«Книги, написанные моим народом». Данная тема, как нельзя кстати, вписывается в ритм нашего времени, весьма актуальна для современной жизни




Скачать 391.09 Kb.
Название«Книги, написанные моим народом». Данная тема, как нельзя кстати, вписывается в ритм нашего времени, весьма актуальна для современной жизни
страница1/3
Дата публикации22.02.2013
Размер391.09 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Культура > Документы
  1   2   3
ОГУК «Астраханская библиотека им. Н.К.Крупской»

Отдел научно – исследовательской и методической работы


Серия:

«Читать престижно - читательский гид»


Книги, написанные моим народом

(сценарный материал)


Астрахань, 2011
Уважаемые коллеги!

Позвольте представить вашему вниманию материал к проведению мероприятия на тему «Книги, написанные моим народом». Данная тема, как нельзя кстати, вписывается в ритм нашего времени, весьма актуальна для современной жизни.
Оформление:

Выставка предметов декоративно-прикладного искусства народов Астраханской области. На стенах - репродукции иллюстраций с изображением природы Астраханского края. Ведущие и чтец - в национальных костюмах.

Музыкальный фон мероприятия - фрагменты народной музыки. На мероприятие могут быть приглашены народные коллективы, исполнители народной музыки.

Книжная выставка «Книги, написанные моим народом».

Цитата:

«…Народ не только – сила, создающая все материальные ценности, - он единственный и неиссякаемый источник ценностей духовных, первый по времени, красоте и гениальности творчества философ поэт…». М. Горький.

Ведущий I:

Безгранично разнообразно поэтическое творчество народов нашего региона, бесчисленны созданные ими песни, сказки, легенды, предания, героические поэмы. Устная поэзия народа – живая летопись его истории, выражение протеста против его угнетателей, зеркало его чаяний и ожиданий. Переходя от поколения к поколению, развиваясь и обогащаясь, она отражает мысли и чувства народа. Ее лучшие творения составляют книгу народной мудрости, сокровищницу ума и красоты.

Устная поэзия – родоначальница книжной литературы – возникла задолго до появления письменного и печатного слова. Ее творцом и хранителем был трудовой народ. Им были сложены и полные глубокого чувства лирические песни, и величавые героические былины, и краткие мудрые пословицы, и поражающие меткостью наблюдений, то обличительно гневные, то лукаво насмешливые сказки.

Ведущий II:

Вначале остановимся на общем понятии фольклора, понятии и значении его в становлении культурной и письменной жизни народа. Фольклор с полным правом называют устным творчеством. Специфика фольклора порождается самим процессом его возникновения. Фольклор творят отдельные люди, но творят по-особому. Работа отдельного человека в фольклоре сочетается с работой других. Фольклор – традиционное художественное творчество. Фольклор сочинялся народом только в устной форме и передавался из уст в уста.

Ведущий I:

Одно из центральных мест в науке о фольклоре занимает понятие традиции. Традиция – это память человеческой культуры, обеспечивающая передачу опыта от поколения к поколению. Фольклор ориентирован на традиционные нормы, и совершенно справедливо его называют традиционным искусством. Спросите человека, как начинается роман – и дождитесь встречного вопроса: какой роман? Спросите его, как начинается волшебная сказка, он ответит без труда: «В некотором царстве, в некотором государстве жили были…».

Ведущий II:

Наше мероприятие посвящено устному творчеству народов, проживающих на территории Астраханского региона. Астраханская область богата не только своей историей, архитектурными памятниками - это территория, где соединяются воедино культуры различных национальностей и культур.

Ведущий I:

Так русская народная культура богата разнообразными сказками - историческими, бытовыми, сатирическими… В них ярко отражается народный ум, народный взгляд на вещи, народный быт.

Сказочный мир в русских народных сказках населен персонажами, которых нет в реальности. В нем живут Баба-Яга и Кащей Бессмертный, Змей Горыныч и молодцы-невидимки, появляющиеся из кольца или трости. Если даже персонажи на первый взгляд реальны, как царь и царевна, Иван-царевич и его братья, звери и птицы (конь, сокол, орел и ворон) – то события, с ними происходящие, в реальном мире невозможны. Звери в сказках говорят, рассуждают, хитрят, обманывают, враждуют, дружат. В их лице осуждают лжецов, лентяев, воров, невежд, дураков, скупцов, лицемеров. Людские пороки выставлены на позор и смех как, например, в волшебных сказках: «Царевна- лягушка», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка», «Финист - ясный сокол», «Серебряное блюдечко и наливное яблочко», «Семь симеонов» и др.

Чтец:

Без присказки сказки - что без полозьев салазки. Начинается сказка, начинается побаска - сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику. Вот диво - так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит древо - золотые маковки. По этому древу ходит кот Баюн: вверх идет - песню заводит, вниз идет - сказки сказывает. Были тут две избушки, печки муравленые, потолки черных соболей, жили тут двенадцать богатырей. Сидели Ермаки - высокие колпаки, сидели Ермошки - длинные ножки. Стоял столб точеный, золоченый, на столбе птица - синяя синица, красные перышки. Летела сова - веселая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела; летала, летала и села, хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела, летала, летала... Далеко от нас было - не видать, а только лишь от стариков было слыхать. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве снег горел, соломой тушили, много народу покрушили, тем дела не порешили. Жил царь на царстве как сыр на скатерти. Реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки. Разодрались комар с мухой. Комар укусил муху, а муха-то - слепня, а слепень-то - шершня, а шершень-то - воробья. И пошел тут бой - не разлить бойцов водой.

^ Это еще не сказка, а присказка, сказка вся впереди.

Ведущий II:

Давно замечено, что сказки разных народов очень схожи между собой: повторяются сюжетные ситуации, действия зверей и птиц. Но при всем том у каждого народа сказки особенные.

Ведущий I:

Свой облик и у русских сказок. На сказках о косолапом медведе Михайло Ивановиче, который делит с мужиком вершки и корешки; о Лисе Лизавете, коте – бурмистре из сибирских лесов, о волке, который идет к присяге и целует капкан и других сказках лежит печать старинного быта, обычаев, порядков. Русская народная сказка многомерна, она открывают перед нами мир иных чудес. Внешне она проста и незамысловата, но есть в ней глубинное, скрытое содержание. Она отразила социальную организацию древнейшего общества, верования и обычаи, той поры, и погружение в ее историю.

Чтец:

Жили старик со старухой. Было у них три сына: двое умных, а третий – дурачок. Стали братья с родителями собираться на работу. Иван – дурак тоже стал собираться – взял сухарей. Налил воды в баклажку.

^ Его спрашивают:

- Ты куда собираешься?

- С вами на работу.

- Никуда ты не поедешь. Стереги хорошенько дверь, чтобы воры не зашли.

^ Остался дурак один дома. Поздно вечером снял он с петель дверь, взвалил ее на спину и понес. Пришел на пашню. Братья спрашивают:

- Зачем пришел?

- Я есть захотел.

- Мы же тебе наказывали стеречь дверь.

- Да вот она!

(Русская народная сказка «Как Иван – дурак дверь стерег»)

Ведущий II:

Собирание, издание, научное изучение татарского фольклора началось в последней четверти XIX века. Особенность татарского фольклора - эпические сказания. Это дастаны, богатырские сказки, исторические и обрядовые, свадебные песни.

Ведущий I:

Сюжеты многих сказок от начала до конца основываются на семейно – родственных отношениях женщин и зверей, как, например, в сказке «Сын медведя Атылахметгарей», в которой медведь ловит женщину и уносит «в свой дом». Через некоторое время женится на ней и у них рождается сын. В другой сказке, «Бедный джигит и змея Юха», говорится о том, как джигит идет за водой, встречается на берегу с красавицей и женится на ней. Но позже выясняется, что он, оказывается, женился не на красавице, а на змее Юхе, чтобы избавиться от нее, джигит сжигает Юху в бане.

Ведущий II:

Отголоски представлений о связи людей с животными сохранились, и в такой сказке, как «Белый волк», рассказывающей о превращении волка в молодого красивого джигита. Немало в сказках рассказывается и о том, как голуби и лебеди оборачиваются красавицами или прекрасными джигитами – «Три голубя», «Сказка о Шайтане и его дочери».

Ведущий I:

Обрядовая песня, пословицы, поговорки, загадки, сказки, мифологические рассказы и народный эпос донесли до нас наиболее значительные данные о языческой мифологии татар, одним из представителей которой выступает многоголовый Див, как правило – злое чудовище. Так в сказке «Зилян» говорится о том, как див крадет красавицу девушку и уносит к себе. А смелые братья спасают ее от верной гибели. Иногда див помогает герою. Так в сказке «Дутан батыр» белый див изображается как помощник героя, который может за ночь построить великолепный дворец, чудесный сад, невиданный мост.

Ведущий II:

Еще одним популярным персонажем в татарском народном творчестве является Шурале – обитатель, хозяин леса, существо с волосатым телом, с одним рогом, с очень длинными пальцами, с помощью которых может защекотать человека до смерти. Например, в сказке «Шурале», находчивый дровосек перехитрил глупого шурале, который не хотел выпускать из леса дровосека. Другим, более зловещим существом изображается Убыр, иногда выступающий в ипостаси кровожадной старухи. Сказка «Гульчечек» рассказывает о том, как злая старуха-убыр преследовала девушку Гульчечек, которая сбежала от нее и хотела вернуться в родной дом.

Чтец:

«Разозлилась убыр. Обернулась серым волком и пустилась за ней в погоню. Бежит она, обнюхивает дорогу, высматривает следы, а сама хриплым

голосом поет:

Хвост мой, как сноп ржаной,

Машу я хвостом и рычу:

Белеши мои отдай –

Не то на куски разорву.

Не то на куски разорву!»

Ведущий I:

В другой сказке «Падчерица», старуха – убыр выступает как положительный герой, которая справедливо расправляется с юношей и девушкой, которые завидуют своей не родной сестре.

Ведущий II:

Основное место в прозаическом фольклоре занимают волшебные сказки, например «Золотая птица», «Таинственная подкова». Главным героем волшебных сказок обычно выступает младший сын, которому оказывают помощь его сказочные помощники: домашние и дикие животные, птицы, деревья, реки, чудесные предметы. Главными противниками его изображаются многоголовые дивы, аждаха, змеи и др. Иногда противниками изображены и коранические персонажи: иблис, шайтан, джинн.

В татарском народном фольклоре необычайно интересными являются богатырские сказки, в самих названиях которых, в обозначении имени героя присутствует слово батыр (богатырь) – «Айгали-батыр», «Тан-батыр», «Турай-батыр», «Камыр-батыр».

Сказка «Камыр-Батыр» начинается, с того, что у старухи и старика не было детей. Но, произошло чудо – сделанный из теста мальчик ожил.

Чтец:

Жил в давние-предавние времена на свете старик со старухой. Хорошо они жили, но вот беда – не было у них детей. Однажды старуха пекла белеши, а старик сидел возле нее и смотрел. Потом взял он кусок теста и говорит: - Нет у нас сыночка… сделаем-ка себе мальчика вот из этого теста!

Слепили они из теста мальчика, положили его на лавку, а сами занялись делом. Когда они вернулись в дом, оба очень удивились – стоят, глазам свои не верят: сделанный из теста мальчик ожил, сидит на полу, смеется да играет с козленком.

- Как же нам назвать нашего сынка? – спрашивает старуха.

- сделали мы его из теста, пусть он и называется Камыр!1 - говорит старик.

^ Стал Камыр расти не по дням, а по часам. За один месяц так вырос, как другой и за целый год не вырастет. И сил у Камыра с каждым днем прибывает.

Ведущий I:

Рос мальчик таким сильным, что даже жители аула боялись за своих детей.

Чтец:

- Куда хочешь, туда и девай своего сына, только чтоб в нашем ауле больше его не было! Не то он всех наших ребят погубит!

^ Нечего делать, пришел старик домой и говорит Камыру:

- Придется тебе, сынок, уходить отсюда.

- Не горюй, отец! – говорит Камыр. – Пойду я в дальние края, посмотрю. Как там люди живут. Дай мне только дубинку на дорогу.

Ведущий II:

Отправился в дальнюю дорогу Камыр. По дороге ему встречались разные старцы, обладающие волшебными способностями, которые во всем ему помогали.

Чтец:

Тогда бегун Камыра не спеша снял с ног ремни и пустился вдогонку. Он быстро обогнал ханского скорохода, примчался к горе, лег на траву и стал поджидать, когда ханский скороход прибежит.

(……)

Стрелок снял с плеча лук, прицелился и пустил стрелу. И так метко пустил, что стрела задела только саамы кончик уха у спящего бегуна.

(……)

Приоткрыл ветродув ноздрю, и поднялся такой ураган, что все ханские слуги взлетели на воздух, как пылинки.

Ведущий I:

Все волшебные сказки имеют благополучную концовку.

Чтец:

Испугался хан и выдал свою дочку за Камыра-батыра.

Тридцать дней пировали, сорок дней свадьбу справляли, гостей мясом неродившейся кобылицы угощали! И я на той свадьбе был – из пустого ковша мед пил.

Ведущий II:

Характерной особенностью татарского фольклорного жанра являются легенды о богатырях – алыпах. Сказание об Алпамыше основано на широко распространенном сюжете о возвращении мужа.

Ведущий I:

Нельзя не рассказать о лироэпических сказаниях татарского народа. Здесь стоит упомянуть дастан о трагической любви Кузы Курпяч и Баян-сылу. В этом произведении ведется рассказ о глубоко трагической любви Кузы и Баян, дастан сохраняет в своем содержании немало архаических черт: сватовство еще не родившихся детей, занятие охотой и скотоводством; острые межродовые столкновения; непримиримый конфликт между родительской властью и глубокими чувствами любящих друг друга Кузы и Баян; их трагическая гибель из-за непримиримости этих столкновений; мотив цветов на могиле. В среде татар получили широкое распространение дастаны книжного происхождения: «Книга Йосифа», «Сайфульгулюк», «Лейла и Меджнун».

Ведущий II:

Некоторые легенды татарского фольклора отражают исторические события того времени, в каком они были написаны. Например, в предании «Сююмбике» московский царь Иван IV, якобы увидев портрет царицы, влюбляется в нее и отправляет послов в Казань просить ее выйти за него замуж. Сююмбике наотрез отказывается. Тогда царь идет войной на Казань, чтобы силой увезти царицу. Семь лет осаждает город и, в конце концов, захватывает его. Видя, что московский царь может увезти ее насильно, Сююмбике поднимается на башню Ханской мечети, бросается вниз и погибает. После этого случая минарет мечети стал называться Башня Сююмбике.

Ведущий I:

Также немаловажную роль в становлении татарской фольклористики играют предания, которые создавались под влиянием тех или иных исторических событий. Весьма многочисленны предания, посвященные насильственному крещению татар. В предании «Хромой в черной шубе» рассказывается о том, что за свои злые деяния архиепископ, который вел жестокую политику по крещению татар, был заточен в монастырь, где его жизнь закончилась мучительной смертью.

В преданиях о беглецах, о борцах за крестьянское дело – Пугачеве и Бахтияре Канкаеве на первый план выдвигаются идеи борьбы за социальную справедливость.

  1   2   3

Похожие:

«Книги, написанные моим народом». Данная тема, как нельзя кстати, вписывается в ритм нашего времени, весьма актуальна для современной жизни iconКлассный час «Прикоснись ко мне добротой»
Я тему предложила, как актуальную, а кто со мною согласен, что эта тема для нашего класса актуальна?
«Книги, написанные моим народом». Данная тема, как нельзя кстати, вписывается в ритм нашего времени, весьма актуальна для современной жизни iconВладислав Карабанов Глава из книги «Священные основы нации»
К чему приводит отказ от священных основ, от попытки быть в гармонии с миром духовным, в котором лежит суть нашего мироздания, нашего...
«Книги, написанные моим народом». Данная тема, как нельзя кстати, вписывается в ритм нашего времени, весьма актуальна для современной жизни iconВязание. Изделие «Воздушные петли»
Данная тема органично вписывается в раздел курса «Человек и Земля», где обучающиеся знакомятся с различными технологиями и профессиями...
«Книги, написанные моим народом». Данная тема, как нельзя кстати, вписывается в ритм нашего времени, весьма актуальна для современной жизни iconПочему дети воруют?
...
«Книги, написанные моим народом». Данная тема, как нельзя кстати, вписывается в ритм нашего времени, весьма актуальна для современной жизни iconБорьба крестьян за «чистую» волю
Проблема крестьянского вопроса актуальна для нашего времени. Более всего страну волновала судьба крепостного права. По словам В....
«Книги, написанные моим народом». Данная тема, как нельзя кстати, вписывается в ритм нашего времени, весьма актуальна для современной жизни iconПродолжительность экскурсии: 30 минут. Маршрут
Проблема крестьянского вопроса актуальна для нашего времени. Более всего страну волновала судьба крепостного права. По словам В....
«Книги, написанные моим народом». Данная тема, как нельзя кстати, вписывается в ритм нашего времени, весьма актуальна для современной жизни iconПроект «Наша дружная семейка»
Общение – это самая большая ценность в нашей жизни. К сожалению, в современном обществе общение ценится все меньше и меньше. Актуальна...
«Книги, написанные моим народом». Данная тема, как нельзя кстати, вписывается в ритм нашего времени, весьма актуальна для современной жизни iconКиборги нашего времени люди без пола
На сегодня это весьма актуально – в эпоху харасмента России не нужны здоровые интеллектуально развитые мужчины
«Книги, написанные моим народом». Данная тема, как нельзя кстати, вписывается в ритм нашего времени, весьма актуальна для современной жизни iconСтивен Кинг Как писать книги «Как писать книги»: ООО издательство...
Сан-Франциско. В группу входили: Дейв Барри — гитара, Ридли Пирсон — бас-гитара, Барбара Кинг — клавишные, Роберт Фалгэм — мандолина,...
«Книги, написанные моим народом». Данная тема, как нельзя кстати, вписывается в ритм нашего времени, весьма актуальна для современной жизни iconАрмейский вопрос и наркомания
Вооруженных Сил (или милиции). С другой стороны, многие родители надеются, что их непутевые сыновья, попав в армию, "научатся жизни"...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница