Государственное казённое образовательное учреждение Свердловской области
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Туринская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Интегрированный урок биологии и кулинарии
«Я выбираю кашу!»
Авторы:
учитель кулинарии высшей категории Цыганова Л.М.
учитель биологии второй категории Бердникова Е.Г.
г. Туринск
2013
Конспект интегрированного урока биологии и кулинарии
Тема: «Я выбираю кашу!»
Цели:
Образовательные:
Закрепление и обобщение знаний о растениях семейства злаковых: место в систематике растений, отличительные признаки; о крупах, получаемых из них; о кашах.
Формирование представления о здоровом питании, продолжение знакомства с основами здорового питания, углубление представлений о каше, как об обязательном компоненте в ежедневном меню завтрака, показать учащимся, что каша не только полезная еда, но ещё и вкусная.
Познакомить учащихся с народными традициями, связанными с зерновыми культурами, с историей зерновых культур, каш.
Коррекционно-развивающие:
Коррекция и развитие связной речи:
-монологической (через пересказ, сообщения, рассказ с опорой);
-диалогической (через умения отвечать на вопросы полными ответами, высказывать и доказывать своё мнение).
Коррекция и развитие письменной речи.
Развитие и коррекция коммуникативных навыков, навыка слушать и слышать собеседника, умения действовать по инструкции.
Коррекция и развитие мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, наглядно-образного мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Коррекция и развитие устойчивости и переключения внимания, долговременной вербальной памяти.
Коррекция и развитие мелкой моторики, тактильных ощущений.
Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы: навыков самоконтроля, умения выражать и сдерживать свои чувства.
Коррекция и развитие
Воспитательные:
Воспитание мотивации и интереса к предмету.
Воспитание коллективизма, через умения работать в команде.
Воспитание культуры ЗОЖ.
Формирование уважения к культуре собственного народа.
Тип урока: интегрированный, повторительно-обобщающий.
Технологии: коррекционного обучения, личностно - ориентированная, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, элементы проблемного обучения, дифференцированного обучения.
^ словесные (живое слово учителя, беседа), наглядные (демонстрация, презентация), практические, методы мотивации и стимулирования.
Продолжительность урока: 2 урока по 40 минут.
Оборудование: презентация; горшочки с зёрнами; коллекция злаковых растений; крупы – 9 образцов; раздаточный материал: тексты сообщений, карточки «Признаки покрытосеменных растений»; анкеты; гербарий злаковых культур (2 набора по 6 злаковых культур).
Предварительная подготовка:
Проведение анкетирования учащихся и педагогов школы по вопросам:
Что ты ел сегодня на завтрак?
Кушаешь ли ты кашу на завтрак?
Знаешь ли ты что-нибудь о пользе каши?
Твоя любимая каша?
Обработка результатов анкетирования.
Подготовка индивидуальных сообщений о пользе каш, истории создания «Суворовской» и «Гурьевской» каш, технологией их приготовления учениками классов, а также ученицей 9 класса об истории каши (все сообщения подготовлены с учётом индивидуальных особенностей учащихся).
Подготовка видеороликов для «Кулинарного поединка».
Приготовление горшочков с кашей «Суворовской» и «Гурьевской», различных каш.
Изготовление бумажных горшочков для рекламы каши формата А1.
Ход 1-го урока.
Этап урока
| Деятельность учителя
| ^
| 1. Орг. момент, сообщение общих и индивидуально-психологических целей(3 мин)
Учитель биологии
| -Добрый день ребята, уважаемые гости!
Сегодня у нас с вами очень важный и необычный урок. В чём же необычность? Во-первых, к нам пришли гости, и я хочу, что бы вы показали себя с самой лучшей стороны перед гостями. Во-вторых, совместный урок 7а и 7б классов, я желаю вам, бережного и уважительного отношения друг к другу. В-третьих, совместный урок биологии и кулинарии, так что вам на сегодняшнем уроке пригодятся знания, полученные на этих уроках. А итогом нашего урока, я думаю, будут знания, которые пригодятся вам в течение всей вашей жизни, ну и конечно же хорошие оценки у всех за урок.
Чтобы этот необыкновенный урок прошел для всех нас с пользой необходимо, чтобы вы были очень внимательны(?), старательны(?), активны(?), но терпеливы(?), помогали друг другу, поддерживали хорошее настроение. Ведь хороший настрой – это залог успеха. Пропуском на наш урок будет УЛЫБКА. Улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов, удачи. Мне очень приятно видеть вас радостными, ведь люди, которые часто улыбаются, меньше болеют, а быть здоровыми – одна из наших задач.
| Слушают учителя, настраиваются на урок
| 2.Введение
в тему(5мин)
Учитель кулинарии
| -Здоровье человека – это одна из важных ценностей человека. Здоровый человек чувствует себя бодро, весело, он хорошо учится и трудится. Важно, чтобы человек бережно относился к своему здоровью. Одно из условий сохранения здоровье – это правильное питание. Еще в древности было известно, что правильное питание есть непременное условие долгой жизни.
-Как вы думаете, что значит правильно питаться?
-Сколько раз в день должен питаться школьник?
-Как называется приём пищи в утреннее время?
-Завтрак – обязательный приём пищи для каждого человека. Установлено, что регулярный приём пищи по утрам снижает риск возникновения желудочно–кишечных заболеваний. Завтракающий человек больше устойчив к стрессам, умственным и психическим нагрузкам. А ещё завтрак способствует сохранению нормального веса детьми.
-Как вы думаете, какое самое подходящее блюдо для завтрака?
-О том, что едят наши педагоги, и дети на завтрак мы выяснили с помощью анкеты. О её результатах расскажет (ученица) _____.
-В опросе участвовала 24 педагога и 62 ученика. По результатам анкетирования выяснилось, что __ учеников на завтрак предпочитают, есть бутерброды и пить чай, а вот __ учителей кушают на завтрак кашу.
-О пользе каш знают лишь ___ учеников, а вот учителя все знают о её пользе.
-Кто правильно питается: ученики или учителя? Почему?
-Так как выдумаете, почему дети не едят кашу на завтрак? (они не достаточно хорошо знают о её пользе).
-Предлагаю подробнее узнать действительно ли каши полезны, в чем же польза каши, для того чтобы правильно питаться и быть здоровыми!
| Слушают учителя, отвечают на вопросы
| ^ (2 мин) Учитель биологии
| -Тема нашего урока «Я выбираю кашу!» Сегодня на уроке познакомимся с пользой различных каш для человеческого организма, познакомимся с историей каши на Руси; узнаем о том, что каши могут быть не только полезными, но и необыкновенно вкусными и даже попробуем эти каши.
-Урок пройдёт в форме соревнования между 7а и 7 б классами, за каждое правильно выполненное задание вы будете получать зёрнышко, которые будут складываться в горшочек; в конце урока у вас должен получиться полный «горшочек каши».
| Слушают учителя
| ^
-Обобщение и систематизация знаний.(10 мин) Учитель биологии
Новый материал (10мин)
Учитель кулинарии
Учитель биологии
Первичное закрепление +физминутка
(5 мин)
| -Прежде чем говорить о пользе каш, давайте вспомним, а как же каша попадает на наш стол. Из чего готовят кашу? (варят из круп)
- А крупы из чего получают? (из зерна)
- Из чего получают зерно? (их получают из растений: пшеница,…)
- Выясним, к какому царству, классу и семейству принадлежат эти растения.
- Назовите четыре царства живой природы.
- Назовите отделы растений.
-Растения, из которых получают зерно, к какому отделу растений принадлежат?
- Перечислите классы покрытосеменных растений.
- Вспомним признаки однодольных и двудольных растений.
-У вас на столах листки, на которых записаны признаки однодольных и двудольных растений. Ваша задача: 7а-подчеркнуть признаки однодольных растений, 7б-признаки двудольных растений.
Проверка: чтение признаков одним учеником.
- Растения, из которых получают зерно, к какому классу растений принадлежат?
- Назовите семейства однодольных растений.
- Растения, из которых получают зерно, к какому семейству принадлежат?
-Вспомним признаки семейства злаковые. (выслушиваются ответы обоих классов, затем проверка - высвечивается на экране правильный ответ и оценивается).
-Следующее задание перед вами на экране.
-Понятно задание?
-У кого готов правильный ответ?
-А другой класс как считает?
1. Вставь пропущенное слово.
«В семени ________ семядоля».
2. Выбери правильный ответ.
«Корневая система – мочковатая, стержневая».
3.«Жилкование листьев – параллельное, сетчатое».
4. Вставь пропущенное слово.
«Стебель - _____________, внутри _____________».
5.Назови общим словом.
«____________- колос, початок, метёлка».
6. Выбери правильный ответ.
«Плод – зерновка, костянка, семянка».
- Поговорим поподробнее о злаковых.
-А следующее задание называется «Угадай по описанию». Как вы будете выполнять это задание. (мы должны выслушать учителя и молча поднять карточку с названием растения) (правильный ответ – появится на экране).
^
Самая скороспелая культура, может дать урожай через 60-90 дней. Выращивают эту культуру даже в северных районах.(ячмень).
Семена этого растения прорастают при температуре-1,-2С. очень неприхотливая культура, даёт хорошие урожаи на малоплодородных почвах. (овёс).
Соцветия у этой культуры метёлка и початки. Соцветие метёлка – на верхушке стебля. Початки у основания листьев. Не переносит заморозки. (кукуруза).
Эта зерновая культура в нашей местности не выращивается. Крупу, получаемую из неё жители Китая называли «золотая крупа». (просо).
А какое растение у вас осталось? (рис). А что вы знаете о рисе?(выращивают на поливных лугах)
Соотнесите названия растений с растениями в гербарии (названия заклеены). Самопроверка – отклеиваем листочки с гербария. (Убираем гербарий, карточки с названием оставляем).
- А сейчас я буду вам по-очереди каждому классу показывать крупу, вы должны будете сказать, как она называется и из какого злакового растения её получают.
- У вас осталась последний стакан (греча). Как вы думаете, почему?
- Дело всё в том, что гречиха это двудольное растение, семейство гречишные, но его тоже относят к зерновым растениям.
(при необходимости – выбрать помощника). Задание: определить крупу на ощупь с закрытыми глазами.(4 ученика от каждого класс) и среди готовых каш найти ту, какая приготовлена из этой крупы.
Задание: определить кашу на запах с закрытыми глазами.(2 ученика от каждого класса).
Задание: определить кашу на вкус с закрытыми глазами.(2 ученика от каждого класса).
^
-Замечательно справились с заданиями. Давайте проверим, наполняются ли ваши горшочки.
-Как выдумаете, можем ли мы двигаться дальше?
Я считаю, что вы достаточно хорошо всё знаете о злаковых растениях, о крупах.
-Вы готовы узнать о пользе каш. Каши являются очень полезным, питательным, вкусным и недорогим продуктом. Каши особенно полезны детям и пожилым людям. Они легко усваиваются и перевариваются. Содержащиеся в крупах витамины и микроэлементы позволяют повысить защитные силы организма. Все каши, которые существуют на свете, полезны.
Каша – наиболее подходящий продукт для завтрака. Она содержит необходимое количество питательных веществ, которые легко усваиваются нашим «проснувшимся» организмом. К тому же каши дают ощущение сытости. Каша, съеденная на завтрак, поможет избежать чувства голода до самого обеда. Каша – это полезная еда, которая помогает нам стать сильными и здоровыми, перенести учебные нагрузки.
- А сейчас мы подробнее узнаем о пользе каш.
-Что бы узнать с какой кашей мы познакомимся – отгадайте загадку.
^
Цвело – бело,
А снял зерно –
Почти черно. (гречка).
-Как вы догадались?
-Гречневая каша – это самая полезная каша, а в нашей школе её любят 16 человек – это второе место по популярности. О её пользе нам расскажет ______.
^
Самой полезной является гречневая каша. Она же является самой почитаемой, среди других каш. Гречневая каша дает организму в 5 раз больше энергии, чем картофель. Из всех круп гречневая выделяется своей питательностью. Гречневая каша это настоящая мини-аптека! В ней содержатся белки, крахмал, жиры, она богата витаминами группы В, минеральными веществами. Гречка помогает справиться со стрессами и бессонницей, отравлениями. Отвечает за хорошее состояние кожи, волос и ногтей. Гречневая каша крайне полезна при различных заболеваниях сосудов, ревматических заболеваниях и артритах. К тому же гречневая каша способствует выведению из организма вредных веществ. Гречка ценится за способность поддерживать зрение. Употребление гречневой каши является профилактикой малокровия.
- Следующая каша – самая популярная в нашей школе – её любят 28 человек.
Манная каша. Манную кашу необходимо есть на завтрак перед серьезными нагрузками: контрольной работой и соревнованиями. В манной каше отсутствует клетчатка, поэтому переваривается она гораздо легче, чем другие каши. Именно поэтому она рекомендуется людям с больным желудком и кишечником. Так как она быстро готовится, то все полезные вещества сохраняются в ней.
- Третье место по популярности – 20 человек её любят - это рис.
Рисовая каша.
Рисом питается большая часть населения Земли, прежде всего в Азии. Рисовая каша как диетическое блюдо полезна всем; она содержит белок, углеводы, витамины группы В, микроэлементы, легко перевариваемый и дающий много энергии крахмал Показана для людей, страдающих аллергией. Из риса можно приготовить тысячи блюд, и каждый раз его вкус будет другим. Гиппократ заставлял древних олимпийцев, есть рис до и после соревнований.
- Следующая каша, которую любят только учителя – 6 человек.
^
Стоит курица с серьгами.(овёс).
Овсяная каша.
Все знают, что овсяная каша полезна и детям, и взрослым, но редко кто её любит. А зря! Дело в том, что пищевая ценность овса гораздо выше остальных злаковых культур. В нем содержатся витамины, жиры, крахмал, сахар, минеральные вещества. Овсяная каша — самая питательная из каш. Хорошо известно свойство овсяной каши благотворно действовать на желудочно-кишечный тракт, что делает ее незаменимой в диетическом питании. Клетчатка, содержащаяся в овсяной каше, способствует хорошему пищеварению. А ещё она полезна для костей, для иммунитета Наиболее результативно есть овсянку утром, натощак.
- Следующая каша – её любит только один человек.
^
Ус длиннее, чем сам. (ячмень)
Перловая каша. Перловую кашу мало кто назовет своей любимой кашей, но это лишь потому, что её не умеют правильно готовить. А ведь имеется свидетельство того, что она была любимым блюдом Петра Первого. В полезности же крупы для нашего здоровья вы можете не сомневаться. Она отвечает за слаженную работу нервной системы, красивые волосы и чистую кожу. Нужна для хорошего зрения и защиты от инфекций, предотвращает преждевременное старение. Делает крепкими кости и зубы. Каша необходима для нормального обмена веществ и хорошей работы мозга.
- Следующая каша - её любит тоже только один человек.
О, каком злаке сейчас загадка.
^
Высока, стройна, красива.
Прячу в светлые перчатки
Золотистые початки.
Кукурузная каша. Кукуруза обеспечивает организм крахмалом, витаминами (группы В и Е), минералами, белком и клетчаткой. Кукурузная каша содержит много полезных веществ. В тех странах, где распространены блюда из кукурузной крупы, например в Молдове и Румынии, люди меньше болеют сердечно – сосудистыми заболеваниями. Полезные вещества, входящие в ее состав помогают укреплять иммунитет, а также положительно влияют на зубы.
-Следующая каша третья по популярности – пшенная.
Пшенная каша. Зернышки пшена богаты витаминами. Эти витамины помогают бороться с усталостью, раздражительностью и депрессией, справиться с перхотью, распрощаться с угрями и сделать волосы густыми и сильными, благотворно влияют на память, улучшают работу мозга и повышают работоспособность. Поэтому у любителей пшенки есть все шансы стать интеллектуалами. Кардиологи (врачи, которые лечат заболевания сердца) тоже советуют своим пациентам включать в рацион как можно больше этой полезной каши. Дело в том, что пшено помогает справиться с нарушениями сердечной деятельности, нормализовать артериальное давление и укрепить сосуды. Пшенную кашу стоит полюбить жителям больших городов и районов с неблагополучной экологией. Элементы, содержащиеся в пшене, способны выводить из организма вредные вещества.
-Спасибо, молодцы!
-Предлагаю проверить, что вы запомнили из услышанного. Вызываются к доске по два ученика (по одному от каждого класса), (вызываются ученики с одинаковым уровнем развития, вопросы задаются дифференцировано).
- Я читаю вопрос о каше, вы, если знаете правильный ответ, нажимаете кнопку и отвечаете и обязательно полным ответом. Т.о. оценивается ваша быстрота, правильность ответа и умение отвечать полным ответом.
-Какая каша самая полезная? (гречневая)
-Какую кашу необходимо есть на завтрак перед контрольной работой и соревнованиями? (манная)(
-Какая каша улучшает работу мозга, помогает бороться с угрями? (пшённая)
-Какая каша – любимое блюдо Петра Первого, она предотвращает преждевременное старение? (перловая)
- Какая каша благотворно влияет на пищеварение? (овсяная)
-Какую кашу ели древние олимпийцы, ею питается большая часть населения Земли, прежде всего в Азии? (рисовую)
Итог закрепления.
-А сейчас я предлагаю вам послушать «Историю каши на Руси», которую для вас приготовили ученицы 9 класса.
^
Каша — исконно русское блюдо. И если вспоминать историю, то каша долгое время была символом благоденствия на Руси. Ни о каком другом блюде не создано столько сказок, пословиц и поговорок. «Густая каша семьи не разгонит», - говорили в старину.
Каша – любимое кушанье среди русских людей. Его использовали и в будни, и в праздники. Ни одно застолье не обходилось без каши. Даже на царских пирах каша занимала почетное место.
Специальные каши варились в честь любого знаменательного события. Так, жених и невеста обязательно должны были при гостях сварить кашу, а затем ее съесть. Так проверялась прочность их чувств. А сам брачный пир называли «Кашею».
^
В старину на Руси был даже праздник каши 26 июня. В этот день украшали дома букетами гречихи и просили святую Акулину, чтобы она дала богатый урожай.
У русских князей существовал обычай – в знак примирения с врагом варить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним каши не сваришь».
^
Пшеницу, ячмень, овес человек использует в пищу более 9 тыс. лет. А вот рис и гречиху — всего 4 тыс. лет. Самая же «молодая» в этом списке — кукуруза (3 тыс. лет). Наиболее популярной в рационе человека среди всех круп является пшеница, на втором месте — рис, на третьем — ячмень.
| Отвечают на вопросы
Выполняют задание
Отгадывают загадки, выступают с сообщениями, слушают одноклассников
| ^
Этап урока
| Деятельность учителя
| ^
| Учитель кулинарии
| -Итак, мы обещали Вам много интересного. И самое необычное, это два урока вместе. Какие? Про злаковые растения мы поговорили, а вот как можно использовать полученные крупы мы узнаем во время кулинарного поединка.
Кулинарный поединок между 7 а и7б классов.
Презентация вкусных, необычных каш.
^
Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов провёл 60 сражений и ни разу не потерпел поражения. Знаменитый рецепт суворовской каши родился во времена исторического перехода великого полководца через Альпы. К концу подходили запасы – оставалось чуть – чуть гороха, перловки, пшена, гречихи. Задумавшись над тем, как же накормить солдат, Суворов отдал приказ варить всё в общем котле, добавив масла и лука. Оказалась каша очень вкусной и полезной. А такую кашу до сих пор называют суворовской.
Рецепт Суворовской каши:
лук репчатый - 6 шт.
морковь - 2 шт.
пшено - 4 ст. ложки
перловая крупа - 4 ст. ложки
горох - 4 ст. ложки
растительное масло - 2 ст. ложки
вода - 2 стакана
соль - по вкусу
Демонстрация видеоролика+технология приготовления.(Надя-педагогам, Люба-ученикам)
^
Название каши связывают с именем графа Гурьева. Однажды графа Гурьева пригласили отобедать в гости. На десерт была подана очень красиво оформленная и прекрасная на вкус каша. Попробовав её, граф был настолько удивлён и растроган, что велел позвать в столовую повара и, когда тот явился, расцеловал его. Такой вкусной каши министр ещё никогда не ел. Граф выкупил крепостного повара и изобретателя каши Захара Кузьмина.
Кого только не потчевал Гурьев удивительной кашей, и всегда она вызывала у гостей неподдельной восхищение.
Постепенно эту кашу научились готовить за пределами России, и везде она называлась кашей гурьевской.
Имя же действительного её изобретателя, повара Захара Кузьмина, как это часто случается, забылось.
Рецепт гурьевской каши.
1/2 стакана манной крупы
2 стакана молока
1/2 ст. измельчённых грецких орехов
2 стол. ложки сахара
2 ст. ложки сливочного масла
2 яйца
соль, ванилин по вкусу
Дегустация каш учениками и гостями, итог и оценка Кулинарного поединка.
|
| 5. Закрепление Учитель биологии
| Фронтальная беседа о пользе каш.
- Итак, мы с вами познакомились и попробовали две удивительные каши.
-Скажите, могут ли каши быть вкусными?
- А помимо того, что они вкусны, что ещё можно сказать о каше?
-А чем полезны каши?
-В начале урока, мы говорили о том, что ученики не кушают кашу, потому что не знают о её пользе.
-Как вы считаете, узнали ли мы сегодня о пользе каши?
-Какое самое подходящее блюда для завтрака?
-Вы что будете кушать на завтрак?
-А теперь я вам предлагаю сделать рекламу каши для всех учеников школы, что бы и они тоже правильно питались и были всегда бодры и здоровы. -Вам нужно, каждому, написать на зёрнышках одно - два предложения о пользе каши. А эти зёрнышки приклеить на горшочки каши. Работайте аккуратно, что горшочки получись красивые – их мы повесим на стену в столовой.
Презентация рекламы каждым классом.
|
| ^ Учитель кулинарии
| Вот и подходит к концу наш необыкновенный урок.
-Понравился ли вам, было ли вам интересно на уроке?
-Что нового вы узнали на уроке?
-Что вас удивило?
-Подведение итогов по целям.
-Я тоже считаю, что для вас урок прошёл с пользой, вы показали себя умницами, были старательны, внимательны и активны.
-Подведём итоги: посчитаем зёрнышки и выявим победителя в нашем соревновании.
-Поздравляем победителей, вручение грамоты.
-Оценки за урок получают…..
У наших предков каша на столе была по праздникам. Не мешало и нам забывать хорошее. В старину в школе начало нового этапа обучения отмечалось совместной трапезой. Все угощались кашей, так произошло слово однокашник. Вот и вы теперь, отведав каши, стали не только одноклассниками, но и однокашниками. Так что относитесь к каше с уважением! Всего вам доброго!!
|
| Приложение 1
Польза каш.
Учитель. Каши являются очень полезным, питательным, вкусным и недорогим продуктом. Каши особенно полезны детям и пожилым людям. Они легко усваиваются, поэтому для их переваривания не требуется больших энергетических затрат. Содержащиеся в крупах витамины и микроэлементы позволяют повысить защитные силы организма, а углеводы, которыми богаты крупы, идут на покрытие наших энергетических затрат. Все каши, которые существуют на свете, полезны.
Каша – наиболее подходящий продукт для завтрака. Она содержит необходимое количество питательных веществ, которые легко усваиваются нашим «проснувшимся» организмом. К тому же каши дают ощущение сытости. Каша, съеденная на завтрак, поможет избежать чувства голода до самого обеда. Каша – это полезная еда, которая помогает нам стать сильными и здоровыми, перенести учебные нагрузки. В крупах меньше всего накапливается вредных веществ в отличие от других растений.
Учащиеся.
Гречневая каша.
Самой полезной является гречневая каша. Она же является самой почитаемой, среди других каш. Гречневая каша дает организму в 5 раз больше энергии, чем картофель. Из всех круп гречневая выделяется своей питательностью. Гречневая каша это настоящая мини-аптека! В ней содержатся белки, крахмал, жиры, она богата витаминами группы В, минеральными веществами. Гречка помогает справиться со стрессами и бессонницей, отравлениями. Отвечает за хорошее состояние кожи, волос и ногтей. Гречневая каша крайне полезна при различных заболеваниях сосудов, ревматических заболеваниях и артритах. К тому же гречневая каша способствует выведению из организма вредных веществ. Гречка ценится за способность поддерживать зрение. Употребление гречневой каши является профилактикой малокровия.
^
Все знают, что овсяная каша полезна и детям, и взрослым, но редко кто её любит. А зря! Дело в том, что пищевая ценность овса гораздо выше остальных злаковых культур. В нем содержатся витамины, жиры, крахмал, сахар, минеральные вещества. Овсяная каша — самая питательная из каш. Хорошо известно свойство овсяной каши благотворно действовать на желудочно-кишечный тракт, что делает ее незаменимой в диетическом питании. Клетчатка, содержащаяся в овсяной каше, способствует хорошему пищеварению. А ещё она полезна для костей, для иммунитета Наиболее результативно есть овсянку утром, натощак.
^ .
Рисом питается большая часть населения Земли, прежде всего в Азии. Рисовая каша как диетическое блюдо полезна всем; она содержит белок, углеводы, витамины группы В, микроэлементы, легко перевариваемый и дающий много энергии крахмал Показана для людей, страдающих аллергией. Из риса можно приготовить тысячи блюд, и каждый раз его вкус будет другим. Гиппократ заставлял древних олимпийцев, есть рис до и после соревнований.
^ . Манную кашу необходимо есть на завтрак перед серьезными нагрузками: контрольной работой и соревнованиями. В манной каше отсутствует клетчатка, поэтому переваривается она гораздо легче, чем другие каши. Именно поэтому она рекомендуется людям с больным желудком и кишечником. Так как она быстро готовится, то все полезные вещества сохраняются в ней.
^ . Зернышки пшена богаты витаминами. Эти витамины помогают бороться с усталостью, раздражительностью и депрессией, справиться с перхотью, распрощаться с угрями и сделать волосы густыми и сильными, благотворно влияют на память, улучшают работу мозга и повышают работоспособность. Поэтому у любителей пшенки есть все шансы стать интеллектуалами. Кардиологи (врачи, которые лечат заболевания сердца) тоже советуют своим пациентам включать в рацион как можно больше этой полезной каши. Дело в том, что пшено помогает справиться с нарушениями сердечной деятельности, нормализовать артериальное давление и укрепить сосуды. Пшенную кашу стоит полюбить жителям больших городов и районов с неблагополучной экологией. Элементы, содержащиеся в пшене, способны выводить из организма вредные вещества.
^ Перловую кашу мало кто назовет своей любимой кашей, но это лишь потому, что её не умеют правильно готовить. А ведь имеется свидетельство того, что она была любимым блюдом Петра Первого. В полезности же крупы для нашего здоровья вы можете не сомневаться. Она отвечает за слаженную работу нервной системы, красивые волосы и чистую кожу. Нужна для хорошего зрения и защиты от инфекций, предотвращает преждевременное старение. Делает крепкими кости и зубы. Каша необходима для нормального обмена веществ и хорошей работы мозга.
^ . Кукуруза обеспечивает организм крахмалом, витаминами (группы В и Е), минералами, белком и клетчаткой. Кукурузная каша содержит много полезных веществ. В тех странах, где распространены блюда из кукурузной крупы, например в Молдове и Румынии, люди меньше болеют сердечно – сосудистыми заболеваниями. Полезные вещества, входящие в ее состав помогают укреплять иммунитет, а также положительно влияют на зубы.
Приложение 2.
Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов провёл 60 сражений и ни разу не потерпел поражения. Знаменитый рецепт суворовской каши родился во времена исторического перехода великого полководца через Альпы. К концу подходили запасы – оставалось чуть – чуть гороха, перловки, пшена, гречихи. Задумавшись над тем, как же накормить солдат, Суворов отдал приказ варить всё в общем котле, добавив масла и лука. Оказалась каша очень вкусной и полезной. А такую кашу до сих пор называют суворовской.
Рецепт Суворовской каши:
лук репчатый - 6 шт.
морковь - 2 шт.
пшено - 4 ст. ложки
перловая крупа - 4 ст. ложки
горох - 4 ст. ложки
растительное масло - 2 ст. ложки
вода - 2 стакана
соль - по вкусу
Приложение 3.
Гурьевская каша.
Название каши связывают с именем графа Гурьева. Однажды графа Гурьева пригласили отобедать в гости. На десерт была подана очень красиво оформленная и прекрасная на вкус каша. Попробовав её, граф был настолько удивлён и растроган, что велел позвать в столовую повара и, когда тот явился, расцеловал его. Такой вкусной каши министр ещё никогда не ел. Граф выкупил крепостного повара и изобретателя каши Захара Кузьмина.
Кого только не потчевал Гурьев удивительной кашей, и всегда она вызывала у гостей неподдельной восхищение.
Постепенно эту кашу научились готовить за пределами России, и везде она называлась кашей гурьевской.
Имя же действительного её изобретателя, повара Захара Кузьмина, как это часто случается, забылось.
Рецепт гурьевской каши.
1/2 стакана манной крупы
2 стакана молока
1/2 ст. измельчённых грецких орехов
2 стол. ложки сахара
2 ст. ложки сливочного масла
2 яйца
соль, ванилин по вкусу
10 консервированных абрикосов
В кипящее молоко добавить соль и, постепенно, тонкой струйкой всыпая манную крупу, постоянно помешивая, заварить вязкую кашу. Готовую кашу немного охладить. Добавить в нее растертые с сахаром желтки яиц и взбитые в пену белки, а также — обжаренные на сливочном масле ядра грецких орехов. Все осторожно перемешать. В смазанную маслом сковороду выложить слой каши (1—2 см), на него выложить очищенные от косточек половинки абрикосов, затем вновь положить слой каши. Сверху кашу обсыпать сахаром. Поместить кашу в духовку и запечь до образования золотистой корочки.
Приложение 4.
История каши.
Каша — исконно русское блюдо. И если вспоминать историю, то каша долгое время была символом благоденствия на Руси. Ни о каком другом блюде не создано столько сказок, пословиц и поговорок. «Густая каша семьи не разгонит», - говорили в старину.
Каша – любимое кушанье среди русских людей. Его использовали и в будни, и в праздники. Ни одно застолье не обходилось без каши. Даже на царских пирах каша занимала почетное место.
Специальные каши варились в честь любого знаменательного события. Так, жених и невеста обязательно должны были при гостях сварить кашу, а затем ее съесть. Так проверялась прочность их чувств. А сам брачный пир называли «Кашею».
При рождении ребенка готовилась «бабина каша» — крутая, пересоленная, которую должен съесть молодой отец.
В старину на Руси был даже праздник каши 26 июня. В этот день украшали дома букетами гречихи и просили святую Акулину, чтобы она дала богатый урожай.
У русских князей существовал обычай – в знак примирения с врагом варить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним каши не сваришь».
Каша являлась основной горячей пищей для солдат. А солдатских поваров называли кашеварами.
Пшеницу, ячмень, овес человек использует в пищу более 9 тыс. лет. А вот рис и гречиху — всего 4 тыс. лет. Самая же «молодая» в этом списке — кукуруза (3 тыс. лет). Наиболее популярной в рационе человека среди всех круп является пшеница, на втором месте — рис, на третьем — ячмень.
|