Образовательная программа дополнительного образования детей объединения «Декоративная роспись» для детей в возрасте от 7до 14 лет




Скачать 291.4 Kb.
НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования детей объединения «Декоративная роспись» для детей в возрасте от 7до 14 лет
страница1/3
Дата публикации13.11.2013
Размер291.4 Kb.
ТипОбразовательная программа
shkolnie.ru > Культура > Образовательная программа
  1   2   3
Муниципальное автономное образовательное

учреждение дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»

Образовательная программа

дополнительного образования детей
объединения «Декоративная роспись»

для детей в возрасте от 7до 14 лет

срок реализации – 3 года


Автор: педагог дополнительного образования

1 квалификационной категории

Сушкова Е. Ю.

Лениногорск.

Пояснительная записка.

Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Приобщение к народному искусству с раннего возраста играет большую роль в эстетическом воспитании детей, воспитывает общую культуру.

«Без ремесла – без рук» - гласит народная пословица. Домашнее ремесло, являвшееся частью натурального хозяйства, с развитием промышленности постепенно ушло из нашего быта. Вместе с изготовлением полезных и красивых изделий исчезла и связанная с ними эстетическая, художественная сторона ремесла.

В семьях, где занимались художественными ремёслами, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание всегда было поставлено на самом высоком уровне, причём получалось как бы само собой. Известно, что традиции народных мастеров издавна передавались из поколения в поколение, укрепляя духовные связи между родителями и детьми.

Сегодня задачи возрождения и совершенствования традиционных художественных промыслов приобретают особую актуальность.

Цели и задачи:

  • Формирование устойчивого интереса к национальным ценностям, как источника духовно- нравственного воспитания;

  • Нравственное воспитание через познание истории , культуры и быта народа;

  • Развитие художественных навыков учащихся

При разработке данной программы использованы материалы типовой программы «Роспись по дереву» для внешкольных учреждений, утверждённой……программы «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства»- автор Т.Я. Шпикалова и др.; изд. «Мозаика-синтез»; г. Москва 1997г.; Соколова М.С. « Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов.» Учебное пособие для студентов ВУЗов – Москва. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,2002г.;

Отличительной особенностью данной программы является изучение нескольких видов традиционных художественных росписей - Хохломы, Городца, Гжели а также национального татарского орнамента. Изучение традиционных росписей не означает лишь копирование и повторение. Занятия росписью позволяют учащимся сочетать знания технических приёмов с художественной фантазией, присущей детскому воображению, создавать красивые и полезные современные вещи.

Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Срок обучения – 3 года.( I год обучения – 8-11 лет; II год обучения – 9-12 лет; III год обучения – 10-13 лет.) По окончании обучения по программе учащиеся могут войти в творческую группу.

Предполагается, что в результате освоения данной программы у учащихся сформируется:

  • устойчивый интерес к художественно-творческой деятельности в области декоративно-прикладного искусства;

  • умение реализовывать собственные творческие проекты;

  • чёткое представление о народных промыслах – Хохлома, Городец. Гжель, и др.

  • необходимые художественно – практические навыки

Освоение данной программы позволит учащимся осознать свои творческие способности, почувствовать удовлетворение от результатов своего труда. Нельзя утверждать, что на занятиях декоративно- прикладным творчеством закладываются основы будущей профессии детей (хотя и это возможно), но несомненно то, что многие черты характера, воспитанные в процессе этих занятий, помогут в любой трудовой деятельности.

Для определения результативности обучения разработана диагностическая методика, включающая в себя тестовые задания для оценки теоретических знаний по каждому разделу программы; таблицы по определению знаний, умений, навыков учащихся, просмотр творческих работ учащихся. Контрольные срезы уровня знаний, умений, навыков проводятся 2 раза в год. Подведением итогов реализации программы являются выставки творческих работ учащихся, проводимые регулярно в течении всего срока обучения. Предполагается также участие учащихся в конкурсах различных уровней. В завершении обучения по программе учащиеся III года обучения выполняют творческий проект по любому из ранее изученных разделов.

Для занятий необходимо иметь просторное помещение с хорощим освещением. Кабинет комплектуется столами и стульями, соответствующими возрасту; шкафами для хранения материалов, инструментов и принадлежностей. Кабинет оформляется стендами, отражающими особенности художественных промыслов, лучшие работы учащихся представлены в постоянной экспозиции.

Для занятий учащиеся должны иметь следующие материалы и инстру­менты: беличьи кисти №l-3,5-6; краски гуашевые ; акриловые; для росписи по стеклу; для росписи по ткани; лак и кисти для лакирования; деревянные заготовки; альбом или бумагу для эскизов. Необходима также рабочая одежда – фартук и нарукавники.

Примерный тематический план

Первый год обучения.

Цели и задачи:

-Познакомить учащихся с народными промыслами Хохлома и Городец.

-Формировать навыки кистевого письма на примере типовых элементов росписи.

-Обеспечить усвоение учащимися технологии изготовления изделий из папье-маше.

-Создание дружного, крепкого коллектива как средство воспитания каждого

Сроки

Темы

Всего часов

Теория

Практика

Сентябрь


Октябрь
Ноябрь

Декабрь

Январь


Февраль
Март

Апрель

Май

1.Вводное занятие.

2. Цветоведение.

3. Композиция орнамента.

4. Виды орнамента.

5. Работа над росписью по Хохломским мотивам.

5.1. Изучение техники росписи хохломы.

5.2. Разработка эскиза будущего изделия (разд. доска, панно).

5.3. Исполнение росписи.

5.4. Изготовление объёмных изделий из папье-маше (посуда).

5.5. Роспись изделий.

6. Работа над росписью по мотивам Городца.

6.1. Изучение техники росписи Городецких мастеров.

6.2. Разработка эскиза будущего изделия (разд. доска, панно).

6.3. Исполнение росписи.

6.4. Разработка сюжетных композиций по мотивам Городца.

6.5. Роспись изделия.

7. Творческая композиция на произвольную тему.

8. Итоговое занятие.

2

2

4

2


10
2

15
10

15


10
2

17
6

15
30

2


2

1

2

1


2
0,5

-
2

-


2
0,5

-
2

1
-

1

-

1

2

1


8
1,5

15
8

15


8
1,5

17
4

14
30

1

Итого

144

15

129

Второй год обучения.

Цели и задачи:

-Углубить знания учащихся о народных промыслах Хохлома и Городец.

-Знакомить с росписью Гжель, с татарским национальным орнаментом.

-Развивать навыки кистевой росписи на примере элементов росписи Гжель.


Сроки

Темы

Всего часов

Теория

Практика

Сентябрь

Октябрь
Ноябрь

Декабрь

Январь


Февраль
Март
Апрель
Май


  1. Вводное занятие.

  2. Повторение сведений по цветоведению.

  3. Композиция орнамента.

  4. Гжель.

    1. История возникновения и развития промысла.

    2. Изучение элементов росписи.

    3. Орнаментально-сюжетные композиции.

    4. Творческая работа по мотивам Гжели.

5.Татарский орнамент.

5.1. Основные мотивы татарского орнамента.

5.2. Композиция татарского орнамента.

5.3. Цветовое решение татарского орнамента.

5.4. Творческая работа по мотивам татарского орнамента.

6. Хохлома.

6.1 Изучение техники росписи «кудрина»

6.2 Роспись изделий в технике «кудрина»

7. Изготовление объёмных изделий из папье-маше сложной формы.

7.1.Создание эскиза будущего изделия

7.2 Выполнение основы изделия.

7.3. Роспись изделия.

8.Творческая композиция на произвольную тему.

9.. Итоговое занятие.

2

2
2
2
10

6
20

6
4
2
10

10
10


2

12

12
30

2


2

1
1
2
-

-
2

2
1
1
-

2
-


1

-

-
-

1


-

1
1
-
10

6
18

4
3
1
10

8
10


1

12

12
30

1


Итого

144

16

128
-Воспитывать уважение и интерес к народному творчеству, культуре и искусству родного края.
Третий год обучения.

Цели и задачи:

- Познакомить учащихся с технологией росписи на ткани.

-Формировать навыки художественной росписи на ткани; по стеклу.

-Развивать художественный вкус, творческие способности.

-Формировать умение реализовывать собственные творческие проекты.

Сроки

Темы

Всего часов

Теория

Практика

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март
Апрель

Май



1.Вводное занятие.

2.Художественная роспись ткани.

2.1 Печатание на ткани.

2.2. Узелковая раскраска ткани.

2.3. Выполнение декоративных салфеток.

2.4. Холодный батик.

2.5. Выполнение декоративного панно.

2.6. Роспись по холсту.

3.Художественная роспись по стеклу.

3.1 Знакомство с техникой росписи и материалами.

3.2.Роспись плоских изделий.

3.3 Роспись объёмных изделий.

3.4. Точечная роспись

4.Итоговая творческая работа.

5.Итоговое занятие.

2
4

10
10

10

10

10
10
16

16

20

24

2

2
1

2

2


2

4

1

-
3

8
10

8

8

10
8
16

16

20

20

1

Итого

144

14

130



ПРОГРАММА I года обучения

^ 1.Вводное занятие.

Ознакомление учащихся с содержанием предстоящей работы в кружке. Правила безопасности труда. Организация рабочего места. Знакомство с кабинетом и его оборудованием, с правилами внутреннего распорядка. Краткие сведения об истории росписи по дереву в России. Демонстрация изделий народных мастеров и изделий учащихся, выполненных в предыдущих годах в кружке. Значение расписных изделий в быту крестьянина и в современном интерьере.

Оборудование: изделия народных мастеров, репродукции, работы учащихся.

2.Цветоведение.

Цветоведение как область науки. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и составные цвета. Дополнительные и родственные цвета. Цветовой контраст. Физическое, эмоционально-психологическое и символическое значение цвета.

^ Практическая работа: Три основных цвета. Выкраска основных цветов. Получение составных цветов путем смешивания основных. Родственные цвета. Прямоугольники, нарисованные под основными цветами, закрашиваются родственными цветами.

Дополнительные цвета. Подбор дополнительных цветов по цветовому кругу.

Оборудование: таблица "Цветовой круг".

^ 3.Композиция орнамента.

Основные законы композиции. Достижение стилевого единства. Выбор главного композиционного центра. Симметрия, ритм в композиции. Основные приемы построения орнамента.

^ Виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный. Орнамент замкнутый, ленточный, сетчатый.

Практическая работа: зарисовка с таблиц основных схем композиционного построения. По заданному элементу построить орнамент, используя основные приемы построения орнамента.

Оборудование: схемы композиционного построения орнамента.

^ 4.Ознакомление с различными орнаментами.

Орнамент - как средство художественного выражения в искусстве. Ознакомление с орнаментами разных народов. Орнамент Хохломы и Городца. Демонстрация изделий народных мастеров, репродукций, зарисовок по теме.

^ Практическая работа: зарисовки образцов народного орнамента с изделий и репродукций.

Оборудование: таблицы «Орнаменты народов мира», изделия с орнаментами, репродукции.

^ 5. Работа над росписью по хохломским мотивам.

5.1. Изучение техники росписи мастеров Хохломы.

История возникновения и развития хохломского промысла. Технология изготовления хохломской посуды. Демонстрация хохломских изделий.

Практическая работа: Упражнения в технике кистевой росписи. Выполнение элементов «осочка», «травка», «капелька» на бумаге или стекле.

Занятие 2.

Цветовое решение в работах хохломских мастеров. Характерные приемы росписи «верховая», «под фон».

^ Практическая работа: Выполнение элемента "кустик", включающий ранее усвоенные элементы.

Занятие 2.

Композиция хохломского орнамента. Ведущая линия. Орнамент «травка».

^ Практическая работа: Рисование орнамента «травка».

Занятие 4.

«Верховая роспись». Разновидности «верховой росписи» - «под листочек», «под ягодку».

^ Практическая работа: Выполнение орнамента с использованием элементов «травка», «ягодка», «листок» на тонированной поверхности.

Оборудование к теме: Карточки для учащихся с элементами росписи «осочка», «травка», «завиток», «кустик».

Занятие 5.

Роспись «под фон». Последовательность выполнения росписи. Значение черного фона изделий.

^ Практическая работа: Учащиеся расписывают силуэт посуды, дощечки в альбоме в технике «под фон».

Таблицы: «Выполнение хохломской травки», «Последовательность изображения росписи «под фон»», хохломские изделия, фотографии, репродукции, работы учащихся прошлых лет.

5.2. Разработка эскиза будущего изделия (разделочная доска, панно). Композиционное построение хохломского орнамента. Связь орнамента с формой изделия.

Практическая работа: Рисование эскизов изделия, выбор лучшего орнамента. Цветовое решение эскиза.

5.З. Исполнение росписи.

Выявление неточностей при исполнении росписи и их исправление. Виды лаков. Техника безопасности при лакировании. Анализ выполненных работ (на каждом занятии).

5.4. Изготовление объёмных изделий из папье-маше (посуда).

Технология изготовления папье-маше:1)способ маширования - оклейки формы кусочками бумаги; 2)способ лепки из бумажной массы. Рецепт приготовления бумажной массы.

^ Практическая работа: изготовление посуды в технике папье-маше, создание эскиза росписи посуды.

5.5. Роспись изделия.

Практическая работа: Обработка изделия под роспись. Нанесение фона.

Роспись изделия. Лакирование.

Оборудование: изделия с хохломской росписью, таблицы с элементами хохломской росписи.
  1   2   3

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей объединения «Декоративная роспись» для детей в возрасте от 7до 14 лет iconОбразовательная программа «Соломенная сказка» Для детей 10 17 лет...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей объединения «Декоративная роспись» для детей в возрасте от 7до 14 лет iconАвторская образовательная программа дополнительного образования детей
«О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; в соответствии с положением о структуре, порядке разработки...
Образовательная программа дополнительного образования детей объединения «Декоративная роспись» для детей в возрасте от 7до 14 лет iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Кожаная пластика»
«О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; Положением о структуре, порядке разработки и утверждения...
Образовательная программа дополнительного образования детей объединения «Декоративная роспись» для детей в возрасте от 7до 14 лет iconОбразовательная программа по баскетболу возраст детей: 8 18 лет
Муниципальное бюджетное образовательное учреждения дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей объединения «Декоративная роспись» для детей в возрасте от 7до 14 лет iconОбразовательная программа по плаванию возраст детей: 7 18 лет
Муниципальное бюджетное образовательное учреждения дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей объединения «Декоративная роспись» для детей в возрасте от 7до 14 лет iconОбразовательная программа творческого объединения «Мастерица»
Данная программа является программой дополнительного образования детей, имеет художественно эстетическую направленность
Образовательная программа дополнительного образования детей объединения «Декоративная роспись» для детей в возрасте от 7до 14 лет iconОбразовательная программа дополнительного образования детей кружка «авторская песня»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей – центр развития творчества детей и юношества
Образовательная программа дополнительного образования детей объединения «Декоративная роспись» для детей в возрасте от 7до 14 лет iconОбразовательная программа «Силуэт»» Программа рассчитана на детей...
...
Образовательная программа дополнительного образования детей объединения «Декоративная роспись» для детей в возрасте от 7до 14 лет iconОбразовательная программа дополнительного образования детей "Компьютерная...
Программа предназначена для детей 9-11 лет. Занятия направлены на развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей...
Образовательная программа дополнительного образования детей объединения «Декоративная роспись» для детей в возрасте от 7до 14 лет iconОбразовательная программа муниципального бюджетного образовательного...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей «Центр...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница