Методика преподавания основ цветоведения по учебной дисциплине «Основы дизайна и композиции»




Скачать 126.71 Kb.
НазваниеМетодика преподавания основ цветоведения по учебной дисциплине «Основы дизайна и композиции»
Дата публикации16.07.2013
Размер126.71 Kb.
ТипРешение
shkolnie.ru > Культура > Решение

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования Ростовской области

профессиональный лицей №33

Методика преподавания основ цветоведения

по учебной дисциплине « Основы дизайна и композиции»

обучающимися по профессии: «Исполнитель художественно-оформительских работ»

Методическое пособие для преподавателей

Разработчик:

преподаватель Хорошилова Е.Е.

г. Шахты

2011г.
СОДЕРЖАНИЕ:


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ОБУЧЕНИЕ ТЕОРИИ ЦВЕТА…………………………………………...…...5

ХРОМАТИЧЕСКИЕ И АХРОМОТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА. ……………….….7

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦВЕТА…………………………………………………7

ЦВЕТОВОЙ КОНТРАСТ………………………………………………………8

ЦВЕТОВЫЕ СИСТЕМЫ………………………………………………………9
ЦВЕТ И ФОРМА…………………………………………………………….…11

ЦВЕТ И СВЕТ …………………………………………………………….……11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………14




ВВЕДЕНИЕ


При выполнении практических заданий на уроках по учебной дисциплине «Основы дизайна и композиции» обучающиеся сталкиваются с проблемами, связанными с использованием цвета, испытывают трудности при разработке общего цветового решения композиции. При выборе цвета для выражения определенной темы отдельные детали сложно освободить от привычных колористических ассоциаций. В процессе обучения встает проблема решения взаимодействия «цвета — форма — свет» — пространство. Много времени требует поиск гармоничного сочетания заданных цветов. Не владея свободно техникой работы различными видами художественных красок, обучающиеся не могут выполнить работу быстро и на высоком уровне, тем более, что темы и практические задания на последующих уровнях обучения усложняются.

Таким образом, изучение теории цвета, овладение принципами цветовой гармонии — неотъемлемая и важная часть обучения художественно-оформительскому искусству.

Перед преподавателем встают две поочередные задачи:

-высвободить индивидуальные творческие способности обучающихся в области цвета;

-вооружить обучающихся знаниями, умениями и навыками на основе усвоения теории цвета.

Решение этих задач невозможно без развития цвето- и тоночувствительности восприятия, вариативности мышления, креативности, богатой ассоциативной памяти, объемно-пространственного мышления.

Необходимо решать и воспитательные задачи — прививать обучающимся уважение к труду, ответственность за выполнение работы, развивать самостоятельность, творческую активность. Всё это способствует развитию эстетического вкуса, чувства цветовой гармонии, формированию общей культуры обучающихся.

Программные темы и содержание практических заданий по основам цветоведения должны быть адаптированы с учетом индивидуальных творческих способностей каждого обучающегося. Изучение тем включает в себя задания как теоретического, так и практического характера. Изложение теоретических знаний может происходить в различных формах: объяснение, рассказ преподавателя, беседа, подготовка обучающимися докладов, пояснительных записок к выполняемым работам, разнообразного визуально-зрительного материала. Объяснение новых тем сопровождается демонстрацией: используются репродукции картин мастеров, слайды, зрительный ряд на компьютере, работы обучающихся прошлых лет, специальные наглядные пособия. Важнейшую роль в художественно-оформительском образовании играет музейная педагогика. Поэтому посещение музеев, выставок — неотъемлемый компонент учебного процесса.

По отдельным темам, включающим в себя большой объем информации, целесообразно провести научно-практическую конференцию. Обучающиеся под руководством преподавателя готовят научно-исследовательские работы, выполняют практические задания (формально-декоративные композиции).

Практические задания представляют собой работы различной сложности. Это могут быть как простые схемы-выкраски (по теме «Колорит. Изменение светлоты цветового тона»), выкраски-палитры (по теме «Ассоциации света», «Цветовые системы разных эпох»), так и композиционные упражнения, формально-декоративные и сюжетно-тематические композиции. Более полное освоение выразительной силы и напряжения цветовых сочетаний дает композиционное построение, где использованы структуры в форме простых полос или сетки шахматной доски.

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся проводится как в форме опроса, так и в ходе текущих и итоговых просмотров работ.

Критериями оценки практических работ являются:

- успешность решения поставленных задач;

- сгармонированность цветового решения;

- уровень культуры выполнения.





^ ОБУЧЕНИЕ ТЕОРИИ ЦВЕТА


Обучение теории цвета предполагает ознакомление с терминологией колористики, при этом выбор терминов определяется преподавателем.

Знакомство с теорией цвета следует начинать с живой беседы о знакомых им цветах и их оттенках. Можно поинтересоваться, какие цвета больше всего нравятся. Предложения посчитать количество цветов в кабинете, определить цвета одежды однокурсников, объяснить цветовую окраску животных, вызовать у обучающихся интерес к цвету. В качестве практического знакомства с красками рекомендуем провести упражнения-эксперименты: нанести краску на бумагу различными способами — оттиском (пальцем, ластиком, ниткой), набрызгиванием, раздуванием; на влажную бумагу с предварительно нанесенным рисунком восковым мелком. Можно предложить обучающимся выразить через цвет свое настроение, события прошедшего дня, различные эмоции (радость, страх и т. д.). Развитию ассоциативной памяти и образного мышления на таких уроках способствует знакомство с музыкальными и литературными произведениями (чтение поэзии, прозы, прослушивание музыкальных произведений).

Высвобождая и развивая ассоциативно-чувственное восприятие цвета у обучающихся, необходимо в доступной форме обучать их объективным закономерностям цвета.

При объяснении природы цвета можно дать определение цвета как электромагнитного излучения определенного спектрального состава, рассказать о причинах возникновения ощущения того или иного цвета с точки зрения физики и физиологии человека.

Необходимо ознакомить обучающихся с понятием цветового спектра — основой любой эстетической теории цвета. В качестве практических работ на закрепление нового материала предлагаются следующие:

— задание изобразить 7-ступенный цветовой спектр;

— выполнение 12- или 24-ступенного цветового спектра.

Исследование символики цвета развивает ассоциативное и образное мышление. При изучении данной темы обучающиеся выполняют упражнения в виде карточек-выкрасок, где требуется цветом выразить противоположные ощущения — психологические, пространственные, звуковые, вкусовые, тактильные, температурные и т. д. (веселое — грустное, близкое — далекое, сладкое — горькое, гладкое — шероховатое).

Все практические задания предполагают высокую исполнительскую культуру. В связи с этим полезны специальные упражнения на овладение техническими приемами работы красками (отмывки, цветотональные растяжки). Выполнение копии произведения орнаментики не только воспитывает высокую культуру исполнения, но и развивает чувство цветовой гармонии, формирует художественный вкус.

^ ХРОМАТИЧЕСКИЕ И АХРОМОТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦВЕТА.



При обучении основам цветоведения важно дать представление об ахроматических и хроматических цветах, их различии (отличаются наличием или отсутствием цветового тона). Также нужно ознакомить с тремя характеристиками цвета:

- цветовой тон;

- светлота (яркость);

- насыщенность.

Следует обратить внимание на различие значений терминов «тон» и «светлота (яркость)» в цветоведении и живописи. Тон и светлота в живописи — равнозначные понятия, в то время как в цветоведении цветовой тон — это качество цвета, позволяющее сравнить его с одним из спектральных цветов, а светлота (яркость) — степень отличия данного цвета от черного.

Одно из главных понятий теории цвета — колорит. Усвоение знаний о пяти типах колорита (сгармонированный, пестрый, разбеленный, зачерненный, ломаный) и их практическое применение развивает творческое мышление и ассоциативную память. В качестве практического задания выполняются карточки-выкраски с разбелом и зачернением каждого из 12 цветов 12-ступенного цветового круга. Всего с 12 чистыми цветами этого спектра должно быть изготовлено 36 карточек-выкрасок. Это задание также способствует закреплению знаний о характеристиках цвета — светлоте (яркости) и насыщенности (чистоте). Форма работы может быть групповой: каждый обучающийся из группы должен выбрать какой-либо цвет и выкрасить 3 карточки — чистый цвет, разбел, зачернение. Как практическое задание по теме «Колорит» предлагается создать сюжетно-тематические композиции, темы которых диктуют выбор определенного типа колорита (например, «Новый год» — зачерненный колорит ; «Каляды» — пестрый ; «Гуканне вясны» — разбеленный…
^ ЦВЕТОВОЙ КОНТРАСТ.


Большую роль в достижении выразительности цвета играет применение цветовых контрастов. Обучающиеся знакомятся с типами цветовых контрастов:

- по цветовому тону (например, красный — желтый — синий);
- светлый — темный;
- насыщенный — приглушенный;
- симультанный — когда при восприятии какого-либо цвета вблизи его возникает ощущение присутствия цвета, контрастного существующему (например, при восприятии красного цвета вокруг него видится ореол зеленого цвета, который объективно не существует);
- холодный — теплый;
-контраст дополнительных цветов;
- контраст по площади цветового пятна.

Эстетическое впечатление, оказываемое на зрителя при восприятии произведения живописи, в значительной мере зависит от правильно выбранного типа цветовой композиции. Обучающиеся знакомятся с понятием цветовой композиции, как совокупности цветовых пятен, организованной по какой-либо закономерности, и практически осваивают принцип, по которому классифицируются типы цветовой композиции — по количеству используемых цветов (монохромная, полярная, 3-цветная, многоцветная, а также производные от этих видов — многоцветие со сдвигом к одному цветовому тону и ахроматическая).

Для усвоения тем «Цветовой контраст», «Колорит», «Цветовая композиция» обучающиеся выполняют два упражнения на основе одной и той же композиционной структуры:

1) полярная цветовая композиция в зачерненном колорите, в теплой гамме;

2) полярная цветовая композиция в разбеленном колорите, в холодной гамме.

^ ЦВЕТОВЫЕ СИСТЕМЫ.



При изучении темы «Цветовые системы» обучающиеся получают представление о систематике цвета. Последовательное знакомство со стилистическими особенностями искусства различных эпох, цветовыми предпочтениями людей того времени развивает вариативность мышления обучающихся, их цветовую культуру, формирует эмоциональное отношение к действительности. В процессе подготовки теоретического и визуального материала для практической работы на выбранную тему (цветовая система конкретной исторической эпохи) у обучающихся воспитывается самостоятельность, инициативность и интерес к учебе.

Практическим заданием на тему «Цветовые системы» является создание «палитры»-выкраски и формально-декоративной композиции.

«Палитры»-выкраски, отражающие выбор цветовой палитры для каждой из эпох, выполняются на уроке сразу же после объяснения темы преподавателем.

Кроме этих практических заданий может быть предложено создание формальной композиции на тему «Мой любимый художник». Цель работы — творческая интерпретация картины выбранного художника (желательно авангардного направления) с максимально точной передачей цветового решения.

Изучение темы «Пространственное воздействие цвета» призвано развить объемно-пространственное и вариативное мышление обучающихся. Они знакомятся со зрительными иллюзиями при восприятии цвета и теорией «выступающих» и «отступающих» цветов. При объяснении данной темы следует пользоваться наглядными пособиями — выкрасками в форме карточек. Каждая карточка выкрашена в один из трех основных цветов (красный, желтый, синий), а также выполнены разбелы и зачернения каждого из них. При объяснении темы цветные карточки попеременно выкладывают на различный фон — то на белый, то на черный. Это наглядно продемонстрирует иллюзию «выступания» цветной фигуры вперед или «отступания» вглубь плоскости бумаги.

Для закрепления темы «Пространственное воздействие цвета» предлагаются следующие упражнения:

- «разрушение» и «подчеркивание» формы и пространства цветом — плоскостное решение (работа выполняется на основе одной и той же структуры композиции;

-«разрушение» и «подчеркивание» формы цветом — объемное решение (выполнение объемно-пространственной композиции, основными элементами которой являются выклеенные из бумаги геометрические тела — куб, пирамида, призма и т. д.;

- цветовая графика наносится на стороны этих фигур и опорную плоскость с целью создания иллюзии «разрушения» или «подчеркивания» формы);
- «выступание» и «отступание» отдельных элементов орнамента в результате нанесения на его участки определенных цветов («выступающих» и «отступающих»).

^ ЦВЕТ И ФОРМА.
ЦВЕТ И СВЕТ.



С целью установления более тесных связей между дисциплинами и модулями художественно-оформительского цикла целесообразно включать в программу по цветоведению практические задания, где решаются универсальные изобразительные задачи. Для развития свободного владения формой и цветом, что необходимо на уроках учебной дисциплины «Основы дизайна», рекомендуется включить в программу основ цветоведения темы «Цвет и форма» и «Цвет и свет». В процессе выполнения практических заданий на эти темы ученики осваивают приемы моделировки формы цветом, изучают роль цвета в организации пространства, у них формируется объемно-пространственное мышление.

Практическое задание включает в себя выполнение трех «белых натюрмортов». Перед началом работы педагог рассказывает о различных способах решения проблемы взаимодействия «цвет — форма — свет» в истории живописи. Рассказ сопровождается показом репродукций картин. Затем обучающиеся последовательно выполняют «белый натюрморт» в цвете.

1-й натюрморт должен демонстрировать классическое решение проблемы цвета и света. Освещение — естественное. Форма предметов передается посредством светотени через контраст яркости одного и того же цвета (на свету цвет разбеляется, в тенях — зачерняется) — применяется монохромная цветовая композиция.

2-й натюрморт выполняется в форме эскиза. Освещение — искусственное (красная подсветка). Проблема решения взаимодействия цвета и света решается импрессионистическим методом. Свет и тень передаются через контраст хроматических цветов, а не через контраст яркостей. На свету предметы «белого натюрморта» — красные, а в тени — кажутся зелеными.

3-й натюрморт — творческая интерпретация «белого натюрморта» в стиле художественного течения какой-либо выбранной исторической эпохи и народности. Можно выбрать творческую манеру какого-нибудь конкретного художника и создать «белый натюрморт» в ее стиле.

При выполнении подобных заданий, у обучающихся развивается вариативность мышления, формируется творческое воображение.

Свободное владение цветом позволяет обучающимся пользоваться его выразительными свойствами в любой области изобразительного творчества.


На завершающем этапе обучения цветоведению рекомендуется предварительно сделать «цветовую карту». Она должна в предельно сжатой форме информировать о предполагаемых цветах (цветовая композиция, колорит, общая гамма, форма и размер цветового пятна). В процессе такой работы воспитываются самостоятельность, активность, ответственность, закрепляются и совершенствуются полученные ранее знания, умения и навыки, формируется интерес к учебе, как основе будущей профессиональной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


Успешность обучения основам цветоведения, как одного из раздела учебной дисциплины «Основы дизайна и композиции» возможна лишь при наличии следующих факторов:

- учет индивидуальных творческих способностей обучающихся, их субъективно-индивидуального предпочтения цвета или формы;

- развитие вариативности и креативности мышления, объемно-пространственного воображения;

- полное усвоение программных тем, своевременное выполнение практических заданий;

- установление межпредметных связей между учебной дисциплиной «Основы дизайна и композиции»и другими профессиональными модулями;

- усвоение основных понятий и терминов цветоведения;


- контроль за выполнением программных практических заданий;

- четкое определение критериев оценки работ обучающихся;

- ответственность и заинтересованность , соблюдение дисциплины;

- проявление самостоятельности и активности обучающихся при выполнении практических заданий.

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.


1. Миронова, Л. Цветоведение / Л. Миронова. — Минск : Выш. шк., 1984.

2. Миронова, Л. Цвет в изобразительном искусстве / Л. Миронова. — Минск : Беларусь, 2002.

3. Иттен, И. Искусство цвета / И. Иттен. — М. : издатель Аронов, 2001.

4. Бер, У. Все тайны цвета / У. Бер. — Ростов-на-Дону : Феникс, 1997.

5. Люшер, М. Цветовой тест Люшера / М. Люшер. — М. : АСТ, СПб. : Сова, 2005.

6. Драгунский, В. Цветовой личностный тест / В. Драгунский. — Минск : Харвест, 1999.

7. Леонардо да Винчи. Суждение о науке и искусстве. — СПб. : Азбука-классика, 2006.

8. Кандинский, В. О духовном в искусстве. / В. Кандинский. — М., 1911.

9. Раппопорт, С. От художника к зрителю. Проблемы художественого творчества / С. Раппопорт. — М. : Советский художник, 1978.

10. Мастера искусства об искусстве. — М. : Искусство, 1966.

11. Кузин, В. Психология / В. Кузин. — М. : Агар, 1997.

12. Фетисов, И. Западноевропейская живопись 20 века / И. Фетисов. — М. : Изобразительное искусство, 1998.

13. Кантор, А. Изобразительное искусство 20 века / А. Кантор. — М. : Искусство, 1973.

14. Альфонсов, В. Слова и краски / В. Альфонсов. — СПб. : САГА, Азбука-классика, Наука, 2006.

15. Марков, П. Об акварели или живописи водяными красками / П. Марков. — М. : Московская государственная школа акварели С. Андрияки, 2001.

16. Психология художественного творчества. — Минск : Харвест, 1999.

17. Беда, Г. Живопись / Г. Беда. — М. : Искусство, 1971.

Похожие:

Методика преподавания основ цветоведения по учебной дисциплине «Основы дизайна и композиции» iconМетодические указания по выполнению упражнений и практических заданий...
Методические указания по выполнению упражнений и практических заданий по учебной дисциплине
Методика преподавания основ цветоведения по учебной дисциплине «Основы дизайна и композиции» iconДиссеминация педагогического опыта
Исторические основы курса орксэ и методика его преподавания с использованием материалов «Христианская память Заполярья»
Методика преподавания основ цветоведения по учебной дисциплине «Основы дизайна и композиции» iconВ конкурсе принимают участие учащиеся 9 класса «Основы дизайна одежды»»
Систематизирование знаний учащихся, полученных в результате освоения профессиональной пробы «Основы дизайна одежды»
Методика преподавания основ цветоведения по учебной дисциплине «Основы дизайна и композиции» iconЛитература по дисциплине «Методика преподавания иностранного языка»
Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб пособие для студ лингв, ун-тов и...
Методика преподавания основ цветоведения по учебной дисциплине «Основы дизайна и композиции» iconГ(О)боу спо «липецкий машиностроительный колледж» комплект контрольно-измерительных...
Комплект контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине "Инженерная графика" разработан на основе рабочей программы учебной...
Методика преподавания основ цветоведения по учебной дисциплине «Основы дизайна и композиции» iconПримерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Методика преподавания иностранного языка»
Факторы, определяющие специфику современной системы образования в области иностран
Методика преподавания основ цветоведения по учебной дисциплине «Основы дизайна и композиции» iconРабочая учебная программа по предмету «Основы композиции»
Рабочая учебная программа по предмету «Основы композиции» предназначена для подготовки квалифицированных рабочих в профессиональном...
Методика преподавания основ цветоведения по учебной дисциплине «Основы дизайна и композиции» iconПрограмма по дисциплине опд. Дв в 22 Спецкурс по русскому языку
Изучение студентами курса «Методика преподавания русского языка как иностранного» имеет две основные взаимосвязанные цели
Методика преподавания основ цветоведения по учебной дисциплине «Основы дизайна и композиции» iconМеждународная научная конференция «Методология экономической науки...
Материалы Ломоносовских чтений экономического факультета мгу имени В. М. Ломоносова за 2005 – 2006 гг. Методология экономической...
Методика преподавания основ цветоведения по учебной дисциплине «Основы дизайна и композиции» iconПоложение о брс по дисциплине «История архитектуры, градостроительства...
Наименование учебной дисциплины (дисциплин), вид итогового контроля, общее распределение баллов
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница