Авторская инновационная программа. «Профилактика заболеваний на уроках физической культуры» Автор: учитель физической культуры




Скачать 100.87 Kb.
НазваниеАвторская инновационная программа. «Профилактика заболеваний на уроках физической культуры» Автор: учитель физической культуры
Дата публикации01.05.2013
Размер100.87 Kb.
ТипПрограмма
shkolnie.ru > Культура > Программа
МОБУ «Русскокукморская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района Республики Марий Эл

Авторская инновационная программа.

«Профилактика заболеваний

на уроках физической культуры»

Автор: учитель физической культуры

МОБУ « Русскокуморская СОШ»

Толстая Галина Альбертовна

учитель 1 категории

Русский Кукмор

2009г.

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Пояснительная записка.

  2. Цель.

  3. Задачи.

  4. Организационно- методические указания.

  5. Противопоказания к выполнению физических упражнений.

  6. Тематический план.

  7. Ожидаемый результат.

  8. Литература.

  9. Приложение.


Пояснительная записка.

Социологические исследования утверждают, что двигательная активность младших школьников на 50% меньше, чем дошкольников, а у старшеклассников она составляет только от времени бодрствования. Два школьных урока физической культуры, конечно, не могут компенсировать дефицит движения детей. В результате у них снижается жизненный тонус, быстрее наступает утомляемость, что в свою очередь ведёт к малоподвижности. Поэтому сегодня учитель вынужден ориентировать школьников и на физическое и на духовное самосовершенствование, помогать формированию потребностей в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, учить их использовать во время досуга для восстановления активности.

Наблюдая за учениками в течение последних лет, я отметила, что дети до 25 -30% заболевают во время сезонных вспышек респираторных заболеваний. Такое положение дел заставило меня разработать программу, направленную на профилактику заболеваемости, в том числе и стрессов. Оздоровительная гимнастика, предупреждающая появление ряда заболеваний, введена в эту программу за счёт вариативной части. Приняв за основу комплексные программы общеобразовательных учреждений по физическому воспитанию с 1- 11 классов под редакцией В. И. Ляха,А. А. Зданевича 2007г. Я разработала авторскую программу оздоровительной направленности для учащихся с 1 по 7 кл. Проведение профилактических мероприятий с учётом сезонной активности организма в данный период времени. Учащиеся специальной медицинской группы не освобождаются от физической культуры, освобождение от занятий может быть только временным, после обострения заболевания. Полное освобождение от лечебной физической культуры не существует, она практически показана при любых отклонениях состояния здоровья. Дети имеют нагрузку по самочувствию, не требующие повышенной физической нагрузки. Оздоровительные физические упражнения активно влияют на морфологическое формирование, физическое развитие и функциональное совершенствование детского организма. Подобрав соответствующие упражнения, можно исправить дефекты осанки- частых причин серьёзных функциональных нарушений. Физические упражнения благотворно влияют и на развитие дыхательного аппарата. Повышается жизненная ёмкость лёгких, сердце ребёнка увеличивается в объёме, повышается его тонус, что способствует развитию выносливости.

Упражнения оздоровительной гимнастики я провожу в конце подготовительной части. Они занимают 20 % от времени урока. Они подобраны так, что их могут выполнять самостоятельно дети различной физической подготовленности. Эти же упражнения становятся обязательным домашним заданием.

^ Цель.

Улучшение общего состояния здоровья.

Задачи.

Обучающие.

1.Обучение физическим упражнениям, оказывающее общеукрепляющее воздействие на организм учащихся.

2.Обучение рациональному дыханию.

Воспитательные.

3.Формирование и закрепление навыка правильной осанки. 4.Приобщение к эффективному участию в общественно полезном труде.

Оздоровительные.

5. Обучение своевременной коррекций, имеющегося патологического и предпатологического состояния.

^ Организационно-методические указания.

Лечебные физические упражнения в школе - особая форма реабилитации учащихся, имеющих различные патологические и предпатологические состояния. До недавнего времени для профилактики заболеваний и поддержания здоровья детей преимущественно использовали различные физиотерапевтические средства и средства закаливания. Однако это теперь явно не достаточно.

Причин, которые привели нашу школу к внедрению физических упражнений в практику работы много. Среди главных надо выделить резкое ухудшение здоровья новорожденных: ухудшение экологической обстановки и как следствие – снижение иммунобиологической реакции детей; глобальные социальные проблемы. Можно отметить и вроде бы более частные проблемы - повышенную занятость родителей, недостаточность свободного времени у детей, неудобный режим работы поликлиник и кабинетов ЛФК , да и удаленность их от места проживания, долгое ожидание в очереди.

Физические упражнения позволяют получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях. В школе она показана всем учащимся, имеющим постоянные или временные отклонения в состоянии здоровья.

Противопоказания могут носить лишь временный характер- общее недомогание, высокая температура.

Лечебное действие физических упражнений объясняется важной биологической ролью движений в жизни детей и подростков. Физические упражнения улучшают нарушенные болезнью функции, ускоряет восстановительные процессы, уменьшает неблагоприятные последствия вынужденной гипокинезии.

Каждый учитель физической культуры знает, какое разнообразное действие оказывают физические упражнения в зависимости от их подбора, методики выполнения и степени нагрузки.

^ При патологии дыхательной системы в занятия включаем упражнения с удлиненным выдохом и вдохом, задержкой дыхания, способствующие повышению грудной клетки.

^ При патологии сердечно - сосудистой системы целесообразны циклические упражнения( дозированный медленный бег и ходьба). Нельзя выполнять упражнения на статическое напряжение, глубокое дыхание.

^ При заболевании органов мочевыделительной системы используют дыхательные упражнения для развития мышц брюшного пресса, упражнения на «сотрясение» тела (прыжки, подскоки, соскоки), а также упражнения с высокой амплитудой движений туловища и конечностей.

^ При патологии пищеварительной системы учащиеся обучаются брюшному дыханию с небольшой амплитудой колебания брюшной стенки и нежному массажу органов брюшной полости. Очень важно также делать упражнения на левом и правом боку.

^ При сколиозах второй и третьей степени чаще всего выполняют упражнения на укрепление мышц спины и живота.


Противопоказания к выполнению физических упражнений.

Заболевания

Противопоказания и ограничения

Рекомендации

Сердечно- сосудистая система(неактивная фаза ревматизма, функциональные изменения и т. д.)

Упражнения, выполнение которых связано с длительной задержкой дыхания, интенсивным напряжением мышц брюшного пресса.

Общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы, в исходном положении лёжа, сидя, стоя; ходьба, дозированный бег, бег в медленном темпе.

Органы дыхания(хронический бронхит, воспаление лёгких, бронхиальная астма и др.)

Упражнения, вызывающие длительную задержку дыхания и интенсивное напряжение мышц брюшного пресса.

Дыхательные упражнения. Тренировка полного дыхания и особенно удлинённого выдоха. Ускоренная ходьба, бег, плавание, бег на лыжах, прогулки на воздухе.

Заболевание почек (нефрит, нефроз, пиелонефрит).

Недопустимы упражнения с высокой частотой движений, интенсивностью нагрузки и скоростно- силовой направленностью, переохлаждением тела.

При проведении общеразвивающих упражнений особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота. При занятиях плаванием(с разрешением врача)ограничивается время пребывания в воде(5-10 мин.- первый год обучения, 10-15 мин.- второй и последующие годы обучения.)

Нарушения нервной системы

Упражнения, вызывающие нервное перенапряжение(упражнения в равновесии на повышенной опоре), ограничивается время игр.


Дыхательные упражнения, водные процедуры, аэробные упражнения.

Органы зрения.

Исключаются прыжки с разбега, кувырки, упражнения со статическим напряжением мышц, стойки на руках и на голове.

Упражнения на пространственную ориентировку, точность движений, динамическое равновесие, гимнастика для глаз.

Хронические заболевания желудочно- кишечного тракта, желчного пузыря, печени.

Уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки.





^ Учебно-тематический план

Четверть



уроков

Тема

1-я четверть




1.Общеразвивающие упражнения при заболеваниях органов дыхания.

2.Общеразвивающие упражнения для улучшения осанки.

2-я четверть




1.Общеразвивающие упражнения для профилактики простудных заболеваний.

2.Общеразвиающие упражнения для профилактики заболеваний желудочно- кишечного тракта.

3.Общеразвивающие упражнения для развития мышц шеи и верхней части спины.

4.Общеразвивающие упражнения для развития гибкости.

5.Общеразвивающие упражнения для устранения начинающегося плоскостопия.

3-я четверть




1.Общеразвивающие упражнения при заболевании почек и печени.

2.Общеразвивающие упражнения для профилактики заболеваний ЖКТ.

3.Общеразвивающие упражнения для профилактики остроты зрения.

4.Общеразвивающие упражнения для снятия психической тревожности.

4-я четверть




1.Общеразвивающие упражнения для профилактики заболевания сердечно- сосудистой системы.

2.Общеразвивающие упражнения для снятия стресса.

Ожидаемый результат.

1.Учащиеся должны постоянно проводить врачебный контроль.

2.Учащиеся должны вести дневник самоконтроля (следить за пульсом, частотой дыхания, контролировать самочувствие, внешние признаки утомления, переносимость физических нагрузок, учитывать противопоказания).

3.Проводить диагностику своего заболевания.

4.Знать наизусть физические упражнения по профилактике различных заболеваний.

5.Улучшить своё физическое и общее состояние.

Литература

  1. Комплексная программа для общеобразовательных учреждений по физическому воспитанию с 1- 11 классов под редакцией В. И. Ляха,А. А. Зданевича 2007г.

  2. Комаров, А. В. «Осанка Младших школьников»,

научно- методический журнал «Физическая культура в школе»/А.В.Комаров № 8, стр. 25, 2005 г.

  1. Курумчина, В. В. «Позвоночный столб- основа здоровья»,

научно- методический журнал «Физическая культура в школе»/В. В. Курумчина № 6,стр. 34, 2003 г.

  1. Матвеев, А. П.,Герасимов, Т.Н. «Упражнения для формирования правильной осанки»

научно- методический журнал «Физическая культура в школе»/А. П. Матвеев ,Т. Н.Герасимов № 5, стр. 28, 2004 г.

  1. Очереп,А. Л. «Не пропустите сколиоз и миопию”,

журнал «Будь здоров»/ А.Л. Очереп № 6, стр. 65, 2007г.

  1. Сатиров, Г. Н. «Школа движений»,

научно- методический журнал « Физическая культура в школе»/Г. Н. Сатиров № 3, стр.45, 2004г.

Приложение

Профилактика ОРЗ

^ Название и содержание игры. «Кто громче?».

Соревнуются учащиеся в составе небольшой группы. Дети садятся вокруг учителя, который показывает, как надо играть, и объясняет условия игры. Принять правильную осанку, губы сомкнуть. Указательный палец правой руки положить на боковую сторону носа плашмя, плотно прижимая правое крыло носа. Глубоко вдохнуть левой половиной носа (рот закрыт) и произносить (выдыхая) «ммм...», одновременно похлопывая указательным пальцем левой руки по левой половине носа. При этом получается длинный скандированный выдох. Звук «ммм» надо направлять в нос, он должен быть звучным. Затем прижимают левое крыло носа и так же на выдохе с произнесением «ммм...» похлопывают плашмя указательным пальцем уже правую половину носа. Упражнение-игру повторяют, дети поочерёдно прижимают то правую, то левую половину носа. Поощряется тот, кто выполнил все условия игры наиболее точно и чётко.

^ Примерный перечень заболеваний, при которых рекомендуется игра. Аденоиды, хронический ринит.

Ожидаемый эффект от игры. Улучшение функции дыхания — тренировка носового дыхания, смыкание губ.
^ Профилактика и коррекция дефектов осанки.

«Пропеллер». Дети стоят по кругу или в шеренгах, ноги на ширине плеч. Их правая рука поднята вверх и движется вперёд, описывая круг, левая в это время движется назад и вверх. Руки всё время расположены на одной прямой и составляют как бы две лопасти пропеллера. Ведущий по окончании называет самые быстрые и чётко работающие «пропеллеры».

«Плавание». Школьники сидят на стульях так, что их спины не касаются спинок стульев. Руки — локтями на коленях. Ведущий предлагает имитировать руками движения пловцов-брассистов. При движении рук вперёд спину (и позвоночник) следует сгибать по возможности сильнее, а при движении рук назад спина разгибается. Плавательные движения должны быть лёгкими, грациозными, изящными. Ведущий оценивает красоту и стремительность движений пловцов.
Профилактика и коррекция нарушений зрения.

«Пчела». Играющие сидят на стульях, спина прямая. Ведущий предлагает им вообразить пчелу, которая медленно кружит на некотором расстоянии от них. Надо сфокусировать свой взгляд на движущейся «пчеле» и следить за ней, выполняя круговые движения глазами. В конце упражнения «пчела» садится на переносицу; дети должны проследить взглядом её приземление.

Похожие:

Авторская инновационная программа. «Профилактика заболеваний на уроках физической культуры» Автор: учитель физической культуры iconВаченкова Светлана Викторовна учитель физической культуры
Развитие координационных способностей у детей с нарушением слуха на уроках физической культуры
Авторская инновационная программа. «Профилактика заболеваний на уроках физической культуры» Автор: учитель физической культуры icon«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры»
Попкова Л. А., учитель физической культуры первой квалификационной категории моу города Кургана «сош №49»
Авторская инновационная программа. «Профилактика заболеваний на уроках физической культуры» Автор: учитель физической культуры iconРитмическая гимнастика как средство развития гибкости на уроках физической культуры
Ваченкова Светлана Викторовна учитель физической культуры I категории, заместитель директора по здоровьесбережению гбс(К)оу школы-интерната...
Авторская инновационная программа. «Профилактика заболеваний на уроках физической культуры» Автор: учитель физической культуры icon«Образование в области физической культуры и спорта»
Руководитель магистерской программы – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой теоретических основ физической культуры...
Авторская инновационная программа. «Профилактика заболеваний на уроках физической культуры» Автор: учитель физической культуры iconПлан-конспект урока во 2 классе по физической культуре
Автор – Агеева Галина Семёновна, учитель физической культуры мкс(К)оу школы-интерната №15 г. Белово
Авторская инновационная программа. «Профилактика заболеваний на уроках физической культуры» Автор: учитель физической культуры iconКонспект урока по физической культуре «Подвижные игры с элементами...
Составил: учитель физической культуры гкоу со (Кировградская скоши) Беляева Наталия Валерьевна
Авторская инновационная программа. «Профилактика заболеваний на уроках физической культуры» Автор: учитель физической культуры iconСведени я о педагогических кадрах боу до «сдюсшор №4 по хоккею с...
Специальность Физическая культура и спорт, Квалификация: учитель физической культуры
Авторская инновационная программа. «Профилактика заболеваний на уроках физической культуры» Автор: учитель физической культуры iconКонспект урока-соревнования по физической культуре для 4 класса по...
Автор: Газизов Ильдус Назипович, учитель физической культуры мбоу «Старокурмашевская оош» Актанышского муниципального района республики...
Авторская инновационная программа. «Профилактика заболеваний на уроках физической культуры» Автор: учитель физической культуры iconЗакон города москвы о физической культуре и спорте в городе москве
Настоящий Закон регулирует отношения в области физической культуры и спорта в городе Москве, определяет систему организации физической...
Авторская инновационная программа. «Профилактика заболеваний на уроках физической культуры» Автор: учитель физической культуры iconРабочая программа по предмету «Физическая культура» составлена на...
Цель физической культуры формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница