Педагогического творчества




Скачать 57.19 Kb.
НазваниеПедагогического творчества
Дата публикации11.10.2013
Размер57.19 Kb.
ТипРешение
shkolnie.ru > Культура > Решение
Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012/13учебный год)


Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Тайна хантыйского узора»


Автор: Латышева Тамара Васильевна, воспитатель

Место выполнения: Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому направлению развития детей детский сад №79 «Садко» г. Сургут

^ Цель: развивать и поддерживать интерес детей к декоративно-прикладному творчеству народов ханты и манси.

Задачи НОД:

Образовательная область «Художественное творчество»:

  • продолжать учить детей изображать элементы хантыйского орнамента, передавая его особенности (ритм, цвет, пропорции);

  • совершенствовать у дошкольников технику трафаретного рисования, использования штампов для прорисовки сложных по форме зооморфных элементов;

  • развивать воображение и ассоциативное мышление при восприятии стилизации реальных природных форм в декоративные.

Образовательная область «Познание»:

  • закреплять знания детей об особенностях культуры и быта народов ханты и манси;

  • развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия;

  • формировать умение ориентироваться в ограниченном пространстве (слева – справа, вверху – внизу, в середине) при создании образа декоративной вещи (оберега).

Задачи интегрируемых образовательных областей.

Образовательная область «Коммуникация»

  • побуждать дошкольников участвовать в беседе, высказывая свои мысли и чувства;

  • совершенствовать диалогическую речь детей.

Образовательная область «Социализация»

  • приобщать детей к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослым.

^ Словарная работа: закрепить название хантыйских узоров («заячьи уши», «рога большого оленя», «ворона», «глухарка», «щучьи зубы»)

Виды деятельности: изобразительная деятельность, коммуникативная, игровая, познавательная.

^ Формы организации совместной деятельности:

Решение проблемной ситуаций, рассматривание музейной экспозиции, ситуативная беседа, дидактическое упражнение «Угадай и назови?», использование схематических карт при выполнении творческого задания.

^ Материал к НОД:

Предметы экспозиции мини-музея, отражающие быт и декоративно-прикладное творчество народов ханты и манси; магнитная доска, магниты, картинки с изображением реальных животных (заяц, олень, ворона, чайка, глухарь, щука) и их стилизованные изображения в хантыйском орнаменте; вариативные карты-схемы расположения орнаментального узора на декоративном изделии, художественные материалы (гуашь, кисти № 2,3, поролоновые тампончики, салфетки, емкости с водой, формы для создания оберегов из бархатной бумаги, штампы в форме миниатюрных квадратов и треугольников, трафареты сложных зооморфных элементов хантыйского орнамента); магнитофон, диск с музыкальной записью хантыйских напевов.

^ Предварительная работа: чтение хантыйских сказок, изготовление хантыйских кукол «акань», знакомство с орнаментальной символикой народов ханты и её смысловым значением; изображение хантыйских орнаментов с использованием трафаретов, штампов, кисточек; изготовление экспонатов для музейной выставки « Декоративные традиции народов ханты и манси», дидактическая игра «Подбери пару».

^ Конечный результат на ребёнка: проявляет и поддерживает интерес к декоративно-прикладному творчеству народов ханты и манси, умеет изображать элементы хантыйского орнамента, используя штампы и трафаретную технику рисования; планирует свою деятельность и реализует предварительный замысел, свободно ориентируется на ограниченной поверхности, доброжелательно относится к товарищам.

^ Ход непосредственно образовательной деятельности:

Дети входят в экспозиционный зал мини-музея, где представлены предметы декоративного искусства и быта народа ханты (украшения из бисера и кожи, куклы «акань», берестяные «набирушки» и кузовки, игольницы и др.).

Педагог приветствует детей и сообщает, что музей пора открывать для посетителей, но еще не все экспонаты представлены.

  • Дети, что называют экспонатами?

  • А что уже имеется в нашем музее? (Дети осматривают экспозицию и называют знакомые им предметы).

Воспитатель обращает внимание детей на стоящее у стены дерево, просит вспомнить, чем и почему ханты иногда украшают деревья (березу). Затем предлагает украсить дерево оберегами, изготовлением которых сейчас займутся.

  • Но для этого нам нужно вспомнить уже знакомые орнаментальные символы.

(педагог предлагает детям выбрать карточки со знаками-символами).

  • Ребята, я сейчас буду выставлять на мольберте карточки с изображением реальных животных, растений или предметов - глухарь, рыба, оленьи рога, ворона, медведь, летящая птица, ветка берёзы, уши большого зайца и др. Вам известно, что в хантыйском орнаменте эти предметы изображаются по-другому - символами. Найдите, в какие символы превратились изображённые предметы?

В результате, обнаруживаются два символа, которые детям не знакомы. Чтобы разгадать их тайну, педагог предлагает детям погостить у хантов на стойбище.

  • Отправиться в гости к хантам нам будет не трудно. Все внимание на экран! Кто будет наблюдательным, для того тайна загадочных символов откроется прямо сейчас.

Просмотр на проекционном экране видеофильма «Хантыйские орнаментальные символы» (продолжительность 5 минуты)

После просмотра дети делают вывод, что один из незнакомых орнаментальных знаков изображает летящую в небе птицу, а другой - медведя, хозяина тайги. Воспитатель объясняет смысловое значение увиденных орнаментальных знаков.

  • В хантыйских орнаментах очень часто встречается знак, обозначающий летящую птицу. Ханты верят, что птица хранит сон и здоровье человека, отпугивает от него злых духов?

  • А почему же ханты так почитают медведя? (воспитатель выслушивает варианты ответов детей) Да, ребята, медведь – очень почитаемое животное у хантов. Украшая одежду и предметы быта его изображением, эти люди верят, что медведь их охраняет и приносит удачу на охоте.

Педагог предлагает детям приступить к изображению орнаментальных символов на оберегах. Чтобы упростить стоящую перед детьми задачу, им предлагаются вариативные схемы расположения орнаментальных символов на оберегах, трафареты знакомых и новых орнаментальных символов.

По мере выполнения работы дети развешивают готовые обереги на веточки дерева, любуются, определяют, чей понравился больше и почему.

  • Ребята, так зачем людям нужны обереги?

Воспитатель дает позитивную оценку детским работам. В заключении, все вместе приходят к выводу, что музей готов к приему посетителей. Воспитатель предлагает повесить у входа уже готовое объявление.

Список использованных источников:

  1. Галанов А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. М., 1999 г.

  1. Гемуев И. Н. Знакомтесь - ханты. -Ханты-Мансийск, 1999 г.

  1. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей. - М., 1997 г.

  2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. - М., 2007 г.

  3. Молданова Т. Орнаментальное искусство народов ханты и манси. - Югра, 1992 г.

Похожие:

Педагогического творчества iconКонкурс педагогического творчества
К презентации в pptx “Мама, где мой папа?” на Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Педагогического творчества iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества
Педагогического творчества iconПедагогического творчества
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных проблем. На современном этапе развития дошкольной...
Педагогического творчества iconКонкурс педагогического творчества 2012/2013 учебного года Номинация...
Всероссийский Интернет-конкурс педагогического творчества 2012/2013 учебного года
Педагогического творчества iconКонкурс педагогического творчества 2012-2013 учебный год Номинация:...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества 2012-2013 учебный год
Педагогического творчества iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2013-2014 учебный год
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества
Педагогического творчества iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2013-2014 учебный год
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества
Педагогического творчества iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2013-2014 учебный год
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества
Педагогического творчества iconКонкурс педагогического творчества Номинация «Организация учебного...
«Компетентность педагогического коллектива доу как условие успешной реализации фгт»
Педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Ступеньки творчества. Некоторые вопросы развития творческих способностей учащихся
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница