Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования




Скачать 248.51 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Дата публикации28.02.2013
Размер248.51 Kb.
ТипРабочая программа
shkolnie.ru > Культура > Рабочая программа
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра философии, культурологии и социально-гуманитарных наук.


УТВЕРЖДЕНА

Ученым советом АГПА

протокол № ___ от «___» _______20__ года





РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА

на заседании кафедры философии, культурологии и социально-гуманитарных наук
« » ___________ 20___ _года

(протокол № ____)

Зав. кафедрой д. филос.наук проф.

_____________В.И. Гамов




^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ
по научной специальности: 24.00. 01 – теория и история культуры
^ Форма обучения очная/заочная
Составители:

д.филос.н., проф. Гамов В.И.

к.филос. н., доцент Семенюк Е. Ю.
Армавир

2012 г.

АННОТАЦИЯ

рабочей программы учебной дисциплины
Цель учебной дисциплины – содействие формированию всесторонне образованного, методологически грамотного исследователя и преподавателя;

углубление методологических знаний аспирантов в сфере культурологии, расширение их представлений о методологии исследования теории и истории культуры как учении о подходах, способах и средствах познания культуры в ее различных проявлениях, что обеспечивает подготовку научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации для науки и образования;

формирование умений и навыков научно-исследовательской работы и научно-педагогической деятельности;

оказание помощи аспирантам и соискателям в подготовке к сдаче зачета по курсу «Методологические вопросы теории и истории культуры»

Задачи курса:

раскрыть роль методологии в культурологическом знании;

выработать понимание актуальности изучения методологических вопросов теории и истории культуры;

рассмотреть основные подходы к пониманию и изучению культуры в истории культурологического знания

проанализировать основные подходы к пониманию и изучению культуры в истории культурологического знания в современной культурологической мысли;

изучить основные концепции культуры в истории культурологии;

проанализировать основные современные концепции культуры;

освоить наиболее значимые методы исследования культурологического знания;

выявить место методологии теории и истории культуры в культурологическом знании и показать ее специфику;

ознакомить с обязательным для каждого соискателя ученой степени кандидата наук минимумом требований к уровню знаний по данному факультативному курсу.
Место учебной дисциплины в структуре ООП: Программа курса позволяет глубже понять феномен глубже понять феномен методологического знания теории и истории культуры как особый вид культурологического познания. Тем самым появляется возможность глубже понять теорию, историю и современное состояние культурологической мысли, представить эволюцию последней как элемент общего процесса освоения мира. Это позволяет ставить и решать исследовательские задачи культурологического познания на современном уровне.
Дисциплина относится к факультативным дисциплинам образовательной составляющей учебного плана подготовки аспирантов.
В результате изучения учебной дисциплины аспирант должен:
Знать:

        • особенности развития методологии теории и истории культуры как социокультурного феномена;

        • основные методы культурологического исследования и их роль в культурологическом познании;

        • различные концепции теории и истории культуры;

        • основные подходы к изучению теории и истории культуры в истории культурологии;

        • основные подходы к изучению теории и истории культуры в современной культурологической мысли.

        • понятийный аппарат, принципы и методы методологического подхода к анализу культуры, сформировавшиеся в рамках современного культурологического знания.


Уметь:


        • ● осмысливать и оценивать на культурно - методологическом уровне состояние и проблемы развития культурологического знания;

        • ● анализировать и оценивать полученные в ходе изучения факультатива методологические достижения культурологической мысли прошлого и настоящего;

        • анализировать и оценивать основные концепции культуры;

        • самостоятельно исследовать факты и события, выявлять тенденции и закономерности развития культуры, опираясь на полученные методологические знания;

        • использовать полученные в ходе изучения факультатива методологические знания не только в исследовательской практике, но и в преподавательской деятельности.



Владеть:

        • научными теоретическими подходами к пониманию и изучению культуры в истории культурологического знания

        • научным анализом основных современных концепций культуры;

        • методами культурологического исследования при изучении феноменов культуры;

        • понятийным аппаратом современного культурологического знания.

        • аргументами обоснования актуальности методологических проблем культурологического знания.


Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет _2___зачётных единицы (72часа).
Основные разделы учебной дисциплины:

^ РАЗДЕЛ 1. МЕСТО МЕТОДОЛОГИИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.

РАЗДЕЛ 2.. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.
Авторы РПУД: Гамов В. И., доктор философских наук, профессор

Семенюк Е. Ю., кандидат философских наук, доцент

СТРУКТУРА

рабочей программы учебной дисциплины

1. Цель учебной дисциплины - содействие формированию всесторонне образованного, методологически грамотного исследователя и преподавателя;

углубление методологических знаний аспирантов в сфере культурологии, расширение их представлений о методологии исследования теории и истории культуры как учении о подходах, способах и средствах познания культуры в ее различных проявлениях, что обеспечивает подготовку научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации для науки и образования;

формирование умений и навыков научно-исследовательской работы и научно-педагогической деятельности;

оказание помощи аспирантам и соискателям в подготовке к сдаче зачета по курсу «Методологические вопросы теории и истории культуры»

Задачи курса:

  • раскрыть роль методологии в культурологическом знании;

  • выработать понимание актуальности изучения методологических вопросов теории и истории культуры;

  • рассмотреть основные подходы к пониманию и изучению культуры в истории культурологического знания

  • проанализировать основные подходы к пониманию и изучению культуры в истории культурологического знания в современной культурологической мысли;

  • изучить основные концепции культуры в истории культурологии;

  • проанализировать основные современные концепции культуры;

  • освоить наиболее значимые методы исследования культурологического знания;

  • выявить место методологии теории и истории культуры в культурологическом знании и показать ее специфику;

  • ознакомить с обязательным для каждого соискателя ученой степени кандидата наук минимумом требований к уровню знаний по данному факультативному курсу.


2. Место учебной дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Методологические вопросы теории и истории культуры» относится к разделу факультативных дисциплин в системе образовательной составляющей учебного плана подготовки аспирантов. Программа курса позволяет сформировать знания о методологии исследования теории и истории культуры как учении о подходах, способах и средствах познания культуры в ее различных проявлениях, освоить наиболее значимые методы исследования культурологического знания, выявить место методологии теории и истории культуры в культурологическом знании и показать ее специфику особенности развития методологии теории и истории культуры как социокультурного феномен
3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины аспирант должен:

Знать:

  • особенности развития методологии теории и истории культуры как социокультурного феномена;

  • основные методы культурологического исследования и их роль в культурологическом познании;

  • различные концепции теории и истории культуры;

  • основные подходы к изучению теории и истории культуры в истории культурологии;

  • основные подходы к изучению теории и истории культуры в современной культурологической мысли.

  • понятийный аппарат, принципы и методы методологического подхода к анализу культуры, сформировавшиеся в рамках современного культурологического знания.


Уметь:

  • осмысливать и оценивать на культурно - методологическом уровне состояние и проблемы развития культурологического знания;

  • анализировать и оценивать полученные в ходе изучения факультатива методологические достижения культурологической мысли прошлого и настоящего;

  • анализировать и оценивать основные концепции культуры;

  • самостоятельно исследовать факты и события, выявлять тенденции и закономерности развития культуры, опираясь на полученные методологические знания;

  • использовать изученные методы культурологии в научно – исследовательской и преподавательской деятельности;

  • применять методологические технологии в познании кульутрологических феноменов и в профессионально – практической деятельности;

  • использовать полученные входе изучения факультатива полученные культур методологические знания не только в исследовательской практике, но и в преподавательской деятельности.

Владеть:

        • научными теоретическими подходами к пониманию и изучению культуры в истории культурологического знания

        • научным анализом основных современных концепций культуры;

        • методами культурологического исследования при изучении феноменов культуры;

        • понятийным аппаратом современного культурологического знания.

        • аргументами обоснования актуальности методологических проблем культурологического знания.


4. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет _2___зачётных единицы (72часа).


^ Форма обучения

Курс

Семестр

Трудоёмкость дисциплины в часах

Форма итогового контроля

всего часов

ауд.

часов

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

самост. работа

Очная

2




72

36

22

14




36

Зачет

Заочная

2




72

10

10







62


5. Структура и содержание учебной дисциплины:

Очно

п/п

Наименование разделов дисциплины

Всего часов

^ Аудиторные занятия

Самост. работа

Форма итогового контроля

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

1.

Место методологии в системе культурологического знания.

34

10

6




18

Зачет

3.

Основные концепции культуроло-гического знания.

38

12

8




18




ИТОГО

72

22

14




36





заочно

п/п

Наименование разделов дисциплины

Всего часов

^ Аудиторные занятия

Самост. работа

Форма итогового контроля

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

1.

Место методологии в системе культурологического знания.

35

4







31

Зачет

3.

Основные концепции культуроло-гического знания.

37

6







31




ИТОГО

72

10







62




^ Содержание учебной дисциплины

(Тематической планирование)

Очная/заочная форма обучения




п/п

Тема

Виды учебной работы

Форма текущего контроля

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

Самост. работа




^ РАЗДЕЛ 1. МЕСТО МЕТОДОЛОГИИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.

10/4

6/0




18/31




1

Тема 1Методология в культурологи-ческом знании. Актуальность изуче-ния методологических вопросов тео-рии и истории культуры.

4/2

2/




9/15







Методология в культурологическом знании как учение о подходах, способах и средствах познания культуры в ее различных проявлениях.

Важность и актуальность изучения проблем методологии в современном культурологическом знании. Сложность изучения культуры и ее факторы.

Культура как реальный социальный процесс и как теоретико-методоло-гическая модель.Диалектическом принцип единства исторического и логического анализа.

Многообразие проявлений культуры и множественность подходов и аспектов в методологии ее изучения. Ее доминирующие факторы. Проблема автономности культуры. Проблема характера развития культуры. Проблема соотношения традиций и новаций в культуре.

Сложность определения структурных компонентов культуры и структуры культуры.

Необходимость изучения методологии.













Конспект лекций

Ответы на семинарском занятии.

Собеседование




Тема 2. Основные подходы к пониманию и изучению культуры.

6/2

4/




9/16







Исторический подход в культурологии (историко-генетический, историко-сравнительный методы).

Значение структурного (структурно-функционального) подхода для исследования культуры.

Семиотический подход к изучению и описанию культуры.

Системный и информационный подходы к исследованию культуры. Постструктурализм, методы деконструкции культурных текстов.

Историческая типология культуры. Культура и культуры: проблема типологии. Законы истории и социокультурные миры. Культурные эпохи (европоцентрический подход). Локальные социокультурные миры.

Цивилизационная и региональная типология культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры.

Основные периоды истории культуры России; роль Византии, Азии, Европы в формировании русской культуры. Проблемы синхронности и асинхронности социокультурного развития стран и регионов мира, типы их культурно-исторических ориентаций.

Семиотический подход в изучении и описании культуры. Проблема знака и значения. Семиотическая проблематика в этнологии и истории культуры. Понятие о языках культуры. Формы фиксации культурного опыта: значение письма и текста в культуре.

Структурно-функциональный подход к изучению культуры. Понятие функции, функциональности, функционирования применительно к социокультурной системе. Концепции Рэдклиффа-Брауна и Малиновского

Аксиологический подход к изучению культуры. Ценностные представления и идеалы. Виды ценностей. Аксиологическая типология личности. Аксиология повседневности. Ценностные универсалии. Проблема общечеловеческого характера ценностей.














Конспект лекций

Ответы на семинарском занятии.

Собеседование




^ РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕП-ЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

12/6

8/




18/31







Тема 3.Основные концепции культуры в истории культурологии.

4/2

4/4




6/11







Линейные концепции развития культуры. Просветительская концепция прогресса. Эволюционная концепция Г. Спенсера.

Экономико-материалистическая концепция марксизма. Неоэволюционизм Л. Уайта. Достоинства и недостатки линейных концепций развития культуры.

Циклические концепции развития культуры. Циклы в учении Дж. Вико и его предшественников. Вико о проблеме повторений и разнообразия в культуре. Характеристика воззрений Дж.Вико и доминирующей в Новое время рационалистической парадигмы. Продолжение идеи Вико в концепции социокультурной динамики П. Сорокина. Крёбер о циклах и моделях в истории развития отдельных культур. Причины актуализации идеи циклического развития в современном гуманитарном знании.

Цивилизационные концепции развития культуры. Концепция культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского. Типология цивилизаций. Факторы, определяющие своеобразие культурно-исторических типов (цивилизаций). Морфология культуры О. Шпенглера. Критика идеи единой эволюции человечества. Культура и цивилизация. Цивилизационная концепция А. Тойнби. Тойнби о типологии и генезисе цивилизаций. Понятие цивилизации и принципы их классификации.













Конспект лекций

Ответы на семинарском занятии.

Собеседование




Тема 4. Современные концепции культуры.

4/2

2/




6/10







Проблемы объяснения и понимания в методологии культурных исследований: герменевтика культуры. Концепции немецких романтиков. Дильтей о понимании как методе «наук о духе». Понимание в концепциях М. Хайдеггера, К. Ясперса, Г.-Г. Гадамера и П. Рикера. Герменевтика как метод наук об обществе и культуре. М. Вебер и его «понимающая социология». Структура понимания. Искусство как предмет и модель понимания. Понимание в работе Розанова «О понимании».

Психоаналитические концепции в культурологии. З.Фрейд: трактовка культуры, основные понятия. Аналитическая концепция К.Г.Юнга и ее отличие от «классического психоанализа». «Коллективное бессознательное» и его роль в искусстве. Архетипы в культуре. Коллективное бессознательное: его значение в конституировании личности и культуры. Неофрейдизм Э. Фромма. Интерпретация культуры в структуралистском психоанализе Ж. Лакана.

Культурно-исторический подход в изучении культуры. Основные направления новой исторической науки и ее связь с проблемами культурологии. Ментально-психи-ческий компонент исторического процесса как объект изучения в исторической психологии. Субъекты исторического процесса. Концепции исторической психологии – «школа Анналов», А.Тойнби, Н.И.Конрад, Б.Ф.Поршнев, американская психо-история. Этнический стереотип поведения. Этническая ментальность. Социальная и этническая история.

Теоретики Франкфуртской школы о реализации просветительского проекта. В. Беньямин. М. Хоркхаймера, Т.Адорно, Э.Фромма. Эволюция идей представителей «франкфуртской школы». Психоаналитический подход к культуре в работах Г. Маркузе. Анализ «Эпохи модерна» в работах Ю. Хабермаса.

Постструктурализм в культурологии. Основные представители постструктурализма и их идеи. Деконструктивистская концепция культуры Ж.Деррида. Потребление и символический обмен в работах Ж.Бодрийяра. «Шизоанализ» как метод анализа культуры (Ж.Делез, Ф.Гваттари). Критика антропоцентризма в работах М.Фуко. Модернизм. Позиция художника (автора) в культуре модерна, основные художественные приемы. Специфика художественного сознания модернизма. Манифесты и жизненные практики сюрреалистов. Соотношение теории и политической практики футуризма.

Постмодернизм. Генеалогия понятия «постмодернизм». Структуралистские и постструктуралистские составляющие постмодернизма. Кризис репрезентации. Анонимный постмо-дернизм Ж. Делёза. «Деконструкция» Ж. Деррида. Критические воззрения Ж. Бодрийяра. Постмодернизм как выражение новой ситуации в культуре. Философский постмодернизм как методологический стержень в осмыслении постмодернистской ситуации в культуре. Искусство как модель постмодернистского феномена множественности. Национальные модели постмодернизма.



















Тема 5. Методы культурологии

4/2

2/




6/10







Многогранность культуры и многообразие методов культурологии. Роль научного метода в изучении культурных феноменов. Логика наук о культуре. Философские общенаучные и частнонаучные методы в культурологии.

Исторический метод. Исследование культуры хронологически, с момента возникновения (зарождения) и до упадка, исчезновения.

Герменевтический метод. Изучение культурных объектов как неких текстов, определения культуры, говорящих своим языком

Феноменологический метод — описательный метод. Рассмотрение явлений духовной культуры, которой они порождены.

Структуралистский метод. Культура и ее проявления как структура, система элементов, на которую можно их разложить.

Функциональный метод. Социо-культурные феномены как инструменты общества для выполнения функции удовлетворения человеческих потребностей.

Лингвистический метод. Рассмотр культурных явлений как неких текстов, говорящих собственным языком и имеющих свою языковую структуру.

Семиотический метод. Языки культуры как символы и знаки. Изучение знаковых систем различных культур как обнаружение их смыслов и сущности. Дешифровка культурных кодов, несущих в себе информацию.

Математические методы: границы применения в гуманитарном исследовании. Метод математического моделирования. Квантативная культурология: возможности формализации социальных феноменов, в том числе, явлений культуры. Контент-анализ: варианты метода, правила и границы применения, типичные ошибки.















Конспект лекций

Ответы на семинарском занятии.

Собеседование


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:
Литература к первому разделу:
Основная литература

  1. Абачиев С.К. Эволюционная теория познания. Опыт систематического построения. М., 2004

  2. Аймермахер К. Знак. Текст. Культура. М., 1997.

  3. Актуальные проблемы культурологии и методики ее изучения. / под ред. проф. Гамова В.И. Армавир, 2007.

  4. Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. Спб., 1997

  5. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

  6. Культурология. ХХ век. Энциклопедический словарь в 2-х тт. Спб., 1998.

  7. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. – М., 2003.

  8. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек. – Текст. – Семиосфера. – История. – М., 1996.

  9. Межуев В. И. Культура и история. М.,1998.

  10. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: Логико–

  11. методологический анализ. – М.: Мысль, 1983

  12. Межуев В. И. Культура и история. М.,1998.

  13. Туровский М.Б. Философские основания культурологии. М,, 1997.

  14. Федотова В.Г. Типология культуры. М.,2008.

  15. Флиер А. Я. Культурология для культурологов. Екатеринбург, 2002.

  16. Хейзинга Й. Задача истории культуры // Об исторических жизненных идеалах и другие лекции. Лондон, 1992.


Дополнительная литература

  1. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., Прогресс, 1996.

  2. Сачков Ю.В. Вероятностная революция в науке. – М., 1999

  3. Степин В.С. Теоретическое знание. – М., 2000.

  4. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. - М., 1986.

  5. Гуревич П.С. Культура как объект социально-философского анализа // Вопросы философии. – 1984. - №5.- С.48-62.

  6. Гуревич П.С. Философия культуры. – М.: Аспект Пресс, 1994.

  7. Культура: теории и проблемы. - М.: Наука, 1995.

  8. Богуславская О. П. Теория и методология культуры: Планы семинарских занятий. Оренбург: ГОУ – ОГУ, 2009.


Литература ко второму разделу



  1. Аймермахер К. Знак. Текст. Культура. М., 1997.

  2. Актуальные проблемы культурологии и методики ее изучения. / под ред. проф. Гамова В.И. Армавир, 2007.

  3. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. – М.: Прогресс, 1985.

  4. Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. Спб., 1997

  5. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

  6. Культурология. ХХ век. Энциклопедический словарь в 2-х тт. Спб., 1998.

  7. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. – М., 2003.

  8. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек. – Текст. – Семиосфера. – История. – М., 1996.

  9. Лотман Ю.М. Культура и взрыв // Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб., 2000.

  10. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: Логико–методологический анализ. – М.: Мысль, 1983

  11. Межуев В. И. Культура и история. М.,1998

  12. Розин В.М. Культура и проблема ее изучения // Методологические проблемы теоретико – прикладных исследований культуры. – М., 1988.

  13. Розин В.М. Феноменология глазами методолога // Вопросы философии. – 2008. - № 5

  14. Туровский М.Б. Философские основания культурологии. М,, 1997.

  15. Федотова В.Г. Типология культуры. М.,2008.

  16. Флиер А. Я. Культурология для культурологов. Екатеринбург, 2002.

  17. Хейзинга Й. Задача истории культуры // Об исторических жизненных идеалах и другие лекции. Лондон, 1992.

  18. Богуславская О. П. Теория и методология культуры: Планы семинарских занятий. Оренбург: ГОУ – ОГУ, 2009.


Дополнительная

  1. Гердег И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977

  2. Новая философская энциклопедия в 4 тт. М., 2000-2001.

  3. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995;

  4. Соколов В.В. Спиноза. М., 1977 Французское Просвещение и революция. М., 1989.

  5. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1-2. М., 1993-1998

  6. Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии. // Сочинения. М., 1989

  7. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Малькова Т.П. Культура как система // Культурология.- М.: Знание, 1993.

Александрова Е.Я., Быховская И.М. Культурологические опыты. – М., 1997.

Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретации культуры. – СПб.,1997. – Раздел «Концепция наук о культуре».

Кондаков И.В. Самосознание культуры на рубеже тысячелетий //Общественные науки и современность. - 2001.- №4.

Литература к четвертому разделу

  1. Аймермахер К. Знак. Текст. Культура. М., 1997.

  2. Актуальные проблемы культурологии и методики ее изучения. / под ред. проф. Гамова В.И. Армавир, 2007.

  3. Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. Спб., 1997

  4. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения

  5. в ХХ1 век. – М.: Политиздат, 1991.

  6. Богуславская О. П. Теория и методология культуры: Планы семинарских занятий. Оренбург: ГОУ – ОГУ, 2009

  7. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

  8. Культурология. ХХ век. Энциклопедический словарь в 2-х тт. Спб., 1998.

  9. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. – М., 2003.

  10. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек. – Текст. – Семиосфера. – История. – М., 1996.

  11. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: Логико–

  12. методологический анализ. – М.: Мысль, 1983

  13. Межуев В. И. Культура и история. М.,1998.

  14. Туровский М.Б. Философские основания культурологии. М,, 1997.

  15. Федотова В.Г. Типология культуры. М.,2008.

  16. Флиер А. Я. Культурология для культурологов. Екатеринбург, 2002.

  17. Фромм Э. Иметь или быть? – М.: Прогресс, 1990.

  18. Хейзинга Й. Задача истории культуры // Об исторических жизненных идеалах и другие лекции. Лондон, 1992.



нтернет ресурсы:

  1. http://fictionbook.ru/author/kollektiv_avtorov/istoriya_i_filosofiya_nauki_uchebnoe_pos/

  2. http://www.piter-press.ru/attachment.php?barcode=978546900773&at=exc&n=0

  3. http://rudocs.exdat.com/docs/index-90765.html

  4. http://rudocs.exdat.com/docs/index-74552.html

  5. http://rudocs.exdat.com/docs/index-27755.html

  6. http://www.mirknig.com/knigi/guman_nauki/1181468872-istoriya-i-filosofiya-nauki.html

  7. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/gur_kult/01. php

  8. http:// anthropology . ru / ru / texts / kagan / cultintro _02. html 4

  9. http://www.russianculture.ru/Materials/1_cult. htm 5)

  10. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Lotm/03.php 6)

  11. http://culture.niv.ru/doc/culture/lectures-radugin/002.htm


7. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины:

  • Учебная база, методический кабинет, наличие научной, учебно-методической литературы по дисциплине.

  • Наличие компьютеров и программ компьютерного обеспечения.



Вопросы к зачету:


  1. Актуальность изучения методологических вопросов теории и истории культуры

  2. Методология в культурологическом знании

  3. Сложность изучения культуры и ее факторы.

  4. Культура как реальный социальный процесс и как теоретико-методологическая модель.

  5. Проблема автономности культуры.

  6. Проблема характера развития культуры. Основные эволюционные подходы к анализу науки.

  7. Сложность определения структурных компонентов культуры и структуры культуры.

  8. Исторический подход в культурологии Детерминированность социально-гуманитарных наук социокультурным контекстом.

  9. Значение структурного (структурно-функционального) подхода для исследования культуры.

  10. Семиотический подход к изучению и описанию культуры.

  11. Системный и информационный подходы к исследованию культуры.

  12. Постструктурализм, методы деконструкции культурных текстов.

  13. Историческая типология культуры. Законы истории и социокультурные миры.

  14. Культурные эпохи (европоцентрический подход).

  15. Локальные социокультурные миры.

  16. Цивилизационная и региональная типология культуры.

  17. Восточные и западные типы культур.

  18. Специфические и "серединные" культуры.

  19. Основные периоды истории культуры России.

  20. Проблемы синхронности и асинхронности социокультурного развития стран и регионов мира, типы их культурно-исторических ориентаций.

  21. Семиотический подход в изучении и описании культуры

  22. Формы фиксации культурного опыта: значение письма и текста в культуре.

  23. Структурно-функциональный подход к изучению культуры.

  24. Аксиологический подход к изучению культуры.

  25. Ценностные универсалии. Проблема общечеловеческого характера ценностей

  26. Линейные концепции развития культуры.

  27. Просветительская концепция прогресса.

  28. Эволюционная концепция Г. Спенсера.

  29. Экономико-материалистическая концепция марксизма.

  30. Неоэволюционизм Л. Уайта.

  31. Циклические концепции развития культуры.

  32. Циклы в учении Дж. Вико и его предшественников.

  33. Концепция социокультурной динамики П. Сорокина.

  34. Крёбер о циклах и моделях в истории развития отдельных культур.

  35. Цивилизационные концепции развития культуры.

  36. Концепция культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского.

  37. Морфология культуры О. Шпенглера.

  38. Цивилизационная концепция А. Тойнби.

  39. Роль научного метода в изучении культурных феноменов. Типы методов.

  40. Исторический метод исследования культуры

  41. Герменевтический метод.

  42. Феноменологический метод — описательный метод.

  43. Структуралистский метод.

  44. Функциональный метод.

  45. Лингвистический метод.

  46. Семиотический метод.

  47. Математические методы: границы применения в гуманитарном исследовании

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Целью учебной дисциплины является овладение студентами способами эффективного управления собой, формирование мотивации личного и...
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины Этническая толерантность и историческое партнерство
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Целью учебной дисциплины является знакомство аспирантов с современными системами образования за рубежом
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
...
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Цель учебной дисциплины: подготовка аспирантов к самостоятельному исследованию актуальных проблем теории и теории методике обучения...
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Цель учебной дисциплины – содействие формированию всесторонне образованного, методологически грамотного и правильно мыслящего исследователя...
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Цель учебной дисциплины: содействие формированию всесторонне образованного, методологически грамотного и гуманистически ориентированного...
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Цель учебной дисциплины: подготовка аспирантов к реализации методологических требований к организации и проведению исследований по...
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального...
...
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Место учебной дисциплины в структуре ооп: дисциплина относится к дисциплинам по выбору образовательной составляющей учебного плана...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница