Презентация проекта тема: «Развитие коммуникативных отношений у детей старшего дошкольного возраста через использование коллективных форм выполнения художественных творческих работ»




Скачать 127.54 Kb.
НазваниеПрезентация проекта тема: «Развитие коммуникативных отношений у детей старшего дошкольного возраста через использование коллективных форм выполнения художественных творческих работ»
Дата публикации13.08.2013
Размер127.54 Kb.
ТипПрезентация
shkolnie.ru > Культура > Презентация


Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
(2012-2013 учебный год)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №348

Номинация конкурса: Дополнительное образование детей

и школьников

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

Тема: «Развитие коммуникативных отношений у детей старшего дошкольного возраста через использование коллективных форм выполнения художественных творческих работ»

Автор: Лямина Юлия Владимировна,

воспитатель МБДОУ детский сад №348,

вторая квалификационная категория.

Место выполнения работы: МБДОУ детский сад №348,

г. Екатеринбург, ул. Ленинградская, дом 16

Содержание

Введение 3

Глава 1. Реферативная часть

1.1. Теоретическое обоснование развития коммуникативных

отношений у детей дошкольного возраста 6

1.2. Краткий обзор используемых педагогических технологий 9

Глава 2.Проектировочная часть 11

Заключение 13

Список литературы 14

Введение

Настоящий проект посвящен такому актуальному вопросу, как развитие коммуникативных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, то есть активно занимаемся коммуникативной деятельностью.
В законе РФ «Об образовании» говорится, что образовательные программы должны быть направлены на решение задач формирования общей культуры личности.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
В социальном развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.
Всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией»

воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. В их технике преобладают невербальные средства. У детей слабо развита обратная связь, а само общение нередко имеет чрезмерно эмоциональный характер. Причиной конфликтов в детском коллективе является неумение детей понимать и учитывать переживания и чувства других людей.
Эти два взаимосвязанных навыка - умение контролировать свои эмоции и умение общаться, как показывает опыт отечественных педагогов и психологов (М. И. Чистяковой, Н. В. Самоукиной, В. И. Кабрина, Е. В. Рыбак и др.), наилучшим образом формируется в процессе детского коллективного творчества и художественного освоения мира. Которые порождают особую эмоциональную атмосферу, благотворно действующую на психику ребёнка. Другими словами, развитие интонационных речевых навыков, музыкально-сенсорных способностей, воображения, способности к эстетическому переживанию имеет основополагающее значение и для развития эмоционально-коммуникативной сферы дошкольников.

Исследования ученых, работы педагогов доказывают, что каждый ребенок по своей природе - творец. Дети рисуют все, что видят, знают, слышат и ощущают. Работа пальцами развивает координацию движений, речь, а это немаловажно для ребенка. Рисуя, ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознает себя в нем. Нарисовав событие, ему легче потом рассказать о нем. Таким образом, рисовать ребенку также необходимо, как и разговаривать. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями.

Помочь в этих устремлениях могут нетрадиционные художественные техники на занятиях изобразительной деятельности.

Таким образом, проанализировав все имеющиеся данные, можно сделать вывод, что проблема развития коммуникативных отношений у детей дошкольного возраста актуальна.

^ Поэтому я выбрала тему проекта:

«Развитие коммуникативных отношений у детей старшего дошкольного возраста через использование коллективных форм выполнения художественных творческих работ».

^ Цель: Разработать систему развития коммуникативных отношений у детей старшего дошкольного возраста.

Объект: Коммуникативные отношения у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: Коллективные формы выполнения художественных творческих работ, как средство развития коммуникативных отношений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Теоретическое основание проблемы развития коммуникативных отношений у детей старшего дошкольного возраста.

  2. Подбор диагностических методик для отслеживания развития коммуникативных отношений у детей старшего дошкольного возраста.

  3. Разработка системы развития коммуникативных отношений у детей старшего дошкольного возраста.

4.Обеспечение условий реализации проекта.

Глава 1
^

1. 1 Теоретическое обоснование развития коммуникативных отношений у детей дошкольного возраста


Как показывает опыт отечественных педагогов и психологов (М. И. Чистяковой, Н. В. Самоукиной, В. И. Кабрина, Е. В. Рыбак и др.), наилучшим образом формируется в процессе детского коллективного творчества и художественного освоения мира, которые порождают особую эмоциональную атмосферу, благотворно действующую на психику ребёнка.

Развитие интонационных речевых навыков, музыкально-сенсорных способностей, воображения, способности к эстетическому переживанию имеет очень важное значение и для развития эмоционально-коммуникативной сферы дошкольников.

Составитель словаря «Педагогическое речеведение» А.А.Князьков, ссылаясь на психолога А.Н.Леонтьева, дает более ёмкое определение коммуникативных способностей. У него, коммуникативные способности (коммуникативный потенциал) – понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими. Из определения следует, что коммуникативные способности обладают сложной, уровневой структурой.

К числу наиболее важных личностных проявлений, составляющих коммуникативный потенциал, относят: уровень потребности в общении; наличие установки на общение с другими людьми; особенности эмоциональной реакции на партнера; собственное самочувствие человека в ситуации общения, а также коммуникативные умения и навыки.

Следовательно, коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей

умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приемы.

По мнению педагога Е.Юдиной, взрослый, который обладает высокой компетентностью в общении, – наиболее вероятный образец для ребенка. При этом не просто образец для подражания. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребенок принимает их как естественные и строит на их основе свой собственный стиль общения.

В современной педагогической науке аспект обучения и воспитания, связанный с формированием коммуникативных способностей ребенка, начал интенсивно развиваться сравнительно недавно (О.М. Казарцева, Т.А. Ладыженская, М.Р.Львов). Дело в том, что в последние десятилетие на педагогические подходы существенное влияние оказало развитие отдельных теорий, школ, направлений в науках смежных с методикой обучения языку и развития речи. В том числе это теория речевого общения в психологии (А.А. Бодалев, Б.Ф.Ломов) и теория коммуникации или речевой деятельности в лингвистике и психолингвистике (А.А.Леонтьев, А.М. Шахнарович).

Важным стало очевидным, что нельзя обучать речи, не учитывая воспитательные возможности. Условием успешного формирования культуры речевого общения и поведения дошкольников, является соответствующая воспитанность их эмоциональной сферы, которая проявляется в том, умеет ли ребенок сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль или радость; находить общий язык и взаимодействовать с окружающими; добиваться успеха, сообразуя свои интересы с интересами и потребностями других.

В дошкольном детстве впервые возникает деятельность, свободная от влияния взрослых, - общение со сверстниками.

Общение дошкольников охватывает целый спектр функций: это и управление действиями партнера, и контроль его действий, и навязывание собственных образцов, совместная игра, постоянное сравнение возможностей, что описано в работе Л.Н. Галигузовой и Е.А. Смирновой «Ступени общения: от года до семи лет».

Развитие коммуникативной деятельности в сфере контактов со сверстниками в дошкольном возрасте сопровождается изменением содержания потребности в общении.

Результаты исследования, проведенного Р.А. Смирновой, свидетельствуют, что дошкольники 3-7 лет отдают наибольшее предпочтение ровеснику, удовлетворяющему их потребность в доброжелательном внимании. Потребность в игровом сотрудничестве является второстепенной. К старшему дошкольному возрасту значительно увеличивается потребность во взаимопонимании и сопереживании сверстника.

Очевидно, что общение со сверстниками занимает важное место в жизни ребенка: от того, насколько успешно складывается это общение, зависит темп развития ребенка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям.

Ребенок, не имеющий разностороннего опыта общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской среды с ее неписаными законами и правилами. Он не умеет «говорить» со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и в характере. Ребенок проявляет свою неудовлетворенность в общении, раздражаясь, становясь агрессивным, либо может «уйти в себя», замкнуться.

Дошкольник не может обойтись без сверстников, однако, его общение

с ними без помощи взрослых почти всегда оказывается малоэффективным. Ребенка нужно учить выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать другому человеку, достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое поведение.
    1. ^

      Краткий обзор используемых педагогических технологий.


Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности.

^ Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается еще в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п. В процессе создания коллективных работ у детей воспитываются умения объединяться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.

Таким образом, в процессе изобразительной деятельности осуществляются различные стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. Развитие творческого воображения, фантазии способствует в дальнейшем развитию коммуникативных отношений у детей дошкольного возраста.

В своей работе я использую и планирую использовать в дальнейшем следующие виды нетрадиционных техник:

1.«Водяная печать».

2.«Граттаж».

3.«Акватуш (акватипия)».

4. Рисование мыльными пузырями.

5. Монотипия.

6. Кляксография.

7. Загадочные рисунки.

8. Рисуем мелками.

9. Учимся делать фон.

10. Рисование вдвоем на длинной полоске бумаги.

11.Рисование с секретом в три пары рук.

12. Разрисовка маленьких камешков.

13.Метод пальцевой живописи.

14.Тканевые изображения.

15.Объемная аппликация.

16.Рисуем с помощью открыток.

17.Рисование на мокрой бумаге. 18.Метод ниткографии. 19.Метод волшебного рисунка. 20.Поролоновые рисунки.

21.Точечный рисунок.

22. Коллаж.

Авторы представленных методик: Линда Маркус, английский педагог исследователь Анна Роговин, заведующая д/с «Сказка» Галина Голицина (г.Нарва Эстония).

Глава 2

Работа над проектом включает в себя следующие взаимосвязанные этапы.

1 этап – организационный.

  • В целях повышения компетентности, окончила курсы повышения квалификации «Краски детства. Радуемся, творим, учимся», а также прослушала курс «Технологические основы управления образовательным учреждением».

  • Подобрала и проанализировала литературу по проблеме развитие коммуникативных отношений у детей старшего дошкольного возраста.

2 этап – практический.

  • Провела серию занятий «Сделаем вместе».

На этих занятиях мы выполняли коллективные работы с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

  • Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в свободном творчестве детей.



Заключение Доказано, что общение занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Через общение человек входит в мир окружающих его людей.

По определению известного психолога Р.С. Немова коммуникативные способности – это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность. Поэтому актуальность данной проблемы не может подвергаться  сомнениям.

Безусловно, при наличии определенных условий, планомерной работе, включение детей в социокультурную деятельность позволяет им расширить свой коммуникативный опыт. Ребенок начинает чувствовать, что прекрасное может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознает, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми. Формируется думающий, чувствующий, любящий и активный человек, готовый к творческой деятельности в любой области.

На занятиях дети играют, творят, создают, получают удовольствие от процесса.

Для успешной работы по данной проблеме мы использовали творческий потенциал ребенка, опираясь на его природные склонности. Нашли формы, которые способствуют формированию у детей дошкольного возраста навыков общения, чтобы понимать чувства других людей и адекватно на них реагировать.

Таким образом, сделанные в ходе написания проекта выводы свидетельствуют о его практической значимости, а также о перспективах дальнейшего изучения поставленной в работе актуальной проблемы.

Ниже приведены несколько коллективных работ.

Список литературы

1.Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1 (действующая редакция).

2.Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 24.09.2008 Общие положения п.5.

3. Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству: методические рекомендации/О.А. Белобрыкина. - Новосибирск: НГПИ, 1993. –С. 62

4.Гаврилушкина, О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада / О. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. – 2003 –  № 2 – С. 12-16.

5.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1.: пособие для педагогов ДОУ/Г.Н. Давыдова. – М.: Скрипторий 2003, 2008.- 80с.

6.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.: пособие для педагогов ДОУ/Г.Н. Давыдова. – М.: Скрипторий 2003,2008. - 71с.

7.Развитие общения дошкольников со сверстниками / под ред. А.Г. Рузской. - М.: Педагогика, 1989.- 240 с.

8.Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М.: НИИОП, 1986. - С. 31.



«МАКИ» Бумагопластика.



«ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА» Аппликация с элементами рисования.



«ЧУДО-ДЕРЕВО» Соленое тесто, аппликация.



«СПАСИБО ВАМ…» Коллаж, аппликация из гофрированной бумаги.



«ЛИЛИИ» Техника кручения полос из фольги.





«РАЙСКИЕ ПТИЧКИ» Техника папье-маше, аппликация, акварель.




Похожие:

Презентация проекта тема: «Развитие коммуникативных отношений у детей старшего дошкольного возраста через использование коллективных форм выполнения художественных творческих работ» iconИсследовательско-творческий проект по цветоведению «Разноцветная игра»
Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей детей через расширение их знаний о цвете, осуществление взаимосвязи...
Презентация проекта тема: «Развитие коммуникативных отношений у детей старшего дошкольного возраста через использование коллективных форм выполнения художественных творческих работ» iconКонспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего...
Цель: Развитие творческих способностей детей через использование техники рисования «по мокрому» листу
Презентация проекта тема: «Развитие коммуникативных отношений у детей старшего дошкольного возраста через использование коллективных форм выполнения художественных творческих работ» iconРеферат «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №42
Презентация проекта тема: «Развитие коммуникативных отношений у детей старшего дошкольного возраста через использование коллективных форм выполнения художественных творческих работ» iconТема проекта
Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края: «Стань природе...
Презентация проекта тема: «Развитие коммуникативных отношений у детей старшего дошкольного возраста через использование коллективных форм выполнения художественных творческих работ» iconКонспект Праздничного мероприятия, посвященного Международному Дню...
Развитие у детей интереса и любви к классической музыке через приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике в живом...
Презентация проекта тема: «Развитие коммуникативных отношений у детей старшего дошкольного возраста через использование коллективных форм выполнения художественных творческих работ» iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Презентация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования живописными материалами»....
Презентация проекта тема: «Развитие коммуникативных отношений у детей старшего дошкольного возраста через использование коллективных форм выполнения художественных творческих работ» icon«Использование семейной игротерапии для формирования доверительных...
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование семейной игротерапии для формирования доверительных отношений между родителями...
Презентация проекта тема: «Развитие коммуникативных отношений у детей старшего дошкольного возраста через использование коллективных форм выполнения художественных творческих работ» iconМетодическая разработка раздела образовательной программы на тему:...
I. Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста по данным психолого-педагогической литературы
Презентация проекта тема: «Развитие коммуникативных отношений у детей старшего дошкольного возраста через использование коллективных форм выполнения художественных творческих работ» iconАнализ работы учителей 1-х классов в 2011/2012 учебном год
Развитие у учащихся интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, накапливая опыт коллективных творческих дел
Презентация проекта тема: «Развитие коммуникативных отношений у детей старшего дошкольного возраста через использование коллективных форм выполнения художественных творческих работ» iconТема: «использование методов мнемотехники в развитии связной речи...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница