Совершенствование педагогического мастерства педагогов через самообразовательную деятельность




Скачать 123.87 Kb.
НазваниеСовершенствование педагогического мастерства педагогов через самообразовательную деятельность
Дата публикации12.03.2013
Размер123.87 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Культура > Документы
"Совершенствование педагогического мастерства педагогов

через самообразовательную деятельность"

Е.В.Кислинская,

старший воспитатель

В современном обществе возросла потребность в педагоге, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта.
Образование должно быть непрерывным, т.к. серьёзные изменения в жизни общества детерминированы современными условиями стремительного развития науки и техники. Речь идет не только о смене культурной эпохи, но и о смене типа человека. Всё это выдвигает принципиально новые требования к образованию как культурному институту, поэтому на данном этапе оно рассматривается не только в качестве продукта социально-педагогической инфраструктуры, но и как непрерывный образовательный институт, представляющий собой перманентный процесс становления и самосовершенствования личности.

В 1984 году ЮНЕСКО была предложена трактовка непрерывного образования: "Непрерывное образование означает всякого рода сознательные действия, которые взаимно дополняют друг друга и протекают в рамках системы образования, так и за её пределами в разные периоды жизни; эта деятельность ориентирована на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей личности, включая умение учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в социальном развитии, как в масштабе страны, так и масштабе всего мира".

На сегодняшний день существует около трех десятков терминов, относящихся к понятию "непрерывное образование". В Великобритании пользуются термином "продолжающееся образование", в США употребляют термин "образование через всю жизнь", в Швеции - "возобновляющееся образование". Используются и другие термины: перманентное образование, дальнейшее обучение, образование взрослых, последипломное образование и др.

В современных условиях выработаны основные критерии профессионализма педагога. На основании, которых можно сделать вывод:  педагог 21 века - это: гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству; умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; умеющий организовать рефлексивную деятельность; обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.

На современном этапе качественным может считаться такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться. А.Дистервег считал, что образование только тогда считается законченным, когда человек становиться способным к дальнейшему саморазвитию. Эта мысль лежит в основе традиционного понимания самообразования как дополняющего основное образование, получаемое в образовательных учреждениях.

В современных социокультурных условиях все больше распространяется другой подход, утверждающий, что сущностью любого образования выступает самообразование. Сегодня на смену классическим представлениям о возможности формирования "всесторонне развитой личности" приходит понимание принципиальной незавершенности образования человека. Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования. Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства все время возрастает.
Образование педагогических кадров, повышение их профессионального мастерства - вот приоритетная задача методической работы. Методическая служба призвана активизировать творческую деятельность педагогов, развивать неповторимость их педагогического стиля, а, в конечном счете - способствовать повышению качества и эффективности образовательного процесса. Если процесс образования: осуществляется добровольно, осуществляется сознательно, планируется, управляется и контролируется самим человеком, необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков, то речь идет о самообразовании.

Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:
 - ^ Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
 - ^ Желание творчества. Педагог - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.
 - ^ Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.
- Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к "лучшему" учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.
 - ^ Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его "хорошим" или "плохим". Никто не хочет быть плохим учителем!
 - Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путём непрерывного образования.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

Основные направления, в которых педагогу необходимо заниматься самообразованием:      

  • профессиональное (предмет преподавания);       

  • психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);       

  • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);       

  • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);       

  • правовое;       

  • эстетическое (гуманитарное);       

  • историческое;       

  • иностранные языки;       

  • политическое;       

  • информационно-коммуникативные технологии;       

  • охрана здоровья;       

  • интересы и хобби.       

В чём заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.

Определим источники получения знаний:       

  • телевидение;       

  • газеты, журналы;       

  • литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);       

  • Интернет;       

  • видео, аудио;       

  • платные курсы;       

  • семинары и конференции;       

  • мастер - классы;       

  • мероприятия по обмену опытом;       

  • экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;       

  • курсы повышения квалификации;       

  • путешествия.

Все источники можно разделить на: способствующие личностному росту и способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?


^ Составляющие процесса самообразования педагога:

- Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения и воспитания.       

- Посещать уроки, мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом.       

- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.       

- Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.       

- Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.       

- Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Все это может реализоваться через следующие виды деятельности, которые и составляют процесс самообразования.
^ Виды деятельности, составляющие процесс самообразования.

  • систематический просмотр определённых телепередач;       

  • чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы;       

  • обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях;       

  • решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;       

  • посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;       

  • дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;       

  • изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;       

  • систематическое прохождение курсов повышения квалификации;       

  • проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;       

  • организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;       

  • изучение информационно-компьютерных технологий;       

  • посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;       

  • ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.

Продуктивность процесса самообразования.

Самообразование педагога будет продуктивным, если:       

  • в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;       

  • педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности;       

  • педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала;       

  • программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;       

  • педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;       

  • осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Результат самообразования. В личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок.

Результаты его самообразования отслеживаются на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно):

  • повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

  • разработка новых форм, методов и приёмов обучения, воспитания;

  • доклады, выступления;

  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
    выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

  • разработка и проведение открытых уроков, классных часов по собственным, новаторским технологиям;

  • создание комплектов педагогических разработок;

  • обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).


Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности. И у ряда педагогов возникают некоторые трудности при выборе темы по самообразованию, при определении результатов самообразования, форм отчета по итогам самообразования, по определению формы представления достигнутых результатов.

^ Выбор темы по самообразованию.

Тема самообразования определяется, исходя из:
      1) единой методической темы;
      2) актуальности и важности темы, ее научно-теоретического и практического значения, затруднений педагогов;
      3) педагогического стажа;
      4) уровня профессиональной компетентности педагога.

^ Результат самообразования.
      Любая деятельность бессмысленна, если в её результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.   В личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:       

  • результаты самообразования на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно);       

  • повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);       

  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;       

  • разработка новых форм, методов и приёмов обучения;       

  • доклады, выступления;       

  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;       

  • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;       

  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;       

  • создание комплектов;       

  • педагогических разработок;       

  • обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.

Самообразовательная работа постепенно может перейти в научно-исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулируемую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования. Эта работа в учреждениях образования нового типа должна являться одним из приоритетных направлений в деятельности предметных кафедр и кафедры воспитания.

Ведущая роль в организации самообразования принадлежит методической службе, т.к. главное её назначение - это организация методической работы, которая направлена на непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства педагогов, их компетентности в организации, проведении и обеспечении образовательного процесса. Достижение данной цели осуществляется в ходе реализации ряда задач. В частности через осуществление выявления, обобщения и распространения эффективной педагогической практики учителей и формирование и развитие эффективной модели повышения уровня профессиональной компетентности педагогов через организацию самообразовательной деятельности.

К личности педагога в современных условиях предъявляются очень большие требования. Профессиональная компетентность педагога - многоаспектное явление. В нее входят не только специальные базовые научные и методические знания, умения и навыки, но и умение работать с людьми, зависящее от профессиональной и общей культуры педагога, его ценностных ориентаций, представлений о смысле своей деятельности и о себе как специалисте. Способность понимать духовный мир своих воспитанников и воздействовать на него, уважение и доверие к ним, широкая гуманитарная культура, высокий уровень профессионально-речевой культуры - главные качества педагога, которые требуют своего совершенствования на протяжении всей педагогической деятельности. Как бы ни были эффективны педагогические советы, заседания МО и кафедр, психолого-педагогические семинары, курсы, деловые игры, однако они никогда не смогут заменить самостоятельной работы души и ума. Вернее, их можно считать эффективными только тогда, когда они нацеливают педагога на творческое переосмысление содержания, которое реализуется через эти формы методической деятельности и может стать всего лишь хорошей основой для работы педагога. Только собственный, а не передовой педагогический опыт открывает дорогу к успеху и удовлетворенности своей работой.

 К.Д.Ушинский отмечал, что опыт в чистом виде не внедряется, внедряется идея. Только тот учитель, который понимает значимость самообразования в своей профессиональной деятельности и владеет этими навыками, сможет осуществить переход от парадигмы педагогического воздействия к парадигме педагогического обучения, то есть организовать образовательное пространство с субъект - субъектными отношениями.       

Для учреждения образования нового типа, которое работает в режиме развития, такому как наше Оренбургское президентское кадетское училище, очень важно, чтобы все педагоги были вовлечены в творческую деятельность, которая основана на самообразовании. Поэтому очень важно знать: готовы ли наши педагоги к самообразованию как к виду деятельности, способствующему повышению профессионального мастерства, которое необходимо для повышения качества образовательного процесса.

Как показывает практика, и наблюдения педагоги нашего учреждения активно проявляют инициативу в этой области.

Все это свидетельствуют о том, что в училище созданы благоприятные условия для развития самообразования педагогов с целью формирования высокого профессионального мышления, организационной культуры, устойчивой потребности в самосовершенствовании, непрерывного стремления к изучению новой информации, опыта самостоятельного приобретения знаний.



Похожие:

Совершенствование педагогического мастерства педагогов через самообразовательную деятельность iconГ. Д. Соболь «24» сентября 2013 г
...
Совершенствование педагогического мастерства педагогов через самообразовательную деятельность iconГ. Д. Соболь «24» сентября 2013 г
Методическая тема «Совершенствование образовательного процесса по иностранному языку через повышение профессионального мастерства...
Совершенствование педагогического мастерства педагогов через самообразовательную деятельность iconПлан проведения педагогических чтений на 2013-2014 учебный год Тема
Совершенствование профессионального мастерства учителя через изучение творческого и педагогического наследия И. Г. Песталлоци
Совершенствование педагогического мастерства педагогов через самообразовательную деятельность iconПоложение об областном фестивале педагогического мастерства и творчества...
Целью Фестиваля является содействие повышению профессионального мастерства и развитию творческого потенциала педагогов доу
Совершенствование педагогического мастерства педагогов через самообразовательную деятельность iconПоложение об открытом IV областном фестивале педагогического мастерства...
Целью Фестиваля является содействие повышению профессионального мастерства и развитию творческого потенциала педагогов доу
Совершенствование педагогического мастерства педагогов через самообразовательную деятельность iconПоложение об открытом областном фестивале педагогического мастерства...
Целью Фестиваля является содействие повышению профессионального мастерства и развитию творческого потенциала педагогов доу
Совершенствование педагогического мастерства педагогов через самообразовательную деятельность iconОтчет о работе с детьми сиротами
Цель семинаров: совершенствование форм и методов воспитания в колледже через повышение мастерства классных руководителей
Совершенствование педагогического мастерства педагогов через самообразовательную деятельность iconМетодическая тема
...
Совершенствование педагогического мастерства педагогов через самообразовательную деятельность iconГосударственное казенное образовательное учреждение общеобразовательная школа-интернат
Методическая тема: «Совершенствование форм и методов воспитания через повышение мастерства воспитателя»
Совершенствование педагогического мастерства педагогов через самообразовательную деятельность iconОптимизация методической работы в доу через совершенствование
У большинства педагогов не сформирована устойчивая потребность в самообразовании, педагоги используют
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница