Мбоу дод «Центр детского творчества» Повышение учебной мотивации в профессиональном обучении профессии «Парикмахер»




Скачать 56.79 Kb.
НазваниеМбоу дод «Центр детского творчества» Повышение учебной мотивации в профессиональном обучении профессии «Парикмахер»
Дата публикации30.07.2013
Размер56.79 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Культура > Документы
Дьолог Н.А.

Педагог дополнительного образования детей

МБОУ ДОД «Центр детского творчества»
Повышение учебной мотивации в профессиональном обучении профессии «Парикмахер» в системе дополнительного образования (Центр детского творчества Ленинского района г. Ижевска)
Концепция модернизации российского образования предполагает изменения организации образовательного процесса на основе реализации субъектного подхода в обучении. Приоритетными задачами учреждений дополнительного образования является создание педагогических условий, обеспечивающих профессиональное самоопределение учащихся старшего школьного возраста путем адаптации профильного обучения. Переход к профильному обучению продиктован необходимостью создания условий для реализации обучающимися своих интересов, склонностей, способностей; для подготовки старшеклассников к продолжению образования в направлении их будущей профессиональной деятельности.

Вместе с тем, изучение научной литературы (Л. С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.И. Божович, И.В Дубровина, Ж. Нюттен, Л.Н. Буйлова, Н.В Кленова, Матяш Н.В) и опыта работы педагогов учреждений дополнительного образования (Будрастых К.Н., Трушина В.В., Романовской М.Б., Доронкина Н.Е., Л.В. Куклина) свидетельствует о том, что специфика работы и возможности дополнительного образования в аспекте стимулирования и поддержки профессионального становлении старшеклассников не достаточно изучены и не используются в полной мере.

Актуальность исследования обусловлена востребованностью профессиональной ориентации учащимися старшего школьного возраста, что способствует их ранней социально-трудовой адаптации и определена следующими противоречиями:

- с одной стороны, потребностью общества в профессиональной ориентации школьников старшего возраста, с другой стороны, недостаточной разработанностью педагогических условий повышения мотивации учащихся общеобразовательной школы в приобретении профессиональных навыков;

- между заинтересованностью педагога в получении учащимися качественных профессиональных знаний, умений, навыков и весьма разным уровнем учебной мотивации к их приобретению.

Из противоречий следует проблема – каковы педагогические условия повышения мотивации учащихся старшего школьного возраста к профессиональному обучению профессии «Парикмахер» в Центре детского творчества Ленинского района г. Ижевска.

Вопросами формирования и повышения учебной мотивации занимались и продолжают заниматься многие исследователи и педагоги: Гликман И., Сиротюк А.Л., Щукина Г.И., Беспалько В.П., Маркова А.К. и многие другие. Существует много различных мнений на то, каким образом можно повышать мотивацию учащихся к обучению.

Гликман И. считает, что для повышения мотивации необходимо использовать специальные средства и меры и, прежде всего – стимулирующие. «Необходимость в стимулировании связана с тем, что человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно ему, когда у него есть определенные мотивы для ее выполнения»[1, с. 23].

Сиротюк А.Л. считает, что успех в обучении – дополнительный мотивирующий фактор, способствующий развитию социальных мотивов обучения. Ситуация успеха, связанная с мотивационной сферой, во многом определяется психологическими особенностями учащихся. «Многосенсорное обучение, ориентированное на учащихся с разными модальностями, дает возможности раскрыть их способности, создает ситуацию успеха, что в свою очередь, формирует устойчивую учебную мотивацию»[2, с. 137].

Мотивация учебно-познавательной деятельности не возникает самопроизвольно, ее создание – задача и признак мастерства преподавателя. Существует ряд методик осуществления мотивационного компонента дидактического процесса по В.П. Беспалько.

Одна из наиболее простых методик формирования мотивации – занимательность содержания учебного материала. Она имеет подчиненное, вспомогательное значение, в основном способствуя поддержанию интереса в обучении, а не созданию исходной мотивационной установки на учебную работу.

Вторая методика формирования мотивации более эффективна – создание мотивационно-проблемных ситуаций или постановка специальных учебно-познавательных проблемных задач, в которых отображается практический смысл изучения данной предметной темы.

Еще более эффективна третья методика формирования мотивации, через развитие представлений учащегося о значимости профессиональных знаний по данному предмету. Эффективны для данной методики такие приемы, как убеждение, опора на положительное, впечатляющие примеры и уроки жизни.[3, с 124]

А.К. Маркова, А.Б. Орлов, М. Фридман отмечают, что учебно-познавательные мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно как эта деятельность осуществляется. Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:

  1. ^

    Содержание учебного материала;

  2. Организация учебной деятельности;

  3. Формы организации учебной деятельности;

  4. Оценка учебной деятельности. [4, с.44]

Этот подход мы взяли за основу разработки педагогической технологии для создания условий повышения учебной мотивации учащихся в процессе профессиональной подготовки по профессии «Парикмахер».

^

А.К. Маркова выделяет уровни мотивации, классифицируя их по следующим показателям. (см презентацию слайд)

На начальном этапе внедрения разработанной пед технологии мы провели диагностику учащихся - определения уровня их учебной мотивации, соотношения внутренней и внешней учебной мотивации учащихся, выбравших данный профиль обучения, использовали методику М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой.


Результаты констатирующего эксперимента выявили низкий уровень мотивации к выбранной учащимися профессии «Парикмахер». Свой выбор профессии учащиеся обосновали таким образом:

32% - для ориентировки в будущей жизни, 30% - за компанию с друзьями, 28% - побуждением родителей, 10% - затрудняюсь ответить. Отсюда следует что, в основе выбора профессионального обучения учащихся лежат внешние мотивы, следствием этого является низкий уровень их учебной мотивации. С целью устранения этой ситуации мы создавали условия раскрытия учащимся личностной значимости выбранной ими профессии. Для этого:

  1. Обогатили содержание учебной программы современными видами стрижек и технологиями их выполнения;

  2. Разработали средства обучения, сопровождающие технологию выполнения стрижек, причесок на основе выполнения разноуровневых карточек-заданий, отличающихся количеством выполняемых действий, их сложностью и формой их выполнения;

  3. Использовали методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (по Бабанскому) на основе субъект-субъектного взаимодействия.

Результаты внедрения разработанных нами педагогических условий показали осознанность большинством учащихся личностной значимости выбранной профессии, что подтверждает значительный процент наличия внутренней мотивации у учащихся. 52% учащихся при анкетировании выбрали ответ «хочу научиться самостоятельно выполнять стрижки, прически», 27% - «для того, чтобы быть успешным среди друзей», 21% - «мне интересна выполняемая работа». Эти данные подтверждают проявление внутренней мотивации, оценку личностной значимости профессионального обучения профессии «Парикмахер». Результаты отображены на диаграмме.


Опираясь на проделанную экспериментальную работу, мы можем сделать вывод, что внедрение нового современного материала в содержание программы, использование методов стимулирования учебной деятельности, основанные на субъект-субъектном взаимодействии, применение разработанных средств обучения (разноуровневых карточек-заданий) с учетом индивидуальных особенностей учащихся помогают повысить мотивацию учения у большинства учащихся. Созданные условия повышения учебной мотивации раскрыли для учащихся личностную значимость профессионального обучения.

Используемая литература.

1. Л.Н. Буйлова, Н.В Кленова Дополнительное образование в современной школе / М.: «Сентябрь», 2005. – 192 с.)

2. Гликман И. Как стимулировать желание учиться // Народное образование.2003.№2. с. 20-22

3. Сиротюк А.Л. Модальность как основа формирования учебной мотивации // народное образование. 2006. №1. с. 132-137

4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. 124 с.

5. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983, - 64 с.

Похожие:

Мбоу дод «Центр детского творчества» Повышение учебной мотивации в профессиональном обучении профессии «Парикмахер» iconСамоаттестация деятельности мбоу дод «Районный центр детского творчества»...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Районный центр детского творчества»
Мбоу дод «Центр детского творчества» Повышение учебной мотивации в профессиональном обучении профессии «Парикмахер» iconУчебный план муниципального бюджетного образовательного учреждения...
К учебному плану мбоу дод «Районный центр детского творчества» на 2013 учебный год
Мбоу дод «Центр детского творчества» Повышение учебной мотивации в профессиональном обучении профессии «Парикмахер» iconНоминации
Учреждение: мбоу дод «Центр детского творчества» Ленинского р-на г. Ижевска Удмуртской Республики
Мбоу дод «Центр детского творчества» Повышение учебной мотивации в профессиональном обучении профессии «Парикмахер» iconМбоу дод «Центр Бригантина» Протокол №2 от 22 ноября 2011 г. Утверждаю...
Мбоу дод «Кингисеппский детский оздоровительно-образовательный центр «Бригантина»
Мбоу дод «Центр детского творчества» Повышение учебной мотивации в профессиональном обучении профессии «Парикмахер» iconРегламент предоставления услуги по приему в учреждения дополнительного...
Мбоу дод «Центр развития творчества детей и юношества» р п. Варнавино Нижегородской области
Мбоу дод «Центр детского творчества» Повышение учебной мотивации в профессиональном обучении профессии «Парикмахер» iconМбоу дод «Центр «Бригантина» Протокол №2 от 22. 11. 2011г. Утверждаю...
Мбоу дод «Кингисеппский детский оздоровительно-образовательный центр «Бригантина»
Мбоу дод «Центр детского творчества» Повышение учебной мотивации в профессиональном обучении профессии «Парикмахер» iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного...
Мбоу дод г. Костромы мбоу дод г. Костромы цдт «Ипатьевская слобода» цдт «Ипатьевская слобода»
Мбоу дод «Центр детского творчества» Повышение учебной мотивации в профессиональном обучении профессии «Парикмахер» iconПрограмма развития воспитательной системы моу дод «Районный центр детского творчества»
Программа развития воспитательной системы моу дод районный центр детского творчества разработана в соответствии с документами
Мбоу дод «Центр детского творчества» Повышение учебной мотивации в профессиональном обучении профессии «Парикмахер» iconМбоу дод «Дом детского творчества «Созвездие», г. Саянск Информационно-аналитический материал
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества «Созвездие»
Мбоу дод «Центр детского творчества» Повышение учебной мотивации в профессиональном обучении профессии «Парикмахер» iconАнализ работы мбоу дод «районный центр детского творчества» за 2012 2013 учебный год
Создание условий для развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся, их социализации, укрепления здоровья и физического...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница