Тронина Е. А. преподаватели фортепианного отделения мбоу дод дши№1




Скачать 120.1 Kb.
НазваниеТронина Е. А. преподаватели фортепианного отделения мбоу дод дши№1
Дата публикации22.09.2013
Размер120.1 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Культура > Документы


Управление культуры и молодёжной политики

г. Сарапул

МБОУ ДШИ № 1

Колыбельные песни в

культуре народов Прикамья




Подготовили: Молодых Э.Л.

Тронина Е.А.
преподаватели фортепианного

отделения МБОУ ДОД ДШИ№1

Сарапул 2011

Содержание:


Стр.
I. Цели и задачи. 3
II. Колыбельная – как часть народной культуры. История возникновения. 4
III. Общие черты колыбельной народов Прикамья. 6
IV. Некоторые национальные особенности колыбельных песен. 8
V. Значение колыбельных песен в развитии ребенка. 11
VI. Библиография 12

Глава I
^ ЦЕЛЬ РАБОТЫ


Знакомство учащихся с культурой народов, населяющих Удмуртию.


ЗАДАЧИ

1. Рассмотреть подробно бытовые и музыкально-поэтические особенности культуры удмуртского, татарского и русского народов.
2. Воспитать в учащихся умения собирать информацию, анализировать и сравнивать.
3. Познакомить с жанром «колыбельная песня».
4. Формировать навыки публичного выступления у учащихся.


Глава II

Колыбельная – как часть народной культуры. История возникновения.

« Малыш заснул» - сколько облегчения часто слышится в таких словах. Для домашних это время, когда появляется возможность заняться какими-то срочными и нужными делами, а для мамы – немного отдохнуть.

Однако каждая мать по своему опыту знает, как трудно бывает уложить ребёнка спать. Что только не делается для этого. А секрет достаточно прост: чтобы ваш ребёнок заснул, создайте ему те условия, которые вы желали бы для себя – приглушённое освещение, тихая музыка… Кроме того, испокон веков существовало универсальное снотворное средство для детей – это колыбельные песни. И для нас вовсе не зазорно брать из прошлого то рациональное, что отрабатывалось и тщательно отбиралось нашими предками.

Период младенчества – наиболее важный период в развитии человека. В народе от века в век жило представление: то, что ребёнок «впитал с молоком матери», то есть воспринял в самом раннем возрасте, останется с ним на всю жизнь и внесёт неповторимые штрихи в его индивидуальность.

« Не от еды дитя растёт, а от радости» - гласит народная пословица. Вся обстановка, атмосфера, окружающая ребёнка с первых дней и месяцев жизни, была пропитана поэзией любви и заботы, нашедшей своё отражение в таких формах, как колыбельные песни.

Колыбельная песня была предназначена не только для того, чтобы успокоить дитя и мягко ввести его в состояние сна, -она была исходной формой приобщения ребенка к миру окружающих его людей.

«Песня матери, - писал поэт Расул Гамзатов, - главная песня в мире; начало всех человеческих песен». Ученые считают, что колыбельные песни – основное средство воспитания в младенческом возрасте.

Слово « колыбельная» происходит от глагола «колыбать» (колыхать, колебать, качать, зыбать). Издавна было отмечено, что при монотонном движении (определенном ритме покачивания) младенец быстро успокаивается и засыпает.

Эти наблюдения привели к изобретению своеобразного «инструмента» укачивания – колыбели.


^ Глава III.

Общие черты колыбельной народов Прикамья.

Коренное население Удмуртской республики -удмурты, один из самых древних восточно-финских народов северо-западного лесного Приуралья. По языку удмурты относятся к финно-угорской семье народов, в которую также входят коми, мари, мордва, эстонцы, финны, карелы, саами, венгры, ханты и манси. Общая численность удмуртов в мире – около 750 тысяч человек. 67% из них живут в Удмуртской республике.

Удмуртов отличает миролюбивый нрав, доброжелательность, гостеприимство, деликатность, стеснительность, терпеливость и упорство.

Русские появились на территории Удмуртии примерно в 12 веке. После монголо-татарского нашествия многие крестьяне Нижегородской и Владимиро-Суздальских земель бежали в глухие леса. Еще больше русских переселенцев стало после падения Казанского ханства(1552 год). Русские оказали значительное влияние на культуру и быт удмуртов

Татары -третий по численности народ Удмуртской республики.Они компактно расселены в городах и селах южных районах республики.

Колыбельные песни есть практически у всех народов мира. Они вбирают в себя интонационный строй музыкального языка каждого народа. В нашей работе рассматриваются колыбельные песни русского, удмуртского и татарского народов, как представителей славянской, финно-угорской и тюркской народностей, которые составляют большинство жителей нашей республики.




В колыбельной песне, которую пели младенцам было много своих «секретов». Но можно отметить некоторые сходные черты.

Неизменно, у всех народов колыбельная не требует каких –либо инструментов для ее исполнения, достаточно только одного голоса.

Колыбельные песни, как и другие народные песни долгое время никем не записывались, а передавались устно: услышит дочка от матери колыбельную песню, споет ее младшим братьям и сестрам. А потом, когда вырастет, и своим собственным детям, при этом часто меняя мелодику и слова для удобства в пении. Поэтому для колыбельных всех народов характерна их импровизационность.

Кроме этого отличительными чертами колыбельных являются: спокойный темп, негромкое звучание (мягкая динамика), размеренный ритм покачивания, небольшой диапазон мелодии (чаще всего - не более октавы, иногда – несколько звуков), обилие повторяющихся мелодических оборотов (часто варьированных), наличие остановок в конце фраз, припевных слов.

В колыбельной поэзии встречается обилие уменьшительно ласкательных слов.
^ Ходит сон по лавочке

В красненькой рубашечке.

Ищет-поищет деточку мою.
Не велики – не маленьки,

В аккурат по ноженьке

Бегать по дороженьке,

К бабушке по яблочки,

К дедушке по прянички.

Лады-лады, ладоньки

В огороде заиньки.

Зайки травушку едят

И на Машеньку глядят
По типу содержания можно выделить несколько основных разновидностей колыбельных.

К первой группе отнесём песни, которые содержат обращения к ребенку 1с пожеланием сна, благополучия в жизни, счастья, достатка, с обещанием подарков, гостинцев, вкусной еды.

Бай, качи, качи, качи!

На улице калачи,

^ За улицей пряники,

В огороде яблочки.

Качь, качи, качи, качь, качь!

Привезет отец калач,

Матери –саечку,

Дочери- китаечку

Стану, стану я качать,

В балалаечку играть.

(Удм) Из, из, нуные / спи, спи, дитя мое

Зарни бугоре золотой мой клубочек

Кыед тынад лкикыд зыбка твоя пружиниста

Миндэред тынад небыт подушка твоя мягкая.

^ Кыркаед шуныд луоз в доме твоем будет тепло/,
(Татарская)

Олли-бОлли-бОбкОсе. / баю-баюшки-баю

Кая киткОн ОнкОсе? не вижу мою маму

Каенлыкка ОллОкО, она пошла за ягодой,

ГОлнарага бОлОккО Гульнаре за подарком/
Во вторую группу входят песни в которых фигурируют образы животных и птиц, обращения с просьбой помочь укачать ребенка – к коту, голубям, галкам; обращения к животным, мешающим ребенку спать – к петушку, к собачке, птицам; а также рассказы о животных и птицах.

^ Баю-бай, баю-бай, Баю, баюшки, баю,

Ты собачка не лай, Баю Оленьку мою,

Петушок, не кричи, Приди, котик, ночевать,

У нас Катю не буди! Мою Оленьку качать

Чагыр, чагыр дыдыке /сизый, сизый голубок,

Малы пыд дэ жобась код? зачем ножками стучишь

^ Небер Пие, гыдыке милый, милый мой сынок,

Малы ялан бордиськод. зачем плачешь и не спишь/

В колыбельных разных народов много общего, но менталитет каждого народа откладывает свой отпечаток в целом, а на колыбельные в частности.

^ Глава IV.

Некоторые национальные особенности колыбельных песен.
Русские колыбельные песни по содержанию самые разнообразные. Только в них можно встретить колыбельные с Мифологическими образами Сна, Дрёмы, Угомона (рассказ о них или просьба поскорее угомонить ребенка).
^ Уж как Сон ходил по лавке, Спи-ко, спи-ко, баю, бай,

Дрема по полу брела. Свои глазки закрывай.

Дрема по полу брела, Поскорее засыпай.

В кроватку к Маше забрела. Баю, баю, баю, бай,

^ К ней в кроватку забрела, Ходит Сон по лавочке

На подушечку легла. В красненькой рубашечке

На подушечку легла, Баю, баю, баю, бай,

Машеньку ручкой обняла. Поскорее засыпай.
Особое место в колыбельных русского народа отводится КОТУ. Он имеет привычку подолгу спать, поэтому, очевидно, его стали воспринимать как носителя сна.
^ А, баю,бай, Баю, баюшки,баю,

Спи, сыночек, засыпай. Баю Оленьку мою.

У кота-воркота Приди, котик, ночевать

Колыбелька высока. Мою Оленьку качать.

А также колыбельные, в которых содержатся мотив устрашения, запугивания ребенка (бука, старик, серенький волчок).
^ Баю, баюшки-баю

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок

И ухватит за бочок,

И утащит во лесок,

Под ракитовый кусток!

Баю, баюшки-баю,

Под ракитовый кусток!
Ласковость русских колыбельных песен часто усиливается обилием мягких согласных.
^ Ай люли, люли, люли, Ой люлюшки-люлюшки,

Прилетели к Вале гули. Прилетели гулюшки

Лю-лю, лю-лю, люлю, бай

Уж ты Валя заыпай


Большую роль в звуковой организации стиха колыбельных играют звукоподражания

^ Ворота-то скрип-скрип,

А Коленька спит ,спит

Для русской народной песенности характерна мелодика, начинающаяся с ходов на кварту, секунду и терцию. Эта особенность нередко проявляется и в колыбельных песнях:
У удмуртов в семье очень любили детей и не отдавали предпочтения сыну или дочке, их одинаково любили. Один из удмуртских ученых Кузебай Герд отмечает, что “и к девочкам и к мальчикам отношение было почти одинаковое, особенно, если в семье уже есть дети: и мальчики и девочки. Но там, где нет детей, из чисто хозяйственно-экономических соображений ждут мальчика, как помощника, наследника… Но если рождаются одни мальчики, с нетерпением ждут девочку (будет помощница в прядении)”

“Дети – предмет особой заботы удмуртов, не зря говорят: “Дом без детей мертв”. Здесь сказывается как традиционная высокая привязанность и сердечная любовь к детям. Также проявляется жесткая хозяйственная обусловленность: без постоянного притока свежих сил, новых рабочих рук крестьянское хозяйство умирает.

Считалось, чем больше детей, тем больше эту семью любят боги. В народе твердо знали: один ребенок – это еще не ребенок, два ребенка – только полребенка, три ребенка – это уже ребенок. Не редкостью было в удмуртской семье больше 10-ти детей. И пусть сложновато было жить, но каждому ребенку хватало доброго участия и слова. Обычно детей называли мой клубочек, мой голубочек, мой маленький, мой милый, доченька, сынок. В благополучной семье часто слышались эти слова. В семейном общении удмурты, как правило, обходились в прошлом практически без имен, пользуясь стереотипными безымянными формами общения:

брат- азар, снохазен, старшая по возрасту женщина - апай, старшая сестра- бадзым, дед - пищатай и т.д.

Появление ребенка было важным и радостным событием в жизни молодой семьи. Его с нетерпением ждали, к нему готовились. Только что родившемуся устраивали “нуны сюан” – свадьбу младенца.: новорожденный, по выражению удмуртского ученого В.Е. Владыкина, ”как бы обручался со всем белым светом. Родственники и соседи спешили в дом, где появился ребенок, приходили не с пустыми руками, а с вкусным угощением и сердечной песней.

Для удмуртских колыбельных в отличие от более эмоциональных русских- характерна бытовое содержание

.

^ Изь, изь, нуные, / Спи, спи дитя моё,

Зарни бугоре, Мой золотой клубочек.

Анай бертоз арамысь, Мама придёт с жатвы,

Йкл сепыс соку ваёз. Мама принесёт тебе своего молока.

^ Атай бертоз гыремысь, Отец придёт с пахоты.

Базаре соку ветлоз. Съездит на базар,

Тыныд ваёз кык канфет Тебе привезёт две конфетки,

мыным ваёз иуж кышет. Мне привезёт жёлтый платок./

^ Изь, изь, нуные, / Спи, спи дитя моё,

Зарни комоке, Золотой мой комочек.

Шунды пуксёз тэль ськры, Солнце сядет за лесом,

Гуртад бертод жадьыса. Домой приедешь усталый,

^ Пыдессинмыд бырыса, Еле передвигая ноги,

Чечыен мусур юод. Медовухи выпьешь./
Мелодика удмуртских колыбельных песен построена на пентотонике. Много секундовых и септовых ходов (диссонансов).

Ритмической особенностью удмуртской музыки является смещение ударения. В большинстве случаев в удмуртских словах ударение падает на последний слог, а в песнях эти акценты не совпадают.


К воспитанию ребенка в татарской семье относились серьезно. В народной татарской пословице говорится “хорошее воспитание – лучшее наследство”. По татарским традициям в семье предпочтение отдавалось сыну, в образах – ценностях татар культ воина-защитника. По традиции главным в семье считается – отец. Считается, что мама должна выполнять работу по дому и заниматься детьми, развивая в них такие качества и свойства, как честь, ум, нравственную чистоту, воспитанность и терпение.

Поэтому в татарских колыбельных даже подразделяют отдельно колыбельные сыну и дочери.

В своих песнях татарский народ отразил к новорожденному свое отношение, которое как и у всех народов мягкое, любовное.Но своеобразие татарских колыбельных в том, что в них используются ЭПИТЕТЫ:

^ Звездочка /йОлдызым/

Красавец среди всех красавцев / гОзОлемнеО гОзОм/

Центр сердечка / йОрОгемнеО ОзОге/

Цветочек / чОчОктер бу/

Соловушка /сандугачим/
Заслуживает внимание пожелания родителей младенцу, которые часто сопровождалось молитвами

Татарские колыбельные песни отличаются также очень большой утилитарностью. В них часто описывается будущая жизнь, которую хотели бы видеть для ребенка родители :

учеба в Медресе, проживание в большом городе, достойная пара в браке, служба в армии для мальчиков, продолжение рода для девочек.
Татарскую колыбельную легко узнать по характерному ладу -пентатонике, по орнаментальной мелодии со множеством мелизмов:


Глава V.

Значение колыбельных песен в развитии ребенка


Колыбельные - целый пласт народной музыки. Сфера их воздействия на ребенка гораздо шире прикладного назначения успокоить и усыпить. Они несут в себе познавательную, воспитательную, эстетическую и коммуникативную функцию. Колыбельные помогают матери и ребенку наладить духовный контакт. Чувствуя материнское тепло и заботу о себе, слыша тихий и ласковый голос – младенец пребывает в состоянии комфорта; он любим. Из колыбельных ребенок черпает первые знания об окружающей жизни, с их помощью он овладевает речью.

С первых дней он приобщается к прекрасному: народная поэзия и народная музыка- несут в себе красоту, учат сопереживать, пусть пока еще простейшим образом. Эти впечатления, полученные ребенком в детстве, остаются незабываемыми на всю жизнь.

Колыбельные песни – универсальные средства для всестороннего развития малыша, а коли так, - не пренебрегайте это важной формой общения с ребенком. Не беда, что вы сомневаетесь в своих вокальных данных – пойте, пойте тихонько, соблюдая ритм, и ваш единственный слушатель – ребенок непременно оценит это. Создавая традицию общаться таким образом с ребенком перед сном, вы создаете неповторимую атмосферу доверительности и открытости, которая сохранится на долгие годы, даже когда необходимость в колыбельных уже отпадет.

Библиография:

1. Радынова О.П.

Баюшки-баю . Москва «Владос» 1995

2.Седельникова А.А. – Седельникова В.Г

Удмуртский фольклор-детям Ижевск. 2003

3. Шумилов Е.Ф.

Алексей Павлович Холмогоров Ленинград «Художник РСФСР» 1988

4. Программа « Диалог этномузыкальных культур»



Похожие:

Тронина Е. А. преподаватели фортепианного отделения мбоу дод дши№1 icon«осень»
Участники разработки проекта: учащиеся фортепианного и народного отделений, учащиеся отделения общего эстетического образования мбоу...
Тронина Е. А. преподаватели фортепианного отделения мбоу дод дши№1 iconМетодические рекомендации по ведению классного журнала в мбоу дод...
Рпо; четыре вида классных журналов для хореографического отделения: для 1-2 классов (хореография), для 1-4 классов (музыкально-теоретические...
Тронина Е. А. преподаватели фортепианного отделения мбоу дод дши№1 icon«Техники и приёмы акварельной живописи»
Автор: Дерендяева Татьяна Валерьевна, преподаватель художественно-графического отделения мбоу дод дши г. Нытва
Тронина Е. А. преподаватели фортепианного отделения мбоу дод дши№1 icon«О работе над ритмом»
Методическая разработка преподавателя отделения народных инструментов мбоу дод «дши п. Пробуждение эмр» Зеленцовой Лидии Анатольевны...
Тронина Е. А. преподаватели фортепианного отделения мбоу дод дши№1 icon«Влияние концертных выступлений на формирование и развитие музыкальных...
Методическая разработка преподавателя отделения народных инструментов мбоу дод «дши п. Пробуждение эмр» Вишневецкой Татьяны Васильевны...
Тронина Е. А. преподаватели фортепианного отделения мбоу дод дши№1 iconРабота над ритмом как важнейший этап обучения игре на аккордеоне
Методическая разработка преподавателя отделения народных инструментов мбоу дод «дши п. Пробуждение эмр» Вишневецкой Татьяны Васильевны...
Тронина Е. А. преподаватели фортепианного отделения мбоу дод дши№1 iconСценарий преподавателя фортепианного отделения дши №3 города леонтьевой татьяны николаевны
Звучит песня А. Рыбникова «Буратино» в исполнении учащихся. На экране коллаж «Буратино»
Тронина Е. А. преподаватели фортепианного отделения мбоу дод дши№1 iconУрок по теме: «Методы формирования и развития навыков подбора по...
«Методы формирования и развития навыков подбора по слуху на начальном этапе обучения учащихся класса фортепиано», преподавателем...
Тронина Е. А. преподаватели фортепианного отделения мбоу дод дши№1 iconЗдоровьесберегающие технологии в цикле предметов хореографического отделения дши
Целью данной работы является обзор здоровьесберегающих технологий, применяемых в цикле предметов хореографического отделения дши
Тронина Е. А. преподаватели фортепианного отделения мбоу дод дши№1 icon-
Автор: Шайхина Ирина Камилевна – преподаватель теоретических дисциплин первой квалификационной категории мбоу дод дши с. Уральск
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница