекта в деятельность коллег. 9. Заключение. Что нужно учителю для осознанного освоения технологии проблемного обучения? Оказывается, человеку мало знать, что и как надо делать, требуется ещё и желание так поступить! Если мотивация рождена, то в силах учителя приблизить то время, когда проблемное обучение превратится в будничную школьную практику, ежедневно даря учителю и детям ни с чем не сравнимую радость творчества. Всё активнее набирает силу школа нового исторического типа – новая школа. Её важнейшей характеристикой является проблемное обучение. Что и даёт возможность утверждать: проблемное обучение – сегодняшний и завтрашний день нашего образования. |
![]() | Инновационного педагогического опыта (ипо) Преподавание русского... Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование» | ![]() | Название проекта Описание проекта (дайте краткое описание истории/финансирование, оборот, продажи/) |
![]() | Критерии достижения целей проекта Описание основных целей проекта и подробное описание результатов проекта и работ, необходимых для создания этих результатов | ![]() | Рекомендации по представлению инновационного проекта Общее время представления одного проекта: около 10 мин (7 мин на выступление и 3 мин на вопросы экспертов) |
![]() | Исследований (проекта) Описание существующей проблемы по предлагаемой тематике исследований (проекта), обоснование актуальности реализации предлагаемых... | ![]() | Исследований (проекта) Описание существующей проблемы по предлагаемой тематике исследований (проекта), обоснование актуальности реализации предлагаемых... |
![]() | Проекта Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта по его завершению и в долгосрочной перспективе | ![]() | Инновационного проекта Муниципальное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа №13» |
![]() | Тема инновационного исследования Социальная эффективность: значение разработки данного проекта для образовательной системы города | ![]() | Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества Описание проекта: Проект «Чайный фейерверк» проводился в рамках Концепции формирования культуры питания обучающихся и школьной программы... |