Элективный курс учебная программа планы семинарских занятий задания для самостоятельной работы уфа 2007 введение данные методические материалы являются частью Учебно-методического комплекса по дисциплине «Этика и нормы морали»




НазваниеЭлективный курс учебная программа планы семинарских занятий задания для самостоятельной работы уфа 2007 введение данные методические материалы являются частью Учебно-методического комплекса по дисциплине «Этика и нормы морали»
страница1/4
Дата публикации22.02.2013
Размер0.67 Mb.
ТипЭлективный курс
shkolnie.ru > Культура > Элективный курс
  1   2   3   4





Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Уфимский государственный нефтяной технический университет»

Кафедра философии

ЭТИКА И НОРМЫ МОРАЛИ:

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Уфа 2007

ВВЕДЕНИЕ
Данные методические материалы являются частью Учебно-методического комплекса по дисциплине «Этика и нормы морали», составленного в соответствии с Государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования РФ для студентов всех специальностей второго курса, обучающихся в высшей технической школе.

^ Цель и задачи дисциплины:

Целью изучения в высшей технической школе элективного курса «Этика и нормы морали» является формирование у студентов нравственной культуры, сущность которой состоит в следующем:

- осмыслении студентами специфики этики как философского учения о морали и о моральных механизмах регулирования поведения человека, а также тенденций исторического развития этики;

- понимании студентами роли и значения высших моральных ценностей в жизни человека и в развитии духовной культуры общества, реализация которых способствует становлению человека как социально зрелой и нравственно ответственной личности, обеспечивающей устойчивое развитие социума.

^ Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:

  • приобщение студентов к достижениям мировой нравственной

культуры, высшим духовно-нравственным ценностям, следование которым определяет прогресс общества;

  • освоение студентами специфики этического знания, норм и принципов

морали и этикета;

  • выявление ими связи между общечеловеческими и профессиональными этическими нормами и ценностями.

При освоении курса «Этика и нормы морали» обеспечивается общекультурная подготовка студентов в области этики и морали. Соблюдается связь с изучаемыми в высшей школе другими социально-гуманитарными дисциплинами («История отечества», «Философия», «Политология», «Социология»), а также дисциплинами, обеспечивающими профессиональную подготовку будущих специалистов. Осуществляется непрерывность в использовании ЭВМ. Студенты осваивают основы зарубежной и отечественной нравственных культур, базовые положения этики, у них формируются навыки и умения нравственного поведения, обязательные для прочного усвоения знаний по программе высшей школы и практического использования полученных знаний в решении проблем будущей профессиональной деятельности.

Освоение данного курса будет способствовать этическому образованию и воспитанию студенчества, становлению свободной, творчески-ориентированной в своей деятельности личности, самостоятельно формирующей свою социально-нравственную позицию как гражданина и патриота России.

^ В результате изучения данной дисциплины студенты должны знать:

  1. сущность этики как философского учения о морали, выступающей фундаментом духовной культурой общества;

  2. сущность и функции морали как ценностно-императивного спосо­ба освоения человеком действительности;

  3. историю и закономерности развития основных этических учений и направлений;

  4. основные этические категории, раскрывающие сущность высших моральных ценностей: добро, справедливость, долг, ответственность, совесть, честь и достоинство.

На основе освоенных знаний курса студенты должны уметь:

  1. самостоятельно формировать свою нравственную позицию на основе нравственного самоанализа и нравственной рефлексии;

  2. понимать нравственный мир других людей и вступать с ними в нравственно обоснованные взаимоотношения;

  3. правильно выбирать и применять правила этикета, соответству­ющие нравственным намерениям индивида и жизненным ситуациям.


^ Отчётность по результатам работы

В качестве зачётной работы студенты представляют реферат или тезисы по одной из тем курса для самостоятельного изучения.
^ Критерии оценки результатов обучения

В качестве критериев оценки результатов работы студентов рассматривается положение о том, что именно освоенные ими в процессе изучения данной дисциплины эти­ческие знания и навыки являются, в первую очередь, предметом оценки. При этом они должны уметь обосновать свою собственную нравственную позицию в контексте гуманистической перспективы развития морали.
^ Формы контроля знаний студентов по курсу

«Этика и нормы морали»
Освоение студентами данного курса включает лекционные занятия, самостоятельную работу, а также практические занятия по закреплению полученных знаний, которые осуществляются на семинарах.

Виды самостоятельных работ:

  1. Анализ оригинальных философско-этических текстов на основе предложенных в методических рекомендациях вопросов.

  2. Теоретическая разработка социально значимой нравственно–этической проблемы.

  3. Изучение произведений художественной литературы или философского текста, посвященного нравственно-этическим проблемам.

  4. Изучение персоналий высоконравственных личностей прошлого и настоящего времени и этическая оценка их деяний.

В соответствии с методикой организации учебного процесса контроль за результатами обучения включает два уровня: текущий и итоговый. Текущий контроль осуществляется в ходе практических занятий, итоговый – по завершению курса. Знание студентом основных проблем курса подтверждается зачетом.

^ Рекомендуемый срок изучения курса: при стандартном темпе обучения материалы курса осваиваются в течение семестра.
Методические рекомендации для преподавателей

Определяющим условием успешной организации учебно-образовательного процесса по дисциплине «Этика и нормы морали» является понимание педагогами значимости данного курса для формирования у будущих специалистов нравственной культуры, которая в условиях инновационно ориентированной рыночной экономики должна стать фундаментом их профессиональной подготовки. Сложность решения этой задачи требует от педагогов внимательного отношения к выстраиванию учебного процесса как гармонично сбалансированной системы, в которой пропорционально объединены лекции, практические занятия и самостоятельная работа студентов. Причем каждый из элементов этой системы, выполняя свои функции, обеспечивает в то же время достижение общей цели: формирование свободной, творчески ориентированной в своей деятельности личности, способной самостоятельно формировать свою нравственную позицию как специалиста, гражданина и патриота своего Отечества.

Исходным элементом учебно-образовательного процесса должны рассматриваться лекции, в которых педагог чётко и аргументированно излагает основные положения курса и выделяет те его аспекты, которые включены в самостоятельную работу студентов.

В процессе самостоятельной работы студенты должны исследовать оригинальные этические тексты, а также выполнять творческие задания, целью которых является формирование навыков, позволяющих ставить и решать этические проблемы как в типичных, так и в нестандартных жизненных ситуациях. Формами самостоятельной работы выступают:

- работа над рефератом;

- письменные опыты самоанализа;

- теоретическая разработка социально значимой нравственно - этической проблемы;

- изучение произведений художественной литературы или философ­ского текста, посвященного нравственно-этическим проблемам;

- изучение персоналий высоконравственных лич­ностей и этическая оценка их деяний.

Контроль за усвоением этической информации, выявление уровня знаний студентов о закономерностях развития нравственной жизни об­щества и каждого человека, оценка умений студентов использовать эти знания для нравственного анализа конкретных жизненных или ис­торических ситуаций осуществляется педагогом в ходе освоения студентами соответствующих разделов курса.



ПРОГРАММА

^ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ЭТИКА И НОРМЫ МОРАЛИ"

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ УГНТУ

Не для школы, а для жизни

мы учимся

С е н е к а
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ВВЕДЕНИЕ. Зачем студенту технического вуза следует изучать этику. Роль этических знаний в жизни человека и общества.
^ РАЗДЕЛ I. ЭТИКА – ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ. ЕЕ ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ.

Происхождение терминов «ЭТИКА», «МОРАЛЬ», «НРАВСТВЕННОСТЬ» и характеристика их содержания. Место этики в системе философского и гуманитар­ного знания: её роль как практической философии и теории нравственности. Задачи этики: описание нравов, их объяснение и формирование нормативно - мировоззренческих ориентаций человека и общества. Структура этического знания: 1) история нравов и социология морали; 2) теоретико-методологический раздел этики; 3) нормативный раздел этики: аксиология - этическое учение о ценностях и деонтология - этическое учение о должном и сущем; 4) прикладная этика. Тенденции исторического развития этики. Обоснование этикой гуманистических и авторитарных методов морального регулирования.
^ РАЗДЕЛ 2. СУЩНОСТЬ МОРАЛИ, ЕЁ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ МОРАЛИ, ЕЁ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

Сущность и функции морали. Мораль как специфический способ духовно-практического освоения мира и ценностно-императивное отноше­ние. Мораль как система нравственных норм, принципов, идеалов.

^ Структура морали. Единство и противоречивость объективного и субъективного в морали. Взаимосвязь моральных отношений, морального сознания, нравственной деятельности.

Моральное сознание: единство информационно - рационального и чувственно - эмоционального, императивного и ценностного.

Моральное отношения как выражение диалектического единства морального сознания и нравственной деятельности. Понятие нравственно­го поступка. Человеческая жизнь как система поступков. Проблема взаимосвязи целей и средств в поступках человека.

^ Основные тенденции функционирования и развития морали. Обусловленность морали социокультурными факторами развития общественной жизни. "Социальный заказ" на формирование определённых нравствен­ных норм в обществе. Влияние на нравственность других форм духовной жизни: религии, науки, искусства, политики, экономики.

Автономность и внутренняя логика развития морали. Традиции и инновации в развитии морали: плюсы и минусы. Преемственность как фактор развития морали.

Внутренняя противоречивость в развитии морали: диалектика индивидуального, группового, общечеловеческого; рационального и эмоционального в моральном сознании; сущего, желаемого, должного - могу, хочу, надо.

Осно­вные функции морали: регулятивная, оценочно-императивная, воспитательно-гуманистическая, коммуникативная, познавательная, идеологическая, прогностическая.

^ Регулятивная функция морали. Мораль как инструмент нравствен­ной регуляции поведения индивидов и взаимоотношений между социаль­ными группами на основе представлений людей о добре и зле. Институционные и неинституционные способы социальной регуляции. Автономность и ответственность личности в системе морального регулирования. Роль общественного мнения в функционировании нравственности. Соотношение вне­шнего и внутреннего в моральной регуляции.

^ Оценочно-императивная функция морали. Императивность и ценностные ориентации морального сознания и поведения. Предписывающая функция морали.

Гуманизирующая функция морали. Её роль в формировании личнос­ти и межличностных отношений. Возможности морали в воспитании, самовоспитании и самосовершенствовании личности.

^ Коммуникативная функция морали. Роль морали в общении. Необходи­мость знания, понимания и соблюдения нравственных норм и принципов как основы взаимопонимания.

^ Познавательная функция морали. В моральных ценностях отражаются объективные закономерности развития общества и человека.

Идеологическая и прогностическая функции морали. Мораль ориентирует человека и общество на достижение гармонии и стабильности в общественной жизни на основе гармонизации личных и общественных интересов.

^ ТЕМА 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОРАЛИ И ЕЁ ЭВОЛЮЦИЯ

Происхождение морали: религиозная, биологическая, социологическая и культурологическая концепции её возникновения. Историзм как принцип исследования морали. Основные исторические этапы раз­вития морали.

Нравы родового строя. Обычаи и моральные требования. Роль «табу» в социальном регулировании первобытного общества. Талион - принцип воздающей справедливости как первичная форма моральной ре­гуляции. Формирование этических норм в условиях разложения первобытного строя и формирования рабовладельческого общества. Собственность и рабство как нравственные проблемы. Становление морали рабовладельческого общества в условиях античной цивилизации. Мораль как совокупность «добродетелей».

Мораль эпохи Средневековья. Роль христианской идеологии в формировании нравственного идеала эпохи Средневековья. Средневековые нравы и средневековые сословные кодексы морали.

Антропологический характер морали эпохи Возрождения. Этические устремления образованных людей в эпоху Возрождения и господствующие в об­ществе нравы.

Мораль Нового и Новейшего времени. Бюргерский нравственный обра­зец и его эволюция в Новое время. Богатство и бедность: их влияние на нравственность в условиях формирующегося капитализма, двойствен­ная роль индивидуализма в морали. Прагматизм индустриального и постиндустриального общества.

Мораль социалистического общества. Идеологизация морали, формирование коммунистическо­го нравственного идеала и его «внедрение» в общественную жизнь. Нравственные коллизии постсоциалистического периода российского общества, судьба социалистических нравственных идеалов и ценностей в этом обществе.

Глобальные проблемы человечества в свете нравственности: война и мир, жизнь и смерть, роль духовности в общественной жизни, эколо­гия и технологический прогресс.
^ РАЗДЕЛ 3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭТИКИ. ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Этические учения Древнего Востока о нравственных основах жиз­ни. Античная этика. «Предэтика» в эпоху Гомера и в период архаики. Этические учения эпохи классической Греции о «добродетелях» чело­века и о нравственных нормах человеческих отношений.

Религиозный характер средневековой этики. 10 заповедей из тек­ста Священного Писания и их общечеловеческое значение.

Этика эпохи Возрождения. Гуманизм как основной принцип этики эпохи Возрождения. Отражение нравственных ценностей этой эпохи в искусстве и литературе.

Рационализм этики эпохи Просвещения. Её принципы и нормы. Эти­ческие принципы немецкой классической философии.

Марксистская этика как выражение приоритета общественных инте­ресов над личными. Коммунизм как высшая нравственная ценность в марксистской этике.

Этические поиски в русской религиозной философии XIX – XX вв.

Приоритетная роль личности в этических концепциях человека на рубеже XX - XXI вв.
^ РАЗДЕЛ 4. ВЫСШИЕ МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Понятие моральной ценности. Средства формирования моральных ценностных ориентации: религия, мораль, искусство. Целостность человека. Гармония его отношений с природой, об­ществом и самим собой как глубинный смысл гуманистической традиции общественного развития. Духовность как способность выстроить гуманистически ориентированную иерархию жизненных ценностей.

Самореализация личности в сфере нравственности. Личный интерес как потребность в реализации человеческого достоинства путём обретения свободы. Общественный интерес как потребность общества в гармонизации социальных связей. Система моральных ценностей как механизм реализации жизненной активности субъекта на уровне социума. Исходные этические категории:

- ^ ДОБРО и ЗЛО как критерии различения нравственного и безнравственного в общественной жизни. Проблема борьбы добра со злом: их диалектика.

- ДОЛГ и СОВЕСТЬ как контрольные механизмы морального сознания.

- ЧЕСТЬ и ДОСТОИНСТВО как показатели нравственности личности.

- СМЫСЛ ЖИЗНИ и СЧАСТЬЕ - нравственные ориентиры морального сознания личности.

- ^ СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЪ как регулято­ры человеческой жизнедеятельности в стремлении личности к счастью.

- СПРАВЕДЛИВОСТЬ как системоорганизующий элемент морального сознания личности и общества.

Основные принципы общечеловеческой морали: ^ ГУМАНИЗМ, АЛЬТРУИЗМ (БЕСКОРЫСТИЕ), ЛЮБОВЬ, СОСТРАДАНИЕ и УВАЖЕНИЕ к личности, ДУХОВНОСТЬ и ДУШЕВНОСТЬ. ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ И МИЛОСЕРДИЕ как высшие формы духовности, равнодушие и жестокость как их антиподы. Способ­ность к СОЧУВСТВИЮ и СОПЕРЕЖИВАНИЮ как нравственная ценность - проявление душевности в человеке.


^ РАЗДЕЛ 5. НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА И ЛИЧНОСТИ

Понятие нравственной культуры общества: соотношение сущего и должного. Структура нравственной культуры общества: моральные ценно­сти, господствующие в обществе, и способы нравственной регуляции. Нравственное просвещение, образование и воспитание в обществе как условие формирования нравственной культуры личности. Нравственное самовоспитание и нравственное творчество в системе социальной деятельности личности как условие нравственного прогресса. Понятие нра­вственного конформизма и нонконформизма.

Нравственная культура и политика. Моральные критерии полити­ческой деятельности. Насилие и ненасилие, справедливость и мило­сердие в политике. Соотношение целей и средств в морали и поли­тике. Формы морального протеста в демократическом обществе. Этика межпартийной борьбы. Принцип толерантности и отношение к инакомыс­лию.

Нравственно - психологические основы тоталитаризма. Формы нра­вственного сопротивления тоталитарным режимам. Административно - командная система управления общественной жизнью и мораль. Мораль­ная демагогия и политические репрессии. Этические аспекты смертной казни. Институт заложников и мораль.

Нравственные аспекты межнационального общения. Национальное са­мосознание как фактор нравственной культуры народа. Безнравственность и антигуманность национализма и шовинизма. Роль исторической и наци­ональной памяти в формировании нравственной культуры общества.

^ РАЗДЕЛ 6. НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Общение как потребность личности и нравственная ценность. Нравственный смысл отношений между людьми в процессе общения. Культура общения. Человек как цель и средство в процессе общения. ЭГОИЗМ и АЛЬТРУИЗМ (БЕСКОРЫСТИЕ) в общении. Психологические основы общения. Знание себя и другого как психологическая основа нравственной куль­туры личности. Роль биопсихологической характеристики и социально-эмоциональной направленности личности в процессе общения.

Основные нормы культуры общения: ориентация на положительное восприятие другого человека, доброжелательность, терпимость, взаи­мопонимание. Формы проявления культуры общения: уважительность, внимательность, толерантность. Способность испытывать и проявлять благодарность, сочувствие, сострадание к людям в процессе общения.

^ РАЗДЕЛ 7. НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ИНТИМНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ДРУЖБА, ЛЮБОВЬ, СЕМЬЯ

Дружба как вершина межличностного общения, выражение потребности человека в человеке. Избирательность, индивидуальность, пси­хологическая глубина, интимность отношений в дружбе между людьми. Взаимная помощь, эмоциональная близость, симпатия и взаимопонимание - признаки подлинной дружбы. Условия взаимопонимания в дружбе: жизненный опыт, уровень интеллекта, эмоциональная устойчивость, спо­собность к сопереживанию, потребность в интимности и эмоциональной поддержке.

Любовь как отношение и влечение, высший вид близости человека к человеку. Любовь как потребность в бескорыстной самоотдаче и лю­бовь как жажда обладания. "Искусство любви" (Э. Фромм). Виды люб­ви. Любовь мужчины и женщины как единство трёх влечении: души, ра­зума и тела (Ю. Рюриков). Индивидуальность и избирательность в любви. Стремление к верности и вечности в любви. Любовь и ревность. Сплав духовного и телесного начал в любви.

^ Этика семейной жизни. Единство бытовой, нравственной, психо­логической и сексуальной культур как условие семейного счастья. Бытовая культура в семье: взаимопомощь и разделение обязанностей. Нравственная культура в семье: взаимопонимание, уважение интересов, ценностей, потребностей друг друга в супружеских парах; доброжела­тельное отношение супругов к родственникам и друзьям друг друга. Психологическая культура в семье: знание особенностей мужской и жен­ской психологии, темперамента друг друга, взаимная терпимость к при­вычкам; умение владеть собой, уступать и прощать, проявлять нежность и внимание друг к другу. Культура сексуальных отношений: осознание интимных отношений как важнейшей части супружеской жизни, доверие и психологическая раскованность сексуальных отношений. Этика, пси­хология и технология секса.
^ РАЗДЕЛ 8. ЭТИКА И КУЛЬТУРА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОБЩЕНИЯ

Деловое общение и современный менеджмент. Содержание и струк­тура делового общения: распределение ролей, работа с персоналом, отношения с партнёрами, приём посетителей, проведение совещаний, ведение переговоров, разрешение конфликтов.

Общение по "горизонтали" и по "вертикали". Принципы общения по "горизонтали": диалогичность, плюрализм, толерантность. Отношения по "вертикали" и стиль руководства: демократический, авторитарный, либеральный. Проблема лидерства и авторитета.

Культура деловой полемики, умение слушать партнёра, умение аргументировать, убеждать и тактично возражать. Принципы организа­ции деловой дискуссии. Правила поведения в споре.

Основные требования к личности делового человека и стилю его общения. Общие принципы современных деловых отношений: демократич­ность, компетентность, толерантность. Нормы поведения в деловом общении: надёжность, обязательность, гибкость мышления и поведения, смелость, предприимчивость, порядочность, коммуникабельность. Роль "человеческих отношений" в деловом общении. Его основные принципы: 1) формирование у партнёра чувства расположения; 2) стимулирование через эмоционально-психологическое воздействие инициативы сотруд­ников; 3) воздействие на сотрудника, не обижая его и не задевая его самолюбия; 4) стараться всегда быть "хорошим" шефом.

Роль этикета в деловом общении. Служебный этикет, его нормы и правила. Ведение телефонных разговоров. Организация неформального делового общения: приёмы, банкеты, презентации. Манеры поведения и внешний вид делового человека. Его имидж.

^ ЭТИКЕТ КАК ВНЕШНЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ (Материалы данного раздела выносятся на коллоквиум)

Понятие и предназначение этикета. Отражение в этикете социо­культурных и национальных особенностей общества. Этикет и мораль. Социально - условный характер этикета. Общечеловеческие ценности: гуманизм и демократичность как основа современного этикета.

Основные требования этикета: вежливость, тактичность, обяза­тельность, скромность, деликатность, корректность. Уважение к лю­дям, почтительность, любезность как показатели культуры поведения человека в обществе.

Простейшие правила поведения в общественных местах:

- на улице, в транспорте, кино, театре, на дискотеке;

- в деловой обстановке: на занятиях, на работе, в учреждении;

- в личной жизни: на свидании, в гостях;

- в ресторане, за столом.

Нормы речевого этикета.
^ РАЗДЕЛ 9. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ИНЖЕНЕРА

Специфика инженерной деятельности. Проектирование, конструи­рование, управление и организация производства как основные функции инженера.

Субъект-объектный характер взаимодействия инженера с техни­кой и природой и проблема экономической и экологической ответствен­ности инженера. Проблема риска в инженерной деятельности.

Субъект-субъектные отношения как форма общения инженера с персоналом (по "горизонтали" и по "вертикали"). Проблема моральной ответственности инженера как организатора и руководителя произ­водства.

Модель личности современного инженера: совокупность профессио­нальных и личных качеств, необходимых инженеру для осуществления технологической и социально- управленческой деятельности.

Интегративный стиль мышления инженера как основа эффективнос­ти его профессиональной деятельности.

Инженер как руководитель производственного коллектива. Высокая профессиональная компетентность, уровень культуры, организаторские способности, нравственные качества как основа успешной деятельнос­ти руководителя на производстве.

Нравственные основы управления трудовым коллективом. Морально - психологические качества руководителя и их проявление в общении с персоналом. Культура общения и этика руководителя.
^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
  1   2   3   4

Похожие:

Элективный курс учебная программа планы семинарских занятий задания для самостоятельной работы уфа 2007 введение данные методические материалы являются частью Учебно-методического комплекса по дисциплине «Этика и нормы морали» iconМетодические рекомендации по изучению отдельных тем курса Планы семинарских...
Учебно-методические материалы (на основе кредитно-модульной системы организации учебного процесса): для студентов специальности «Правоведение»...
Элективный курс учебная программа планы семинарских занятий задания для самостоятельной работы уфа 2007 введение данные методические материалы являются частью Учебно-методического комплекса по дисциплине «Этика и нормы морали» iconВведение в философию методические материалы для самостоятельной работы...
Методические материалы «Введение в философию» предназначаются для самостоятельной работы студентов всех специальностей угнту по дисциплине...
Элективный курс учебная программа планы семинарских занятий задания для самостоятельной работы уфа 2007 введение данные методические материалы являются частью Учебно-методического комплекса по дисциплине «Этика и нормы морали» iconФакультет логопедии утверждаю
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен...
Элективный курс учебная программа планы семинарских занятий задания для самостоятельной работы уфа 2007 введение данные методические материалы являются частью Учебно-методического комплекса по дисциплине «Этика и нормы морали» iconУчебное управление личнаякнижк астудента II курса дневного отделения планы учебных занятий
Планы семинарских занятий по философии для студентов: Учебно-методические указания /Сост. С. А. Клишина, Т. А. Левченкова, Л. В....
Элективный курс учебная программа планы семинарских занятий задания для самостоятельной работы уфа 2007 введение данные методические материалы являются частью Учебно-методического комплекса по дисциплине «Этика и нормы морали» iconМетодические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы
Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы являются частью учебно-методического комплекса (умк) для...
Элективный курс учебная программа планы семинарских занятий задания для самостоятельной работы уфа 2007 введение данные методические материалы являются частью Учебно-методического комплекса по дисциплине «Этика и нормы морали» iconПланы семинарских занятий по дисциплине муниципальное право россии
Муниципальное право России. Автор: Симканич О. М. Планы семинарских занятий – Нижний Новгород, Нижегородский государственный университет...
Элективный курс учебная программа планы семинарских занятий задания для самостоятельной работы уфа 2007 введение данные методические материалы являются частью Учебно-методического комплекса по дисциплине «Этика и нормы морали» iconГосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
В учебно-методическом пособии представлены учебная и рабочая программы по курсу «Экспериментальная психология»; методические материалы...
Элективный курс учебная программа планы семинарских занятий задания для самостоятельной работы уфа 2007 введение данные методические материалы являются частью Учебно-методического комплекса по дисциплине «Этика и нормы морали» iconПланы семинарских занятий Саратовский государственный университет...
М?? Физические основы твердотельной электроники и микроэлектроники: Планы семинарских занятий: Учеб пособие для студ фак нано- и...
Элективный курс учебная программа планы семинарских занятий задания для самостоятельной работы уфа 2007 введение данные методические материалы являются частью Учебно-методического комплекса по дисциплине «Этика и нормы морали» iconМетодические указания по грамматике английского языка
Методические указания предназначены для тестирования знаний, умений и навыков студентов 1 курса технических специальностей по основным...
Элективный курс учебная программа планы семинарских занятий задания для самостоятельной работы уфа 2007 введение данные методические материалы являются частью Учебно-методического комплекса по дисциплине «Этика и нормы морали» iconУчебные пособия 1 Андриенко Е. В. Социальная психология (Материалы...
Социальная психология (Материалы для семинарских и лабораторно-практических занятий)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница