Скачать 43.32 Kb.
|
Тема урока: Тема праведничества в творчестве А.И. Солженицына ( по рассказу «Матренин двор»). Цель: выявить эстетические принципы писателя. Ход урока. 1. Сообщение учащегося . История создания рассказа « Матренин двор». 2. Слово учителя. Главной темой творчества А. И. Солженицына является тема борьбы добра и зла – вечная тема мирового искусства. « Постепенно открылось мне, что линия , разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между классами, не между партиями, она проходит через человеческое сердце…Линия эта подвижна , она колеблется в нас с годами. Даже в сердце, объятом злом , она удерживает маленький плацдарм добра. Даже в наидобрейшем сердце – неискоренимый уголок зла. С тех пор я понял правду всех религий : они борются со злом в человеке( в каждом человеке). Нельзя изгнать вовсе зло из мира, но можно в каждом человеке его потеснить…»( « Архипелаг ГУЛАГ»). Постичь же загадку творчества автора рассказа « Матренин двор» без обращения к более широкому культурному контексту , не представляется возможным. В этой связи особенно актуальной кажется нам задача соотнести произведение Солженицына с искусством Средневековья. « Вся наша культура и жизнь выросла из церковных, средневековых основ и , в лице оставшихся верным Церкви, продолжают питаться из ее источников»,- писал философ русского зарубежья Г. Федотов. Проза Солженицына выросла и на художественно-стилевом, духовно-нравственном, граждански-патриотическом фундаменте древнерусского христианского учения. Художественное пространство рассказа Солженицына представляет собой соединение трех миров- идеального( Божественного), реального( земного), инфернального( т.е. адского, дьявольского).Такому строению мира соответствует и устройство души русского человека. Время , о котором пишет Солженицын, время торжества антихриста. Для писателя дьявольский антимир - это царство эмоционального и примитивного рационализма , власть грубой силы, торжество корысти и отрицание абсолютных ценностей; в нем господствует культ земного благополучия, а человек провозглашается мерой всех вещей. « От этого всего судорожного темпа технократического Прогресса…душа человека не растет. А только мельчает, духовная жизнь снижается… Всё борьба за материальные вещи, а чувство глухо нам подсказывает, что потеряно нечто чистое высокое.»( А.И. Солженицын) Противостоит этому времени праведник. Солженицын назвал свою героиню праведником, а что это слово означает, какой смысл в него вкладывал писатель? ^ . Праведник- это… А) « 1. Человек, живущий согласно заповедям, моральным предписаниям какой-либо религии. 2. Тот, кто в своих действиях руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности»( Академический словарь русского языка). Б) « Во всем по закону Божью поступающий, безгрешник» ( «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даль) ^ Работа в группах. 1 группа. Образ рассказчика. Откуда возвращается? К чему стремится душа рассказчика? Опишите поселки, в которых останавливался Игнатич? Как реализуется прием антитезы в названиях поселков? Где остановился рассказчик? Почему? 2 группа. Двор и дом Матрены Васильевны. Описание. Как дом характеризует героиню? Портрет героини. Почему в произведении нет развернутого портрета Матрены?. На каких деталях сосредотачивает внимание писатель? Как они характеризуют героиню? 3 группа. Судьба Матрены. Расскажите историю жизни Матрены. Как события ее жизни соотносятся с историческими событиями? Как воспринимает Матрена свою судьбу? 4 группа. Матрена и окружающие. Как относятся к героине односельчане? Что в поведении Матрены вызывает их непонимание? Как проявляется нравственная позиция персонажей, связанных со смертью Матрены? 5 группа. Фаддей и « подставная Матрена» как герои « анти-мира».Портрет. Жизненные ценности. Отношение к Матрене Васильевне. 5.Выводы. Игнатич стремится подальше от « цивилизации». Его душа стремится к чему-то иному. Он ищет самого себя в « нутряной» России. Антитеза « божие- дьявольское» запечатлено в названии поселков, в которых он побывал. Рассказчик поселился в Тальново- не в Высоком Поле и не в Торфопродукте, а где-то между, т.е. окончательный выбор ему еще предстоит сделать. Двор Матрены разрастается до масштабов вселенной, т.к. события происходящие в нем и вокруг него имеют общенациональный и общечеловеческий характер. « Матренин двор» аккумулирует судьбу всего современного человечества, выдерживающего натиск рационально-технической « цивилизации». Дом Матрены- главный оплот христианства России в рассказе Солженицына. Солженицын не дает телесного портрета героини , следуя традициям средневековых иконописцев. Духовная красота Матрены находит выражение в образе жизни героини, ее поступках, чувствах, словах. Как и у многих праведников , мирская жизнь Матрены складывается трудно. Матрена ощущает несправедливость, но не держит зла на судьбу и на людей. Среди своих односельчан Матрена остается «непонятой», « чужой». С гибелью Матрены Васильевны из ее дома уходят тепло, свет и сама жизнь. Для родни и соседей гибель Матрены – повод позлословить о ней да и возможность поживиться ее нехитрым добром. Слуги « анти-мира» стараются разрушить гармоничный мир и светлое пространство Матрениного двора. Матрена Васильевна подвергается жесточайшему натиску со стороны « анти-мира», но изменить ее духовную суть не удается никому и ничему: « У нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа- работа.» Итак, Матрена Васильевна – человек, живущий по заповедям Христа, сумевший сохранить чистоту, святость души в самых драматических обстоятельствах жизни. « Мы… всю нашу жизнь только и брели , хлюпали зловонным болотом общества, основанного на насилии и лжи…Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы , они скользят как бы поверх этой жижи, нисколько в ней не утопая… это праведники, мы их видели, пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же , они располагают,- и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину…»,- писал А.И. Солженицын в статье « Раскаянье и самоограничение как категории национальной жизни». О важной духовной миссии этих « ангелов» Солженицын пишет в финале рассказа: « Все мы жили рядом с ней и не поняли , что она и есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Домашнее задание. Объясните первоначальное название рассказа- « Не стоит село без праведника». |
![]() | Рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор» А. С. Пушкина, в частности, темы «маленького человека» («Станционный смотритель»), от 19 к 20 веку литературы | ![]() | Закон, и надоумили ее соседки добиваться пенсии. Была она одинокая кругом, а Изгнанник с неслыханной мировой славой, А. И. Солженицын соединяет в своем личностном облике и творчестве многие тревожащие наше... |
![]() | План-конспект урока по литературе в 11 классе Тема урока: «Какое... Тема урока: «Какое это огромное счастье любить и быть любимым». Тема любви в творчестве А. П. Чехова | ![]() | Рассказ А. Костюнина «Совенок» Тема урока : Нравственные ценности... Тема урока: Нравственные ценности в жизни человека по рассказу А. Костюнина «Совенок» |
![]() | Тема урока Содержание Природное пространство в творчестве художника: пейзаж, натюрморт. «Букет из осенних листьев» | ![]() | Рассказу Рея Брэдбери "Улыбка". Тема урока: "Что цивилизация? Кому она нужна?" Обсудить с учениками всеобщую значимость для любой цивилизации культурных ценностей, необходимость их сохранения |
![]() | Тема урока: «Музыка и живопись в творчестве русских композиторов и художников» Дать учащимся первоначальное общее представление о возможных взаимосвязях музыки и живописи и вызвать интерес к этой области | ![]() | Рассказу Ю. Яковлева «Рыцарь Вася» Цели Опережающее домашнее задание: читательские отзывы о рассказе, рисунки (обложка к рассказу), сообщения о рыцарях |
![]() | Урок исследование 8 класс Тема: От уважения человеческого достоинства... Тема: От уважения человеческого достоинства к духовному зрению ( по рассказу А. Грина «Зеленая лампа») | ![]() | Конспект урока по литературе в 11 классе Тема : «Подготовка к сочинению... На уроке тихо звучит бетховенская соната номер два для того, чтобы учащиеся могли под впечатлением музыки более полно выразить свои... |