Методические рекомендации и тематика контрольных работ




Скачать 228.9 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации и тематика контрольных работ
Дата публикации29.06.2013
Размер228.9 Kb.
ТипМетодические рекомендации
shkolnie.ru > Культура > Методические рекомендации
Федеральное государственное

образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

им. проф. М.А. БОНЧ-БРУЕВИЧА»
Факультет вечернего и заочного обучения


Т. С. Комиссарова, Е. Г. Овчинникова

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Методические рекомендации и тематика контрольных работ




СПб ГУТ )))
Санкт-Петербург

2013

Комиссарова Т. С., Овчинникова Е. Г.

Культурология: Методические рекомендации и тематика контрольных работ / СПб ГУТ. – СПб., 2013.

Приведены методические рекомендации по оформлению и выполнению работы, темы и планы контрольных работ по дисциплине «Культурология», необходимая литература, глоссарий. Предназначено для студентов заочной формы обучения (бакалавры) по направлению подготовки 220700, 230400.









Содержание
^


ВВЕДЕНИЕ

Цель контрольной работы


Студент выполняет работу с целью показать знание дисциплины на примере раскрытия одной из рекомендованных тем. При этом он должен обнаружить понимание феномена культуры, умение объяснить ее роль в человеческой жизнедеятельности. Стандарт образования по дисциплине «Культурология» предусматривает знание основных форм и типов культуры, ведущих законов развития культуры, особенностей культурогенеза в регионах мира, знание сущностных черт и ценностей русской культуры, понимание ее вклада во всемирное культурное наследие.

Письменная работа является одной из форм обучения и контроля студентов-заочников. В процессе ее написания студенты приобретают навыки работы с научной литературой, грамотного и логичного изложения своих мыслей, расширяют свои представления о культурных картинах мира разных эпох, получают возможность приобщения к традициям мировой и отечественной культуры.
^

Выбор темы


Тему можно выбрать, ориентируясь на две последние цифры номера зачетной книжки студента (например, если номер «зачетки» 448114, следует выбирать тему 14). Если последние две цифры номера зачетной книжки больше, чем количество рекомендованных тем, то можно выбрать любую тему, оканчивающуюся на последнюю цифру номера зачетной книжки (например, номер «зачетки» 448135 – выбираем варианты «5» или «13»).
^

Оформление и написание текста


Контрольная работа выполняется единым шрифтом (Times New Roman), на стандартных листах формата А4, размер шрифта 14, интервал полуторный, с соблюдением правил грамматики и орфографии. Объем работы должен составлять 14-16 страниц (без учета иллюстраций).

Образец титульного листа показан в приложении: указывается наименование ВУЗа, факультет, тема, номер учебной группы, фамилия и инициалы студента.

2-я страница - план, который предложен к данной теме преподавателем.

Для выполнения контрольных работ рекомендована литература, перечисленная перед тематикой, а также интернет-ресурсы.

Кроме того, студент может использовать литературу, подобранную самостоятельно.

Далее - изучение подобранной к теме литературы, извлечение из нее необходимого материала, осмысливание его и самостоятельное логичное распределение по проблемам. Когда материал проработан, остается раскрыть содержание пунктов плана письменно.

Текст контрольной работы строится в соответствии с рекомендованным планом.

Страницы нумеруются. Поля обязательны.

При изложении материала помните о следующих правилах:

В начале работы делается краткое введение (1-1,5 страницы), включающее:

  • обоснование актуальности проблемы, избранной для написания

контрольной работы;

  • краткую характеристику используемых источников (историографию проблемы).

Излагаемый материал должен располагаться равномерно, логически обоснованно.

В конце каждого вопроса плана рекомендуется делать краткие выводы. Желательно сопровождать письменный текст иллюстративным материалом.

В заключение необходимо сделать небольшое обобщение по всей теме.

2.Если в тексте используются цитаты, то на них в конце страницы обязательно делается сноска. Прямые цитаты приводятся в точном соответствии с источником и заключаются в кавычки. Сноски на цитаты обозначаются порядковым номером.

Пример оформления сносок:

  1. Кравченко А. И. Культурология. М., Проспект, 2010. – С. 6.

  2. Культурология / Под ред. М. С. Кагана, Ю. С. Солонина. – М., Юрайт, 2012. – С. 25.

Перечисление литературы имеет сквозную нумерацию по порядку ссылки, с указанием страницы цитируемого источника. Цитата может быть косвенной, когда Вы пересказываете близко к тесту содержание источника, а потом ссылаетесь на указанные страницы данной публикации. Но сама цитата в таком случае в кавычки не берется. Так оформляется пересказ научного текста рекомендуемой литературы довольно большого объема.

3.Контрольная работа заканчивается списком использованной литературы, который оформляется так же, как и в сноске. Перечисление литературы дается в алфавитном порядке по первой букве фамилии автора книги (статьи). Для интернет-ресурсов указывается автор, наименование статьи (источника) и электронный адрес, для справочников и энциклопедий: наименование источника и электронный адрес.

Список должен содержать указания только на те издания, с которыми удалось ознакомиться автору работы (прочитать или просмотреть).

В конце работы ставится подпись автора и дата выполнения.

4.Критерии оценки качества контрольной работы:

  • понимание существа проблемы

  • умение самостоятельно раскрыть ее содержание

  • ясность и логичность изложения

  • способность к формулировке собственных суждений

  • знание литературы по теме.

Работа должна быть представлена на рецензию за месяц до начала сессии.

Работа, оцененная положительно, возвращается студенту с отметкой «зачтено» и соответствующей рецензией. В случае незачета студент должен переделать ее целиком или частично по замечаниям преподавателя.

Интернет-ресурсы

  1. Культурология. Краткий тематический словарь. — (Словари XXI века). Под редакцией: д. ф. н., проф. Драч Г. В. д. ф. н., проф. Матяш Т. П. Электрон. версия: http://arts.adygnet.ru/bibl/rgy/untitled-1.htm

  2. Формирование и сохранение культурного наследия в информационном обществе: http://www.ifap.ru/library/book092.pdf

  3. Библиотека по культурологии (тематически структурированные материалы): http://www.countries.ru/library.htm

  4. Раздел библиотеки gumer, ссылки на книги по культурологии: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/INDEX_CULTUR.php

  5. Электронный учебник по курсу "Культурология" (авт.: Дорогова Л. Н., Пыханов Ю. В. и др.) от Федерального фонда учебных курсов на портале Института Дистанционного Образования: http://www.ido.rudn.ru/ffec/cult-index.html

  6. Н. Г. Багдасарьян, И. Е. Чучайкина. Культурология для студентов технич. ВУЗов: http://www.engineer.bmstu.ru/res/kultura/


^



ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ



Литература


  1. Багдасарьян Н. Г. Культурология: Учебник для бакалавров. М., Юрайт, 2011. – 495 с.
  2. Доброхотов А. Л.Калинкин А.Т. Культурология: Учебное пособие. М., Форум, ИНФРА-М. – 2010. – 480 с.

  3. ^

    Драч Г. В., Штомпель О. М., Штомпель Л. А., Королев В. К. Культурология: Учебник (для бакалавров и специалистов). СПб., Питер, 2011. – 384 с.

  4. Грушевицкая Т. Г., Садохин А. П., Культурология: Учебник. М., Юнити-Дана, 2010. – 688 с.

  5. Гуревич П. С. Культурология: Учебник. М., КноРус, 2011. – 448 с.


  6. Гуревич П.С. Культурология в системе современного гуманитарного знания: Учебное пособие. СПб: СПбГУП, 2012. – 92 с.
  7. ^

    Каган М. С., Солонин Ю. Н. Культурология. Учебник для бакалавров. М., Юрайт, 2012. - 566 с.


  8. Комиссарова Т. С., Овчинникова Е. Г. Культурология: Учебное пособие. СПб., СПбГУТ, 2012. – 46 с.
  9. ^

    Кравченко А. И. Культурология. М., Проспект, 2010. – 285 с.

  10. Культурология: Учебник / Науч. ред. С. Н. Иконникова, В. П. Большаков. М., Проспект, 2011. – 528 с.



Тема 2. Теории культуры.

Подходы и направления в культурологии


        1. Развитие представлений о культуре в европейском общественном самосознании.

        2. Многообразие подходов и направлений в культурологии.

Методические рекомендации

  1. Проследите механизм выделения понятия «культура» в европейской традиции, начиная с античности. На каком этапе развития социогуманитарной мысли представление о культуре стало противопоставляться представлениям о природе? На каком этапе книжное знание в усвоении культуры стало цениться наравне с практическим ее освоением? На каком этапе культура стала осознаваться как объект изучения и появились первые теории культуры? Какие общие черты имеют рационалистические теории культуры? Почему с конца XIX века активно разрабатываются, а в XX веке начинают преобладать нерационалистические теории культуры? Каким образом было подготовлено и какой необходимостью продиктовано выделение культурологии в самостоятельную отрасль научного знания?

  2. Дайте характеристику 3–4-х концепций культуры, разрабатывающихся современными теоретиками культуры. Обратите внимание на то, что многие из этих направлений взаимно пересекаются или частично совпадают (герменевтическое и семиотическое направления, психоаналитическая школа и структуралистская и т. д.) Объясните причины многообразия школ и направлений в культурологии. Укажите основную особенность неклассического понимания культуры. Дайте характеристику взглядов видных отечественных культурологов (Ю. Лотмана, Э. Маркаряна, М. Петрова, Г. Шпета).


Глоссарий1





Аккультурация

термин одновременно обозначает процесс и результат взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры перенимают нормы, ценности и традиции другой. Как правило, в ходе взаимодействия одна из культур доминирует, является донором, а другая выступает в качестве реципиента (принимающего). Возможны три основных типа реакции культуры-реципиента: принятие (полное замещение старой культуры новой); адаптация (частичное изменение старой культуры); реакция (полное отторжение новой культуры). Возможно и обратное воздействие подчиненной культуры на доминирующую

Аксиология

учение о ценностях. В рамках аксиологии культура понимается как ценность, а не как образ жизни или совокупность артефактов, «вторая природа». Для оценивания объектов культуры строится шкала ценностей, на вершине которой расположены памятники и объекты культуры, представляющие мировую ценность, а внизу – все, что не имеет никакой ценности либо имеет негативную ценность (антикультура, бескультурье)

Артефакт («искусственно сделанное»)

в широком смысле понимается как любой искусственный объект: предмет, идея или образ, технология, искусственно вызванный процесс или образование, форма поведения, оценка. В узком смысле означает только материальные предметы искусственного происхождения

Архетипы

«первообразы», сформировавшиеся в глубокой древности базовые структуры, составляющие содержание “коллективного бессознательного”. Архетипы лежат в основе общечеловеческой символики, зашифрованы в мифах. Они могут проявляться в снах, фантазиях, галлюцинациях, оцениваются как возможный источник непроявленного (интуитивного) знания. В культурологию это понятие было введено К.-Г. Юнгом

Ассимиляция

этническое поглощение, слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. Различают естественную ассимиляцию и насильственную ассимиляцию

Генезис культуры

зарождение, возникновение культуры. Момент возникновения культуры в ее современном понимании большинство исследователей относят к периоду верхнего палеолита и связывает с появлением неоантропа – «человека разумного». Возникновение культуры явилось результатом одновременного действия ряда факторов: биологического развития рода гоминид, качественных скачков в области производственной деятельности и внутривидовой коммуникации; развития способности человека к смеху и самоиронии, к игре

Глобализация культуры

ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, с формированием транснациональных корпораций и мирового рынка, благодаря воздействию на людей средств массовой информации. Культурная глобализация имеет позитивные (сближение народов, обогащение национальных культур) и негативные (опасность утраты национальной самобытности, культурное истощение за счет унификации и стандартизации) стороны

Глобализм культурный

культурный империализм, гегемония развитых стран в различных сферах общественной жизни и принудительное распространение западных ценностей

Динамика культуры

изменения отдельных черт культуры во времени и пространстве, а также механизмы и процессы, приводящие к этим изменениям.

Культура зарождается, распространяется, разрушается, возрождается, сохраняется, погибает – с ней происходит множество метаморфоз, характер которых зависит от качественных особенностей культуры. К области динамики культуры относится и проблема взаимодействия культур разного типа

Законы культуры

существуют и проявляются только в деятельности, в процессе творческого преобразования природы, реализации специфически-человеческого способа отношения к миру. Законы культуры (прерывность и непрерывность развития, взаимодействия и сотрудничества, единства и разнообразия культур) изучаются в рамках классической (номотетической, признающей существование объективных законов и возможность их установления) научной парадигмы

Знак

материальный чувственно воспринимаемый предмет, событие или действие, выступающее в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета, события, действия, субъективного состояния или образования. Ситуации, в которых происходит использование знаков, называются знаковыми ситуациями. Они неразрывно связаны со становлением речи (языка) и мышления. Неязыковые знаки подразделяются на знаки-копии, знаки-признаки, знаки-сигналы и т.д. Чрезвычайно существенна связь знаков с процессом передачи информации. Особая наука о знаках – семиотика – сложилась в середине XX века, однако задача синтетической концепции знака до сих пор не решена

Инкультурация

продолжающийся всю жизнь процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры; изучение и передача культуры от одного поколения к другим. Термин дополняет понятие «социализация», который не охватывает процессов усвоения таких аспектов культуры, как отвлеченные знания, верования, сверхценности

Картина мира культурная

система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в этом мире. Важнейшими компонентами картины мира являются: культурные нормы и ценности, система образов и представлений; способы мировоззрения; культурные архетипы. Понятие культурной картины мира не совпадает полностью с такими понятиями, как «научная картина мира», «художественная картина мира», являясь более широким. Картина мира фиксируется в конкретных произведениях культуры, но не до конца осознается индивидами, реализующими себя в ее рамках

Код культурный

совокупность знаков (символов) и система определенных правил, при помощи которых информация может быть закодирована для передачи, обработки и хранения. Правила, регулирующие культурный ход, устанавливаются по соглашению между носителями одной и той же культуры. В культурной среде существует особый набор технических кодов. Кроме них, в культурной среде действуют текстовые коды, поведенческие, эстетические и эмоциональные, коды невербальной коммуникации и т.д. Человек, принадлежащий к данной культуре, пользуется культурным кодом при формировании своего мировоззрения. Можно также сказать, что любая культура представляет собой определенный код (в широком смысле). Набор культурных архетипов, культурно-символический код характеризует идентичность историко-культурного типа личности

Конфликт культурный

столкновение агентов культуры, ценностей, мнений, норм. Причиной служат культурные различия в обществе. Которые могут принимать форму противоречия или столкновения. Поскольку современное общество в культурном плане представляет собой образование скорее гетерогенное (разнородное), нежели гомогенное (однородное), в нем постоянно будут возникать напряжения и конфликты между различными системами норм и ценностей. Культурный конфликт может сформироваться и на индивидуальном уровне, если нормы и ценности одной социальной роли индивида противоречат нормам и ценностям другой

Культурная перцепция

восприятие традиций и ценностей чужой культуры

Культурная политика

система практических мероприятий, финансируемых и в значительной степени осуществляемых государством (наряду с частными лицами), направленных на сохранение, развитие и приумножение культурного наследия нации

Культурная среда

совокупность социально-культурных объектов, связанных с созданием и распространением ценностей, а также стиль и характер культурных взаимоотношений людей, культурно-бытовые условия и духовно-нравственная атмосфера в обществе. Культурная среда претерпевает всевозможные изменения: она создается, развивается, расширяется, охраняется, воспроизводится. Культурная среда обладает некоторыми количественными характеристиками. Так, плотность культурной среды можно измерить числом культурных объектов на одного жителя страны либо на один квадратный километр. Степень амортизации или изношенности культурной среды показывает то, насколько часто ремонтируют, реставрируют памятники культуры и культурные объекты. Культурная среда обладает определенным уровнем культурной ценности

Культурность

духовно-нравственное достояние личности, идеальные, наиболее ценимые качества культурного человека. Понятие культурности исходит из представлений о культуре как системе идеальных норм и ценностей, которые лишь неполно и приблизительно реализуются в поступках человека (образованность, сознательность, развитость ума, памяти, эрудиция, организованность, ответственность, самообладание, внутренняя убежденность, последовательность в поступках, скромность, аккуратность, доброта и справедливость). Культурность предстает как мера достижения идеала. А противостоящая ей недостаточная культурность (или бескультурье) как мера отклонения от идеала. Культурность, в отличие от образованности, является качественным, неформальным показателем и не может оцениваться количественно

Культурогенез

один из видов социокультурной динамики, заключающийся в постоянном самообновлении культуры как путем трансформации уже существующих систем и форм, так и в процессе создания новых артефактов, не существовавших в культуре ранее. В узком смысле – зарождение культуры, генезис культуры

Культурология

наука о культуре, о порождаемых ею смыслах. Как самостоятельная отрасль научного знания сложилась в середине XX века, отвечая на потребность в интегрировании всех культурологических аспектов социогуманитарных наук. Среди основоположников – Л. Уайт, К. Клакхон, А. Кребер (все – США). Относится к теориям среднего уровня. Несмотря на недостаточную зрелость (отсутствие общепризнанной парадигмы, разнохарактерность категориального аппарата, множественность точек зрения по фундаментальным вопросам сущности культуры, морфологии культуры, культурной динамики и т. д.), выступает как номотетическая (устанавливающая законы), хотя приверженцами некоторых направлений (например, постмодернистского) рассматривается исключительно как «понимающая»

Макросреды культура

культура, существующая в макросреде – в цивилизации, обществе или крупной социальной группе (нация, класс). Обычаи и законы одной макросреды могут быть не приняты другой. Главные ориентиры для развития макросреды на ранних этапах может определять материальная культура, в более позднем и развитом состоянии архетипы жизнедеятельности в макросреде определяет духовная культура

Микросреды культура

культура семьи или любой группы, сплоченной каким-либо фактором, где необходима своя система знаков и трансляции: семья, возрастная группа, профессиональное объединение, трудовой коллектив и т.д. Культура микросреды опирается на обычаи и традиции, но при этом она мобильно реагирует на новации

Модернизация культурная

изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям, вкусам. Различают два вида модернизации: а) органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции; б) неорганическая модернизация являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран и представляет способ «догоняющего» развития, предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости

Новации культурные

новые культурные нормы, изменяющие ядро культуры. Могут носить как созидательный, так и деструктивный характер

Нормативная система культуры

все множество культурных форм общества. В нормативной системе культуры все элементы должны быть согласованы. Вместе они составляют логически связанное, целостное образование. Целостность, образованная отдельными элементами культуры, подвижна и позволяет менять их в зависимости от изменившейся ситуации.

Благодаря нормативной системе культуры сохраняется духовное единство нации, этническое самосознание и способность народа к постоянному творческому поиску. Если нормы провозглашены, но не выполняются на практике, возникают конфликты, расшатывающие нормативную систему культуры

Нормы культуры

предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. В статусе идеала или эталона культурные нормы становятся ценностями. Нарушение норм и попрание ценностей может вызвать всевозможные санкции и наказания – от этических до юридических. Культурные нормы предстают в двух формах – разрешение (на одобряемые поступки) и запрещение (совершенно неодобряемые действия). Культурные нормы могут проявлять себя как стандарты поведения (обязанности, правила) и как ожидания поведения (реакция других людей). В разных культурных системах и религиях запрещается и разрешается не одно и то же. В традиционных культурах количество культурных норм значительно больше, чем в культурах модерна, где многие явления никак не нормируются. Культурные нормы выполняют функцию не только правил поведения, но и эталонов долженствования – этических и эстетических. Некоторые эталоны могут фиксироваться и составлять «кодексы чести». Одно из главных свойств культурных норм – их релятивность (относительность), но некоторые из них обладают непреходящей ценностью

Нравы

обычаи, приобретающие моральное значение. В Древнем Риме это понятие обозначало самые уважаемые и освященные обычаи. Они назывались mores – («нравы»). Отсюда пошло слово мораль – совокупность культурных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т. д.

Отрасли культуры

такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого. Например, политическая, экономическая, правовая и т.д. культуры основываются на соответствующих видах деятельности и являются отраслями культуры конкретного социального организма

Парадигма культурная (греч. «пример», «образец»)

от - совокупность убеждений, ценностей и методов, обеспечивающих существование научной традиции понимания культуры. Как правило, парадигма находит свое воплощение в учебниках или в классических трудах ученых и на многие годы определяет круг проблем и методов их решения в области науки – в данном случае, науки о культуре. Понятие парадигмы шире понятия теории и может предшествовать ей. Формирование общепризнанной парадигмы является признаком зрелости науки. Смена парадигмы представляет собой научную революцию, причем выбор новой парадигмы диктуется не столько логическими, сколько ценностными соображениями

Популярная культура

включает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы и т.д. народа. В литературе часто используется как синоним обыденной и массовой культуры. В культурологии еще не сформировалось четких представлений о том, чем в конечном счете различаются массовая и популярная культура. Культурологи выдвигают три подхода:

1) популярная и массовая культура отождествляются;

2) особый статус получает высокая культура, а все остальные виды культуры (масс-медиа, массовый досуг, массовое потребление и т.д.) считаются частными видами популярной культуры);

3) популярную и массовую культуры считают самостоятельными разновидностями культуры.

При этом одни предлагают считать популярной культурой самый поверхностный слой культуры, расположенный между элитарной и фольклорной культурой (это – культура большинства населения); другие считают популярную культуру более цивилизованной формой культуры по сравнению с массовой, т. к. в ней предполагается некоторый профессионализм и артистичность, что не присуще массовой культуре, которая предстает как сниженный, вульгарный образчик подражания популярной или высокой культуре; третьи рассматривают массовую культуру как дисфункциональную сторону популярной. Последняя вызывает у ученых меньше негативных ассоциаций, нежели первая

Постмодернизм

совокупность течений в области теоретической мысли, общественного сознания и искусства, появившихся в 70-е 80-е гг. XX века. Постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре, начало нового периода в развитии западной цивилизации. Постмодернистское мышление отказывается от «тотальных», «сущностных» тенденций в науке; настаивает на множественности форм культуры и не считает, что общество и культура развиваются по восходящей линии.

Содержание культуры в постмодернистской парадигме меняется: она допускает смешение разнообразных принципов и стилей, культивирует эзотеричность и иррационалистические воззрения и движения. Исчезает культурная иерархия (система соподчинения). Культура распадается на независимые друг от друга культурные стили, формы и образы жизни. Массовая культура выдвигается на место господствующей системы ценностей.

Эстетика постмодернизма разрывает целостность мира на отдельные фрагменты, из которых монтирует некий коллаж, состоящий из разномастных и разносмысловых кусков. Асимметрия, карнавал, игра, ирония идеализируются. Специалисты считают, что постмодернизм осуществляется именно в культуре и через культуру, являясь симптомом коренного обновления человеческого общества

Символ

1) идеальный знак (предметный или словесный), который замещает материальный предмет или реальное явление и указывает на его смысл;

2) в искусстве – характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В художественной литературе известная символичность таится в любом сравнении, метафоре, параллели, даже эпитете

Смыслы культурные

выработанная историческим опытом информация, посредством которой определенное сообщество людей, создающих свой образ жизни и культуру, постигает и понимает окружающий мир и свое предназначение в нем

Текст культурный

в широком понимании любое явление культуры – литературный текст, музыкальное произведение, архитектурный памятник, костюм и т. д. – нуждающееся в интерпретации, истолковании. Понятие широко используется в герменевтической концепции культуры

Типология культур

классификация различных видов и форм культуры. Типология может строиться на основании различных критериев: связь с религией, регионально-этнические особенности, принадлежность к историческому типу общества, сфера деятельности, уровень технологий и т.д.

Традиции

элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Адекватность передачи достигается многократными повторами, системами символических текстов (мифология) и действий (ритуал). В доиндустриальном обществе большинство черт культуры передавалось через традицию, поэтому оно называется традиционным.

В современном обществе ее сильно потеснили радио, телевидение, пресса, библиотеки, школы, университеты, которые выступают основными каналами передачи знаний и опыта. Но те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни. По сфере распространения традиции могут действовать во всем обществе или только в отдельной области общественной жизни, характеризовать отдельные группы людей, семьи, но очень редко или почти никогда отдельных индивидов. Традиция выполняет ряд культурных функций:

а) устанавливает преемственность культуры;

б) служит каналом хранения и передачи информации и ценностей от поколения к поколению;

в) выступает механизмом социализации и инкультурации людей;

г) выполняют селективную функцию отбора подобающих образцов поведения и ценностей

Универсалии культурные

черты, нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Дж. Мердок выделил более семидесяти культурных универсалий – общих всем культурам элементов: календарь, образование, семья, праздники, гигиена, разделение труда, игры, дарение подарков, домохозяйство, язык, музыка и т.д. Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами

Функции культуры

назначение, которое выполняет культура в обществе, ее роли: преобразующая; защитная; коммуникативная; информационная; познавательная; нормативная; гуманистическая

Языки культуры

отражают идеалы и отношения, существующие в данной культуре, это набор передаваемых через культуру моделей поведения, общих в данном конкретно-историческом социальном организме. Мы понимаем и воспринимаем мир таким, каким он спроецирован на экран культуры и выражен в языке культуры. Каждая социальная, возрастная группа, каждая субкультура имеет свою специфику языка. Каждый человек в течение жизни овладевает определенным набором языков (естественные языки, языки различных наук, языки программирования, язык жестов, мимики и т. д.). Термин особенно востребован в рамках структуралистской и семиотической концепций культуры


Образец титульного листа

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

^ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

им. проф. М. А. БОНЧ-БРУЕВИЧА
Факультет вечернего и заочного обучения


Тема контрольной работы

Выполнил:

Фамилия, имя, отчество

Группа

Проверил:

Санкт-Петербург

2013

1 При составлении глоссария были использованы следующие издания: Кравченко А. И. Культурология: Словарь. – М., Академический проект, 2001; Философский словарь. / Под ред. И. Т. Фролова. - М.: Республика, 2001.; Культурология. Краткий тематический словарь – Ростов-н/Д., Феникс, 2001; Культурология. Краткий тематический словарь. — (Словари XXI века). Под редакцией: д. ф. н., проф. Драч Г. В. д. ф. н., проф. Матяш Т. П. Электрон. версия: http://arts.adygnet.ru/bibl/rgy/untitled-1.htm.



Похожие:

Методические рекомендации и тематика контрольных работ iconТематика контрольных работ и методические указания по их выполнению Варианты контрольных работ
Тест: выборочная проверка количества товаров с распространением ее результатов на всю партию допускается в случаях
Методические рекомендации и тематика контрольных работ iconТемы и номера контрольных работ. Методические рекомендации по их...
...
Методические рекомендации и тематика контрольных работ iconМетодические рекомендации по подготовке контрольных работ по дисциплине «история отечества»
Методические рекомендации по подготовке контрольных работ по дисциплине «История отечества» / вистех (филиал) Волггасу; [сост. Г. Г....
Методические рекомендации и тематика контрольных работ iconМетодические рекомендации по подготовке контрольных работ по дисциплине «история отечества»
Методические рекомендации по подготовке контрольных работ по дисциплине «История отечества» / вистех (филиал) Волггасу; [сост. Г. Г....
Методические рекомендации и тематика контрольных работ iconМетодические рекомендации по подготовке контрольных работ по дисциплине «история отечества»
Методические рекомендации по подготовке контрольных работ по дисциплине «История отечества» / вистех (филиал) Волггасу; [сост. Г. Г....
Методические рекомендации и тематика контрольных работ iconМетодические рекомендации по подготовке контрольных работ по дисциплине «история отечества»
Методические рекомендации по подготовке контрольных работ по дисциплине «История отечества» / вистех (филиал) Волггасу; [сост. Г. Г....
Методические рекомендации и тематика контрольных работ iconИстория мировой и отечественной связи тематика контрольных работ спб гут санкт-Петербург
История мировой и отечественной связи: тематика контрольных работ / В. И. Мосеев, В. Н. Фролов. – Спб.: Изд-во Спбгут, 2012. – 38...
Методические рекомендации и тематика контрольных работ iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Религиоведение»
О учебной дисциплине «Религиоведение» обязан написать и представить контрольную работу. Она рецензируется преподавателем кафедры....
Методические рекомендации и тематика контрольных работ iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине
Методические указания предназначены для студентов вечерней/заочной/очной формы обучения. Дисциплина «Страхование» в соответствии...
Методические рекомендации и тематика контрольных работ iconМетодические рекомендации и тематика контрольных работ для студентов заочного
Изации. При написании работы необходимо сформулировать обоснование выбора темы, цели, задачи, четко определить сущность поставленной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница