Методическая разработка «Модель выпускника хореографического отделения дши №15»




Скачать 101.59 Kb.
НазваниеМетодическая разработка «Модель выпускника хореографического отделения дши №15»
Дата публикации10.08.2013
Размер101.59 Kb.
ТипМетодическая разработка
shkolnie.ru > Культура > Методическая разработка
Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №15»

г.Омск

Татаренко Ольга Александровна

Методическая разработка

«Модель выпускника хореографического отделения ДШИ №15»

г.Омск, 2013 год

Актуальность данной методической разработки продиктована модернизацией образования, обновлением содержания, личностно-ориентированным подходом. В русле концепции модернизации общего и дополнительного образования, пересмотра содержания образования, личностно-ориентированным подходом к деятельности учащихся, индивидуализацией и дифференциацией обучения, как средства самореализации подрастающей личности, перед дополнительным образованием встала проблема создания условий для формирования индивидуальной модели способностей (компетенций) учащихся. «Она предполагает готовность принимать решения, способность к самостоятельной деятельности инновационного характера, саморазвитию и непрерывному самообразованию»[3 ,C.80]

С 2005 года педагогами нашей школы ведётся исследовательская работа по проблеме развития личности учащихся в условиях адаптивной школы, которой ДШИ №15 стремится быть. Ещё в период первой аттестации и первой аккредитации ДШИ №15 (2005 год) зам.директором и творческой группой преподавателей были разработаны «Модель педагога» и «Модель выпускника» школы.

Далее на Методическом Совете школы перед педагогами была поставлена задача «уточнить» модель (образ) выпускника каждого отделения: музыканта, художника, хореографа.

Цель данной методической разработки: представить проект «Модели выпускника хореографического отделения ДШИ №15».

Задачи:

  • привлечь внимание педагогов-хореографов к проблемам развития личности учащихся в условиях адаптивной школы;

  • актуализировать суть проблем развивающего обучения в условиях подготовки выпускников-хореографов в ДШИ;

  • активизировать процессы самоанализа педагогической деятельности, а так же возможность получить экспертную оценку коллег и городской методической секции;

  • способствовать распространению грамотных и корректных подходов в оформлении документов Программы развития школы.

Базой данного исследования явились труды И.С. Якиманской, Е.А.Ямбург, Е.В. Бондаревской, С.В. Кульневич, А. Хуторского, Э.В. Ильенкова, а особенно доктора педагогических наук, профессора Л.А. Шипилиной, кандидата педагогических наук, доцента О.Л. Осадчук, старших преподавателей ОмГПУ Н.П. Мурзиной и Л.Ю. Семесюк[см.7].

Модель выпускника хореографического отделения БОУ ДОД «ДШИ №15» разработана, с учётом, особенностей содержания программного материала образовательного процесса школы на основе концепции развития учреждения.

Модель (научная) – (франц.) mobile от лат. «modulus» - мера, образец, норма в методологии - аналог (схема, структура, знаковая система), определённого природного, социального и культурного явления фрагмента реальности.

Модель выпускника хореографического отделения – документ, представляющий собой систему операционально построенных целей развития школьника (образ желаемого, идеального результата).

Основной предпосылкой при моделировании образа выпускника являлась социальная функция образования в целом: это передача новому поколению уровня культуры, достигнутого обществом.

В педагогике «моделирование» применяется как понятие в нескольких смыслах и значениях. В нашем примере «моделирование» - воспроизведение прогнозируемых качеств и характеристик социально и нравственно ориентированной личности (объект-образ) на выпуске школы (объект-модель).

Проблемы создания модели.

Проблемы моделирования выпускника лежат в русле общеизвестных проблем российского образования. Имеет смысл обозначить некоторые:

  • необходимость обновления содержания дополнительного образования детей;

  • неразрешённость, противоречие между имеющимися стандартами (нормами учебных планов) и сущностью развивающего обучения;

  • уровень разработки требований к знаниям, умениям, художественно-научным представлениям обучающихся в системе дополнительного образования очень разный, не определён.

Модель обеспечивает решение следующих задач учебного процесса:

  • формирование знаний, умений и навыков по учебным предметам;

  • удовлетворение учебных потребностей учащегося на всех ступенях образования через внутреннюю и внешнюю дифференциацию обучения;

  • развитие опыта творческой деятельности учащегося;

  • формирование ценностных ориентаций в соответствии с интересами и возможностями ребёнка;

  • воспитание личности, как субъекта совместной деятельности, общения, сотрудничества;

  • развитие способности к самообразованию, самореализации, самоопределению и самооценке;

Принципы реализации модели.

Реализация модели выпускника предполагает соответствующие принципы деятельности школы:

  • моделирование содержания образовательного процесса;

  • приоритетность развивающих целей обучения и воспитания перед познавательными целями;

  • совместная творческая деятельность педагога и обучающегося является обязательным условием овладения содержанием учебно-воспитательного процесса;

  • приоритетность принципов, обеспечивающих художественное творческое самовыражение обучающихся.

Реализация модели.

Модель выпускника реализуется посредством целостной системы обучения и воспитания. Особое значение в реализации модели выпускника приобретает воспитательная составляющая образовательного процесса школы. Воспитательная система школы – это сложная психолого-социо-педагогическая структура открытая, неравновесная, саморегулируемая и управляемая.

В условиях актуализации проблемы постоянно растущего воспитательного пространства в реализацию модели заложены благоприятные условия для самореализации ребёнка, для формирования готовности выпускника к выполнению широкого круга социальных функций:

  • познавательной;

  • трудовой;

  • досуговой;

  • общественной.

Содержание модели выпускника

Согласно стратегии модернизации содержания дополнительного образования, личность учащегося может быть рассмотрена с позиций компетентностного подхода, т.е. способности личности действовать в определённых условиях. Известно, что компетентность – это системное, целостное понятие, имеющее структуру и обладающее интегративным свойством целого.

Ряд российских учёных и педагогов применяет понятие «компетенция» по отношению к деятельности учащихся. Оно включает в себя не только когнитивную и операционально-технологическую составляющую, но и личностно-смысловую, креативную и другие сферы подрастающей личности.

Образовательную компетенцию учёные определяют как совокупность, взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика.

Опираясь на разработки А.Н.Хуторского рассмотрим образовательную компетенцию в трёхуровневой иерархии:



^ Схема 1

  • ключевые компетенции-относятся к общему (метапредметному) содержанию образования, необходимы для любой профессиональной деятельности, связаны с успехом личности в быстроменяющемся мире.

  • общепредметные-относят к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей;

  • предметные-частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции-это специальные компетенции, формирующиеся в рамках учебных предметов.

Рассмотрим подробно каждую из компетенций, моделирующую личность нашего выпускника.

Компетенция определяется как готовность ученика использовать усвоенные знания, умения, навыки и деятельность в жизни для решения практических и теоретических задач. В определениях А. Хуторского, компетенция- это совокупность взаимосвязанных качеств личности (ЗУН, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов.

К
Ключевые компетенции:

1.Ценностно-смысловые

2.Общекультурные

3.Учебно-познавательные

4.Информационные

5.Коммуникативные

6.Социально-трудовые

7.Компетенции личностного самосовершенствования
лючевые компетенции
необходимы для любой профессиональной деятельности, они связаны с успехом личности в быстроменяющемся мире. Таким образом, компетентностный подход позволяет подготовить человека к жизни в условиях неопределённости. Ценностно-смысловые компетенции позволяют найти смысл жизни для подрастающей личности: связь всех времён, народов и поколений. Через общекультурную компетенцию освобождается сознание, происходит переход с культуры полезности к культуре достоинства. В основе учебно-познавательной компетенции лежат общие учебные умения, определяется уровень индивидуальной познавательной деятельности. Информационные компетенции определяются потребностью в получении новой информации, умении систематизировать, анализировать, оценивать смысл и значимость информаци. Коммуникативная компетенция- это способность к коммуникации на разных уровнях, принятии другого как ценности, проявлении себя в разных ролях в прямом и переносном смыслах конкретно у нас, потребности в общении. Через социально-трудовые компетенции происходит освоение нравственных ценностей, социальных норм, оценка культурных явлений, а так же собственного социального статуса. Потребность в самовыражении, саморазвитии, овладение способами самопознания, соморегуляции, а так же самооценка и самочуствие определяются компетенцией личностного самосовершенствования.

О
Общепредметные

компетенции:

Художественная

картина мира

бщепредметные компетенции
– это формирование художественной картины мира (ХКМ) средствами хореографии, музыки, актёрского мастерства, изобразительного искусства, истории хореографии, которую ребёнок должен себе присвоить через деятельность. Высшая интегрированная форма этих компетенций находит себя в концертной и конкурсной деятельности, где ребёнок проявляет себя со всех сторон: хореография, музыка, артистизм, культура поведения и т.д.


Предметные компетенции:

1.Ритмика и танец

2.Классический танец

3.Историко-бытовой и современный бальный танец.

4.Народно-сценический танец

5.История хореографического искусства

6.Музыкальная грамота
С музыкой и основами хореографии учащийся знакомится на предмете ритмика и танец. Целью предмета является привитие детям любви и интереса к танцу и музыке, накопление музыкальных впечатлений, воспитание художественного вкуса, выявление и развитие танцевальных способностей детей, формирование первоначальных хореографических представлений и навыков, приобретение элементарных сведений по музыкальной грамоте.

На предмете классический танец, являющимся основным предметом из цикла хореографических дисциплин, развиваются физические данные учащихся, формируются необходимые технические навыки. За время обучения в школе искусств учащийся приобретает целый ряд практических навыков: выворотность, стопа, шаг, гибкость, по возможности исправляются природные недостатки (сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т.д.). Должна быть выработана правильная балетная осанка, в результате упражнений правильно выработаны основные группы мышц рук, ног, корпуса. Ученик целенаправленно должен владеть ими при исполнении программного материала. Учащийся приобретает устойчивость в статике и динамике, развивает силу и выносливость. Вырабатываются навыки точной координации – чувство позы, ракурс, ощущение пространства. Приобретается танцевальная манера, стиль, чувство меры и развитый художественный вкус.

Одной из дисциплин, способствующей гармоничному воспитанию учащихся представляет историко-бытовой и современный бальный танец. Учащийся приобретает ряд навыков: умение управлять своим телом, координация, музыкальность, выразительность. А так же изучение быта и костюма определённой эпохи, развитие зрительной и мышечной памяти, стиля, характера, образа.

Народно-сценический танец играет большую роль в эстетическом развитии учащихся, так как он приобщает их к богатству танцевального и музыкального народного творчества. В процессе обучения могут быть исправлены некоторые природные недостатки, развивается координация движений, укрепляется мышечный аппарат, развиваются те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа. Учащийся овладевает разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, сложностью их ритмов и темпов. Формируются внимание, быстрота запоминания учебных заданий, движенческая память, исполнительская воля, самоконтроль, чувство коллективизма, широкий кругозор в области искусства.

Для наглядности сведём вместе все компетентности по значимости

К нам приходит человек, приобретает знания из основных предметных дисциплин. Далее через деятельность проявляет свои умения и навыки. И наконец, на выходе формируется личность, способная применять усвоенные знания, умения, навыки, деятельность в жизни, профессии, которая обладает ключевыми компетенциями.

Рассмотрим подробнее схему 1: предметные компетенции у нас стоят на первом месте, технологии их развития разработаны и широко представлены в методической литературе. Не секрет, что для многих преподавателей они являются единственной целью в воспитании подрастающей личности. Об общепредметных компетенциях тоже мало кто задумывается, считается, что они формируются сами собой. И во многом это действительно так. Но цели современного образования направлены на самом деле на формирование ключевых компетенций. Поэтому мы должны помнить, что предмет только средство для воспитания ключевых компетенций.

Если изменить ракурс нашей схемы, то у нас получается пирамида (см. схема 2), в основании которой лежат ключевые компетенции, в середине- общепредметные, вверху- предметные компетенции. Наглядно видно, что вершины не будет без основания.

Таким образом, наша деятельность должна быть направлена на то, чтобы создавать условия для развития у детей ключевых компетенций, которые будут способствовать воспитанию «нового человека XXI века». Его учёные определяют как «творец и культурный хозяин интеллектуальной собственности».



Схема 2

Литература


  1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие. Москва-Ростов-на-Дону, 1999.

  2. Ильенков Э.В. Так что такое личность? // С чего начинается личность? М.,1979.

  3. Крылова Е., Александрова Е. Как обеспечить индивидуальное образование // Народное образование.2002.№9.

  4. Кульневич С.В. Педагогика личности: от концепций до технологий: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель»,2001.

  5. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. №2.

  6. Хуторской А. Ключевые компетенции. Технологии конструирования //Народное образование, 2003, № 5.

  7. Шипилина Л.А. Инновационый менеджмент в образовательном учреждении. Научно-практическое пособие. Омск, 2004.

  8. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование в современной школе.М.: Сентябрь, 1996.

  9. Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель. -М.: Новая школа, 1996.

Похожие:

Методическая разработка «Модель выпускника хореографического отделения дши №15» icon«Модель выпускника художественного отделения дши №15»
Дши №15 стремится быть. Ещё в период первой аттестации и первой аккредитации дши №15 (2005 год) заместителем директора и творческой...
Методическая разработка «Модель выпускника хореографического отделения дши №15» iconЗдоровьесберегающие технологии в цикле предметов хореографического отделения дши
Целью данной работы является обзор здоровьесберегающих технологий, применяемых в цикле предметов хореографического отделения дши
Методическая разработка «Модель выпускника хореографического отделения дши №15» iconМетодическая разработка для преподавателей дши по классу баяна и...
Название Методическая разработка для преподавателей дши народного отделения в классе баяна и аккордеона
Методическая разработка «Модель выпускника хореографического отделения дши №15» icon«О работе над ритмом»
Методическая разработка преподавателя отделения народных инструментов мбоу дод «дши п. Пробуждение эмр» Зеленцовой Лидии Анатольевны...
Методическая разработка «Модель выпускника хореографического отделения дши №15» icon«Влияние концертных выступлений на формирование и развитие музыкальных...
Методическая разработка преподавателя отделения народных инструментов мбоу дод «дши п. Пробуждение эмр» Вишневецкой Татьяны Васильевны...
Методическая разработка «Модель выпускника хореографического отделения дши №15» iconРабота над ритмом как важнейший этап обучения игре на аккордеоне
Методическая разработка преподавателя отделения народных инструментов мбоу дод «дши п. Пробуждение эмр» Вишневецкой Татьяны Васильевны...
Методическая разработка «Модель выпускника хореографического отделения дши №15» iconКонспект урока ритмики 1 класс хореографического отделения дши (возраст...
Вид урока: Комбинированный, повторение, закрепление и добавление нового материала по теме «Упражнения для разминки»
Методическая разработка «Модель выпускника хореографического отделения дши №15» iconМетодические рекомендации по ведению классного журнала в мбоу дод...
Рпо; четыре вида классных журналов для хореографического отделения: для 1-2 классов (хореография), для 1-4 классов (музыкально-теоретические...
Методическая разработка «Модель выпускника хореографического отделения дши №15» iconДополнительного образования детей
Методическая разработка «Вырезка из бумаги» разработана как блок уроков декоративно-прикладного искусства в дхш или дши (художественное...
Методическая разработка «Модель выпускника хореографического отделения дши №15» iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Методическая разработка «Модель комплексно-тематического и календарного планирования»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница