Методическое пособие составитель: Кряжевских ИринаГордеевна, учитель технологии г. Новокузнецк 2010 год Содержание




Скачать 301.78 Kb.
НазваниеМетодическое пособие составитель: Кряжевских ИринаГордеевна, учитель технологии г. Новокузнецк 2010 год Содержание
страница1/3
Дата публикации01.05.2013
Размер301.78 Kb.
ТипМетодическое пособие
shkolnie.ru > Культура > Методическое пособие
  1   2   3
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №61»
654013, г. Новокузнецк, ул. Тузовского 17, тел. 31-06-60

e:\работа главное\бисер конкурс\новая папка (2)\mixedbg.jpg
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Составитель:

Кряжевских ИринаГордеевна,

учитель технологии

г. Новокузнецк

2010 год

Содержание

Введение


3

Пояснительная записка


4

- Цветоведение


6

- Бисероплетение и психологическое

развитие ребенка


10

Формы, методы и приемы работы в технике бисероплетения


12

Содержание первого этапа обучения


15

- Учебно – тематическое планирование

1- го этапа обучения


17

Содержание второго этапа обучения


20

- Учебно – тематическое планирование

2 - го этапа обучения


22

Практическая значимость


25

Список литературы


27

Введение
Методическое пособие «Чудо - бисер» предназначено для педагогов дополнительного образования, учителей технологии общеобразовательных учреждений, педагогов групп продленного дня при работе с детьми младшего школьного возрастаи всех тех, кто хочет научить детей замечательному бисерному искусству.

Материалы пособия раскрывают методику работы в данном направлении и направлены на развитие творческих способностей, художественного вкуса детей, воспитание аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к природе.

Обучение технике бисероплетения способствует развитию внимания, усидчивости, трудолюбия, мелкой моторики рук.

Методическое пособие «Чудо – бисер»включает в себя:

  • учебный проект «Бусинка»;

  • мультимедийную презентацию «Бусинка»;

  • дидактический материал (схемы, планы занятий).


Наверное, особый, завораживающий секрет плетения из бисера заключается в наглядности перехода от хаоса к упорядоченности, от раздробленности к цельности, от невзрачности к красоте.

Е. Артамонова
^ Пояснительная записка
Школьный курс изучения технологии включает в себя раздел «Технология традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного творчества». На данном этапе работы обучающиеся изучают различные виды рукоделия и декоративно – прикладного творчества, где знакомятся с техникой бисероплетения.
Работая, в данной сфере деятельности мной был разработанпроект «Бусинка».
Тематическое планирование данного проекта рассчитано на два этапа обучения, развитие осуществляется по спирали, с ежегодным усложнением.

^ Цель проекта: создание условий для воспитания художественного вкуса, трудовой и творческой активности детей с помощью овладения техникой бисероплетения.

Задачи:

  • Воспитывать интерес к народному творчеству, любовь к прекрасному, умение видеть его в окружающей действительности;

  • Обучать технике бисероплетения;

  • Совершенствовать навыки изготовления бисерных изделий;

  • Формировать способности к анализу и планированию своей работы;

  • Способствовать творческому самовыражению;

  • Стимулировать познавательные потребности обучающихся;

  • Развивать физические и психологические качества, необходимые для овладения техникой бисероплетения(внимательность, усидчивость, аккуратность, самостоятельность).

Работа по проекту «Бусинка» позволяет развивать у его участников умения и навыки в технике народно-прикладного искусства, прививает интерес к художественным ремеслам. Дети получат основные навыки плетения и низания плоских бисерных изделий. Запас знаний и навыков, полученных детьми в течение первого этапа обучения, позволят им на втором этапе обучения успешно справиться с плетением более сложных бисерных изделий: кулонов, медальонов, колье, ожерелье и декоративных изделий.

История бисера уходит в далекое прошлое. Бисер, великолепный по своим декоративным качествам материал, привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Стеклянные бусины – непосредственные предшественники бисера - украшали одежду египетских фараонов. Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером.Веком бисера в России можно считать период с середины XVIII века до 50-х годов XIX столетия. Бисер и стеклярус активно использовали для отделки народного костюма:им расшивали одежду, из него плели разнообразные украшения, оформляли интерьеры дворовых залов. Предметы, отделанные бисером, украшали быт помещичьих усадеб. На протяжении этого времени возникло много новых приемов работы с бисером, модифицировались старые способы отделки изделий.

У всех славянских народов существовал обычай, связанный с дохристианскими религиозными представлениями, по которому замужняя женщина с непокрытой головой приносила несчастье в дом. Она могла вызвать неурожай, падеж скота, пожар, болезни людей и др., поэтому особое значение придавалось женским головным уборам,их украшали вышивкой бисером, жемчугом, бусинами. Почти все головные уборы имели поднизь – сетку, которая прикреплялась и закрывала лоб женщины почти до бровей или окружала верхнюю часть лица пышной оборкой. Поднизь плели обычно из белого или прозрачного бисера.

Также обязательным элементом народного костюма был пояс. Его носили женщины, мужчины и дети. Он выполнял некоторые обрядовые функции - должен был защищать человека от влияния злых внешних сил, создавая магический круг. Обычно с обряда опоясывания начиналось приобщение ребенка к окружающему миру. Пояса украшали вышивкой бисером, жемчугом, бусинами, пришивали к ним бахрому, сплетенную из разноцветного бисера. Наибольшее распространение получили красные пояса, символизирующие силу, долголетие, жизнестойкость.

Цветоведение.

Цвет - основа всякого декоративного искусства. Любовь к определенным цветам зарождается в человеке подсознательно. Психологи говорят, что по цветовым предпочтениям можно определить характер человека, его настроение. Существует большое количество сочетаний цветов. Овладеть искусством цветовых сочетаний помогает природа. На прогулках, надо обращать внимание детей на краски окружающей природы и гармоничность этих сочетаний.

Занимаясь бисероплетением, мы сталкиваемся с проблемой выбора цвета, который играет огромную роль в создании изделий. Красные и оранжевые цвета называют теплыми, потому что они напоминают огонь,желтый цвет олицетворяет золото солнца и осенних листьев; розовый – весенние цветение садов.Зеленый цвет считают спокойным, как траву лугов, как тишину леса; синий и фиолетовый цвета – холодными, так как они напоминают прохладу водоемов, ночную свежесть.

За основу гармоничного подбора цветов берется цветовой круг, состоящий из тех же цветов, что и радуга: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, голубого, фиолетового.

Каждый цвет отделен от другого целой гаммой промежуточных цветов и характеризуется тоном, яркостью и насыщенностью.

Цветовой тон – это цветность: красный, синий, желтый и т. д.

Яркость – это степень близости к белому цвету. Поэтому самыми светлыми, а значит, и яркими будут цвета ближе к белому - розовый, голубой, желтый. Насыщенность – это степень густоты цвета.

Все цвета делятся на хроматические и ахроматические. По-гречески «хрома» - цвет, «а» - отрицание. Поэтому все цвета солнечного спектра - хроматические. А черный, белый, серый - ахроматические. Это бесцветные, неокрашенные тона, они не имеют насыщенности и цветового тона, отличаются друг от друга только яркостью, а черный цвет не имеет и яркости.

Цвета, расположенные на противоположных сторонах спектрального круга, называют дополнительными. Например, желтый - синий, красный - зеленый, оранжевый - голубой. Если дополнительные цвета расположить рядом, они усиливают насыщенность цвета. Один и тот же цвет в окружении темных цветов кажется светлее, а в окружении светлых тонов - темнее. Гармоничное сочетание получают из оттенков, расположенных вблизи друг от друга в спектральном круге. Контрастное сочетание составляют из цветов, лежащих напротив друг друга. Ахроматические цвета хорошо сочетаются между собой и гармонируют с любым цветом.

Насыщенные цвета хорошо выглядят в сочетании с черным и белым, а малонасыщенные - с различными оттенками серого.

Вот какие сочетания цветов рекомендуют специалисты:

красный — зеленый, синий, желтый, черный;

огненно-красный — голубой, желтый, зеленый, белый, черный, серый;

оранжевый — голубой, синий, фиолетовый, белый, кремовый, желтый, коричневый, зеленый, черный;

коричневый — желтый, оранжевый, кремовый, зеленый, голубой, синий, красный;

желтый — синий, фиолетовый, пурпур, зеленый, красный, оранжевый;

зеленый — пурпур, красный, оранжевый, коричневый, желтый, серый, черный;

голубой — красный, оранжевый, кирпично-красный, пурпур, фиолетовый, синий, белый, черный;

синий — зеленый, красный, бордовый, желтый, голубой, кремовый, серый, коричневый;

фиолетовый — зеленый, коричневый, серый, белый, желтый, оранжевый, голубой, зеленый.

При выборе цветового решения никогда нельзя забывать, что некоторые цветовые сочетания не различаются издалека, например, Г. Цойгнер, автор книги «Учение о цвете», считает, что такими сочетаниями цветов являются:

желтый на черном,

белый на синем,

оранжевый на черном,

белый на красном,

красный на желтом,

красный на зеленом.

зеленый на белом,

Чистые, яркие тона радуют глаз, создают приподнятое настроение, а мрачные, блеклые и невыразительные могут угнетать, вызывать чувство подавленности. При подборе цветовой гаммы изделия необходимо учитывать все свойства цвета, в том числе и его влияние на человека.

Этот же автор приводит и таблицу цветовых сочетания с учетом характера воздействия цвета на человека.

Цветовое сочетание

Воздействие на человека, восприятие цвета

желтый — оранжево-красный

активизирующее, жизнерадостное

желтый — пурпурный

парадное, торжественное

желтый — салатный

жизнерадостное, освежающее

желтый — зеленый

успокаивающее

желтый — черный

суровое

желтый — белый

слабое, вялое

красный — фиолетовый

неспокойное

красный — синий

динамичное, жизнеутверждающее

красный — салатный

активизирующее

красный — черный

угнетающее

белый

жесткое

синий — серый

холодное

красный — серый

приятное, теплое;при преобладании серого — строгое

синий - оранжевый

возбуждающее

синий — фиолетовый

отступающее

синий — зеленый

холодное

синий — черный

угнетающее

синий — белый

чистое

зеленый — оранжевый

радостное

зеленый — черный

тяжелое

зеленый — белый

прохладное

Учитывая все вышесказанное, вам будет нетрудно подобрать цвета при работе.

Если вы хотите с кем-нибудь помириться, наденьте ему (или ей) на запястье оранжево-фиолетовую цепочку. На языке бисера это будет означать: Мир! Давай не будем больше ссориться! А если вы увидите парня и девушку, обменивающихся желто-красными браслетами, можете не сомневаться - это признание в любви. Человеку хорошему, но не уверенному в себе, стоит подарить яркую цепочку - пусть ее блеск бьет ему в глаза всякий раз, когда он на нее посмотрит. А подвижному, чрезмерно активному лучше всего подойдет зеленая цепочка с магическим замысловатым рисунком, притягивающим взгляд.

Декоративные изделия из бисера должны использоваться по прямому назначению, радовать глаз не только в музейных витринах, но и в повседневной жизни.

^ Поэтому задача любого мастера - бережно хранить традиции избранного им ремесла, одновременно внося новые элементы в дело своих предшественников.

Любой вид декоративного искусства живет и развивается только тогда, когда отвечает потребностям своего времени.

^ Бисероплетение и психологическое развитие ребенка

Каждый человек содержит в душе творческое зерно, которое всегда стремиться вырасти. Каждый из нас на протяжении всей своей жизни стремиться к созиданию и творчеству – так устроен человек, который является индивидуальностью. Бисероплетение дает возможность творить свои, отличные от других, задумки и видения прекрасного, создавать свой мир творческих идей. С самого детства мы окунаемся в мир рукоделия, чтобы проявить себя и свои мысли без слов: рисуем, лепим, что-то создаем своими руками. Так мы познаем мир, в котором будем жить. И чем больше ребенок соприкасается с миром поделок, тем больше он развивается духовно и психически. А многие вырастают, но остаются в этом удивительном мире навсегда. Они продолжают творить, удивлять своих близких и знакомых красивыми и эксклюзивными вещами; они, как дети, продолжают жить в мире и гармонии с собой и окружающими; они продолжают творить волшебство.

Давно замечено, что люди, занимающиеся любимым делом, всегда открыты, жизнерадостны, оптимистичны, обладают множеством знакомых и друзей. Мир бисероплетения очень увлекателен, но главное – никогда не поздно к нему приобщиться, независимо от возраста и профессиональных навыков. А взамен использованного времени мы получаем только положительные эмоции!

Все в нашем мире изменяется, но есть вещи, что остаются вечными - например, стремление человека к прекрасному. Бисероплетение требует тонкого понимания красоты, безукоризненного вкуса, художественного такта, фантазии и мастерства. Бисер привлекает детей игрой света, радостью, красотой, он дает ощущение волшебства и таинственности. Красиво исполненные изделия будоражат детское воображение, заставляют фантазировать. Это искусство очень занимает детей, способствует их творческой активности, создает обстановку доброжелательности, сближает их с природой. Любой вид декоративного творчества требует усидчивости, терпения, трудолюбия. Дети учатся планировать свою работу, распределять время. Процесс выполнения требует от учащегося многих действий. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Бисероплетение способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности выполнении действий.

Бисер хорош и тем, что дети очень быстро ощущают результат своего труда. Бисерные изделия, сделанные на первых занятиях, восхищают детей, заряжают творческой энергией, пробуждают интерес к этому творчеству, зарождают добрые чувства. А творчество - это надёжный резерв жизненной активности и увлечённости.

^ Формы, методы и приемы работы в технике бисероплетения

Для достижения цели проекта «Бусинка» применяются различные формы и методы обучения: объяснительно - иллюстративный, словесный, репродуктивный и метод мотивации.

Важную роль при проведении занятийотводится образцам готовых изделий, которые являются отправной точкой к изготовлению изделий детьми. Готовые изделия вызывают у ребёнка интерес и творческую активность.

Практические, самостоятельные и индивидуальные работы -основные виды деятельности обучающихся.Планирование последовательности прохождения тем составлено по принципу «от простого к сложному».Специфика детской физиологии и психики требует периодической смены техники плетения, и поэтому при организации обучения в объединении необходим плавный переход - от обучения приёма низания от простых изделий ксложным.Каждый ребёнок имеет определённые, присущие именно ему особенности восприятия, мышления, памяти, свой темперамент, поэтому в организации учебного процесса также необходимо учитывать эти особенности.

Для стимулирования различных видов деятельности используются различные формы: состязательность, поощрение, создание ситуации успеха, чёткое определение требований к выполнению заданий.

Результатом обучения являются замечательные изделия, изготовленные детьми, которые будут использованы для проведения выставок и ярмарок.
  1   2   3

Похожие:

Методическое пособие составитель: Кряжевских ИринаГордеевна, учитель технологии г. Новокузнецк 2010 год Содержание iconМетодическое пособие составитель
Методическое пособие «Веселые нити» предназначено для педагогов дополнительного образования, учителей технологии общеобразовательных...
Методическое пособие составитель: Кряжевских ИринаГордеевна, учитель технологии г. Новокузнецк 2010 год Содержание iconМетодическое пособие по расчету затрат на службу заказчика-застройщика выпуск 1
Методическое пособие предназначено для использования в практических расчетах при составлении сметы расходов на содержание службы...
Методическое пособие составитель: Кряжевских ИринаГордеевна, учитель технологии г. Новокузнецк 2010 год Содержание iconМетодическое пособие Челябинск 2005 Моцаренко Наталья Васильевна....
...
Методическое пособие составитель: Кряжевских ИринаГордеевна, учитель технологии г. Новокузнецк 2010 год Содержание iconУчебно-методическое пособие Москва 2004 Подготовка и защита выпускной...
Подготовка и защита выпускной квалификационной работы: Учебно-методическое пособие. М.: Мосу, 2004. 49с
Методическое пособие составитель: Кряжевских ИринаГордеевна, учитель технологии г. Новокузнецк 2010 год Содержание iconМетодическое пособие по организации и проведению учебной практики «Демонтажно монтажной»
Составитель: Селиванов В. А., преподаватель гбоу спо ро «Донецкий сельскохозяйственный техникум»
Методическое пособие составитель: Кряжевских ИринаГордеевна, учитель технологии г. Новокузнецк 2010 год Содержание iconМетодическое пособие Утверждено
Методическое пособие разрабатывалось в помощь пре­подавательскому составу для организации самостоятельной работы студентов в образовательном...
Методическое пособие составитель: Кряжевских ИринаГордеевна, учитель технологии г. Новокузнецк 2010 год Содержание iconМеждународные валютные отношения и валютный рынок Методическое пособие
Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит» заочной формы обучения
Методическое пособие составитель: Кряжевских ИринаГордеевна, учитель технологии г. Новокузнецк 2010 год Содержание iconУчебно-методическое пособие Уфа 2010 Учебно-методическое пособие...
Учебно-методическое пособие предназначено для выполнения лабораторных работ по курсу органической химии, дисциплины «Органическая...
Методическое пособие составитель: Кряжевских ИринаГордеевна, учитель технологии г. Новокузнецк 2010 год Содержание iconМетодическое пособие «Анализ финансового состояния предприятия с использованием ms excel»
Методическое пособие предназначено для студентов очной формы специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
Методическое пособие составитель: Кряжевских ИринаГордеевна, учитель технологии г. Новокузнецк 2010 год Содержание iconМетодическое пособие к расчетно-графической работе по дисциплине...
Расчет сложной нелинейной цепи переменного тока: Методическое пособие / Е. С. Гафиатулина, В. С. Матющенко. – Хабаровск: Изд-во двгупс,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница