Элективный курс по реализации художественно-эстетического направления внеурочной деятельности младших школьников «Квиллинг бумажная филигрань»




Скачать 126.89 Kb.
НазваниеЭлективный курс по реализации художественно-эстетического направления внеурочной деятельности младших школьников «Квиллинг бумажная филигрань»
Дата публикации16.08.2013
Размер126.89 Kb.
ТипЭлективный курс
shkolnie.ru > Культура > Элективный курс
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 31»

Элективный курс по реализации художественно-эстетического направления внеурочной деятельности младших школьников


«Квиллинг – бумажная филигрань»

Составитель:

Скребкова Маргарита Николаевна,

учитель начальных классов МОУ «Лицей №31»

Саранск

2011 г.
Пояснительная записка

В проекте ФГОС общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки; проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, то есть развитие творческой культуры ребенка.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное искусство обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Творчество – очень важный момент в развитии детей. Хорошо, когда ребенок видит красоту и разнообразие окружающего нас мира. Но еще лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит её. И пусть это будет всего лишь один цветок, но сделанный своими руками – это будет единственный и неповторимый в мире цветок.

Искусство работы с бумагой в детском творчестве всегда было актуальным. Бумага остается инструментом, который доступен каждому.

Бумага – самый простой и знакомый нам материал, который без особых усилий может превратиться в кораблик, цветок, бабочку, и тогда вы увидите удивленные и восхищенные глаза детей, когда они на своих ладошках будут держать самостоятельно сделанный цветок, или стрекозу, или глазастую гусеницу. Вы увидите океан счастья в их душе. Дети всегда творят с радостью. Им только нужно помочь в этом. После того как ребенок своими руками начнет создавать, он непременно начнет с любовью и заботой относиться к нашему миру.

Бумага - приятный, красивый и достаточно прочный материал. Она довольно пластична, хорошо складывается, сминается, прекрасно держит форму. Существует множество различных видов бумаги: цветная, бумага для офиса, гофрированная, оберточная, креповая, картон и т. д. Изделия из бумаги можно выполнять в различных техниках: аппликации, конструирования, папье-маше, декупажа, коллажа, торцевания, квиллинга.

Название техники квиллинг пришло к нам из английского языка – quilling, (от слова quill - « птичье перо»). Эта техника возникла в Европе на рубеже XIV-XV веков. Именно на кончики птичьих перьев средневековые монахини накручивали бумагу с позолоченными краями. Такие изделия выглядели, как настоящая филигрань – старинная ювелирная техника. Поэтому квиллинг называют бумажной филигранью.

«Квиллинг – бумажная филигрань» - так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы сознать себя гармонично-развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, учителя, видим основную необходимость сегодняшнего дня.

^ Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинг, как художественного способа конструирования из бумаги.

^ Ведущая идея данной программы – создание среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Задачи программы:
Обучающие

  • знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинг

  • обучать различным приемам работы с бумагой

  • Формировать умения следовать устным инструкциям

  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.

  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинг.

Развивающие

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение

  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер

  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей

  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к искусству квиллинг

  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки

  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей

  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда

  • Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место

УУД учащихся:

Личностные:

  • Учащиеся осваивают первоначальные умения проявлять особый интерес к новому предмету;

  • стремятся занять новое положение в отношениях с окружающими.


Регулятивные:


  • ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

  • планируют и определяют последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

  • составляют план и последовательность действий;

  • прогнозируют результат

  • осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

  • корректируют и вносят необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

  • Оценивают результат

  • мобилизуют силы и энергию, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.


Общеучебные:


  • самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

  • Моделируют и преобразовывают объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

  • составляют целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

  • выбирают наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий


Коммуникативные:


  • планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

  • определяют цели, функции участников, способы взаимодействия

  • видят указанную ошибку и исправляют её по указанию взрослого

  • контролируют свою деятельность по результату

  • адекватно понимают оценку взрослого и сверстника.


Принципы, лежащие в основе данной программы:

  • развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности

  • доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям)

  • наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов)

  • демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих способностей)

  • научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы)

  • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ученик применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ)

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет использовать индивидуальный подход к выполнению работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно будет предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приучить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе «Квиллинг – бумажная филигрань» дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение.

Программа «Квиллинг – бумажная филигрань» рассчитана на 1 год.

Год обучения

Количество часов

Кол-во уч-ся в группе

В неделю

В год

1

1

36

20 - 26

Формы занятий

  • Традиционные, комбинированные, практические занятия: игры, лекции, конкурсы, соревнования

Методы занятий

  • Словесный: устное изложение, беседа, рассказ, лекция

  • Наглядный: иллюстрации, наблюдения, работа по образцу, показ мультимедийных материалов, демонстрация учителем

  • Практический: выполнение работ по схемам, инструкциям, индивидуально-творческая деятельность учащихся

  • Объяснительно-иллюстративный

  • Репродуктивный

  • Частично-поисковый

  • Исследовательский

  • Проектная деятельность учащихся

  • Фронтальная работа со всеми учениками

  • Индивидуально-фронтальный

  • Групповой

  • Индивидуальный

Ожидаемые результаты

В результате обучения по программе «Квиллинг – бумажная филигрань» учащиеся:

  • Познакомятся с основными понятиями и базовыми формами квиллинг

  • обучаться различным приемам работы с бумагой

  • сформируют умения следовать устным инструкциям

  • познакомятся с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.

  • создадут композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинг.

  • разовьют внимание, память, логическое и пространственное воображение

  • разовьют мелкую моторику рук и глазомер

  • разовьют способность работать руками, приучаться к точным движениям пальцев

  • овладеют навыками культуры труда

  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе

Формы подведения итогов реализации программы элективного курса «Квиллинг – бумажная филигрань»:

  • Проведение выставок работ учащихся

  • Создание проектов

  • Составление фотоальбома лучших работ

Содержание программы

Название раздела

Кол-во часов

Вводное занятие


1

Универсальный материал - бумага


2

Конструирование


10

Изготовление цветов в технике квиллинг


8

Изготовление животных в технике квиллинг


6

Праздники и подготовка к ним


9


Техническое оснащение занятий

Для занятий на элективном курсе «Квиллинг – бумажная филигрань» необходимо иметь:

  • Цветную (офисную) бумагу

  • Картон белый, цветной, гофрированный

  • Клей ПВА

  • Ножницы, карандаши простые, линейку измерительную, линейку с отверстиями (для труда), пинцет, специальный инструмент для квиллинга (альтернатива – шило, зубочистка), кисточки для клея, салфетки влажные.


^ Учебно-тематический план

Тема

Теория

Практика

Проектные

работы

Всего

Вводное занятие

1.

Инструменты и материалы. Правила техники безопасности

1

-

-

1

^ Универсальный материал - бумага

2.

Как родилась бумага? Волшебные свойства бумаги. История возникновения квиллинга

1

1

-

2

Конструирование

3.

Основные правила работы с полосками квиллинг

1

1

-

2

4.

Основные формы: «капля», «треугольник», «луна», «квадрат», «листик». Конструирование из основных форм квиллинга.

1

4

-

5

5.

Композиция из основных форм квиллинга

1

2

1

3

^ Изготовление цветов в технике квиллинг

6.

Изготовление простых цветов

1

2

-

3

7.

Изготовление бахромчатых цветов

1

2

-

3

8.

Композиция из цветов

-

2

1

2

^ Изготовление животных в технике квиллинг

9.

Базовые формы квиллинга

1

2

-

3

10.

Композиция «Зоопарк»

1

2

1

3

Праздники и подготовка к ним

11.

Новый год приходит в каждый дом

1

1

1

3

12.

8 марта – праздник весны и красоты

1

2

-

3

13.

День рождения только раз в году

1

1

-

2

14.

Выставка лучших работ учащихся

-

1

-

1

Итого

36


Литература

        1. Быстрицкая А. Бумажная филигрань. Айрис-Пресс, 2010

        2. Джейн Дженкинс. Поделки и сувениры из бумажных ленточек. М.: Мой мир, 2008

        3. Зайцева А. А. Искусство квиллинга: Магия бумажных лент. М.: Эксмо, 2010

        4. Букина С., Букин М.: Квиллинг: волшебство бумажных завитков. Феникс, 2011 г.

        5. Хелен Уолтер. Узоры из бумажных лент. Ниола-Пресс, 2006

        6. Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги. М. : Мир кн., 2009

        7. http://finugor.ru/node/14374#gallery-container-14374

        8. http://allforchildren.ru/article/quilling.php

Похожие:

Элективный курс по реализации художественно-эстетического направления внеурочной деятельности младших школьников «Квиллинг бумажная филигрань» iconОбразовательная программа детского сада художественно-эстетического...
Приоритетные направления деятельности по реализации основной общеобразовательной программы мдоу
Элективный курс по реализации художественно-эстетического направления внеурочной деятельности младших школьников «Квиллинг бумажная филигрань» iconРабочие программы по внеурочной деятельности младших школьников
Педагогами школы, на основе Примерных программ внеурочной деятельности, составлены авторские программы по всем направлениям внеурочной...
Элективный курс по реализации художественно-эстетического направления внеурочной деятельности младших школьников «Квиллинг бумажная филигрань» iconОрганизация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации фгос ноо
Спитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена...
Элективный курс по реализации художественно-эстетического направления внеурочной деятельности младших школьников «Квиллинг бумажная филигрань» iconПрограмма внеурочной деятельности младших школьников (для детей 1...
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности
Элективный курс по реализации художественно-эстетического направления внеурочной деятельности младших школьников «Квиллинг бумажная филигрань» iconПрограмма внеурочной деятельности «мир моих увлечений»
Данная программа разработана для организации внеурочной деятельности младших школьников. Предусмотренные данной программой занятия...
Элективный курс по реализации художественно-эстетического направления внеурочной деятельности младших школьников «Квиллинг бумажная филигрань» iconВоспитание экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Элективный курс по реализации художественно-эстетического направления внеурочной деятельности младших школьников «Квиллинг бумажная филигрань» iconОбразовательная программа внеурочной деятельности (фгос)
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации...
Элективный курс по реализации художественно-эстетического направления внеурочной деятельности младших школьников «Квиллинг бумажная филигрань» iconПрограмма по внеурочной деятельности Эстетического направления
Искусство служит познанию окружающей действительности. Подобно языку, оно является средством общения людей
Элективный курс по реализации художественно-эстетического направления внеурочной деятельности младших школьников «Квиллинг бумажная филигрань» iconОбразовательная программа внеурочной деятельности (фгос) учащихся 1 класса моу сош №1
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации...
Элективный курс по реализации художественно-эстетического направления внеурочной деятельности младших школьников «Квиллинг бумажная филигрань» iconРабочая программа по внеурочной деятельности «Развитие познавательных...
Пояснительная записка
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница