Исследовательская деятельность как средство развития метапредметных компетенций учащихся




Скачать 30.37 Kb.
НазваниеИсследовательская деятельность как средство развития метапредметных компетенций учащихся
Дата публикации13.08.2013
Размер30.37 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Культура > Документы
Исследовательская деятельность как средство развития метапредметных компетенций учащихся.

На протяжении девяти лет автор занимается исследовательской деятельностью с учащимися. Ребята стали победителями и призерами 13 городских, 7 краевых, 6 всероссийских и 3 международных конкурсов и конференций, что свидетельствуют о результативности деятельности.

В статье рассматривается организация исследовательской деятельности и её поэтапное внедрение в образовательный процесс ЧОУ «Гимназия №1» г.Новороссийска. В данной работе проблемная ситуация заключается в необходимости компетентностного подхода в образовании с одной стороны и недостаточная разработанность организационно-методических основ исследовательской деятельности с другой. На решение данной проблемы и направлена статья.

В приобщении учащихся к исследовательской деятельности в ЧОУ «Гимназия №1» можно выделить несколько этапов:

На первом этапе с 2004-2005 учебного года автор статьи ведет факультатив для учащихся 8-11 классов: «Алгоритм подготовки учащихся к научно – исследовательской деятельности»[1]. Работа факультатива дала прекрасные результаты: уже в 2005-2006 году, число исследовательских работ достигло 13, по сравнению с предыдущим годом, где было только 2 работы. Хочется отметить, что автор был руководителем только 2 работ, руководителями остальных учащихся стали учителя гимназии. Связано это не только с тем, что качественно написать и подготовить больше 2 исследовательских работ любому педагогу проблематично, но и с тем, что выбранные ребятами тематики работ были из разных предметных сфер.

Кроме того два последних года проводятся дополнительные занятия в 9-х классах: «Создаем школьный сайт в Интернете»[2]. Тематику итоговой работы ребята выбирают сами, таким образом, создается свободная зона творчества. Защита работ проходит в виде конкурса: «Web-конструирование». Лучшие работы представляют собой готовые исследовательские проекты, с которыми ребята выступают на конференциях. Считаю, что работа факультатива и дополнительных занятий открывает ребятам большие возможности для познания окружающего мира, а сама исследовательская деятельность ведет к развитию метапредметных компетенций учащихся: ориентации учащихся в различных предметных областях, использовании средств ИКТ, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми и др.

Хочется отметить, что в гимназии построена система внутришкольной работы по формированию интереса учащихся к исследовательской деятельности. Так, после проведения ежегодной школьной научно-практической конференции победители и призеры конференции знакомят со своими работами учащихся 6-8 классов. Все это ведет к формированию устойчивой мотивации к исследованиям.

Но вовлечение и организация исследовательской деятельности невозможна без ведущей роли педагога. Анализ подготовленности учителей к руководству исследовательской деятельности учащихся в 2005 году показал высокий уровень мотивационно - ценностного компонента (100%) и недостаточную сформированность методологического компонента (11%).

Поэтому второй этап подразумевает повышение методологического компонента учителя. В связи с этим автор проводил проблемно -аналитические семинары с учителями города и гимназии: «Топология творческих работ учащихся». Кроме того, автор статьи является тьютором программы Intel «Обучение для будущего». В модуле 1 «Планирование учебного проекта» данной программы решались задачи: выбора проблемы и темы исследования, составление программы исследования, владение диагностикой и методикой отслеживания результатов работы. Обучение прошли 17 учителей гимназии. Количество исследовательских работ учащихся увеличивается из года в год: 2007г. – 15 работ, 2008г. -17 работ, 2009г. – 18 работ.

Планомерная работа в организации исследовательской деятельности в ЧОУ «Гимназия №1» развивает метапредметные компетенции учащихся и формирует ключевые компетентности, позволяющие решать различные проблемы при осуществлении деятельности в области образования, повседневной, профессиональной и социальной жизни.

Безусловно, не каждый школьник может стать исследователем, но развивать исследовательские способности можно и нужно.

И роль педагога прежде всего заключается в том, чтобы, по словам знаменитого философа XVIв. Монтеня «прививать вкус и любовь к науке».

Литература:
[1] И.С.Демин, «Методика научного исследования» (для 9 класса) // Школьные технологии. – 2001. №1. – С. 134-135.

[2] М.Ю.Монахов, А.А.Воронин, Программа элективного курса «Создаем школьный сайт в Интернете», М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.-С.416

Похожие:

Исследовательская деятельность как средство развития метапредметных компетенций учащихся iconМетодическая разработка «Поисково-исследовательская деятельность...
«Поисково-исследовательская деятельность учащихся как средство оптимизации детско-родительских отношений»
Исследовательская деятельность как средство развития метапредметных компетенций учащихся iconПроектно-исследовательская деятельность как способ формирования ууд
Одним из основных направлений развития современного образования является необходимость перехода от образования, ориентированного...
Исследовательская деятельность как средство развития метапредметных компетенций учащихся iconПроектная деятельность на уроках литературы как способ формирования метапредметных компетенций
Амелькина Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №9», первая квалификационная категория
Исследовательская деятельность как средство развития метапредметных компетенций учащихся iconПроектная и исследовательская деятельность при изучении темы
Проектная и исследовательская деятельность позволяет объединить в единую стройную систему разрозненные знания и умения учащихся,...
Исследовательская деятельность как средство развития метапредметных компетенций учащихся iconИсследовательская работа по методике преподавания английского языка...
Целью статьи является раскрытие возможностей организации учебно-познавательного процесса на основе использования коммуникативного...
Исследовательская деятельность как средство развития метапредметных компетенций учащихся iconМбоу «сош №3 г. Вельска» Архангельской области
Исследовательская деятельность при изучении естественных наук как условие развития креативности учащихся
Исследовательская деятельность как средство развития метапредметных компетенций учащихся iconИсследовательская деятельность «Русские былины как средство приобщения...

Исследовательская деятельность как средство развития метапредметных компетенций учащихся iconПедагогическая технология «Проектная задача», как средство развития...
Процесс обучения в начальной школе ориентирован на развитие личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных особенностей,...
Исследовательская деятельность как средство развития метапредметных компетенций учащихся icon«Рубеж древности и средневековья»
Применения мультимедийных презентаций на уроках истории как средство развития надпредметных компетенций школьников
Исследовательская деятельность как средство развития метапредметных компетенций учащихся iconПримерная методика проведения
Этот метод представляет обучение не как средство привития знаний, умений, навыков, а как средство развития индивидуальных качеств...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница