Скачать 30.37 Kb.
|
Исследовательская деятельность как средство развития метапредметных компетенций учащихся. На протяжении девяти лет автор занимается исследовательской деятельностью с учащимися. Ребята стали победителями и призерами 13 городских, 7 краевых, 6 всероссийских и 3 международных конкурсов и конференций, что свидетельствуют о результативности деятельности. В статье рассматривается организация исследовательской деятельности и её поэтапное внедрение в образовательный процесс ЧОУ «Гимназия №1» г.Новороссийска. В данной работе проблемная ситуация заключается в необходимости компетентностного подхода в образовании с одной стороны и недостаточная разработанность организационно-методических основ исследовательской деятельности с другой. На решение данной проблемы и направлена статья. В приобщении учащихся к исследовательской деятельности в ЧОУ «Гимназия №1» можно выделить несколько этапов: На первом этапе с 2004-2005 учебного года автор статьи ведет факультатив для учащихся 8-11 классов: «Алгоритм подготовки учащихся к научно – исследовательской деятельности»[1]. Работа факультатива дала прекрасные результаты: уже в 2005-2006 году, число исследовательских работ достигло 13, по сравнению с предыдущим годом, где было только 2 работы. Хочется отметить, что автор был руководителем только 2 работ, руководителями остальных учащихся стали учителя гимназии. Связано это не только с тем, что качественно написать и подготовить больше 2 исследовательских работ любому педагогу проблематично, но и с тем, что выбранные ребятами тематики работ были из разных предметных сфер. Кроме того два последних года проводятся дополнительные занятия в 9-х классах: «Создаем школьный сайт в Интернете»[2]. Тематику итоговой работы ребята выбирают сами, таким образом, создается свободная зона творчества. Защита работ проходит в виде конкурса: «Web-конструирование». Лучшие работы представляют собой готовые исследовательские проекты, с которыми ребята выступают на конференциях. Считаю, что работа факультатива и дополнительных занятий открывает ребятам большие возможности для познания окружающего мира, а сама исследовательская деятельность ведет к развитию метапредметных компетенций учащихся: ориентации учащихся в различных предметных областях, использовании средств ИКТ, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми и др. Хочется отметить, что в гимназии построена система внутришкольной работы по формированию интереса учащихся к исследовательской деятельности. Так, после проведения ежегодной школьной научно-практической конференции победители и призеры конференции знакомят со своими работами учащихся 6-8 классов. Все это ведет к формированию устойчивой мотивации к исследованиям. Но вовлечение и организация исследовательской деятельности невозможна без ведущей роли педагога. Анализ подготовленности учителей к руководству исследовательской деятельности учащихся в 2005 году показал высокий уровень мотивационно - ценностного компонента (100%) и недостаточную сформированность методологического компонента (11%). Поэтому второй этап подразумевает повышение методологического компонента учителя. В связи с этим автор проводил проблемно -аналитические семинары с учителями города и гимназии: «Топология творческих работ учащихся». Кроме того, автор статьи является тьютором программы Intel «Обучение для будущего». В модуле 1 «Планирование учебного проекта» данной программы решались задачи: выбора проблемы и темы исследования, составление программы исследования, владение диагностикой и методикой отслеживания результатов работы. Обучение прошли 17 учителей гимназии. Количество исследовательских работ учащихся увеличивается из года в год: 2007г. – 15 работ, 2008г. -17 работ, 2009г. – 18 работ. Планомерная работа в организации исследовательской деятельности в ЧОУ «Гимназия №1» развивает метапредметные компетенции учащихся и формирует ключевые компетентности, позволяющие решать различные проблемы при осуществлении деятельности в области образования, повседневной, профессиональной и социальной жизни. Безусловно, не каждый школьник может стать исследователем, но развивать исследовательские способности можно и нужно. И роль педагога прежде всего заключается в том, чтобы, по словам знаменитого философа XVIв. Монтеня «прививать вкус и любовь к науке». Литература: [1] И.С.Демин, «Методика научного исследования» (для 9 класса) // Школьные технологии. – 2001. №1. – С. 134-135. [2] М.Ю.Монахов, А.А.Воронин, Программа элективного курса «Создаем школьный сайт в Интернете», М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.-С.416 |
![]() | Методическая разработка «Поисково-исследовательская деятельность... «Поисково-исследовательская деятельность учащихся как средство оптимизации детско-родительских отношений» | ![]() | Проектно-исследовательская деятельность как способ формирования ууд Одним из основных направлений развития современного образования является необходимость перехода от образования, ориентированного... |
![]() | Проектная деятельность на уроках литературы как способ формирования метапредметных компетенций Амелькина Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №9», первая квалификационная категория | ![]() | Проектная и исследовательская деятельность при изучении темы Проектная и исследовательская деятельность позволяет объединить в единую стройную систему разрозненные знания и умения учащихся,... |
![]() | Исследовательская работа по методике преподавания английского языка... Целью статьи является раскрытие возможностей организации учебно-познавательного процесса на основе использования коммуникативного... | ![]() | Мбоу «сош №3 г. Вельска» Архангельской области Исследовательская деятельность при изучении естественных наук как условие развития креативности учащихся |
![]() | Исследовательская деятельность «Русские былины как средство приобщения... | ![]() | Педагогическая технология «Проектная задача», как средство развития... Процесс обучения в начальной школе ориентирован на развитие личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных особенностей,... |
![]() | «Рубеж древности и средневековья» Применения мультимедийных презентаций на уроках истории как средство развития надпредметных компетенций школьников | ![]() | Примерная методика проведения Этот метод представляет обучение не как средство привития знаний, умений, навыков, а как средство развития индивидуальных качеств... |