Департамент образования города москвы




Скачать 72.52 Kb.
НазваниеДепартамент образования города москвы
Дата публикации16.07.2013
Размер72.52 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Культура > Документы
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

Среднего профессионального образования ГОРОДА МОСКВЫ

Политехнический колледж №2


Рассмотрено на заседании ПЦК

Председатель ПЦК

____________/ /

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УМР

_________Гришина С.Н.


Эссе

Обыкновенный урок

(случай из практики)

Предмет: «Литература».

Профессия: 190 631.01 «Автомеханик»

Автор: Телятникова Н. А.


Москва

2012

^ Обыкновенный урок

(случай из практики)
Всё испытав, мы знаем сами, Что в дни психических атак Сердца, не занятые нами, Не мешкая займёт наш враг, Займёт, сводя всё те же счёты, Займёт, засядет, нас разя... Сердца! Да это же высоты, Которых отдавать нельзя.

^ В. Фёдоров

Звонок. Разбег. Лечу! Лечу на урок! В голове мгновенно проносится всё то, что я должна буду делать. Сегодня в группе будущих автомехаников я начинаю новую тему: «Жизнь и творчество С. А. Есенина». Я, конечно, подготовилась, написала конспект. Всё должно произойти примерно так: сначала оргмомент, соберу тетради с творческими работами по предыдущей теме, потом объявлю тему новую, запишу на доске, затем расскажу о жизни поэта, дальше будет работа по анализу стихотворений.

Сначала следует разобрать стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная...», чтобы познакомить учащихся с художественным миром раннего творчества поэта. Потом поработаем со стихотворением «Не бродить, не мять в кустах багряных...». Речь пойдёт о Родине, о любви, о природе, о метафорах и цветовых эпитетах - словом, о поэзии.

Минут за десять до конца урока поставлю CD с записью песни на стихи С. Есенина «Клён ты мой опавший...» в исполнении рок – группы «Чайф». Именно эту запись. Для многих это будет неожиданностью. Оказывается, настоящая поэзия и рок - культура не полярно противополож­ные вещи.

В конце урока я объявлю и прокомментирую отметки, задам на дом выучить наизусть стихотворение. В общем, я честно подготовилась к уроку, волноваться как будто нечего.

Но что же меня так тревожит сегодня моя подруга-интуиция? Что-то всё-таки... Но нет, нет, я же готова!

Свою речь о личности поэта и его жизни я начала так: «Сергей Есенин - самый национальный и задушевный русский поэт XX века, певец многовековой, глубинной России. Настоящий самородок, «Божья дудка», как сам себя называл, он родился в красивейшем месте Средней полосы России, в Рязанской губернии, в селе Константинове.
-2-
Село расположено на высоком берегу Оки. С этого берега отлично видно, как на противоположной стороне на многие километры простираются замечательные мещёрские леса, в глубине которых виднеется колокольня какого-то храма или монастыря. Красота непередаваемая! Если будет возможность, непременно побывайте на родине Есенина, зайдите в его дом.

«Какой же слиток таланта,- писал А. Солженицын,- метнул Творец сюда, в эту избу, в это сердце деревенского драчливого парня, чтобы тот, потрясённый, нашёл столько материала для красоты - у печи, в хлеву, на гумне, за околицей - красоты, которую тысячи лет топчут и не замечают?..»*

В Константинове есть школа, которую в своё время с отличием закончил С.Есенин, есть церковь Казанской иконы Божией Матери, где крестили поэта и отпевали...».

Я рассказывала о поэте, используя презентацию с хорошими иллюстрациями. Потом речь должна была пойти о родителях поэта, о его юности, о первом сборнике стихов, о его славе и о его ошибках.

И вдруг во время моего монолога я начинаю слышать примерно такие, сначала тихие, потом всё более уверенные реплики:

  • Пьяница, говорят, был.

  • Матом ругался, кутил вовсю!

  • Погулял парень!

Двое на «камчатке» уже потихоньку открыли сборник Есенина в том месте, где напечатано стихотворение «Сыпь, гармоника. Скука... Скука...», и тщетно стараются сдержать хохот. Остальных, разумеется, разбирает любопытство. В группе начинается лёгкое брожение.

SOS! Сейчас всё провалится! Вся моя подготовка, дисциплина на уроке и вообще весь урок с его методикой и дидактикой, которых так не любил несостоявшийся учитель Сергей Есенин.

О тема! Борьба! Незримая, но трудная борьба за Поэта и за Поэзию. Поле этой битвы - сердца детей. «Их» - много, я - одна. «Они» - это сами дети, находящиеся под мощным гипнозом пошлой попсы, депрессивного рока, навязчивой рекламы.

Поднимаются руки. Я, закрыв плотнее дверь кабинета, слушаю вопросы:

  • А сколько раз был женат Есенин? Правда, что он много пил?

  • А он сам повесился или его убили?

Почти все учащиеся с каким-то злобненьким коварством смотрят на меня, довольные смелостью своих товарищей.

- Есенин,- говорю я,- очень рано стал известным, в девятнадцать-двадцать
лет. Своим талантом и своей искренностью он легко завоёвывал сердца людей. Его любили. Но поэту пришлось жить и творить в те годы, когда был пик
послереволюционного варварства и классовой ненависти, когда разграбленная
бандами и продотрядами умирала деревня, когда разрушалась многовековая
национальная культура. В стихотворении «Письмо к женщине» он скажет:


-3-

«...С того и мучаюсь, что не пойму - Куда несёт нас рок событий...». Душевные терзания и муки поэт выражал по-своему. Всё было в его жизни: и алкоголь, и сомнительные друзья и подруги, и непристойное поведение. Хорошо это, как вы думаете?

- Хорошо!- кричит один нарочно, нагло, назло.

- Почему мы тогда изучаем стихи такого поэта? - цинично спрашивает
другой.

Слава Богу, что за моей спиной стоит шкаф, напичканный книгами и дисками, — мой надёжный тыл (вот и иронизируй теперь над Гаевым из «Вишнёвого сада»). Быстро открываю дверцу, выхватываю книгу с закладкой, читаю вслух фрагмент письма Есенина сестре Екатерине: «Живи и гляди в оба. Всё, что бы ты ни сделала плохого, будет исключительно плохо для тебя. ...Ты только должна учиться, учиться и читать. ...Язык держи за зубами. ...Помимо гимназии ты должна проходить школу жизни и помни, что люди не всегда есть хорошие. ...Обо мне, о семье, о жизни семьи, о всём и о всём, что очень интересно знать моим врагам, - отмалчивайся, помни, что моя сила и мой вес - благополучие твоё и Шуры».**

Потом я читаю другие фрагменты, где Есенин в письмах обращается к друзьям, чтобы те передали деньги его сестре.

- Что же,- спрашиваю я,- разве только о водке думал Есенин? Это слова
умного, трезвого, всё понимающего человека. А сколько заботы о сестрах! В кабинете становится намного тише.

- Кто, по-вашему, мог радоваться ошибкам и неудачам поэта? - спрашиваю я снова.

- Враги, конечно, или те, кто завидовал,- сказал один парень.

- А кто, зная о его бурной жизни, мог больше всех, больше друзей, сестёр, жены, больше всех на свете за него переживать, бояться за него?

После небольшой паузы кто-то тихо сказал:

  • Мать.

- А кто мог всё это простить? Кто мог всё на свете простить, лишь бы он был жив и здоров и приехал домой?!

Почему-то многие приумолкли, а человека три почти одновременно разным тоном сказали:

- Мать.

Я беру другую книгу с закладкой и читаю воспоминание одного мемуариста о том, как Есенин читал стихотворение «Письмо матери»: «Лица его не было видно. Он стоял спиной к окну. Помню, как по спине пошла мелкая холодная оторопь, когда я услышал: «Пишут мне, что ты, тая тревогу...» Дальнейшие мои впечатления пропадают, потому что зажало мне жестко и крепко горло; таясь и прячась, я плакал...»***

-4-

Дальше я сама вслух читаю стихотворение «Письмо матери» (Господи, хоть бы у меня хорошо получилось, хоть бы никто не захихикал). Читаю и вижу глаза, которые смотрят по-разному: пытливо, задумчиво, спокойно, в пол. «Камчатка» смотрит удивлённо, недоумевая, но молча. После чтения стихотворения я спрашиваю:

  • Почему же человек заплакал, когда услышал это стихотворение? Слышу разные реплики:

  • Наверное, свою мать вспомнил.

  • Это каждому человеку близко.

  • Да так думает каждый, только не умеет так сказать.

  • Как же поэт добивается такой выразительности? Какие особые слова он сумел найти? Откройте, пожалуйста, свои сборники, найдите это стихотворение.

Вскоре кто-то заинтересовался, что такое шушун, потом все вместе определили, что означает слово несказанный. Дальше речь пошла о Родине, о материнской любви, о сыновней преданности, ещё о просторечной лексике, метафорах и цветовых эпитетах - словом, о поэзии.

До конца урока остаётся минут десять- двенадцать. Я ставлю CD с записью романса на стихи С. Есенина «Письмо матери» в исполнении А.Малинина. Потом даю задание на дом. Другое задание. Нужно будет написать небольшое сочинение на одну из тем: 1. «Я прочитал стихотворение С.Есенина «Письмо матери» и подумал...»; 2. «Пусть знают, что моя мама...».

Я знаю, что и потом, на других уроках, будут и хихиканья, и провокацион­ные вопросики, но их будет меньше. И надеюсь, что в этой невидимой борьбе за Поэта и за Поэзию у меня уже будут союзники.

Звенит звонок. Кабинет опустел на десять минут. Что ж, очередной урок закончился. Будет над чем поразмыслить.

____________________________________________________________

* А. И. Солженицын «Крохотки».

** Ст. Ю. Куняев, С. С. Куняев. «Сергей Есенин» (ЖЗЛ). М.,1995.

*** Н. И Шубникова-Гусева. «С. А. Есенин в жизни и творчестве». М.,2002.

-5-
Литература
1. Александр Солженицын. Собрание сочинений в 30 томах. Том 1. Рассказы и крохотки, Москва, Время, 2006.
2. Н. И Шубникова-Гусева. «С. А. Есенин в жизни и творчестве». М.,2002.
3. Ст. Ю. Куняев, С. С. Куняев. «Сергей Есенин» (ЖЗЛ). М.,1995.


Похожие:

Департамент образования города москвы iconУчебная программа методика преподавания истории Москвы в системе...
Департамент образования города москвы российский государственный социальный университет
Департамент образования города москвы iconДепартамент семейной и молодежной политики города москвы государственное...
«От суровой осени до Победной весны», посвященного Дню Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг
Департамент образования города москвы iconО приемке в эксплуатацию жилого дома, расположенного по адресу Московская...
В департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы, первому заместителю мэра Москвы в Правительстве...
Департамент образования города москвы iconНачальникам окружных управлений образования Департамента образования...
Департамента образования города Москвы И. И. Калиной, направляем Вам рекомендации по участию родителей (законных представителей)...
Департамент образования города москвы iconО срыве сроков приемки в эксплуатацию законченного строительством...
В департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы, первому заместителю мэра Москвы в Правительстве...
Департамент образования города москвы iconО проведении эксперимента по оптимизации деятельности отдельных государственных...
В целях совершенствования системы содержания объектов жилищного фонда города Москвы, улучшения качества и надежности их эксплуатации...
Департамент образования города москвы iconЗакон города москвы об обеспечении права жителей города москвы на жилые помещения
Москвы в приобретении жилых помещений в собственность жителям города Москвы, состоящим на жилищном учете и учете нуждающихся в содействии...
Департамент образования города москвы icon«Русская народная кукла» Авторы проекта
Департамент образования города москвы северо-восточное окружное управление образования государственное бюджетное образовательное...
Департамент образования города москвы iconДепартамент образования города Москвы
Организация и проведение мастер-классов «Концертный исполнитель вокалист, солист ансамбля: академическое и народное пение»»
Департамент образования города москвы iconО системе закупок города москвы
В целях повышения эффективности размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница