Скачать 72.52 Kb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение Среднего профессионального образования ГОРОДА МОСКВЫ Политехнический колледж №2
Эссе Обыкновенный урок (случай из практики) Предмет: «Литература». Профессия: 190 631.01 «Автомеханик» Автор: Телятникова Н. А. Москва 2012 ^ (случай из практики) Всё испытав, мы знаем сами, Что в дни психических атак Сердца, не занятые нами, Не мешкая займёт наш враг, Займёт, сводя всё те же счёты, Займёт, засядет, нас разя... Сердца! Да это же высоты, Которых отдавать нельзя. ^ Звонок. Разбег. Лечу! Лечу на урок! В голове мгновенно проносится всё то, что я должна буду делать. Сегодня в группе будущих автомехаников я начинаю новую тему: «Жизнь и творчество С. А. Есенина». Я, конечно, подготовилась, написала конспект. Всё должно произойти примерно так: сначала оргмомент, соберу тетради с творческими работами по предыдущей теме, потом объявлю тему новую, запишу на доске, затем расскажу о жизни поэта, дальше будет работа по анализу стихотворений. Сначала следует разобрать стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная...», чтобы познакомить учащихся с художественным миром раннего творчества поэта. Потом поработаем со стихотворением «Не бродить, не мять в кустах багряных...». Речь пойдёт о Родине, о любви, о природе, о метафорах и цветовых эпитетах - словом, о поэзии. Минут за десять до конца урока поставлю CD с записью песни на стихи С. Есенина «Клён ты мой опавший...» в исполнении рок – группы «Чайф». Именно эту запись. Для многих это будет неожиданностью. Оказывается, настоящая поэзия и рок - культура не полярно противоположные вещи. В конце урока я объявлю и прокомментирую отметки, задам на дом выучить наизусть стихотворение. В общем, я честно подготовилась к уроку, волноваться как будто нечего. Но что же меня так тревожит сегодня моя подруга-интуиция? Что-то всё-таки... Но нет, нет, я же готова! Свою речь о личности поэта и его жизни я начала так: «Сергей Есенин - самый национальный и задушевный русский поэт XX века, певец многовековой, глубинной России. Настоящий самородок, «Божья дудка», как сам себя называл, он родился в красивейшем месте Средней полосы России, в Рязанской губернии, в селе Константинове. -2- Село расположено на высоком берегу Оки. С этого берега отлично видно, как на противоположной стороне на многие километры простираются замечательные мещёрские леса, в глубине которых виднеется колокольня какого-то храма или монастыря. Красота непередаваемая! Если будет возможность, непременно побывайте на родине Есенина, зайдите в его дом. «Какой же слиток таланта,- писал А. Солженицын,- метнул Творец сюда, в эту избу, в это сердце деревенского драчливого парня, чтобы тот, потрясённый, нашёл столько материала для красоты - у печи, в хлеву, на гумне, за околицей - красоты, которую тысячи лет топчут и не замечают?..»* В Константинове есть школа, которую в своё время с отличием закончил С.Есенин, есть церковь Казанской иконы Божией Матери, где крестили поэта и отпевали...». Я рассказывала о поэте, используя презентацию с хорошими иллюстрациями. Потом речь должна была пойти о родителях поэта, о его юности, о первом сборнике стихов, о его славе и о его ошибках. И вдруг во время моего монолога я начинаю слышать примерно такие, сначала тихие, потом всё более уверенные реплики:
Двое на «камчатке» уже потихоньку открыли сборник Есенина в том месте, где напечатано стихотворение «Сыпь, гармоника. Скука... Скука...», и тщетно стараются сдержать хохот. Остальных, разумеется, разбирает любопытство. В группе начинается лёгкое брожение. SOS! Сейчас всё провалится! Вся моя подготовка, дисциплина на уроке и вообще весь урок с его методикой и дидактикой, которых так не любил несостоявшийся учитель Сергей Есенин. О тема! Борьба! Незримая, но трудная борьба за Поэта и за Поэзию. Поле этой битвы - сердца детей. «Их» - много, я - одна. «Они» - это сами дети, находящиеся под мощным гипнозом пошлой попсы, депрессивного рока, навязчивой рекламы. Поднимаются руки. Я, закрыв плотнее дверь кабинета, слушаю вопросы:
Почти все учащиеся с каким-то злобненьким коварством смотрят на меня, довольные смелостью своих товарищей. - Есенин,- говорю я,- очень рано стал известным, в девятнадцать-двадцать лет. Своим талантом и своей искренностью он легко завоёвывал сердца людей. Его любили. Но поэту пришлось жить и творить в те годы, когда был пик послереволюционного варварства и классовой ненависти, когда разграбленная бандами и продотрядами умирала деревня, когда разрушалась многовековая национальная культура. В стихотворении «Письмо к женщине» он скажет: -3- «...С того и мучаюсь, что не пойму - Куда несёт нас рок событий...». Душевные терзания и муки поэт выражал по-своему. Всё было в его жизни: и алкоголь, и сомнительные друзья и подруги, и непристойное поведение. Хорошо это, как вы думаете? - Хорошо!- кричит один нарочно, нагло, назло. - Почему мы тогда изучаем стихи такого поэта? - цинично спрашивает другой. Слава Богу, что за моей спиной стоит шкаф, напичканный книгами и дисками, — мой надёжный тыл (вот и иронизируй теперь над Гаевым из «Вишнёвого сада»). Быстро открываю дверцу, выхватываю книгу с закладкой, читаю вслух фрагмент письма Есенина сестре Екатерине: «Живи и гляди в оба. Всё, что бы ты ни сделала плохого, будет исключительно плохо для тебя. ...Ты только должна учиться, учиться и читать. ...Язык держи за зубами. ...Помимо гимназии ты должна проходить школу жизни и помни, что люди не всегда есть хорошие. ...Обо мне, о семье, о жизни семьи, о всём и о всём, что очень интересно знать моим врагам, - отмалчивайся, помни, что моя сила и мой вес - благополучие твоё и Шуры».** Потом я читаю другие фрагменты, где Есенин в письмах обращается к друзьям, чтобы те передали деньги его сестре. - Что же,- спрашиваю я,- разве только о водке думал Есенин? Это слова умного, трезвого, всё понимающего человека. А сколько заботы о сестрах! В кабинете становится намного тише. - Кто, по-вашему, мог радоваться ошибкам и неудачам поэта? - спрашиваю я снова. - Враги, конечно, или те, кто завидовал,- сказал один парень. - А кто, зная о его бурной жизни, мог больше всех, больше друзей, сестёр, жены, больше всех на свете за него переживать, бояться за него? После небольшой паузы кто-то тихо сказал:
- А кто мог всё это простить? Кто мог всё на свете простить, лишь бы он был жив и здоров и приехал домой?! Почему-то многие приумолкли, а человека три почти одновременно разным тоном сказали: - Мать. Я беру другую книгу с закладкой и читаю воспоминание одного мемуариста о том, как Есенин читал стихотворение «Письмо матери»: «Лица его не было видно. Он стоял спиной к окну. Помню, как по спине пошла мелкая холодная оторопь, когда я услышал: «Пишут мне, что ты, тая тревогу...» Дальнейшие мои впечатления пропадают, потому что зажало мне жестко и крепко горло; таясь и прячась, я плакал...»*** -4- Дальше я сама вслух читаю стихотворение «Письмо матери» (Господи, хоть бы у меня хорошо получилось, хоть бы никто не захихикал). Читаю и вижу глаза, которые смотрят по-разному: пытливо, задумчиво, спокойно, в пол. «Камчатка» смотрит удивлённо, недоумевая, но молча. После чтения стихотворения я спрашиваю:
Вскоре кто-то заинтересовался, что такое шушун, потом все вместе определили, что означает слово несказанный. Дальше речь пошла о Родине, о материнской любви, о сыновней преданности, ещё о просторечной лексике, метафорах и цветовых эпитетах - словом, о поэзии. До конца урока остаётся минут десять- двенадцать. Я ставлю CD с записью романса на стихи С. Есенина «Письмо матери» в исполнении А.Малинина. Потом даю задание на дом. Другое задание. Нужно будет написать небольшое сочинение на одну из тем: 1. «Я прочитал стихотворение С.Есенина «Письмо матери» и подумал...»; 2. «Пусть знают, что моя мама...». Я знаю, что и потом, на других уроках, будут и хихиканья, и провокационные вопросики, но их будет меньше. И надеюсь, что в этой невидимой борьбе за Поэта и за Поэзию у меня уже будут союзники. Звенит звонок. Кабинет опустел на десять минут. Что ж, очередной урок закончился. Будет над чем поразмыслить. ____________________________________________________________ * А. И. Солженицын «Крохотки». ** Ст. Ю. Куняев, С. С. Куняев. «Сергей Есенин» (ЖЗЛ). М.,1995. *** Н. И Шубникова-Гусева. «С. А. Есенин в жизни и творчестве». М.,2002. -5- Литература 1. Александр Солженицын. Собрание сочинений в 30 томах. Том 1. Рассказы и крохотки, Москва, Время, 2006. 2. Н. И Шубникова-Гусева. «С. А. Есенин в жизни и творчестве». М.,2002. 3. Ст. Ю. Куняев, С. С. Куняев. «Сергей Есенин» (ЖЗЛ). М.,1995. |
![]() | Учебная программа методика преподавания истории Москвы в системе... Департамент образования города москвы российский государственный социальный университет | ![]() | Департамент семейной и молодежной политики города москвы государственное... «От суровой осени до Победной весны», посвященного Дню Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг |
![]() | О приемке в эксплуатацию жилого дома, расположенного по адресу Московская... В департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы, первому заместителю мэра Москвы в Правительстве... | ![]() | Начальникам окружных управлений образования Департамента образования... Департамента образования города Москвы И. И. Калиной, направляем Вам рекомендации по участию родителей (законных представителей)... |
![]() | О срыве сроков приемки в эксплуатацию законченного строительством... В департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы, первому заместителю мэра Москвы в Правительстве... | ![]() | О проведении эксперимента по оптимизации деятельности отдельных государственных... В целях совершенствования системы содержания объектов жилищного фонда города Москвы, улучшения качества и надежности их эксплуатации... |
![]() | Закон города москвы об обеспечении права жителей города москвы на жилые помещения Москвы в приобретении жилых помещений в собственность жителям города Москвы, состоящим на жилищном учете и учете нуждающихся в содействии... | ![]() | «Русская народная кукла» Авторы проекта Департамент образования города москвы северо-восточное окружное управление образования государственное бюджетное образовательное... |
![]() | Департамент образования города Москвы Организация и проведение мастер-классов «Концертный исполнитель вокалист, солист ансамбля: академическое и народное пение»» | ![]() | О системе закупок города москвы В целях повышения эффективности размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд... |