Ваченкова Светлана Викторовна учитель физической культуры




Скачать 86.35 Kb.
НазваниеВаченкова Светлана Викторовна учитель физической культуры
Дата публикации10.09.2013
Размер86.35 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Культура > Документы


Ваченкова Светлана Викторовна учитель физической культуры

I категории, заместитель директора по здоровьесбережению ГБС(К)ОУ школы-интерната №117 г.о. Самара
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
У детей с нарушением слуха нередко наблюдается нарушение вестибулярного аппарата. Благодаря деятельности вестибулярного аппарата человек воспринимает изменения скорости движения собственного тела и все изменения направления движения.

Благодаря деятельности вестибулярного аппарата у человека складываются умения сохранять равновесие при различных движениях тела в пространстве. Не менее важна роль вестибулярного аппарата в формировании умений ориентироваться в пространстве, поскольку он учитывает все изменения в направлении движений.

Дети с нарушением слуха, имеющие с рождения или с раннего детства нарушение вестибулярного аппарата, заметно позднее, чем другие дети, овладевают прямохождением. Затем они начинают ходить, почти не отрывая ног от земли, скользя по полу, производя много дополнительных движений, помогающих им удерживать вертикальное положение тела. Постепенно их походка выравнивается в результате выработки компенсирующих статокинетических рефлексов, которые возникают благодаря зрительному восприятию собственного движения и мышечным ощущениям от этих движений. Трудности возникают у детей при выработке новых движений – умений прыгать, бегать, стоять на одной ноге, стоять и двигаться с закрытыми глазами. Эти трудности обнаруживаются в раннем возрасте и дошкольном, но при отсутствии необходимой тренировки сохраняются в младшем школьном возрасте и даже старше.

Нарушения вестибулярного аппарата у детей необходимо учитывать во всех видах воспитательного и учебного процесса, при выполнении детьми любых движений в пространстве, особенно при занятиях физкультурой и спортом, лечебной физкультурой, и при обучении детей различным трудовым операциям. Специально организованные занятия, направленные на развитие у детей навыков кинестетического и зрительного контроля за своими действиями, позволяют значительно компенсировать у них недостатки движений.

Координационные способности зависят от согласования мышечного усилия с сенсорными способностями зрения и слуха.

Статокинетическая устойчивость – устойчивость к сохранению равновесия позы и движений, зависит от координации мышечных движений и устойчивости вестибулярного аппарата.

Координация движений – это способность быстро, точно, целесообразно, экономно, находчиво, эффективно и совершенно выполнять сложные и ситуационные двигательные действия. Координационные движения ещё называют: сноровкой, ловкостью, статокинетическая устойчивость.

Ловкость – форма комплексного проявления двигательных навыков и других функций организма при внезапно возникающих сложных ситуациях, обусловленная достаточно совершенным мышечным чувством, подвижностью и гибкостью нервных процессов. В это понятие входит способность человека быстро, целенаправленно и творчески решать в процессе двигательной активности, неожиданно возникающие задачи. Проявляется ловкость в упражнениях, связанных с высокоскоростными изменениями направления движения и позиции тела. Это физическое качество проявляется в следующих основных направлениях координационных способностей:

- способность к овладению новыми движениями тесно связана с развитием интеллекта и способностью индивида к обучению;

- умение дифференцировать и управлять движениями, правильно выбирать наиболее рациональный вариант в конкретной ситуации;

- способность к импровизации (неожиданность, внезапность, система сложного замысла последовательных движений);

- адекватность реакции и движений (целесообразность и своевременность);

- особенность восприятий (чувства пространства и времени, чувства развиваемых мышечных усилий, чувства темпа и ритма и др..

Таким образом, учитывая вышесказанное в работе с детьми с нарушением слуха, на уроках по физической культуре мы должны обращать внимание на развитие таких двигательных способностей (координации) и физического качества как ловкость.

Для развития ловкости необходимо освоить как можно больше разнообразных двигательных навыков, научиться использовать их в разных условиях, т.е. уметь быстро перестраивать свои двигательные действия в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

Упражнения, направленные на развитие ловкости, достаточно быстро ведут к утомлению, поэтому их лучше выполнять до силовых упражнений.

Для развития двигательно-координационных способностей (ловкости)

Л.П.Матвеев, Е.Н.Вавилов и др. рекомендуют разнообразные методические приемы:

1.Применение необычных исходных положений.

2.Изменение скорости или темпа движений, введения разных ритмичных сочетаний, различной последовательности элементов.

3.Смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку;

прыжки на одной, двух ногах, с поворотом; использование предметов различной формы и массы; выполнение согласованных действий.

Для развития координационных способностей (КС) в физическом воспитании и спорте используют следующие методы:

- стандартно-повторного упражнения

- вариативного упражнения

- игровой

- соревновательный

При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, т.к. овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях.

Для развития ловкости у детей очень эффективны игровой и соревновательный методы. Игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривает выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями. Поэтому целесообразно включать регулярно в уроки физкультуры разные подвижные игры, эстафеты с направленным развитием ловкости и др. физических качеств.

Необходимо учитывать особенности регулирования нагрузок и отдыха в упражнениях, специально ориентированных на улучшение развития ловкости: их число и частоту повторений в рамках каждого отдельного занятия целесообразно доводить лишь до таких величин, которые не исключают успешного преодоления координационных трудностей.

Выполнение упражнений, направленных на создание новых или преобразование уже сложившихся форм координации движений, лучше всего проводить в начале основной части занятия.

Организация занятий на уроке физической культуры, направленная на развитие ловкости, включает и контрольные упражнения (тесты). Они проводятся для того, чтобы установить уровень развития координационных способностей детей, темпы изменения этих способностей.

Очень эффективны для развития ловкости подвижные игры и эстафеты, спортивные игры. В каждый урок физической культуры целесообразно включать следующие упражнения для развития ловкости: общеразвивающие упражнения на согласованность движений; бег в сочетании с поворотами и прыжками; бег спиной вперед, боком, с изменением направления; метание мяча из различных исходных положений, после прыжков, поворотов; метание в цель в ускоренном темпе; метание в цель по переменно обеими руками; прыжки в длину, высоту различными способами, прыжки с поворотом и др.; отдельные упражнения на единой полосе препятствий (бег по проходам лабиринта, преодоление препятствий до 3 м.), требующие проявление ловкости; упражнения на гимнастических снарядах, акробатические упражнения, прыжки с поворотами на 90°, 180°, 360°; броски мяча в цель, в корзину с места в движении, в прыжке, после поворотов, кувырки вперед, ведение баскетбольного мяча попеременно левой и правой руками с обводкой препятствий, жонглирование мячом и др.; преодоление неровностей; повороты на месте и в движении.

Младший школьный возраст особенно благоприятен для развития ловкости. Естественный рост показателей КС с 7 до 10 лет составляет у девочек 28,6-92,3% (в среднем 62,3%), у мальчиков 22,5-80,0% (в среднем 56,2%) (по В.И.Лях).

Педагогические воздействия, направленные на развитие ловкости, дают наибольший эффект, если их систематически и целенаправленно применять именно в этом возрасте, который является ключевым для координационно-двигательного совершенствования. Развитие ловкости требует строгого соблюдения принципа систематичности. Нельзя допускать неоправданных перерывов между занятиями, т.к. это приводит к потере мышечных ощущений и их тонких дифференцировок при напряжениях и расслаблениях. Общая установка при занятиях «на координацию» должна исходить из следующих положений:

а) заниматься необходимо в хорошем психофизическом состоянии;

б) нагрузки не должны вызывать значительного утомления, т.к. при утомлении снижается четкость мышечных ощущений, а в этом состоянии КС совершенствуются плохо;

в) в структуре отдельного занятия упражнение на развитие ловкости желательно планировать в начале основной части;

г) интервалы между повторениями отдельных упражнений должны;

д) воспитание различных видов КС должно происходить в тесной связи с развитием других двигательных способностей.

Для определения уровня развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста были использованы следующие контрольные упражнения:

1) бег «змейкой»;

2) челночный бег 3 х10 м;

3) челночный бег 4 x 9 м с последовательной переноской двух кубиков за линию старта;

4) метание мяча в цель с различного расстояния и из различных исходных положений.

Перечисленные выше тесты по определению ловкости и координационных способностей позволяют наиболее достоверно определить уровень развития ловкости у детей младшего школьного возраста.

Комплекс упражнений направленных на развитие ловкости.

1) Переход с бега на месте с переходом на бег в прямом направлении.

2) Бег в прямом направлении, по сигналу развернуться и бежать в обратном направлении.

3) Бег спиной вперед.

4) Из и.п. сед спиной вперед по сигналу стартовое ускорение.

5) То же из положения в упоре лежа.

6) Повороты на 360 градусов.

7) Ускорение после кувырка.

8) Ведение волейбольного мяча, 1-2 руками.

9) Передачи мяча из рук в руки по кругу.

10) Перешагивание через гимнастические скамейки.

11) Подлазание под легко атлетический барьер.

12) Перешагивание через гимнастическую скамью с последующим подлазанием под легко атлетический барьер.

13.Броски теннисного мяча в стену с различных расстояний.

14.Броски мяча друг другу.

Комплекс подвижных игр направленных на развитие ловкости.

^ БЕЛКИ НА ДЕРЕВЕ.

Все играющие - белки. Они должны находиться все время на деревьях. Между деревьями бегают собаки, которые должны осалить белок, бегающих по земле между деревьями. Белки могут иметь цель - добраться до края леса или до дерева с призом. Осаленые белки становяться собаками.

^ ЗАМКНИ КРУГ.

Играющие стоят в кругу. За их спинами бегает водящий. Он ляпает кого-либо из стоящих в кругу и стремиться обежать круг и занять то место, где стоял "ляпнутый", который тоже начинает бежать вокруг круга, но в другую сторону на свое место. Кто прибегает последним - становиться водящим.

УДОЧКА.

Игроки стоят в кругу, у ведущего в руках веревка (скакалка) с привязанным мешком, в котором лежит мяч или насыпан песок. Ведущий раскручивает веревку с мешком, не поднимая его очень высоко, а играющие перепрыгивают через мешок. Если мешок ударяет кого-либо, то он становиться ведущим.

^ МЫШИ В СТОЛОВОЙ.

Представьте себе, что в соседней комнате находиться спящий кот, которого мыши не должны разбудить. Все сидят и слушают, один игрок - "мышь" находиться за занавеской и должен поставить несколько тарелок друг на друга. Если он будет услышан, то "мышь" - поймана.

^ НЕ РАЗЛЕЙ.

Для игры понадобиться столько стаканов, сколько игроков в команде. Команды выстраиваются в ряд с завязанными глазами. У первых игроков - сосуды одинаковых размеров, полные воды. Количество игроков в командах равное. По сигналу игроки начинают переливать воду друг другу. Выигрывает та команда, у которой воды останется больше. Финиш можно сделать передачей кружки последнего игрока обратно через всех игроков первому между ногами.

ВОЛКИ ВО РВУ.

На площадке чертится коридор "ров" шириной до 1м. Ров можно начертить зигзагообразный, где уже, где шире. Во рву располагаются водящие - волки. Все остальные играющие - зайцы. Если до зайца дотронулись, то он выбывает из игры или становиться волком. Волки могут ловить только стоя во рву. Ров должен быть такой ширины, чтобы зайцы перепрыгивали.

Похожие:

Ваченкова Светлана Викторовна учитель физической культуры iconРитмическая гимнастика как средство развития гибкости на уроках физической культуры
Ваченкова Светлана Викторовна учитель физической культуры I категории, заместитель директора по здоровьесбережению гбс(К)оу школы-интерната...
Ваченкова Светлана Викторовна учитель физической культуры iconЯнькина Светлана Николаевна Учитель физической культуры, высшая квалификационная...
В баскетболе как и в других видах спорта, физические нагрузки находятся в тесной связи с играющими. Этим объясняется одинаковый интерес,...
Ваченкова Светлана Викторовна учитель физической культуры iconКонспект урока по физической культуре «Подвижные игры с элементами...
Составил: учитель физической культуры гкоу со (Кировградская скоши) Беляева Наталия Валерьевна
Ваченкова Светлана Викторовна учитель физической культуры icon«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры»
Попкова Л. А., учитель физической культуры первой квалификационной категории моу города Кургана «сош №49»
Ваченкова Светлана Викторовна учитель физической культуры iconАвторская инновационная программа. «Профилактика заболеваний на уроках...
Мобу «Русскокукморская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района Республики Марий Эл
Ваченкова Светлана Викторовна учитель физической культуры iconСведени я о педагогических кадрах боу до «сдюсшор №4 по хоккею с...
Специальность Физическая культура и спорт, Квалификация: учитель физической культуры
Ваченкова Светлана Викторовна учитель физической культуры iconПодготовили Чугунова Светлана Викторовна, учитель-логопед, Куянова...
Это приводит в дальнейшем к неуспешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере
Ваченкова Светлана Викторовна учитель физической культуры icon«Образование в области физической культуры и спорта»
Руководитель магистерской программы – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой теоретических основ физической культуры...
Ваченкова Светлана Викторовна учитель физической культуры iconИнструкция по выполнению: На выполнение работы предоставляется 180 минут (3 часа)
Составитель – Харьковская Светлана Викторовна, учитель истории и обществознания мбоу сош№18
Ваченкова Светлана Викторовна учитель физической культуры iconПлан-конспект урока во 2 классе по физической культуре
Автор – Агеева Галина Семёновна, учитель физической культуры мкс(К)оу школы-интерната №15 г. Белово
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница