Кризис трех лет в период от двух с половиной до трех с половиной лет ре­бенок переживает так называемый кризис трех лет




Скачать 68.32 Kb.
НазваниеКризис трех лет в период от двух с половиной до трех с половиной лет ре­бенок переживает так называемый кризис трех лет
Дата публикации18.09.2013
Размер68.32 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Культура > Документы

http://ds47.ucoz.net/

КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ

В период от двух с половиной до трех с половиной лет ре­бенок переживает так называемый кризис трех лет. Его суть состоит в том, что ребенок начинает осознавать себя отдельным человеческим существом, имеющим собствен­ную волю.

Симптомы кризиса 3-х лет

1 Негативизм. Его надо отличать от обычного непослушания. При непослушании дети отказываются делать то, что не хотят делать. При негативизме дети отказываются делать даже то, что хотят делать (т.е. им важно сделать именно наперекор тому, что требует взрослый). Негативизм – это такие проявления в поведении ребёнка, когда он не хочет что-либо делать только потому, что это предложил кто-то из взрослых.

Пример непослушания: ребёнок играет во дворе. Его зовут домой обедать, но ему хочется погулять ещё, поэтому он отказывается (обратите внимание, ребёнок отказался именно потому, что ему хочется погулять ещё).

Пример негативизма: ребёнок играет во дворе. Его зовут домой обедать, но он отказывается (хотя сам уже давно нагулялся и хочет есть). Т.е. он отказался от того, чего на самом деле хочет, но отказался только потому, что это просит взрослый.

При негативизме на первый план выступает социальное отношение, отношение к другому человеку. Т.е. негативизм адресован к человеку, а не к содержанию того, о чём ребёнка просят.

Таким образом, негативизм – это такое поведение, при котором мотив находится вне данной ситуации.

Итак, суть негативизма заключается в отказе от выполнения вашей просьбы лишь из-за желания делать наперекор взрослому.

2 Упрямство. Упрямство – это такая реакция ребёнка, когда он настаивает на чём-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал. Упрямство нужно уметь отличать от настойчивости, когда ребёнок хочет чего-нибудь и настойчиво добивается этого.

Пример настойчивости: ребёнку нравится кататься на санках, и поэтому он отказывается от предложения мамы пойти домой.

Пример упрямства: мама зовёт гуляющего во дворе ребёнка домой. Ребёнок отказывается. Мама приводит ему разумные доводы (он с ними согласен). Но ребёнок всё равно отказывается идти (потому, что он уже отказался).

3 Протест. Ребёнок бунтует против норм воспитания, установленных для ребёнка. Протест против текущего образа жизни. Т.е. ребёнок бунтует против того, с чем он имел дело раньше.

^ 4 Своенравие, стремление к самостоятельности.

5 Обесценивание. Ребёнок перестаёт ценить то, что ценил раньше. К этому относятся и люди, и вещи, и даже собственные переживания. В лексиконе ребёнка появляются слова, которые обозначают всё плохое, отрицательное. Эти слова ребёнок употребляет по отношению к таким вещам, которые сами по себе неприязни не вызывают. В этот период дети могут начать грубить тем взрослым, которых до этого очень уважали.

6 Деспотизм. У ребёнка появляется стремление проявлять власть по отношению к окружающим. Например, ребёнок может требовать, чтобы мама не ходила на улицу, а сидела дома, как он сказал.

7 Ревность. Проявляется по отношению к братьям и сёстрам. В основе этой ревности лежит то же стремление к господству и деспотизму, что и в предыдущем пункте.

^ Суть кризиса 3-х лет

Ребёнок бунтует против тех норм воспитания, которые сложились, считая что он «вырос из них».

  • Стремление к самостоятельности

  • Изменения в социальных отношениях ребёнка с окружающими людьми

  • Происходят изменения аффективно-волевой сферы

  • Изменяется отношение ребёнка к себе и людям

  • Ребёнок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми

  • Перестраивается социальная позиция ребёнка к авторитету матери и отца

  • Ребёнок хочет проявлять свою личность. Многие поступки мотивируются не мгновенным желанием, а связаны с проявлением личности ребёнка.

  • С одной стороны ребёнок хочет признания своей самостоятельности и независимости, а с другой – к такой форме поведения он ещё не готов.

^ Что делать при кризисе 3-х лет

  1. Предоставьте ребёнку самостоятельность. Пусть посильные дела делает сам. Предусматривайте в своём расписании запас времени на самостоятельные попытки ребёнка сделать то, что вы собирались сделать сами.

  2. Родителям стоит научиться переключать внимание ребёнка. Если вы предполагаете поехать в гости к бабушке и ожидаете, что это предложение ребёнок встретит отрицательно, то предложите ребёнку выбрать наряд, в котором он поедет. В результате внимание ребёнка будет сконцентрировано не на решении, ехать к бабушке, или нет, а на выборе наряда, в котором он поедет. Или вместо того, чтобы сказать ребёнку: «Сейчас мы пойдём гулять», можно спросить: «Мы пойдём гулять на детскую площадку или в парк?».

  3. Негативизм ребёнка можно использовать в своих целях. Например, если вы хотите пойти с ребёнком на прогулку, то можно предложить ему остаться дома. Ребёнок, естественно, вам возразит и скажет: «Нет! Пойдём гулять!».

  4. Если ребёнок начал капризничать, отвлеките его.

  5. Поощряйте инициативу и самостоятельность малыша. Если ребёнок пытается начать делать то, что ему пока не под силу, помогите ему. Научившись выполнять что-то в сотрудничестве со взрослым, вскоре ребёнок это сможет делать самостоятельно.

  6. Почаще пересматривайте свои требования к ребёнку. Возможно, некоторые уже неактуальны.

  7. Не акцентируйте внимание на капризах и истериках ребёнка. Во время истерики не стоит удовлетворять требование ребёнка (иначе такое поведение ребёнок будет демонстрировать всё чаще и по меньшим поводам). Если начать ругать ребёнка во время подобной истерики, то это только усугубит кризис. Поэтому в такие моменты постарайтесь переключить внимание ребёнка на что-то другое и не замечайте его истерик. Просто продолжайте выполнять свои дела. Не видя вашей ответной реакции, ребёнок быстро успокоится.

  8. Периодически просите малыша вам в чём-нибудь помочь. Это поможет ему стать самостоятельнее и ответственнее. Плюс, это будет являться хорошим примером социального взаимодействия между людьми.

  9. Не забывайте про творчество – больше рисуйте с ребёнком, лепите из пластилина, вместе делайте поделки, играйте в песок. Творчество очень хорошо помогает справиться с эмоциями.

  10. Режим дня полезен для структурирования жизни ребёнка. Он помогает формировать волю, которая так нужна для овладения своим поведением. Режим дня можно наглядно отразить на плакате в виде пиктограмм. Иногда родители поступают так: скручивают лист ватмана в трубочку. На этой трубочки в виде пиктограмм рисуют последовательность действий. Из другого листа бумаги делают кольцо большего диаметра. Его используют для отражения текущей позиции.

  11. Ведите себя с малышом как с равным вам человеком. Благодарите его за помощь. Спрашивайте разрешение, когда хотите взять его игрушку. Относитесь к ребёнку не как начальник-подчинённый, а как к равному партнёру. Уважайте личность ребёнка. Ребёнок в этом возрасте хочет, чтобы родители знали, что рядом с ними находится не ребёнок, а взрослый человек.

  12. Признайте право ребёнка на совершение ошибок. Если вы видите, что ребёнок что-то делает неправильно, не нужно тут же вмешиваться и показывать как правильно. На ошибках учатся.

  13. Иногда родителям всё же нужно сказать резкое «нет». Это необходимо делать, когда действия ребёнка нарушают технику безопасности, например, если ребёнок засовывает ножницы в розетку или поворачивает ручки газовой плиты.

  14. Не ждите, что ваши рациональные объяснения различных запретов ребёнок поймёт с первого раза.

  15. Запаситесь терпением.

  16. Желание ребёнка быть взрослым можно использовать в своих целях. Например, если нужно перейти дорогу, то можно попросить ребёнка вас перевести. Это намного лучше стандартного: «Так, дай сюда руку, сейчас будем переходить дорогу». В первом случае все останутся довольными, а во втором случае вы подпортите настроение ребёнку (а он вскоре вам).

  17. Если ребёнок начал истерику в людном месте (а дети любят работать на публику), то лучше всего его перенести в другое, менее людное место. Например, если ребёнок на детской площадке лёг на землю и стучит кулаками (в истерике), то лучше его взять и перенести в сторону. Там его следует положить в такое же положение и подождать пока истерика закончится (если вы не будете реагировать на истерику, то она быстро закончится). Во время подобных истерик бесполезно что-либо объяснять ребёнку. Дождитесь окончания.

  18. Следите за собой. Многие слова и поступки ребёнок копирует у своих родителей.

  19. Используйте игровой момент. Например, если ребёнок не хочет есть, возьмите куклу. Кормите их по очереди. Или пусть кукла попросит ребёнка проверить, не горячий ли суп. Кстати, приблизительно в 3 года ролевые игры становятся ведущими у детей. Это значит, что ребёнок в рамках игры может вживаться в разные роли. Для родителей игра может быть хорошим способом заинтересовать ребёнка в выполнении какого-либо дела. Например, ребёнок может не хотеть идти гулять. Но пойти выгуливать любимого мишку он согласиться с удовольствием.

  20. Озвучивайте для ребёнка его переживания и чувства. Это позволит ему лучше понять свои чувства и увидеть, что вы понимаете его состояние. Если вы видите, что ребёнок упал и плачет, скажите ему, что он упал, ударился, ему больно, и поэтому он плачет. Если ребёнок играл и сломал любимую игрушку, скажите: «Ты расстроился из-за того, что сломал игрушку. Тебе жаль её. Поэтому ты заплакал». Если ребёнок радуется тому, что у него получилось что-то сделать, так и скажите: «Ты нарисовал хороший рисунок и очень рад. Тебе приятно, что ты смог нарисовать такой рисунок. Ты гордишься». И так далее. Озвучивание эмоций и чувств поможет ребёнку разобраться в них и лучше понять себя.

  21. Любите ребёнка не за что-то, а просто так. Любите его всяким: и счастливым и заплаканным, и во время истерик и во время достижений, и настойчивым и упрямым. Любите его всегда. Пусть он это знает и видит.



Материал подготовлен педагогом-психологом

МБДОУ «Детский сад № 47» Каменской С.А.


Похожие:

Кризис трех лет в период от двух с половиной до трех с половиной лет ре­бенок переживает так называемый кризис трех лет iconВозраст упрямства или всё о кризисе трех лет
Кризис трех лет один из самых ярких по проявлениям кризисов детства, нередко застающий родителей врасплох
Кризис трех лет в период от двух с половиной до трех с половиной лет ре­бенок переживает так называемый кризис трех лет icon«подростковый кризис»
«поле повышенного напряжения», и, как следствие, повышается вероятность конфликта с окружающими. Эти возрастные периоды так и называются...
Кризис трех лет в период от двух с половиной до трех с половиной лет ре­бенок переживает так называемый кризис трех лет iconМы имеем три точки зрения, с помощью которых следует анализировать кризис трех лет

Кризис трех лет в период от двух с половиной до трех с половиной лет ре­бенок переживает так называемый кризис трех лет iconЛьготные лекарства для детей
Постановлению, детям в возрасте первых трех лет жизни, а также детям до шести лет из многодетных семей лекарственные средства положены...
Кризис трех лет в период от двух с половиной до трех с половиной лет ре­бенок переживает так называемый кризис трех лет iconКонсультация для родителей
Кризис трех лет – граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка
Кризис трех лет в период от двух с половиной до трех с половиной лет ре­бенок переживает так называемый кризис трех лет iconКризис третьего года жизни
...
Кризис трех лет в период от двух с половиной до трех с половиной лет ре­бенок переживает так называемый кризис трех лет iconД ошкольное учреждение ведет свою историю с 1976 года, тогда оно...
«Колокольчик». Чуть меньше сотни детей посещало три группы: ясельную (от года до трёх лет), среднюю (от трёх до пяти лет) и старшую...
Кризис трех лет в период от двух с половиной до трех с половиной лет ре­бенок переживает так называемый кризис трех лет iconЗадания для детей от двух до двух с половиной лет
Предлагаем Вашему вниманию диагностические задания, которые помогут сделать вывод о развитии вашего малыша
Кризис трех лет в период от двух с половиной до трех с половиной лет ре­бенок переживает так называемый кризис трех лет iconСчастливый возраст от рождения до шести лет играет решающую роль...
Именно этот период, время активного роста человеческого мозга, и является самым лучшим для обучения малютки. Судьбоносная для интеллекта...
Кризис трех лет в период от двух с половиной до трех с половиной лет ре­бенок переживает так называемый кризис трех лет icon - образовательно-познавательный канал для детей от 6 до 15 лет и...
Детский —российский телеканал для детей от трех лет, это целый калейдоскоп из мультиков и музыкальных фильмов, приключенческих картин,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница