Творческая работа: «развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»




Скачать 286.1 Kb.
НазваниеТворческая работа: «развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Дата публикации29.07.2013
Размер286.1 Kb.
ТипТворческая работа
shkolnie.ru > Культура > Творческая работа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

ДЕТСКИЙ САД №3 «ЗВЕЗДОЧКА»



ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА:

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ВОСПИТАТЕЛЬ:

БАСУРОВА ЕЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА

АНАПА-2013

Пояснительная записка

На протяжении пяти лет я работаю над темой «Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности». На мой взгляд именно в театрализованной деятельности происходит раскрытие творческого потенциала ребенка, воспитывается творческая направленность. Основными задачами по театрализованной деятельности в детском саду является:

  1. Создания условия для развития творческой активности детей.

  2. Приобщение детей к театральной культуре. Обеспечивание условий для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе.

  3. Создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Эти задач помогают мне сформировать правильную модель поведения дошкольников в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.

Работая над этой темой, я решаю многие актуальные проблемы, связанные с: художественным образованием и воспитанием детей; формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам обучения), воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога), созданием положительного эмоционального настроя, снятием конфликтных ситуаций через игру.

Исходя, из выше поставленных целей и задач в своей работе я достигла многих положительных результатов. Мною были проведены кукольные театры, игры- драматизации, театрализованные игры – путешествия, игры – пантомимы и многие другие занятия.

Мною были подобраны физкультминутки с элементами имитации жестов, мимики, подражания характерным движениям. Они исполнялись всеми детьми на утренней зарядке, на занятиях, прогулке. С интересом дети участвовали в играх на развитие пантомимических умений: «Изобрази предмет», «Муравейник», «Березка», «Изобрази человека, который…», «Расскажи стихи руками». Разыгрывание минисценок помогло в работе над интонационной выразительностью речи.

В результате к концу старшей группы дети могли различать определенные эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений, воспроизводить выразительные позы и движения, подражать характерным движениям, эмоциональным реакциям животных и видеть их аналогии в человеческом поведении, вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности.

В подготовительной группе театрализованные игры отличаются многоплановыми характеристиками героев. Сохраняя принцип импровизации и сознательно делала игры менее театрализованными, в которых роли ребенку диктуют, где его заставляют принимать заученные позы, повторять движения, зазубривать реплики и т.д., такие игры хоть и практиковались, но они были лишены самого главного – творчества. Используя, импровизацию мы с детьми уходили от зубрежки, избегали назначения на ведущие роли одних и тех же детей. Считаю, что каждый ребенок талантлив от природы, каждому стремилась помочь раскрыть свои способности.

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества. Дети стремились к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», «музыканты». Каждый вид деятельности помог раскрыть индивидуальные особенности, способности ребенка, развить талант. Через театрализованную игру шло приобщение к искусству: литературному, драматическому, театральному. У детей подготовительной группы формировала представления о работе артистов, режиссеров, театральных художников и дирижеров. Детям стало доступно понимание, что спектакль готовит творческий коллектив. Прочувствовать творческую подготовку спектакля дети смогли при организации праздника «Новый год в Тридевятом царстве», в котором они сами были артистами, режиссерами, художниками, сами выбирали музыку, костюмы, декорации, распределяли роли.

При небольшой помощи с моей стороны дети в течение года организовывались в игровые группы, договаривались о том, что будет разыгрываться, определяли и осуществляли основные подготовительные действия (подбирали необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформляли место действия, выделяли исполнителей ролей и ведущего производили несколько раз пробные разыгрывания, приглашении зрителей и показывали им спектакль).

При этом речевые и пантомимические действия исполнителей ролей были достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоциональны, образно правдивы). Сказки, которые драматизировали дети «Крылатый, мохнатый да масленый», «Лиса и журавль» и др.

Так же как и в старшей группе, детьми были разыграны коммуникативные ситуации, связанные с применением правил этикета («Как ты это сделаешь?», «Как ты поступишь?» и др.). Инсценировки помогли формировать нравственность во взаимоотношениях с родителями, а так же с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Дети научились проявлять уважение, доверие, взаимоотношение и взаимопомощь.

В течение года дети закрепляли знания, полученные об эмоциях, продолжала способствовать открытому проявлению эмоций различными социально – приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими). Разыгрывали этюды «Живая шляпа», «Ласка», «Разные настроения», «Угадай эмоцию» и др.

Дети с удовольствием принимали участие в играх на развитие пантомимических навыков и творческого воображения: «Иностранец», «Озвучивание», «Кто здесь кто?», «Волшебный карман». Так же продолжала развивать у детей интонационные навыки в играх «Расскажи стихотворение голосом сказочного героя», «Повтори фразу», «Интервью». С детьми были разучены стихи и физминутки с элементами драматизации: «Сук на тропинке», «Кошка», «Кто играет с нами в прятки?» и др.

Все свои умения и навыки дети смогли применять на празднике «Папа, мама, я – веселая семья». Вместе с родителями дети показали свое мастерство в пантомиме, драматизации, в умение проговаривать скороговорки, менять мимику лица и интонацию голоса.

К концу дошкольного возраста у детей формируются разнообразные игровые интересы. В играх – драматизациях проявляли инициативу. Выступали с предложениями по созданию игровой обстановки, обогащению сюжета, игровых ролей. Фантазировали, комбинировали реальное и фантастическое, придумывали игры с «предложением», были активны в ролевом взаимодействии и ролевых диалогах.

Чтобы добиться желаемых результатов в решении поставленных задач, большое внимание уделяла работе с родителями. Начиная со старшей группы на родительских собраниях, проводила консультации о значении театрализованных играх в жизни детей, помещала материал на папках – передвижках.

В старшей группе при организации досуга по произведениям К. И. Чуковского, привлекли родителей и старших сестер, братьев к изготовлению поделку на выставку по произведениям писателя. В подготовительной группе родители приняли активное участие в празднике «Папа, мама, я – веселая семья» вместе с детьми представляли команду, участвовали в конкурсах. На протяжении всех лет родители всегда принимали участие в праздничных мероприятиях, в их подготовке: в качестве оформителей зала, костюмеров, героев праздника (снеговик, Айболит). Родители являлись так же и зрителями подготовленного совместными усилиями праздника. Эта роль, хоть и пассивна, тоже очень важна: внимание и доброжелательность зала поддерживают выступающих, свое одобрение зрители выражают громкими аплодисментами.

Опыт проведенной работы с родителями показал, что во взаимоотношениях между родителями и детьми, царит атмосфера взаимопонимания, содружества, совместного творчества. Желание делать друг для друга хорошее, радовать окружающих помогло детям и родителям объединиться в еще более тесный круг, наладить тот контакт, которого иногда не хватает.

Проведя всю выше описанную работу с детьми, я добилась результатов: к концу дошкольного возраста дети овладели всеми необходимыми навыками и умениями. В театрализованных играх использовали ряженье, придумывали детали костюмов, пользуясь при этом имеющимися материалами. Стремились к выразительной передаче игрового образа (движения, интонации, мимика). В театрализованных играх – драматизациях умели самостоятельно определить место для «сцены» (ограждать, ставить ширмочки), создавать игровую обстановку (готовить простейшие декорации: домики, силуэты деревьев, цветными шнурами или ленточками изображать реку, дорожку) согласовывать свои действия и с другими «артистами». В играх – драматизациях с игрушками (кукольным театром) умели действовать и говорить от имени разных персонажей, сочетать движения игрушек с речью, ставить кукольные концерты. Говорить, исполнять стихи, петь песенки в соответствии с игровым образом (медведица говорит густым, низким голосом, маленький зайчонок поет песенку тоненьким голоском). В играх – имитациях выразительно передавали игровые образы, имитировали характерные движения, передавали в мимике и жестах различные эмоциональные состояния. Научились контролировать свои эмоции, понимать свои чувства и чувства других людей. Умели устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Хочется обратить особое внимание на то, что дети данной группы по сравнению с предшествующими выпусками, наиболее общительны, доброжелательны, легко вступают в контакт с незнакомыми людьми, владеют культурой поведения и общения. Более эмоционально воспринимают природу, видят ее красоту. Речь у детей чистая, грамматически правильная, выразительная, наполненная словосочетаниями, образными выражениями.

Подводя итог проделанной работы, я пришла к выводу, что театрализованные игры раскрывают духовный и творческий потенциал ребенка и дают реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Театрализованные игры способствуют развитию в единстве познавательной сферы личности ребенка и являются важнейшим средством духовно – эстетического воспитания детей дошкольного возраста.


Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Сюжетно-ролевая игра рассматривается как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, определяющий развитие всех сторон личности ребенка и создающий «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский). Среди сюжетно-ролевых игр отмечают особую роль театрализованных игр как необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельности, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть в сказку огромно, доставляет радость и удивление. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество.

Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта.

Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях, на мой взгляд можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра. Основными задачами по театрализованной деятельности в детском саду являются:

  1. Создание условия для развития творческой активности детей.

  2. Приобщение детей к театральной культуре.

3.Обеспечивание условий для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе.

4. Создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).

Эти задачи помогают мне сформировать правильную модель поведения дошкольников в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Да, театр - это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а играя, познает окружающий мир.

Театрализованная деятельность в детском саду - это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети моей старшей группы учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создают свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Кроме того, в коллективной театрализованной деятельности ребенок, раскрепощается, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности.

В театрализованной деятельности выявляются возможности развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Дети учатся сопереживать, эмоционально и коммуникативно относится ко всему происходящему. Театр соединяет в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительную деятельность.

Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Поэтому работая над этой темой я решаю многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

  1. Художественным образованием и воспитанием детей;

  2. Формированием эстетического вкуса;

  3. Нравственным воспитанием;

  4. Развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);

  5. Воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

6.Созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Моя работа по театрализованной деятельности дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

  1. Снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;

  2. Раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

3.Развитие реальных мотивов: игра и обучение не должны быть из-под палки; внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого; внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).

Театрализованная игра -это неоценимая роль в эстетическом развитии детей. В процессе восприятия художественного произведения у детей формируется особый вид познания в форме эмоциональных образов. В них, с одной стороны, отражается внешняя реальность, с другой стороны, компонент в виде ощущений и представлений придает эмоциональному образу побудительный, действенный характер отражения окружающей действительности.

Через театрализованною игру дети приобщаются к литературному, драматическому, театральному искусству. У них формируются представления о работе артистов, режиссера, театрального художника, дирижера. Беседуя и рассказывая детям о театре, дети осознают, что спектакль готовит творческий коллектив, а театр дарит радость и творцам, и зрителям, что позднее послужит им основой для формирования обобщенного представления о назначении искусства в жизни общества.

В определенный момент эстетическое восприятие дает толчок развитию познавательной деятельности ребенка, поскольку художественное произведение (изобразительное, музыкальное, литературное) не только знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете, понять художественный образ. Дошкольнику доступна внутренняя активность сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Старшие дошкольники способны понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер. Это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей. Играя с детьми в театрализованные игры - путешествия (Например: «Путешествие в город Согрусти или Сорадости» и т.д.) ребенок учится соотносить себя не только с положительным персонажем, но и с отрицательным. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам, имеющим значение не только для него лично, но и для окружающих, что определяется как эмпатия или сочувствие, содействие.

По моему мнению, для умственной деятельности важна ролевая игра, речь, рисование, конструирование, т.е. символико-моделирующие виды деятельности, основа которых закладываются в дошкольном возрасте. Такая работа не должна проводиться в изоляции от той воспитательно-образовательной работы, которую осуществляют воспитатели групп, музыкальный руководитель, педагог по изобразительной деятельности.

На музыкальных занятиях дети моей группы учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестом, мимикой, слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание и т.д.

На речевых занятиях у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа на артикуляцией с помощью скороговорок, чистоговорок, потешек и пр.; дети знакомятся с литературными произведениями к постановки спектаклей.

На занятиях по изобразительной деятельности дети знакомятся с репродукциями картин, с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжета, учатся рисовать различными материалами по сюжету сказки или отдельных ее персонажей.

Очень важна взаимосвязь изобразительной и театрально-игровой деятельности в эстетическом воспитании детей: в оформлении декораций, во взаимовлиянии на возникновение образов. Изодеятельность является одним из составляющих компонентов театрализованной игры, в ходе которой оформляется предметно-игровая среда. Поскольку при постановке важна декорация, необходимо, чтобы она была знакома, значительна на сцене и в игре, так как она создает настроение. Истоки детского изобразительного творчества (рисунок, лепка, аппликация) так же закладывается в игровой деятельности, в том числе в игре-драматизации.

Мною установлено, что воспроизведение и на его основе творческое воображение гораздо легче проявляется в игре, чем в изобразительной деятельности.

Театрализованные игры включаются и в процесс овладения решением задач, например, задач-драматизаций, в которых раскрывается математическое содержание. Театрализованная игра используется на занятиях по развитию речи детей, построенных на основе произведений художественной литературы, где процесс восприятия литературного текста рассматривается как специфическое общение.

Театрализованную игру можно рассматривать и как средство развития детей. Для ребенка-дошкольника основной путь развития — обобщение, которое опирается, прежде всего, на его наглядные представления. Этот опыт приходит к ребенку через наблюдение и экспериментирование. Я помогаю ребенку проанализировать и обобщить свой опыт. Ребенок «проживает» различные ситуации своих героев, выражает свое отношение к ним. Можно выделить две группы способностей, важных для развития детей: моделирование и символизацию. Эти методы я часто применяю в своей работе. В основе развития познавательных способностей детей дошкольного возраста лежат действия наглядного моделирования. К первому типу таких действий относятся действия замещения. Игровое употребление предметов (замещение) — важнейшая характеристика театрализованной игры. Основу игры составляет создание мнимых, воображаемых ситуаций. Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в наглядно-действенной форме: ребенок, используя один предмет в качестве заместителей реальных предметов, осуществляет символизацию.

Опыт показал, что в игре детей младшего возраста заместитель сохраняет сходство с моделируемым объектом по внешним признакам, для детей пяти-шести лет заместители становятся все более условными, символическими. В заданиях на замещение формируется умение применять «опредмечивающий» образ, т. е. ребенок находится на этапе построения общей идеи создания продукта воображения, который в шесть-семь лет строится способом «включения» в ситуацию, например, при сочинении сказок.

Психологическое значение замещения в игре состоит в том, что в процессе его мысль ребенка отделяется от действия. Необходима отправная точка (предмет-заместитель), а в театрализованной игре - кукла или костюм. В этом заключается переходный характер игры, который делает ее промежуточным звеном между чисто ситуационной связанностью раннего возраста и мышлением, оторванным от «реальной ситуации».

Реальные отношения играют существенную роль в развитии коммуникативной и социальной компетентности ребенка, в его нравственном развитии. Выделение и отражение эмоций, переживаемых ребенком в процессе игры в ходе выполнения принимаемых на себя ролей, моделирующих реальные, значимые для него межличностные отношения, дает возможность прочувствовать последствия своих поступков, выявить новые значения своей деятельности. Одной из задач организации игры становится ориентировка детей в проблемных и конфликтных ситуациях, создание условий для усвоения в процессе театрализации новых способов взаимодействия со сверстниками в психологически благоприятной атмосфере игровых занятий, осознание их благодаря оформлению в различных знаковых системах (вербализации, графике, пантомимике).

Развитие у ребенка способности к успешному разрешению проблемных ситуаций в театрализованной игре - приводит и к успешному разрешению проблемных ситуаций в группе. Это происходит за счет умения увидеть, проанализировать, продраматизировать ситуацию с позиций разных персонажей, выделить новые свойства и условия ее разрешения в реальной жизни.

Следование роли и тексту театрализованной игры, взаимоконтроль участников способствуют формированию произвольного поведения. В игре сенсомоторные функции, память приобретают качество произвольности. Смысл деятельности, эмоциональность и «жизненность» художественных произведений оказывают существенное влияние на поведение ребенка. В процессе их восприятия дети переходят от «запаздывающей» к «опережающей» эмоциональной коррекции выполняемых действий.

По мнению И.Г.Вечкановой, режиссерская игра как форма организации деятельности детей позволяет изучить факторы, способствующие изменению эмоциональной регуляции ребенка, выявить особенности и средства совершенствования производных эмпатических эмоций, умения отражать чувства и состояния других, поскольку в этих играх быстро формируется чувство симпатии к взрослому, что обеспечивает эмоциональное благополучие воспитанника.

Устраивая с детьми мизансцены, игры на развития движений (жест, мимика, пантомимы) дети учатся выражать состояние души персонажа. Это волевая регуляция ведет к раскрытию гармонии души и тела.

«Личная дистанция», речевые и неречевые компоненты при опосредствованном общении: мимика, жесты, «контакт глаз» имеет большое значение для развития детей. В то же время современное развитие техники позволяет использовать различные средства обучения для знакомства с художественными произведениями, которые затем можно театрализовать.

Воображение является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека на всех этапах его жизни. Особенно значимым становится развитие воображения и творчества в дошкольном детстве, так как именно в этот период закладываются основы их развития.

Воображение складывается в процессе развития ребенка, его деятельности и под влиянием условий жизни, обучения и воспитания, проходя становление от непроизвольного, пассивного, воссоздающего к произвольному, творческому. К концу дошкольного возраста воображение нормально развивающихся детей приобретает продуктивный характер и определяется появлением и развитием у ребенка внутренней позиции, которая дает ему возможность осмысливать и переосмысливать ситуацию, подготавливает к переходу на новую возрастную ступень, к новой учебной деятельности.

Период дошкольного детства имеет широкие возможности для развития творческого воображения детей. Развитие воображения у детей хорошо проявляется в театрализованной игре, как в одном из видов творческой деятельности. Играя с детьми в театральные игры (Например: «Кругосветное путешествие», «Цирковое представление»), дети учатся комбинировать, воображать, перерабатывать пережитые впечатления, строить новую действительность, отвечающую запросам и увлечениям самого ребенка.

Л.С.Выготский подчеркивал, что ребенок в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создает новое творческое построение, образ, принадлежащий ему самому.

Драматизация - это вид детского творчества, который проявляется в самых разнообразных видах - как сочинение, импровизирование коротких сценок, инсценирование готового литературного материала. Детей привлекает внутренняя эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Безусловно, «детское творчество в игре еще не совершенно, это только начальная форма той деятельности, из которой затем вырастает искусство» (Л.С.Выготский). У детей старшего возраста развивается способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Появление замысла в театрализованной игре связано с развитием творческого воображения.

В ходе театрализованной игры зарождаются и разрушаются противоречия, которые обеспечивали развитие воображения.

В игре дети выражают свои эмоции, делятся своими впечатлениями, проявляют свои чувства партнерства. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности - воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.

Театрализованная игра близка и к сюжетной игре, и к игре с правилами. В театрализованной игре нет отношений состязания (если они не заложены в сценарии) в отличие от игры с правилами. Вместе с тем театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры.

В театрализованных играх игровое действие и игровой предмет, костюм или кукла, имеют большее значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей выбор игровых действий. Игровое действие может носить разный характер. В режиссерской игре ребенок одновременно «актер», исполняющий последовательно роли каждого персонажа, и «режиссер», управляющий поворотами сюжета «сверху».

«Роль» обозначает человека или животного, для которого характерны типичные проявления; игровой образ, скорее, сам результат изображения конкретного человека в конкретной игре и в определенное время. Ребенок входит в роль и «живет» своим героем.

Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Ребенок начинает понимать, каков персонаж, почему так поступает, представляет себе его состояние, чувства, умеет анализировать и оценивать поступки. Это во многом зависит от опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

Театрализованная игра (показ спектакля) связана с сюжетно-ролевой игрой (игра в театр). Дети объединяются общей идеей, переживаниями, сплачиваются на основе интересной деятельности, позволяющей каждому проявить активность, индивидуальность, творчество.

Чем старше становятся дети, чем выше уровень развития, тем ценнее театрализованная игра (педагогически направленная). Дети проявляют свою самостоятельность, сами намечают сюжет, организовывают игры с правилами, находят партнеров, выбирают средства для реализации своих замыслов.

В моей старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, учатся самостоятельно находить способы образной выразительности, развивают чувство партнерства.

Я провожу с детьми специальные экскурсии, прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения). Для развития воображения детям можно предложить задания типа: «Представьте море, песчаный берег. Мы все лежим на теплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, опустили их. Разгребли теплый песок руками» и т.д. Использую мимические этюды, этюды на память физических действий, пантомимические этюды. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности.

В моей работе осуществляется постепенный переход ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений; от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов.

У детей постепенно формируется положительное отношение детей к театрализованным сюжету, интерес к театральной культуре, осознание причин положительного или индифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в театрализованной деятельности).

На занятиях по культуре и технике речи я приобщаю детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью работников театра, видами и жанрами театрального искусства (музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.).

Постепенно усложняются тексты для постановок (более глубокий нравственный смысл, скрытый подтекст, использование русских народных сказок-басен о животных). Игра-фантазирование становится основой театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Дети моей группы очень любят игры «с продолжением». Они осваивают игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.

Дети уже более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре средствами стимулирования их интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью средств выразительности. На конкретных примерах я помогаю ребенку понять, что «лучшая импровизация всегда подготовлена». Подготовка достигается наличием предшествующего опыта, умением интерпретировать содержание текста и осмысливать образы героев, определенным уровнем освоения разных средств реализации своих задумок и т.д. Очень часто детям предоставляется возможность права выбора средств для импровизации и самовыражения.

У дошкольников подготовительной группы (6-7) лет игра-драматизация становится спектаклем. Дети очень любят играть для зрителей, а не для себя, им доступны режиссерские игры, где персонажи - куклы, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Дети умеют регулировать свое поведение, движения, обдумывают свои слова.

При рассматривании иллюстраций в книге я обращаю внимание детей на эмоциональное состояние персонажей. Предлагаю этюды на разыгрывание сюжетов: «Страшный сон», «Гроза», «Щенок» и многие другие.

Хотелось бы порекомендовать в подготовительной группе, проводить упражнения на развитие воображения, задания на напряжение и расслабление:

1. Упражнения на развитие внимания и воображения - это упражнения, которые учат детей контролировать внимание, сосредоточиваться на
том объекте, который в данный момент важнее других (например, «Звуки
природы»), развивают умение на основе ассоциаций создавать образы.

2. Упражнения формируют умения: понимать и эмоционально вы-
ражать различные состояния с помощью интонации, определять состояние
человека по схематическим рисункам, выражению лица сверстника или
взрослого; находить средства выразительности для адекватного выражения
своего настроения с помощью мимики; определять особенности внешнего
проявления эмоциональных состояний по различным позам и принимать
позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя;
определять особенности внешнего проявления эмоциональных состояний с
помощью жестов и пантомимических сценок, подбирать собственные вы-
разительные жесты и самостоятельно строить пантомимику (Например:
упражнение «В лесу»).

3. Упражнения представляющие собой вариант детского аутотренинга и формирующие умения психологически настроиться на выполнение
предстоящего действия, помогают быстро переключаться с одного действия на другое, контролировать мимику, позу, жесты; тренируют способность изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в
соответствии с эмоциональным состоянием. Дети упражняются в самовнушении чувства тяжести, легкости, холода, тепла и др.

При обучении детей средствам выразительности речи я использую знакомые и любимые сказки, которые богаты диалогами, динамикой реплик и предоставляют ребенку возможность непосредственно ознакомиться с богатой языковой культурой русского народа. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

Сначала фрагменты из сказок я использую как упражнения: попроситься в теремок от лица мышки, лягушки, медведя, после чего спросить, кто был более похож по голосу и манерам на данного персонажа. Далее усложнить задание: предложить разыграть диалог двух персонажей, проговаривая текст и действуя за каждого. Таким образом, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер, голос персонажа, манера поведения легко узнавались всеми.

Во всех упражнениях важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. Эффективны упражнения с использованием пиктограмм, ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных средств выразительности, по диафильмам, кукольным спектаклям. При этом собственно разыгрывание не является самоцелью. Работу можно построить по такой структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения.

По мнению Л.С.Фурминой, «... творчество детей носит характер открытий для себя. И в театрально-игровой деятельности эти открытия связаны с достижением авторского замысла, с добавлением своего отношения к изображаемым явлениям. Следовательно, творчество детей просматривается в трех аспектах - создание драматургического материала, исполнение своего авторского замысла, оформление своего спектакля. Однако деятельность эта носит игровой характер и поэтому не является раз и навсегда зафиксированной, импровизационность - характерное свойство всей детской деятельности. Именно благодаря этому свойству театрализовано-игровая деятельность является активным творческим процессом».

Старшие дошкольники проявляют большой интерес к театральному искусству, что является предпосылкой развития творческих возможностей ребенка. Старший дошкольный возраст - период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью. Дети сами придумывают содержание игры, свою игру они строят на фантастических сюжетах, в которых реальность переплетается с событиями из мультфильмов, книг. Предметно-игровая среда для режиссерских игр конструируется на основе игрового материала (карта-макет игрового пространства). Его использование помогает ребенку лучше придумывать и разыгрывать события, составляющие сюжетную канву, представить сюжетную ситуацию еще до ее разыгрывания, а затем конкретизировать в процессе режиссерской игры, наполнив ее игровыми событиями. Игровой материал помогает ребенку домыслить, вообразить, опираясь на предложенную взрослым предметную ситуацию.

В этом возрасте нам взрослым надо стараться, не принимать непосредственного участия в игре, лишь направляет замыслы детей вопросами: «Что было дальше? Кого они встретили? Что с ними случилось?». Надо только помочь ребенку реализовать его игровой замысел.

Развитие воображения позволяет ребенку занять особую внутреннюю позицию. У детей предоставляется возможность самостоятельно задать предметные отношения. Дети создают собственный сюжет и реализовывают его. Дети создают игровые образы, используя речевые обороты, интонации, типичные для героя, действуя в соответствии с характером персонажа.

Организации игр предшествует общий замысел. Каждый придумывает кусочек сюжета к выбранной теме. Моя задача научить детей согласовывать замыслы. Это требует от меня установления связей между событиями, придуманными разными детьми. Надо обращать внимание детей на то, что сочинять интересно когда каждый продолжает часть истории, придуманную другими. В этот момент выступаешь как носитель умения проигрывать часть сюжета на основе приема «как будто» или «что было, если бы...».

В старшем дошкольном возрасте ярко проявляются индивидуальные особенности игрового творчества каждого ребенка.

Эффективность детской театрализованной деятельности и создание оригинальных сценических образов обусловлены степенью готовности дошкольника к ним. Надо постоянно стимулировать и поощрять активность детей к организации самостоятельной театрализованной деятельности.

^ Методические рекомендации

Театр, театрализованное действие - это прежде всего важное психотерапевтическое средство, средство эмоционально - эстетического воспитания. Поэтому необходимо ответственно подходить к каждому занятию, к каждой игре, к каждому выходу в театр. Проявлять мудрость, такт, терпение, изобретательность. Хотелось бы, чтобы у детей сформировался и закрепился интерес к театральному искусству.

Поэтому я также провожу работу с родителями привлекая их внимание к этим играм. Подчеркивая успехи ребенка в семье, можно способствовать возрождению семейной традиции устройства домашнего театра. Разве это не чудо? Репетиции, изготовление костюмов, декораций, билетов-приглашений для родственников сплачивают членов семьи, наполняют жизнь содержательной деятельностью, радостными ожиданиями. Ребенок использует свой опыт артистической и театральной деятельности, приобретенный им в дошкольном учреждении. У него повышается уровень самоуважения, он чувствует свою значимость в семье, эрудицию. Творческая свобода развивает в нем самостоятельность и инициативу и фантазию. Не надо мешать ему! Надо уважать фантазию ребенка! К тому же для ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты!


Литература

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М., 1991.

  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –М., 1991.

  3. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2001. - №2.

  4. Ерофеева Т.И., Зверева О.Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.

  5. Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании // Эстетическое воспитание.-М., 2002.

  6. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975.

  7. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д.Кошелевой. – М., 1983.

  8. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2009. - №11.

  9. Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника // Дошкольное воспитание. – 2003. - №12.

  10. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх // Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М., 2002.

  11. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Дубровской.- М.: Академия, 2002.




Похожие:

Творческая работа: «развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» iconРеферат Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного...
Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством ритмической гимнастики
Творческая работа: «развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» iconПроекта
Развитие звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с тнр посредством театрализованной деятельности
Творческая работа: «развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» iconПояснительная записка. Учебно-тематический план
Коррекция речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в условиях доу общеразвивающего...
Творческая работа: «развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» iconПояснительная записка к программе «Социально-эмоциональное развитие...
Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, и направлена на развитие социально-эмоциональной...
Творческая работа: «развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» icon«Хлеб всему голова»
Цель проекта: развитие поисковой деятельности, познавательной активности и осознанной нравственно-трудовой культуры и детей старшего...
Творческая работа: «развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» iconМетодическая разработка раздела образовательной программы на тему:...
I. Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста по данным психолого-педагогической литературы
Творческая работа: «развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» iconМетодическая разработка Активизация словаря детей младшего дошкольного...
Пояснительная записка.                                                                              
Творческая работа: «развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» iconВоспитание ловкости у детей старшего дошкольного возраста посредством...
Воспитание ловкости у детей старшего дошкольного возраста посредством использования «круговой тренировки»
Творческая работа: «развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» iconРазвитие познавательного интереса старшего дошкольного возраста как...
Целью, которого является: воспитание положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста
Творческая работа: «развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» iconРазвитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста на экологической тропе
Слайд По созданию и реализации данного проекта была создана рабочая группа в составе
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница