V. Литература >VI. Приложения




НазваниеV. Литература >VI. Приложения
страница1/4
Дата публикации22.06.2013
Размер0.52 Mb.
ТипЛитература
shkolnie.ru > Культура > Литература
  1   2   3   4


ПЛАН
1.Актуальность проблемы

I .Теоретическое исследование проблемы взаимодействия с родителями

II. Формы взаимодействия учителя башкирского языка с родителями

2.1.Родительские собрания, консультации и беседы – действенная форма общения с родителями

2.2. Традиции групп - как форма взаимодействия с родителями

2.3 Взаимодействие с родителями на праздниках

2.4.Тетрадь взаимодействия учителя и родителей (детей) – как новая форма общения в обучении башкирскому языку в детских садах

III. Практический материал

IV .Заключение

V. Литература

VI. Приложения

«Родной язык, красивый

язык, отца и матери язык»

Г.Тукай

Актуальность

В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым ма­лышом находятся самые главные люди в его жизни — родители.

Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близос­ти и поддержке ребенок растет и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям.

На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, чем его семья. Если родители и воспи­татели объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду и дома, а детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, поможет подготовиться к школе, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка — ему на благо. Но если с этого момента родители перестанут принимать активное участие в разрешении трудностей, с кото­рыми встречается малыш, то в школе их ждут печальные по­следствия. Специалисты по дефектологии считают, что од­ной из причин устойчивой неуспеваемости в школе является отсутствие своевременной помощи ребенку.

Итак, активный курс на создание единого пространства развития ребенка должны поддерживать как детский сад, так и семья.

Выдающиеся педагоги прошлого убеждены были, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве яв­ляются родители. Но для того, чтобы они правильно вос­питывали своего ребенка, педагоги должны предоставить в их распоряжение специальные пособия и дидактические ма­териалы.

Я. А. Коменский в помощь матерям создал первую в мире детскую энциклопедию, И. Г. Песталоцци — руководство для матерей. К. Д. Ушинский считал, что родители постоянно должны читать педагогическую литературу, а также приобретать зна­ния в общении с учителями. Он подчеркивал роль матери, которая ближе всех к ребенку, заботится о нем с самого рож­дения, тонко и глубоко понимает его индивидуальные особенности.

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если школа будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Именно Сухомлинским был выделен и обоснован принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.

Каждый ребенок живет в определенной культурной среде, слыша вокруг себя один или нескольких языков. Особенно это касается детей нашей республики, заселенного представителями многих национальностей. Вот почему языковое образование детей республики предполагает возможность раннего обучения государственному языку и родным языкам. Естественно , у родителей могут возникнуть вопросы: как в условиях дошкольного учреждения дети могут полноценно овладеть башкирским языком? Как развить их языковую способность? Как сохранить родной язык и культуру, и интегрировать в те, которые предлагает окружение? Наконец, как научить ребенка жить в многоязыковым, многокультурном сообществе? Ответы и основные условия реализации можно найти в программе «Оскон», в книге по методике преподавания башкирского языка как государственного.

Раннее изучение второго языка затрагивает суть языковой способности индивида, развивает его мышление, готовит к овладению в дальнейшей жизни другими языками. Учитель, ведущий обучение, материалы, которые он использует на занятии, игры и развлечения, сопровождающие уроки, все интересует ребенка. Однако самое главное сам язык. Все, что выучил малыш в период дошкольного детства, он запомнит на всю жизнь, если образование, полученное в детском саду, перерастет закономерно в последующую ступень образования в школе. Родители должны помнить, что изучение языка своей республики – это воспитание гражданина нового Башкортостана, исключительно активного, инициативного, уверенного в себе, деятельного и предприимчивого. Участие родителей в изучении детьми башкирского языка, культуры и быта своего народа является основой для достижения поставленных целей.

^ Цель исследования изучить взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями и найти новые методы и приемы работы с родителями.

Объект исследования состояние взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников.

^ Предмет исследования. Процесс взаимодействия учителя башкирского языка с родителями в старших, подготовительных группах.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

  1. Изучить формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей.

  2. Применять новые методы и приемы обучения башкирскому языку, взаимосвязь с родителями.

  3. Обобщить результаты апробирования и сделать выводы.



    1. Нет языка – нет Родины» - Мустай Карим

народный поэт Башкортостана

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным и рядом с ним находятся самые главные люди – родители. Именно они обязаны заложить основы физического нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. В связи с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Малышу будет легко, если родители и педагоги объединят свои усилия и обеспечат двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома. Необходимо организовать деятельность и общение так, чтобы у ребенка сформировалась уверенность в своих возможностях, положительное отношение к окружающим людям.

Период от рождения ребенка до поступления в школу – «дошкольный возраст» – по признанию специалистов всего мира, является возрастом самого стремительного физического, психологического и умственного развития ребенка, первоначального формирования физических и психологических качеств, необходимых человеку в течении всей последующей жизни.

Цель дошкольного образования и воспитания – помочь ребенку становлении его как личности. А это можно в том случаи, когда система дошкольного воспитания будет гармонически сочетаться семейным воспитанием.

Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Именно здесь начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависят уровень семейной педагогической культуры родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Из-за сложившейся ситуации с языковым разделением башкир и преобладания в основном русскоязычной среды в дошкольных учреждениях республики появилась необходимость поиска новых подходов к определению содержания, технологии и обучения детей башкирскому языку как государственному в различных типах дошкольных учреждений.

Мы знаем три категории детского населения, владеющих родным языком. В первую категорию входят дети, для которых родной язык является естественным средством общения, познания действительности и самовыражения. Для него процесс его овладения, изучения начинается до его рождения и продолжается всю жизнь. Он через слово выражает себя, говорит, творит и играет, устанавливает связи с окружающим миром. Через родную речь, посредством песенного и устного народного творчества (песни, пословицы, поговорки) ребенок вступает в родную культуру, мир, начиная его осваивать. Этим самым постепенно усваивается народная психология.

Воспитательно-образовательная работа строится на основе создания условий для ознакомления с обычаями, традициями, мировоззрением башкирского народа.

Вторую категорию детей в дошкольном учреждении составляют дети родителей – башкир, которые сами не владеют родным языком. Родной язык не является для них основным средством семейного общения. Для этой категории детей важно разработать другие технологии и способы изучения языка, быта и культуры. Главным принципом их обучения языку является: башкирский язык, как средство вхождения в башкирскую культуру и историю, литературу, быт, искусство, традиции башкирского народа.

К третьей категории изучающих башкирский язык относятся дети, совершенно не владеющие башкирским языком. При обучении детей этой категории необходимо использовать игровой ситуативный подход. Работа должна строиться по крупноблочной системе с разнообразной тематикой. Например: «Моя семья», «Времена года » и т.д.

Следовательно, мы относимся к третьей категории изучающих башкирский язык, как государственный.

Для всех категорий детей, изучающих башкирский язык как государственный, в дошкольных учреждениях основными принципами являются:

- Представление разных возможностей для реализации потребностей родителей и детей в выборе языка обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста.

- Уважение к достоинству и свободе каждого ребенка, независимо от национальной принадлежности и языка общения.

- Учет возрастных и психологических особенностей при отборе целей, содержания и методов обучения башкирскому языку в зависимости от условий развития ребенка и уровня его владения языком.

- Преемственность и непрерывность в обучении языку и башкирскому языку как государственного во всех звеньях системы народного образования.

- Единство семьи и детского сада в развитии интереса и потребности в изучении языка и уважение обычаев, культурных традиций башкирского народа.

- Уважение к башкирскому языку как языку коренного народа республики, основа уважения к культуре других национальностей, проживающих в Башкортостане.


^ Глава I. Теоретическое исследование проблемы взаимодействия с родителями

Для эффективного взаимодействия учителя башкирского с родителями следует учитывать их запросы. Мы предложили заполнить анкету, результаты которой показали, что родители в целом довольны работой учителя башкирского языка, большинство настроены позитивно, демонстрируют готовность сотрудничать.

Для того, чтобы иметь полное представление о национальном составе воспитанников, составила национальный портрет семей. В нашей многонациональной республике смешанные браки стали нормой жизни. Поэтому в каждой пятой семье живут люди разных национальностей.
^ Национальный портрет современных семей

Современная семья – какая она? Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, чувство патриотизма, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная активность и многие другие личностные качества.

Семья сильна, прежде всего, своими эмоциональными, интимными отношениями, которые наиболее доступны для маленького ребенка. Здесь он обучается жить подлинно социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, сострадать, ощущать единство с родными людьми. В то же время эмоциональная холодность в семье самым неблагоприятным образом сказывается на психическом развитии ребенка и прежде всего на его творческих способностях, на эффективности обучения, общении.

На определенном отрезке «дороги дошкольного детства» ребенок поступает в детский сад. Это событие влечет за собой значительные изменения в его жизни. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал, и которые составляют иную общность, чем его семья. Но малышу не страшно, потому что рядом с ним его родители. Крепко держа их за руки, он доверчиво протягивает свою маленькую теплую ладошку воспитателю.

Родителям и педагогам очень важно организовать деятельность и общение с ребенком таким образом, чтобы у него формировались уверенность в себе и своих возможностях, положительное отношение к окружающим людям и ценностям сотрудничества.

Специальные научные исследования показали, что основным фактором, гарантирующим успех в этой работе, является отношение родителей – самых дорогих и любимых для ребенка людей, его надежды и опоры

Учителя приступающего к работе с новой группой детей, волнуют вопросы: как найти путь к сердцу родителей? Как помочь родителям раскрыть перед ребенком окружающий мир, развивать в дошкольнике чувство привязанности и ответственности по отношению к своей республике, воспитывать свободную и творческую и толерантную личность, уважающую историю, культуру и искусство своего народа. Как достучаться до занятых бытовыми проблемами родителей?

Такого контакта с родителями учитель может достичь, проявляя постоянную доброжелательность, заинтересованность в сотрудничестве с семьей.

Я хотела, чтобы родители видели во мне человека, который любит их ребенка, живет заботой о нем. Это вызывало у них откровенность, они доверительно рассказывали о своих трудностях, просили совета.

Для того, чтобы теснее сотрудничать с родителями моих детей я изучила особенности семей воспитанников и составила национальный портрет семьи (таблица 1).
Таблица 1

Национальный портрет семей воспитанников

ФИО ребенка

Ф.И. родителей

Возраст

Образо-вание

Профессия

Национальность родителей

Кол-во детей в семье

Национальность детей

Борисов Максим

Лилиана Зифовна

27

Высшее

Бухгалтер

татарка

1

русский

Батуева Настя

Сергей Михайлович

Оксана Евгеньевна

37
3

Высшее

Высшее

Нач. уч.
Преп. психологии

русские

2

русский

Бакирова Наташа

Александр Иванович

Анита Александровна


6


Ср. техн.
Ср.спец

 Изолировщик
Аппаратчик


марийцы

1

марийка

Воронова Софья

Андрей Николаевич

Галина Николаевна

3
37


Ср. техн.
Ср. техн.

Машинист
Зав. складом

русские

1

русская

Валиахме-това Луиза

Азат Нурисламович

Линара Марселевна

47
3

Высшее
Высшее

Мастер
Муз. рук-ль

татары

2

татарка

Гасанова Айшан

Зарина Энверовна

36

Ср.спец.

продавец

отец азерб.

татарка


2

азердбайд.

Галлямова Алина

Альфис Марванович

Гульнара Масхутовна

36
3


Среднее
Высшее

Водитель
Техник ПТО

татары

1

татарка

Гатауллин Роман

Рашид Васыхович

Римма Закировна

3
36


Ср.спец.
Ср.спец.

Электро- монтер

д/х

татары

2

татарин

Гибадуллин Ренал

Ришат Рифкатович

Елена Масгутовна

4
27

Среднее
Ср.спец.

Водитель
Продавец


татары

2

татарин

Исхаков Руслан

Алсу Венеровна

27


Ср.спец.

Торг. представитель

татарка

2

татарин

Исханова Алина

Азат Мугимович

Мария Ивановна

38


Ср.спец.

Среднее


Водитель

Инд. пред-ль


татарин

татарка

2

татарка

Каримова Лена

Альберт Вильевич

Светлана Николаевна

4
37


Высшее
Высшее


Директор
Лаборант

 

татарин

татарка

2

татарка



Карчевская Александра

Станислав Владимирович

Оксана Олеговна

28
2


Ср. техн.
Ср.техн.


 Продавец


русские

1

русская

Касимов Тамаз

Фарит Миниахметови

Наталья

Валерьевна

48
3


Ср.спец.
Высшее


Директор
Гл. бух.


тат рин

русская

1

татарин

Леонтьев Макар

Василий Николаевич

Лариса Владимировна

4
47


Ср.спец.
Ср.спец.


ЧП
ЧП


русские

2

русская

Муллакаев Руслан

Ильгиз Гансович

Людмила Виниаминовна

37
3


Ср. техн.
Ср. техн.


Машинист
Вязальщица


татарин

русская

2

татарин



Итого:

Возраст

Образование

Смешан-ные

браки


Кол-во детей в семье

национальность

25-30

30-35

35-40

Высшее

Ср. спец.

Среднее



1

2

3

русские

татары

другие

14%

55%

31%

38%

57%

5%

17%

33%

67%

-

21%

71%

8%


Семьи, в которых проживают и воспитываются наши дети, довольно неоднородны, что является отражением времени. Эта неоднородность проявляется в национальном составе семей. Много семей со смешанным браком, семей башкирской национальности нет вообще. (Диаграмма 1).

Национальный состав наших родителей (диаграмма 1):

Татары – 71 %

Русские – 21%

Башкиры – 0%

Другие - 8%

Диаграмма 1




Проанализировав данные исследования, мы выяснили, что возраст родителей колеблется в интервале от 25 до 48 лет, но преобладают родители в возрасте от 30 до 35 лет (Диаграмма 2).

Диаграмма 2



Исходя из анализа, мы решили планировать и проводить такие мероприятия, которые включали бы родителей и детей в общее интересное дело, что «вынуждало» бы взрослых вступить с ребенком в общение.
^ Изучение запросов и ожиданий родителей

Для эффективного взаимодействия учителя башкирского языка с родителями следует учитывать их запросы.

Я опросила 44 человека, предложив заполнить анкету (приложение 1). Большую активность проявили мамы и бабушки (90% от общего числа). Анализ получен­ных сведений показал следующее.

1. 31 % родителей на вопрос о введении башкирского языка как государственного в дошкольных учреждениях ответили положительно, 29 % - не хотели бы, 30 % - все равно, что дети изучают в детском саду.

2. 49% родителей либо совсем пропускают вопрос, касающийся анализа взаимоотношений с учителем башкирского языка, либо отвечают, изучение башкирского языка «не осложняет» им жизнь, что может свидетельствовать и о слабой включенности в учебно-воспитательный процесс или о низ­кой рефлективности родителей 51 % ответов — положительные.

3. По мнению значительной части родителей (47%), их жизнь намного упростилась бы, если бы дети меньше занимались в детском саду, а играли бы целый день , 35% ответов – чем больше ребенок знает языков, тем развитее, 18 % - все равно.

4. Этот вопрос вызвал самое большое количество откликов. Боль­шинство родителей (71%) убеждены, что канал БСТ должны смотреть все, так как этот единственный канал, который отражает жизнь нашей республики всесторонне, трансляция идет на двух языках: на башкирском и русском. Однако 29% родителей считают, что канал БСТ должны смотреть только взрослые.

5 Сотрудничество в виде присутствия на открытых занятиях, собра­ниях, готовность выполнять советы учителя башкирского языка 38%. Такие родители готовы участвовать в жизни детского сада, но без дополнительных трат времени (11% ответов), а лучше в «совеща­тельной, моральной, общественной форме» или по мере необходимости (31% ответов). Ни в какой форме не хотят сотрудничать (либо не отвечали) 20%.

6. Почти все родители (82%) интересуются, задают вопросы о занятиях, 18% - не спрашивают и дети не рассказывают.

7. 91% - ответили – да, нужно, 9 % - все равно.

8. 68% опрошенных характеризуют работу учителя башкирского языка с роди­телями как «отличную», «хорошую», «без претензий», «нормаль­ную», благодарят. «Удовлетворительным» находят девять родителей, а «плохо поставленным» двое. Три ответа содержат критику в адрес собственно родителей («все заняты, поэтому работать с нами практически невозможно», «ро­дители разобщены, нет желания работать вместе»).

Таким образом, родители в целом довольны работой учителя башкирского языка. Четкие и конк­ретные виды своей помощи учителю указывают лишь едини­цы, большинство родителей настроены позитивно, демонстрируют готовность сотрудничать, но с рядом оговорок (дефицит времени, средств, а то и желания). Четкого представления о системе работы учителя башкирского языка нет.

Пожелания родителей относительно результатов их совместной с учителем башкирского языка деятельности выглядят следующим образом (диаграмма 5).

Диаграмма 5



Содержание ответов, %:

1— Сотрудничать с учителем башкирского языка и во всем поддержать — 68;

2 — Использовать в изучении башкирского языка передачи башкирского радио и телевещания— 36;

3 — научиться методикам обучения, умению правильно орга­низовывать досуг детей — 21;

4 — выражают готовность выполнять советы учителя башкирского языка — 8;

5 — не ответили — 4;

Как видим, процент неактивных родителей, не ответивших на вопросы, невысок. В целом семья стремится к поиску необходимой информации, и учитель башкирского языка является для родителей достаточно авторитетным. Родители также сознают необходимость и потреб­ность в специальной информации, хотя сформулировать запрос по­рой им сложно.

Пожелания родителей к личности учителя строятся по принци­пу взаимодополнительности (комплементарности): родители хоте­ли бы восполнить отсутствие у себя каких-то личностных или про­фессиональных качеств наличием их у учителя. Из профессио­нальных качеств учителя башкирского языка родители отметили в первую очередь опыт, эрудицию, любовь к своей профессии. По их мнению, учителю должны быть присущи такие качества, как самостоятель­ность в работе, инициативность, изобретательность, стремление к самообразованию, использование нового, передового в своей дея­тельности. Среди личностных качеств родители выделяют любовь к детям, терпимость, склонность замечать в людях хорошее и доб­рое и др.

В последние годы в педагогическом лексиконе все чаще стал исполь­зоваться термин "инновация". Этот термин означает "нововведение", "передовой педагогический опыт", "новаторство, возникающее на основе разнообразия инициатив и новшеств, перспективных для раз­вития образования". Инновация — это изменение того, что уже су­ществует.

Мной накоплен значительный практический опыт по взаимодействию с семьями воспитанников.

Практика показывает, что для установления диалога с семьями воспитанников учителю важно активно использовать язык под­держки и соучастия, давать понять родителям, что их внимательно слушают и слышат. Я достигла этого при помощи разнообразных спо­собов коммуникации (активное слушание, контакт глаз, уместный комплимент, улыбка и пр.), но не ради соответствия ожиданиям семьи, чтобы произвести хорошее впечатление или утвердить свою правоту, а с целью создать эмоционально-положительную атмосферу заинте­ресованного разговора, совместного решения проблем.

Современным родителям необходима помощь, ибо от­сутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непони­манию, а значит, к безрезультативности воспитания. Поэтому основное усилие направ­ила на повышение уровня педагогической культуры родителей.
  1   2   3   4

Похожие:

V. Литература >VI. Приложения iconЛитература Приложения: Приложения №1 «Диагностика знаний детей первого этапа работы»
Возможности приобретения детьми культурного богатства русского народа
V. Литература >VI. Приложения iconЛитература. Приложения
Мы хотим узнать о правилах игр, в которые играли наши родители для того, чтобы научиться играть в эти игры
V. Литература >VI. Приложения iconЛитература 3-5 источников (не старше 5 лет)
...
V. Литература >VI. Приложения iconЧто следует выбрать: обновление или выборочную установку?
Нужно сохранить параметры Windows, личные файлы и приложения в Windows 8 Release Preview. Не все параметры Windows и приложения будут...
V. Литература >VI. Приложения iconЛитература: 3 источника (не старше 5 лет) + 3 Интернет-источника
...
V. Литература >VI. Приложения iconЛитература Приложения
Биология и экология обыкновенного тритона Triturus vulgaris (Linnaeus, 1758) и гребенчатого тритона Triturus cristatus (Laurenti,...
V. Литература >VI. Приложения iconЛитература Отечественная и зарубежная литература Газета «Литература»
Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала
V. Литература >VI. Приложения icon6. Литература > Приложения
В ваших руках первая книга в наше время о лечении голоданием по методике а а суворина. Эта книга написана специально для того, чтобы...
V. Литература >VI. Приложения iconПриложения приложения
Рассматривая способность ребенка восстанавливать душевные силы,, необходимо принимать во внимание нижеследующие систему оценки и...
V. Литература >VI. Приложения iconЛитература: 3 источника (не старше 5 лет) + 3 Интернет-источника
На параграфы не разбивать, сплошной текст. Не надо ни введения, ни заключения, но: обязательно хотя бы 2 приложения (любые рисунки,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница