Методические рекомендации по работе над рефератом и темы реферат вопросы для самоконтроля; вопросы для подготовки к экзамену (зачету). Программа курса




Скачать 346.15 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по работе над рефератом и темы реферат вопросы для самоконтроля; вопросы для подготовки к экзамену (зачету). Программа курса
страница1/2
Дата публикации21.05.2013
Размер346.15 Kb.
ТипМетодические рекомендации
shkolnie.ru > Культура > Методические рекомендации
  1   2


Учебно-методическое пособие имеет целью помочь студентам заочной (дистанционной) формы обучения в изучении курса культурологии. Методические материалы включают: программу курса культурологии, план учебных занятий, методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям и работе над контрольной работой, вопросы для самоконтроля и вопросы к зачету.

Составитель Каримов М. М., доц., канд. ист. наук

Рецензент Гареев Э. С, доц., канд. филос. наук
Согласовано:

Зав. кафедрой истории и культурологии, проф. А.С. Верещагин

Зам. декана УЗФ по дистанционному обучению, доц. Э. В. Писаренко

© Уфимский государственный нефтяной технический университет. 2004
Введение
Сегодня возрастает значимость всех проблем, связанных с культ) духовным состоянием общества, в том числе и российского. Их решение служит необходимым условием преодоления кризисных моментов общественного развития.

Предлагаемые методические материалы имеют целью помочь студентам заочной формы обучения в изучении курса культурологии.

Культурология сегодня - одна из базовых гуманитарных дисциплин, входящих в федеральную компоненту Государственного стандарта высшего образования Российской Федерации. Она решает общеобразовательные задачи по формированию личности специалиста, способного выполнять широкий функций в новых социальных и экономических условиях. Учебно-методическое пособие включает:

  • программу курса культурологии;

  • план учебных занятий;

  • методические рекомендации по работе над рефератом и темы реферат

  • вопросы для самоконтроля;

  • вопросы для подготовки к экзамену (зачету).


Программа курса
Раздел I. Культура: понятие, структура и функции
Культура как предмет культурологии. Понятие культуры, различные подходы к его определению. Культура и природа, культура и человек. Культура как ценность, как процесс и продукт духовного производства. Культура материальная и духовная, их связь с соответствующими потребностями человека.

Основные функции культуры - человекотворческая, защитная, креативная, коммуникативная, знаковая, аккумулирующая (информационная), компенсаторно-игровая, социализации.

Материальная культура: ее сущность, структура и функции. Артефакты материальной культуры как памятники и символы эпохи. Связь материалы культуры с ее духовными компонентами: архитектура и декоративно-

прикладное искусство как области их слияния. Техника и духовная культура. Роль техники в производственной и социальной сферах общества.

Духовная культура как способ освоения и постижения человеком окружающего мира. Философия, наука, искусство, мифология, религия, общественно - политическая мысль, социальные нормы, мораль как основные ее элементы.

Социальный механизм духовного производства. Заказчик, создатель, хранитель и распространитель, потребитель и носитель культуры. Меценатство, его сущность и роль. Проблема создателя духовных ценностей. Роль и становление интеллигенции. Влияние потребителя культуры на процесс ее создания и распространения. Функционирование механизма духовного производства как целостности.
^ Раздел II. Культурология в системе гуманитарных наук. Основные этапы развития культурологической мысли
Культурология как наука. Предмет культурологии (проблема его определения), ее соотношение с другими науками: философией, этнографией, археологией и т. д.

Предыстория науки о культуре. Различие понятий «освоение» и «изучение культуры». Зарождение культурологической мысли и начало донаучного периода в ее истории. Мифологические представления о культурных героях как первое проявление саморефлексии культуры. Представления о культуре в античном мире и в эпоху средневековья.

Накопления знаний о различных проявлениях культуры как побочный результат деятельности купцов и путешественников. Значение эпохи Великих географических открытий.

Западная культурологическая мысль XVIII - XX вв. Переход от донаучного к научному этапу развития культурологической мысли. Целостное (философское) осмысление культуры и становление частных наук, ее изучающих. Зарождение исторического представления о культуре. Философия культуры И. Канта, И. Гердера, Г. Гегеля.

Основные культурологические школы, направления и теории.
^ Раздел III. Морфология и динамика культуры
Морфология культуры. Подразделения культуры, ее роды и виды. Принципы классификации культуры:

а) по родам деятельности: два основных подразделения культуры по родам деятельности - материальная и духовная культура, условность границ
между ними; процессы «опредмечивания» (материализации) в культуре;

б) по носителю культуры: подразделение на виды культуры внутри родов материальной и духовной культуры - народная (этническая), национальная (элитарная) и массовая культура.

Народная культура и ее носитель (род, племя, народность, этнос). Узкое пространство распространения народной культуры. Народная культура как культура «крови и почвы». Интегративный и дезинтегративный характер народной культуры. Ксенофобия: «мы» и «они» - характерная черта народной культуры. Культурная самоидентификация личности.

Национальная культура. Этнос и нация, черты различия, Процесс формирования нации, национального языка, литературы и культ; Национальная интеллигенция как носитель национальной культ. Элитарный характер национальной культуры.

Массовая культура. Понятие «массы», ее характерные признаки. Характерные черты массового сознания. Позитивные и негативные стороны массовой культуры. Агрессивный характер массовой культуры. Реальность угрозы снижения культурного уровня общества. Элитарная культура оппозиция массовой культуре. Понятие «элиты». Современные теории элиты: биологическая, психологическая, техническая, организаторская распределительная, художественно-творческая. Субкультуры как виды элитарных групп. Современные молодежные субкультуры.

Основополагающие институты культуры.

Динамика культуры

Устойчивое и изменчивое в культуре. Идея общественного прогресса и эволюционистский подход к культуре (Л. Морган, Э. Тэйлор, Г. Спенсер). Критика эволюционизма. Концепция «Вызова и Ответа» как движущей силы развития культуры (А. Тойнби). Социокультурная динамика и закономерности развития культуры, смена базисных социокультурных ценностей как движу сила трансформации культуры в культуру нового типа (П. Сорокин).

Оппозиционные культуры в обществе: субкультуры и контркультуры. Роль контркультуры в революционной смене господствующих культур. Контркультура как фактор обновления господствующей культуры. Возможность превращения контркультуры в господствующую культуры против которой формируется новая контркультура. Контркультура и антикультура, черты сходства и отличия.
^ Раздел IV. Исторические модели культуры. Культура и цивилизация
Исторические модели культуры:

а) моновекторная, линеарная;

б) поливекторная, цивилизационная.

Формирование линеарной модели культуры в эпоху Просвещения. Основные черты этой культуры: гуманизм, рационализм, и европоцентризм. Кризис просвещенческой линеарной модели культуры и европоцентризма. Возникновение цивилизационной школы в культурологии (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Отрицание линеарной, единообразной модели мировой культуры. Введение в научный оборот понятий «культурно-исторический тип», «цивилизация».

Культура и цивилизация. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Неоднозначность определения понятия «цивилизация» в культурологии, основные концепции его истолкования. Понятие «локальные культуры».

История как череда жизненных циклов культурно-исторических типов. Преемственность культур как фактор их превосходства над уединенными культурами (Н. Данилевский).

Культура как живой организм. Проблема исчерпания возможностей развития культуры. Цивилизация как умирающая культура.
^ Раздел V. Суперкультуры. Запад и Восток.

Место России в мировом культурном процессе
Понятие «суперкультуры», ее выход за пределы одной нации и государства, широкий ареал распространения. Запад и Восток как наиболее крупные суперкультуры. Исторические корни возникновения двух ветвей развития мировой культуры: древневосточные цивилизации и античная (греко -римская) цивилизация. Возникновение на их основе суперкультур Запада (Западная Европа и США) и Востока. Географическое и культурологическое понятия «Запад" и "Восток». Разнонаправленность культур Запада и Востока в области экономических отношений, политического строя, менталитета, психологии и образа жизни.

Современные Запад и Восток, их противостояние и взаимодействие. Две концепции современной футурологии: а) возможность межцивилизационных конфликтов и войн (концепция С. Хантингтона); б) возможность межцивилизационного и межкультурного диалога. Взаимодействие культур как необходимое условие преодоления их ограниченности и взаимообогащения в интересах развития мировой культуры.

Место России в сообществе мировых цивилизаций. Основные теории определения места России в мировом сообществе. Западничество и славянофильство. Теория панславизма. Мессианские теории места России в мировой истории и культуре (роль славянского культурно-исторического типа по Н.Я. Данилевскому). Евразийская теория. Роль исторической практики в решении теоретических споров. Опыт русских революций, крушения Российской империи и распада СССР как ответы на спорные утверждения о месте и роли России в сообществе мировых цивилизаций.

Список литературы

Основная литература


  1. Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. Е.В. Попов.– Ростов-н/Д, 1996.

  2. Гуревич П.С. Культурология: Учеб. пособие. - М., 1996.

  3. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М., 1996. - Ч. I - III.

  4. Культурология. XX век: Словарь. - СПб., 1997.

  5. Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина - М., 1997.

  6. Культурология: Учебник для студентов технических вузов / Под ред, Багдасарьян. - М., 1998.

  7. Учебный курс по культурологии / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов-н/Д, 1996.

  8. Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. -Ростов-н/Д, 1997.


Дополнительная литература


  1. Актуальные проблемы культуры XX века. - М., 1993.

  2. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990.

  3. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. - М., 1994.

  4. Бобахо В.А., Левикова СИ. Культурология. - М., 2000.

  5. Взаимодействие культур Запада и Востока. - М., 1987.

  6. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII вв. - М., 1990.

  7. Гуревич П.С. Философия культуры: Пособие для студентов. - М.: А< Пресс, 1994.

  8. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.

  9. Завадская Е.В. Восток на Западе. - М., 1970.

  10. Запад и Восток. Традиции и современность. - М., 1993.

  11. Кармин А.С. Культурология. - СПб., 2001.

  12. Кравченко А.И. Культурология. - М., 2001.

  13. Культура, культурология и образование. Материалы "круглого стол Вопросы философии. - 1997 -. № 2.

  14. Культурология. - М., 1993.

  15. Культурология в вопросах и ответах / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов-н/Д, 1997.

  16. Леви-Строс К. Структурная антропология. - М., 1993.

  17. Левяш И.Я. Культурология. Курс лекций. - Минск, 1999.

  18. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. - М., 1991.

  19. Лотман Ю.М. Типология культуры, (Любое издание).

  20. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М., 1992.

  21. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. - СПб., 1994.

  22. Лотман Ю.М. Об искусстве. - СПб., 1998.

  23. Малюга Ю.Я. Культурология. - М.,1999.

  24. Межуев В.М. Актуальные проблемы теории культуры. - М., 1983.

  25. Мир философии. Книга для чтения. - М., 1991. - Ч.П.

  26. Ницше Ф., Фрейд 3., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.-П. Сумерки богов. - М., 1989.

  27. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов.- М.,2001.

  28. Полищук В.И. Культурология: Учеб. пособие. - М., 1998.

  29. Рождественский Ю.В. Введение в культурологию. - М., 1996.

  30. Розин В.М. Введение в культурологию. - М., 1994. - С. 5-31.

  31. Розин В.М. Культурология: Учебник для вузов. - М., 1998.- Гл.2, 3.

  32. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. -М., 1993.

  33. Русская мысль в век Просвещения /Отв. ред. Н.Ф. Уткина. - М., 1991.

  34. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций.– Брянск, 1996.

  35. Смолкина Н.С. Россия и Запад в отечественной публицистике XIX века: Хрестоматия. - М., 1995.

  36. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

  37. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Б.С. Ерасов. -М.,1998.

  38. Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991.

  39. Тэйлор Э. Первобытная культура. - М., 1968.

  40. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. - М., 1992.

  41. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. - М., 1986.

  42. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. №1.

  43. Хрестоматия по культурологии / Под ред. И.Ф. Кефели и др. Т.1 -СПб., 1999; Т.П - СПб., 2000.

  44. Шпенглер О. Закат Европы. Очерк морфологии мировой истории. - М., 1993.

  45. Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. - М., 1998.

  46. Яковец Ю.В. Ритм смены цивилизаций и исторические судьбы России. - М., 1994.

  47. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. - М.,1991.


Планы семинарских занятий

Тема I Морфология культуры


  1. Понятие материальной и духовной культуры, их структура. Взаимосвязь и взаимопроникновение материальной и духовной культуры.

  2. Этническая, национальная, массовая культуры. Элитарная культура как оппозиция массовой культуры.

  3. Субкультуры (контркультуры) как виды элитарных групп. Контркультура и антикультура. Современные молодежные субкультуры.



Список литературы
Основная литература


  1. Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Попова Е.В.– М., 1996.-С. 62-70 (III в).

  2. Гуревич П.С. Культурология: Учеб. пособие. - М., 1998. - Гл.9. - С. 155-170 (IV b).

  3. Гуревич П.С. Философия культуры: Учеб. пособие для студентов. - М., И - С. 269-290 (III в).

  4. Ерасов Б.С. Социальная культурология. В 3 ч. - М., 1997.- Ч.П.-С. 156-(II в); С. 261-270, 422-427 (III в); 435; Ч.Ш.-С. 406 - 418 (III в).

  5. Кармин А.С. Культурология. - СПб., 2001.4.2. - Гл.З. - § 2,3,4; Гл.5. -( II в); С. 71-83 (III в).

  6. Культурология в вопросах и ответах: Учеб. пособие. - Ростов-н/Д, 1997 326-333 (III в).

  7. Культурология. - М.: Общество «Знание», 1993.-С. 15-17, 36-45 (1в); 110-( III в);С. 120-124 (IV b).

  8. Культурология: Учеб. пособие для студентов технических вузов / Под f Багдасарьян Н.Г. - М, 1998.-С. 49-5 1'(III в); 158, 159, 162-165, 167-168, 1 185, 192-193 (II в).

  9. Культурология: Курс лекций. / Под ред. Радугина А.А. - М, 1997.- С. 50-65-69 (Ив); 83-95 (III в).

  10. Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. - Минск, 1998. - С. 38-58 (III в).

  11. Малюга Ю.Я. Культурология. - М.,1999.- С. 24-33 (1в).

  12. Пономарева Г.М. и др. Основы культурологии: Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. -М., 1993. - Гл.З, С. 56-71 (III в); Гл. 7,9,10 (II в); Гл. 12. - С. 313-339 (IV b).

  13. Полищук В.И. Культурология: Учеб. пособие. - М., 1998.- С. 30-36 (1в); 78-79 (III в); 79 (IV b).



Дополнительная литература


  1. Введение в культурологию: Конспект лекций. - М.: МНЭМ, 1992. - С. 14-17 (1;III в).

  2. Контркультура, идеология и политика. - М., 1976 (IV b).

  3. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. - М., 2001.-С. 229-244 (III в); 245-261 (IV b).

  4. Рождественский Ю.В. Введение в культурологию. - М., 1996.-С.82-180 (1в).

  5. Субкультурные объединения молодежи. - М., 1987 (IVb).



Методические рекомендации

Морфология культуры - составная часть теории культуры, изучающая основные структурные элементы, типичные формы культуры как сложной целостной системы, принципы их взаимодействия. Следует отметить, что исследователи, занимающиеся проблемами морфологии культуры, используют различные методологические принципы в определении морфологических форм культуры (М. Каган, А.Флиер и др.)

Наиболее распространенными принципами классификации культуры являются: по родам деятельности - материальная и духовная; по носителю культуры - народная (этническая), национальная (элитарная) и массовая культура.

Выделение в культуре материальной и духовной форм носит условный характер: в чистом виде ни та, ни другая не существуют. Любая вещь, явление в системе культуры (артефакт) имеет материально-духовный характер.

^ Материальная культура сама по себе имеет сложную структуру. Она делится на технико-технологические и предметно-продуктивные компоненты.

Имея в виду технико-технологическую область материальной культуры следует разделить понятие «техника» в широком и узком смысле. В первом случае мы имеем в виду навыки, приемы, какой-либо деятельности, совпадает по смыслу с мастерством, искусством. Во втором – машины, механизмы, приборы, т.е. орудия производства. В XX веке роль техники оказалась столь высока, что ведет в культуре к подмене человека техникой. В связи с какими изменениями стало это возможно? Какое влияние оказывают современные средства коммуникации на духовную культуру?

Предметно-продуктивный слой материальной культуры имеет в свою очередь ряд подразделений. Здесь следует иметь в виду, что материальная культура затрагивает сферы интимных и социальных отношений.

Материальная культура органически связана с человеком, обществом и его духовной областью. Эту связь возможно проследить на конкретных видах, типах материальной культуры (жилище, одежда, оружие и т.п.). Есть область, в которой материальная культура сливается с духовной (например: произведения архитектуры и декоративно-прикладного искусства). Материальная культура может носить национальный характер, а в XX веке возникает глобальная культура. Какие черты характерны для современной материальной культуры? Какие возникают проблемы в культуре в связи с современными особенностями материальной культуры?

Следующий аспект влияния материальной культуры связан с творческими идеями и замыслами человека и возможностями материального производства. Как они соотносятся друг с другом? Какие состояния переживает культура различных формах их взаимоотношений?

Если материальная культура связана с освоением природной сферы, являясь «очеловеченной» частью природы, то духовная культура связана с преобразованием внутреннего мира человека, сферы его духовного бытия. Обратите внимание, что духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности производства. Означает ли в таком случае, что духовная культура играет роль, подчиненную по отношению к материальной, может ли она играть ведущую роль?

Исходя из деятельного подхода к культуре, в духовной культуре выделяют 4 раздела. Познакомьтесь с ними.

Духовная культура имеет дело с духовными ценностями. В каких сферах культуры они вырабатываются? Как классифицируются? Обратите внимание на роль ценностей в культуре. Как влияют они на стабилизацию и дестабилизацию культуры? Какова роль интеллигенции в этом процессе?

Духовные ценности тесно связаны с формированием культурной картины мира. Какие ценности лежат в основе ее формирования? На что влияет культурная картина мира?

Артефакты духовной культуры существуют в разнообразных формах. Это нормы, обычаи, обряды, ритуалы. В каком соотношении находятся ценности и перечисленные формы духовной культуры? Осуществлению каких функций культуры все эти феномены способствуют?

Восприятие человеком мира может происходить через интуитивное, эмоционально-чувственное и рациональное сознание. Им соответствуют такие формы духовной культуры, как вера, искусство, наука.

Исторически первой областью духовной жизни была мифология. В чем специфика мифологического освоения мира? Какую роль играет мифология в современной культуре?

Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом. Необходимо, прежде всего, уяснить сущность религии, дать ей определение. При этом следует помнить о культурологическом подходе, изучая данный феномен культуры. В этом контексте важно уяснить особенность религиозного отношения к миру. Лучше всего это сделать в сопоставлении с научным. Ответьте на вопрос: существенные и отличительные признаки науки и религии как феноменов культуры?

Другим аспектом проблемы должно стать уяснение места религии в системе культуры, ее связи с искусством. Обратите внимание, что социальные корни у искусства, религии были различными. Прокомментируйте следующие два взгляда на соотношение религии и культуры: «вся культура из храма» (Дж. Фрэзер) и религия возникает «лишь во тьме невежества, нужды, беспомощности, некультурности» (Л. Фейербах).

Искусство - очень сложное, многомерное и полифункциональное явление. В культурологии оно означает сферу художественной деятельности и ее продуктов. Следует, прежде всего, уяснить, чем отличается искусство от других форм культуры (религии, науки) и ее особую специфическую роль в культуре.

Развитие искусства происходит в рамках динамических изменений всей культуры. Оно исторично. Значит ли это, что искусство является скопищем музейных экспонатов?

Сложными являются взаимоотношения искусства и общества. Искусство личностно с одной стороны, но художник творит для людей - с другой. Является ли оно иллюстратором различных идей (политических, религиозных, идеологических) или искусство - самодостаточный феномен?

Роль искусства в развитии культуры противоречива. Она может быть конструктивной и деструктивной. На конкретных примерах покажите эти два варианта влияния на человека, общество. Попытайтесь определить пределы влияния искусства на человека.

Приступая к изучению такого феномена культуры, как наука, следует обратить внимание на особенности духовной деятельности человека в этой области, при этом следует уяснить следующие проблемы:

  • предмет и методы изучения;

  • специфика научного познания и особенности научного знания;

  • социальная функция науки и ее социокультурные ориентиры;

  • особенности науки как культурного явления.

Место, роль и своеобразие науки в системе культуры раскрываются через постановку следующих проблем:

  • ценности науки и культуры, суть их противоречия;

  • влияние науки на духовное развитие человека;

  • идея прогресса и место человека в нем;

  • особенности влияния науки на развитие культуры и цивилизацию. Совпадает ли вектор этого влияния?

  • соотношение науки с религией, моралью, художественной культурой.

Является ли современная культура гармоничной и сбалансированной и почему? В культуре эти формы духовной деятельности не изолированы, происходит их взаимодействие и проникновение. Многие явления куль могут быть поняты на стыках религии и искусства, науки и искусства и т.д.

Подразделение культуры по ее носителю (субъекту) сформировалось в ходе исторического развития. Изучение этнической (народной), национальной, массовой и элитарной культур необходимо начать с определения смысла понятий «этнос» (народ), «нация», «масса», «элита». При этом следует иметь в виду, что они могут существенно отличаться от представлений в других общественных науках, поэтому пользуйтесь справочниками и учебными пособиями по культурологии1.

Обратите внимание на характерные черты этих форм (пластов) культур каких сферах культуры они проявляются, как взаимодействуют этническая, национальная, национальная и массовая, а последняя с элитарной культурами.

Для этнической культуры характерен этноцентризм, который связан с отношениями данного этноса к другим культурам. Дайте оценку этому явлению в культуре.

Национальная культура тесно связана с этнической, но не сводится к ней. Приведите примеры различных вариантов формирования национальных культур. Взаимодействие национальной и этнической культур в определенных условиях может доходить почти до разрыва (как это бы. русской культуре)2.

Изучение массовой культуры начните с понятий «масса», сущностных признаков «человека-массы» и массового сознания. В этом вопросе можно выделить ряд проблем, по которым рекомендуем сделать самостоятельные сообщения:

  • технологические и социальные факторы формирования массовой культуры;

  • массовая культура в системе рыночного хозяйства;

  • массовая культура и личность;

  • философские основы массовой культуры;

  • социальные и этнические функции массовой культуры.

В качестве антипода массовой культуре выделяют элитарную культуру.

Внутри национальных культур выделяют субкультуры. При подготовке по данному вопросу следует включить следующие проблемы: причины возникновения, отличительные черты, специфика субкультур. В качестве оппозиции господствующей культуре выступает контркультура. В чем различия субкультуры от контркультуры? При каком условии контркультура превращается в антикультуру? Играют ли определенную роль субкультура и контркультура в динамике культуры?

Ваш ответ будет неполным, если вы не подготовите материал о западных и российских моделях молодежных суб- и контркультур. Обратите внимание на их функцию и направления.

Знакомство с морфологией культуры позволяет сделать следующие выводы:

общепринятого определения культурных форм нет в культурологии;

существуют различные их классификации;

культурные формы чрезвычайно разнообразны и многочисленны, как и сами определения культуры;

среди культурных форм можно выделить более крупные типы и формы меньшего «ранга», занимающие отдельные «подобласти» культурного пространства.
^ Вопросы для самопроверки


  1. Как соотносятся духовная и материальная культура? Проанализируйте взаимосвязь и взаимопроникновение материальной и духовной культуры?

  2. Что понимается под элитарной культурой? Чем вызвано появление элитарной культуры?

  3. Как соотносятся понятие «народ» и «масса»? Проанализируйте влияние массовой культуры на национальную и этническую.

  4. Что такое массовая культура? Приведите примеры в литературе, музыке, кино, театре, живописи.

  5. Сопоставьте понятия культуры и контркультуры. Что такое контркультура? Всегда ли были контркультуры?

  6. Объясните понятие субкультуры. Как соотносятся субкультура и контркультура?



  1   2

Похожие:

Методические рекомендации по работе над рефератом и темы реферат вопросы для самоконтроля; вопросы для подготовки к экзамену (зачету). Программа курса iconМетодические рекомендации по работе над рефератом и темы реферат...
Методические материалы включают: программу курса культурологии, план учебных занятий, методические рекомендации по подготовке к семинарским...
Методические рекомендации по работе над рефератом и темы реферат вопросы для самоконтроля; вопросы для подготовки к экзамену (зачету). Программа курса iconПримерные вопросы к экзамену или зачету по предмету ксе вопросы для...
Общая характеристика науки и ее основные черты. Основные принципы научного познания: причинность, критерий истины, относительность...
Методические рекомендации по работе над рефератом и темы реферат вопросы для самоконтроля; вопросы для подготовки к экзамену (зачету). Программа курса iconПримерные вопросы к экзамену или зачету по предмету енкм вопросы для подготовки к экзамену
Общая характеристика науки и ее основные черты. Основные принципы научного познания: причинность, критерий истины, относительность...
Методические рекомендации по работе над рефератом и темы реферат вопросы для самоконтроля; вопросы для подготовки к экзамену (зачету). Программа курса iconПримерные вопросы к экзамену или зачету по предмету «Современная...
Общая характеристика науки и ее основные черты. Основные принципы научного познания: причинность, критерий истины, относительность...
Методические рекомендации по работе над рефератом и темы реферат вопросы для самоконтроля; вопросы для подготовки к экзамену (зачету). Программа курса iconВопросы к экзамену «Международное частное право» 5 Тематика вопросов...
Для подготовки к зачетам и экзаменам для студентов 5 курса (9 семестр) заочного отделения
Методические рекомендации по работе над рефератом и темы реферат вопросы для самоконтроля; вопросы для подготовки к экзамену (зачету). Программа курса iconВопросы для подготовки к курсовому экзамену по технологии лекарственных форм
Для подготовки студентов фармацевтического факультета к экзамену кафедра составила вопросы и ситуационные задачи, которые, приводятся...
Методические рекомендации по работе над рефератом и темы реферат вопросы для самоконтроля; вопросы для подготовки к экзамену (зачету). Программа курса iconВопросы к экзамену (зачёту) по дисциплине «Коммерческое право»
...
Методические рекомендации по работе над рефератом и темы реферат вопросы для самоконтроля; вопросы для подготовки к экзамену (зачету). Программа курса iconВопросы к экзамену по дисциплине «Земельное право» 14 Вопросы к зачёту по дисциплине 18
Вопросы к контрольной работе и экзамену по дисциплине «Международное частное право» 8
Методические рекомендации по работе над рефератом и темы реферат вопросы для самоконтроля; вопросы для подготовки к экзамену (зачету). Программа курса iconФакультет логопедии утверждаю
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен...
Методические рекомендации по работе над рефератом и темы реферат вопросы для самоконтроля; вопросы для подготовки к экзамену (зачету). Программа курса iconВопросы к экзамену и контрольной работе по дисциплине «Педагогика»
Вопросы к зачету по дисциплине «Профессионально-этические основы социальной работы» 16
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница