Ритмическая гимнастика как средство развития гибкости на уроках физической культуры




Скачать 314.75 Kb.
НазваниеРитмическая гимнастика как средство развития гибкости на уроках физической культуры
страница1/2
Дата публикации30.05.2013
Размер314.75 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Культура > Урок
  1   2
Ваченкова Светлана Викторовна учитель физической культуры I категории, заместитель директора по здоровьесбережению ГБС(К)ОУ школы-интерната №117 г.о. Самара
РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Любое движение человека производится благодаря подвижности в суставах. В некоторых суставах - плечевом, тазобедренном - человек обладает большой подвижностью, в других - коленном лучезапястном, голеностопном - амплитуда движений ограничена формой сустава и связочным аппаратом. Обычно человек редко использует всю свою максимальную подвижность и ограничивается какой-либо частью от имеющейся максимальной амплитуды движения в суставе. Однако недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, отрицательно влияет на скоростные и координационные способности, снижает экономичность работы и часто является причиной повреждения связок и мышц. При некоторых движениях гибкость человека играет основополагающую роль. Но, к сожалению, многие ученики и педагоги в своей физкультурной и спортивной деятельности недооценивают значение гибкости. Вместе с тем, воспитание гибкости имеет особое значение в целом для воспитания двигательных качеств и физического состояния людей, так как это ограничено достаточно жесткими возрастными рамками. Таким образом, воспитание гибкости у детей остается одной из актуальных проблем физической культуры и спорта.

Подвижность в суставах развивается неравномерно в различные возрастные периоды. У детей младшего и среднего школьного возраста активная подвижность в суставах увеличивается, в дальнейшем она уменьшается. Объем пассивной подвижности в суставах также с возрастом уменьшается. Причем, чем больше возраст, тем меньше раз­ница между активной и пассивной подвижностью в суставах. Это объясняется постепенным ухудшением эластичности мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков и другими морфологическими изменениями. Возрастные особенности суставов необходимо прини­мать во внимание в процессе развития и гибкости.

Специальное воздействие физическими упражнениями на подвиж­ность в суставах должно быть согласовано с естественным ходом воз­растного развития организма.

По мере развития организма гибкость также изменяется неравно­мерно. Так, подвижность позвоночника при разгибании замет­но повышается у мальчиков с 7 до 14 лет, а у девочек с 7 до 12 лет, в более старшем возрасте прирост гибкости снижается. Подвижность позвоночника при сгибании значительно возра­стает у мальчиков 7-10 лет, а затем в 11-13 лет уменьшает­ся. Высокие показатели гибкости отмечаются у мальчиков в 15 лет, а у девочек в 14 лет, при активных движениях гибкость несколько меньше, чем при пассивных.

В суставах плечевого пояса подвижность при сгибательных и разгибательных движениях увеличивается до 12-13 лет, наиболее высокие результаты имеют место в 9-10 лет.

В тазобедренном суставе рост подвижности наибольший от 7 до 10 лет, в последующие годы прирост гибкости замедляет­ся и к 13 – 14 годам приближается к показателям взрослых. У лиц разного возраста между гибкостью и силой мышц существует отрицательная взаимосвязь – с увеличением в ре­зультате тренировки силы мышц, как правило, уменьшается подвижность в суставах.

В последнее время среди спортсменов в различных видах спорта большой популярностью стала пользоваться система развития гибкости, названная стретчингом (растягивание). Упражнения на растягивание включают большой арсенал движений и подразделяются: на пассивные, активные и смешанного типа. Упражнения на растягивание могут найти широкое применение в различных комплексах ритмической гимнастики. Во – первых, они являются прекрасным средством для разминки перед сериями маховых и пружинистых движений, позволяя избегать возможных микротравм. Во – вторых, упражнения на растяжение следует включать в серии силовых упражнений. В – третьих, отдельной серией могут быть упражнения «жёсткого» стретчинга, позволяющие укрепить суставно-связочный аппарат.

Стретчинг может успешно чередоваться с движениями динамического характера. Таким образом, стретчинг легко вписывается в лексику ритмической гимнастики.

Правильно организованные упражнения ритмической гимнастики способствуют укреплению здоровья, развитию основных двигательных качеств, формированию навыков правильной осанки, красивой походки, развитию координации движений. Ритмичная музыка создает необходимый эмоциональный фон, единый темп и ритм выполнения упражнений. Доступность ритмической гимнастики основана на использовании известных и несложных общеразвивающих упражнений (ОРУ). Это упражнения для всех частей тела: маховые и круговые движения ногами и руками, наклоны и повороты туловища, головы, приседания и выпады; простые комбинации этих движений, а также упражнения в упорах, в положении лёжа. Эти упражнения сочетаются с прыжками на двух и одной ноге, с бегом на месте и небольшим продвижением во всех направлениях. Для занятий ритмической гимнастикой не требуется специального оборудования. Один учитель может проводить занятие одновременно с большой группой учащихся.

Комплексы ритмической гимнастики составляются так, чтобы планомерно проработать все суставы, а также позвоночник. Занятия ритмической гимнастики можно проводить в форме уроков 2 раза в неделю (по 40 минут) и секционных занятий 2 раза в неделю (по 2 часа).

На уроках ритмической гимнастики для развития гибкости используются следующие методы обучения:

1.Метод активных движений

2. Метод пассивных действий

3.Метод статических положений

4. Комбинированный метод

Применяются также принципы обучения, необходимые для развития двигательного качества – гибкости:

  1. Принцип сознательности и активности

  2. Принцип наглядности

  3. Принцип доступности

  4. Принцип систематичности

  5. Принцип прогрессивности

Упражнения для развития подвижности в суставах рекомендуется проводить путем активного выполнения движений с постепенно увеличивающейся амплитудой, использования пружинящих «самозахватов», покачиваний, маховых движений с большой амплитудой.

Для правильного выполнения упражнений стретчинга на уроках физкультуры целесообразно придерживаться ряда требований:

  1. Не покачиваться при положении суставов в крайне разогнутом, согнутом состоянии.

  2. Растягивать связки и мышцы только за счет статического давления, находясь в неподвижном состоянии.

  3. Прежде чем включить в урок упражнение, надо знать, какая группа мышц при этом растягивается.

  4. Надо объяснить, что не нужно копировать движения более гибкого товарища, а подходить строго индивидуально.

  5. Вначале следует применить лёгкий стретчинг, лишь затем переходить к развивающим упражнениям стретчинга.

  6. При выполнении упражнений дышать спокойно и ритмично, дыхание при этом состоит из кратких вздохов (через нос) и выдохов (через рот).

  7. Надо сразу прекратить выполнение упражнений, если появилась острая боль, дрожание в теле или растягиваемой мышце, и принять расслабленную стойку.

  8. Не надо выполнять несколько упражнений подряд на сходные группы мышц.

  9. План урока надо максимально разнообразить.

Актуальность выбранной темы обусловлена:

- сенситивным периодом развития гибкости в младшем школьном возрасте, наличие тех возрастных особенностей, которые благоприятствуют воспитанию и совершенствованию данного физического качества;

- большими педагогическими возможностями гимнастических упражнений, которые широко представлены в учебной программе по физическому воспитанию для начальной школы.

Цель работы. Исследовать воспитания гибкости младшего школьного возраста.

В процессе исследования предстояло решить следующие задачи:

  1. Изучение теоретико-методических положений о воспитании гибкости в условиях общеобразовательной школы.

  2. Обобщение опыта работы специалистов в области физической культуры по исследуемой проблеме.

  3. Разработка эффективных средств и методов воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста для использования на уроках гимнастики.

  4. экспериментальная проверка разработанных методов развития гибкости в учебно-воспитательном процессе по физическому воспитанию.

В работе использованы следующие методы исследования:

  1. Анализ литературных данных.

  2. Педагогический эксперимент.

  3. Тестирование.

  4. Математическая обработка данных.

Анализ научно-методической литературы и публикаций периодической печати позволили установить актуальность выбранной темы, заключающейся в установлении необходимости развития гибкости у детей младшего школьного возраста вследствие имеющихся благоприятных возрастных особенностей и выявить противоречие между практически важным процессом воспитания гибкости и недостаточно полно представленными в литературе способами и методиками ее воспитание у детей 7 – 11 лет.

Контрольные испытания

Важным организующим и направляющим фактором в процессе физической подготовки школьников является контроль над уровнем развития физических качеств. В ходе изучения методической литературы были отобраны тестовые задания для оценки гибкости у младших школьников и критерии уровня ее развития (Приложение 1).

Анализ и обобщение полученных данных

Результаты исследований были проанализированы, произведено сравнение с персональными данными критериями оценок и рассчитан процентный прирост степени увеличения подвижности суставов, вследствие применения экспериментальной методики, сделаны выводы и оценка педагогического эксперимента.

Организация исследования

Для проведения педагогического исследования использовались условия спортивной базы ГБС(К)ОУ школы-интерната №117, непосредственно экспериментальная методика направленного развития гибкости внедрялась на уроках гимнастики в течение 1 и 3 четверти. В четвертых классах, где 3-а класс – это экспериментальная группа, а 3-б – контрольная.

С началом исследования в школе был определен исходный уровень развития гибкости у школьников обоих классов, с помощью отобранных тестовых заданий, а именно произведена оценка:

- гибкости позвоночника вперед;

- гибкости позвоночники назад;

- подвижности плечевых суставов;

- подвижности тазобедренных суставов.

Одновременно с тестированием в экспериментальной групп (3-а) на уроках гимнастики вводились новые для школьников методы и средства увеличения подвижности. В экспериментальной группе использовалась специально разработанный комплекс ритмической гимнастики для воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста.

Контрольный класс (3-б) занимался по традиционной методике, где вопросам улучшения гибкости не уделялось должного внимания. Основной задачей исследования явилось совершенствование и расширения комплекса средств и методов развития гибкости у младших школьников.

Процесс развития гибкости в экспериментальной группе –3-а класс осуществлялся постепенно, дозировка упражнений была небольшой, но упражнения применялись систематически и регулярно на каждом уроке, а также рекомендовались для выполнения в УГГ. Особое внимание уделялось обеспечению гармоничного развития подвижности во всех основных суставах.

Основными средствами воспитания гибкости в эксперименте можно назвать гимнастические упражнения различной направленности, которые сочетались в следующих соотношениях: 50% - активные упражнения, 30% - пассивные, 20% - статические. Темы движений, количество повторений, время удержания в статических положениях использовались в соответствии с рекомендациями специалистов.

Кроме метода повторного упражнения практиковались игровой и соревновательный методы.

Уроки гимнастики проводились два раза в неделю, кроме того, экспериментальная группа приглашалась на дополнительные секционные занятия по ритмической гимнастике «Мини-фитнес», где активно использовались элементы широко известных оздоровительных методик: стретчинга, йоги. Для детей этого класса была разработана система домашних заданий, она систематически контролировалась и оценивалась и включала в себя: упражнения на развитие гибкости позвоночника, подвижности плечевых, тазобедренных и других суставов (Приложение 2).

Результаты исследования.

Анализ научно – методической литературы позволил изучить широкий круг вопросов, характеризующих процесс развития гибкости на уроках физической культуры.

В результате обобщения теоретических знаний выявлены:

- особая значимость гибкости в различных видах жизнедеятельности, а также для физического развития школьников;

- возрастная предрасположенность детей младшего школьного возраста к направленному воспитанию гибкости, обусловленная рядом анатомо-физиологических особенностей;

- специальные средства и методы, эффективно улучшающие подвижность в суставах опорно-двигательного аппарата;

- большие педагогические возможности гимнастических упражнений, являющиеся базовым средством повышения уровня развития гибкости в процессе физического воспитания;

- особенности методики воспитания гибкости в младшем школьном возрасте.

Первоначальный этап педагогического эксперимента заключался в определении исходного уровня общей гибкости у школьников четвертых классов ГБС(К)ОУ школы-интерната №117 посредством тестирования подвижности отдельных суставов и позвоночного столба.

В таблицах № 1 и № 2, представлены результаты первого этапа тестирования в контрольной и экспериментальной группах.

Таблица №1

Первый этап тестирования экспериментальной группы (3а класс)



Тестовое задание

Г. позв.впер.

Г. позв. назад

Подвиж. Плеч.сус.

Подвиж. т/б сус.

Рез-т

см

Уров.

Рез-т

см

Уров.

Рез-т

см

Уров.

Рез-т

`

Уров.

1

8

н

36

с

39

с

90

с

2

4

н

37

с

22

н

>90

н

3

5

н

50

н

31

н

>90

н

4

10

с

44

н

42

с

<90

в

5

5

с

33

с

20

н

90

с

6

10

с

24

в

31

н

<90

в

7

1

н

60

н

30

н

>90

н

8

8

н

46

н

46

с

<90

в

итого




В-0%

С-26,5%

Н-73,5%





В-13%

С-26,5%

Н-59,5%




В-0%

С-33%

Н-66%




В-20%

С-20%

Н-60%



Общий результат тестирования экспериментальной группы:

Высокий уровень – 5,4%

Средний уровень – 26,5%

Низкий уровень – 68%

Таблица №2

Первый этап тестирования контрольной группы (3б класс)



Тестовое задание

Г. позв.впер.

Г. позв. назад

Подвиж. Плеч.сус.

Подвиж. т/б сус.

Рез-т

см

Уров.

Рез-т

см

Уров.

Рез-т

см

Уров.

Рез-т

`

Уров.

1

-2

н

57

н

25

н

>90

н

2

0

н

70

н

22

н

>90

н

3

10

с

39

с

49

в

<90

в

4

2

н

53

н

47

н

90

с

5

12

с

45

н

38

с

<90

в

6

3

н

56

с

29

с

>90

н

7

5

н

50

н

35

н

90

c

8

4

н

47

н

43

с

90

с

9

7

н

51

н

33

н

90

с

10

1

н

60

н

30

с

>90

н

итого




В-0%

С-16,6%

Н-83,4%




В-8,3%

С-8,3%

Н-83,4%




В-8%

С-42%

Н-50%




В-16%

С-42%

Н-42%


Общий результат тестирования контрольной группы:

Высокий уровень – 8%

Средний уровень – 27,2%

Низкий уровень – 64,6%



Рисунок 1 «Сравнительные данные I этапа исследования»

Путем сравнения полученных данных с критериями оценок уровня развития гибкости выявлено, что как в экспериментальной, так и в контрольной группах по всем видам тестовых заданий преобладает низкий уровень показателей. Мы предполагаем, что это результат невнимательного отношения к проблеме развития гибкости.

В течение первой и четвертой четверти в экспериментальном классе широко практиковались, разнообразно сочетаясь, упражнения на растягивание указанные выше, комплексы ритмической гимнастики, без предметов и с предметами. С окончанием произведен повторный этап педагогического исследования, совпадающий по содержанию с первоначальным.

Таблица №3

Второй этап тестирования экспериментальной группы (3а класс)



Тестовое задание

Г. позв.впер.

Г. позв. назад

Подвиж. Плеч.сус.

Подвиж. т/б сус.

Рез-т

см

Уров.

Рез-т

см

Уров.

Рез-т

см

Уров.

Рез-т

`

Уров.

1

10

с

30

в

41

с

<90

в

2

7

н

35

с

26

н

>90

н

3

8

н

43

н

33

н

90

c

4

15

в

36

с

50

в

<90

в

5

6

с

33

в

28

н

<90

в

6

12

с

22

в

40

с

<90

в

7

5

с

57

н

35

с

>90

н

8

10

с

40

с

50

в

<90

в

итого




В-13%

С-53%

Н-33%





В-20%

С-40%

Н-40%




В-20%

С-46%

Н-33%




В-26,5%

С-26,5%

Н-46%



Общий результат второго тестирования экспериментальной группы:

Высокий уровень – 20% - прирост – 14,6%

Средний уровень – 42% - прирост -16%

Низкий уровень – 38% - уменьшился на 21%

Улучшение гибкости произошло на всех уровнях по всем тестовым заданиям.

Таблица №4

Второй этап тестирования контрольной группы (3б класс)



Тестовое задание

Г. позв.впер.

Г. позв. назад

Подвиж. Плеч.сус.

Подвиж. т/б сус.

Рез-т

см

Уров.

Рез-т

см

Уров.

Рез-т

см

Уров.

Рез-т

`

Уров.

1

0

н

55

с

26

н

>90

н

2

1

н

35

с

25

н

>90

н

3

12

с

35

с

50

в

<90

в

4

3

н

51

н

45

с

90

с

5

12

с

45

н

38

с

<90

в

6

5

с

55

с

30

с

>90

н

7

8

н

51

н

35

н

90

c

8

4

н

44

н

45

с

90

с

9

10

с

50

н

53

н

90

с

10

2

н

67

н

33

с

>90

н

итого




В-0%

С-42%

Н-58%




В-8%

С-25%

Н-67%




В-8%

С-59%

Н-33%




В-16%

С-42%

Н-42%


Общий результат тестирования контрольной группы:

Высокий уровень – 8%- прироста нет

Средний уровень – 42%- прирост составил 14,8%

Низкий уровень – 50%- снижен на 14,6%

Результаты тестирования контрольной группы показывают наличие небольшого улучшения уровня развития гибкости, прирост показателей объясняется большой долей гимнастических упражнений в уроках и еще раз доказывает большие педагогические возможности гимнастических упражнений.


Рисунок 2
  1   2

Похожие:

Ритмическая гимнастика как средство развития гибкости на уроках физической культуры iconУрок по физической культуре для учащихся 6 класса по теме «Гимнастика»
Цель урока: Развитие общей выносливости средствами физической культуры. Обновл6ение двигательную память путем повторения полученных...
Ритмическая гимнастика как средство развития гибкости на уроках физической культуры iconИспользование разноуровневой групповой технологии как средство формирования...
Авдеев Пётр Иванович, учитель физического воспитания специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната VIII вида...
Ритмическая гимнастика как средство развития гибкости на уроках физической культуры iconВаченкова Светлана Викторовна учитель физической культуры
Развитие координационных способностей у детей с нарушением слуха на уроках физической культуры
Ритмическая гимнастика как средство развития гибкости на уроках физической культуры icon«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры»
Попкова Л. А., учитель физической культуры первой квалификационной категории моу города Кургана «сош №49»
Ритмическая гимнастика как средство развития гибкости на уроках физической культуры iconАвторская инновационная программа. «Профилактика заболеваний на уроках...
Мобу «Русскокукморская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района Республики Марий Эл
Ритмическая гимнастика как средство развития гибкости на уроках физической культуры iconСпортивная гимнастика
Капустина Ю. Н., учитель физической культуры, средняя школа №60 г. Набережные Челны
Ритмическая гимнастика как средство развития гибкости на уроках физической культуры iconЗакон города москвы о физической культуре и спорте в городе москве
Настоящий Закон регулирует отношения в области физической культуры и спорта в городе Москве, определяет систему организации физической...
Ритмическая гимнастика как средство развития гибкости на уроках физической культуры iconСтатья на тему: Метод игровых технологий как средство развития познавательного...
Метод игровых технологий как средство развития познавательного интереса школьников на уроках французского языка
Ритмическая гимнастика как средство развития гибкости на уроках физической культуры iconМастер класс Пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж как средство оздоровления дошкольников
Мастер класс «Пальчиковая гимнастика, массаж и самомассажа как средство оздоровления дошкольников»
Ритмическая гимнастика как средство развития гибкости на уроках физической культуры iconК алендарно тематическое планирование 8класс (3 часа). 1 четверть
Атлетическая и ритмическая гимнастика. Комплекс упр с гантелями и набивными мячами
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница