Советского района




Скачать 169.62 Kb.
НазваниеСоветского района
Дата публикации14.04.2013
Размер169.62 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Культура > Документы
МОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 6 с. Солдато-Александровского

Советского района»

Создание условий организации внеурочной деятельности младших школьников в условиях перехода на ФГОС НОО

Заместитель директора по УВР

Алфёрова Т. А.

2012 г.

Аннотация

Главное предназначение статьи – оказать учителю начальных классов практическую помощь в адаптации к государственным стандартам второго поколения и успешном реформировании учебно-воспитательного процесса в современной начальной школе.

В статье представлены конкретные рекомендации по освоению нового стандарта, обширный познавательный материал по внеурочной деятельности, разнообразие современных приёмов и методов организации внеклассной и внеучебной работы, вопросы и ответы на самые острые проблемы начальной школы.

В данной статье анализируются новшества нового стандарта в области воспитания и внеучебной работы в начальных классах: требования стандарта второго поколения к ресурсному обеспечению внеучебной работы, советы и рекомендации организаторам воспитательной и внеклассной работы с учащимися начальных классов, основные требования к двигательной активности младших школьников, понятие «школы полного дня».

Приоритетные и оригинальные формы внеклассной работы в начальной школе раскрыты. Здесь представлены перечень активных форм внеклассной и внеучебной деятельности, которые используют учителя нашей школы.

Заключительная часть статьи призвана повысить методический и профессиональный уровень учителя, а также интересней провести занятия с детьми.

Надеемся, что данная статья станет интересной для всех заместителей директоров по начальной школе и учителей начальных классов в условиях апробации государственного стандарта второго поколения.
Школьное образование представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и развития всей страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Решение задач воспитания с социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Учебный план для начальной школы включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Реализация программы воспитания социализации младших школьников будет способствовать:

  • Овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности ( учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей

природной и социальной среде, поддерживать и укреплять своё здоровье и физическую культуру;

  • Формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желание участвовать в разнообразной творческой деятельности;

  • Формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитию элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Принципиальным отличием государственных образовательных стандартов второго поколения должна стать их ориентация на результат образования. Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке государственных стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ним новые, ещё неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разборка и проверка гипотез. Умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.

Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге ( праздники, походы, экскурсии), их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет учителям выявить у своих учеников потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать.

Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную и социально – педагогическую направленность (дискуссии, встречи с интересными людьми, посещение музеев, коллективно – трудовые дела). Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся ив формах, отличных от урочной системы обучения. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

  • игровая деятельность;

  • познавательная деятельность;

  • проблемно – ценностное общение;

  • досугово – развлекательная деятельность;

  • художественное творчество;

  • социальное творчество;

  • трудовая деятельность;

  • спортивно – оздоровительная деятельность.

В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности:

  • спортивно – оздоровительное;

  • художественно – эстетическое;

  • научно – познавательное;

  • обшественно – полезная деятельность

  • проектная деятельность.

При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

Результат - это то, непосредственный итог участие школьника в деятельности. Например, школьник. Не только прочитал и рассказал о свойствах воды, но и приобрёл некоторые знания при организации практической работы, узнал какую ценность, представляет вода. Эффект – это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека, как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно – нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно – нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты.

Современная тенденция в деятельности учреждений образования - совершенствование внеурочной деятельности. Сегодня к этому есть целый ряд объективных и субъективных оснований:

  • на развитие воспитания в целом и внеурочной деятельности как одной из составляющих нацеливают нормативные документы;

  • педагогической наукой и практикой осознаются образовательные, социально-педагогические и воспитательные возможности внеурочной деятельности;

  • правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой сферу, которая в конечном итоге скажется на конкурентоспособности учащегося.

Школа и учреждения дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора. Материалы стандарта подводят к выводу:

  • внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;

  • внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;

  • происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

А это уже выход на заданный образовательный результат - способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стали:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся;

  • преемственность с технологиями учебной деятельности;

  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

  • опора на ценности воспитательной системы школы;

  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности:

  • реализация образовательных программ, разработанных педагогами школы;

  • включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы по пяти направлениям;

  • использование ресурсов учреждений дополнительного образования.

Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.

Ориентиры в организации внеурочной деятельности в первых классах нашей школы:

  • запросы родителей, законных представителей первоклассников;

  • приоритетные направления деятельности школы;

  • интересы и склонности педагогов;

  • возможности образовательных учреждений дополнительного образования;

  • рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.

Запросы родителей - ориентация на работу во внеурочное время по укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни. Педагоги школы рассмотрели целесообразность введения образовательных программ, аргументировали необходимость занятий по интересам . Рассмотрены ожидаемые результаты внеурочной деятельности, которые прописаны в стандарте. Выявлялись оптимальные условия внедрения стандартов, применение современных технологий.

Согласно ФГОС в нашей школе внеурочная деятельность состоит из следующих занятий:

    1. Край, в котором я живу. - Турченко Э. Г.

Предлагаемая программа «Край, в котором я живу» разработана в соответствии с требованиями развивающей программы Л. В. Занкова, главной задачей которой является представление учащимся целостной широкой картины мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственно познания. Она дополняет и расширяет интегрированный курс «Окружающий мир».

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно – исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.

Очень важно с малых лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию передков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

    1. В мире профессий. - Славнова О. А.

Программа данного курса рассчитана на реализацию среди учащихся начальной школы и призвана формировать учебно – познавательные мотивы младших школьников, дать возможность испытать себя в приближённой к реальности игровой ситуации. Предлагается средствами материала программы формировать целостное знание, потребность в творческой деятельности, развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка на начальной стадии образования.

Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессии, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

    1. Курс «Юным умникам и умницам» (развитие познавательных способностей). - Рудакова Л. И.

Курс «Юным умникам и умницам» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей. А не усвоение, каких - то конкретных знаний и умений.

В основе курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач по содержанию и по сложности. Основное время на занятиях занимает выполнение детьми логическо-поисковых заданий.

    1. Чудеса аппликаций. - Белокобыльская М. А.

Аппликационные работы способствуют развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношения частей и целого, помогают выражению собственной фантазии. Работа над аппликацией способствует приобретению умений действовать карандашом, ножницами, наносить клей кисточкой, воспитывая аккуратность, терпеливость.

Составляя, конструируя из квадратов, прямоугольников, треугольников и кружков различные предметы и элементы растительного и животного мира, дети знакомятся с основами творческой деятельности.

    1. Юный художник. - Гринёва И. И.

    2. Музыкальная студия. – Малофеева Г. А.

Данная программа позволяет учителю в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование:

  • расширить возможности образовательной области «Искусство»;

  • раскрыть певческий голос ребёнка через основы вокала, исполнение детских песенок современных композиторов, песен из мультфильмов и сказок;

  • устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки;

  • развивает чувство ритма, певческий голос, музыкальную память, творческое воображение, способность понимать смысл исполняемых песен и сопереживать им;

  • воспитывает у учащихся уважение и признание певческих традиций и духовного наследия русского народа.

По способу организации и проведению все занятия является интегрированными, т.к. учитель использует тесное взаимодействие музыки, литературы, живописи, элементов танца. Использование на занятиях различных форм и видов деятельности помогает развивать у учащихся фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формируются универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.

    1. Подвижные игры (русские народные игры). - Кузнецова Т. А.

Сегодня много говорят о малоподвижном образе жизни школьников, что отрицательно сказывается на их здоровье, умственном, физическом и психологическом развитии. Подвижные игры в рамках внеклассной работы в значительной степени могут восполнить недостаток движения, а также помогают предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время учёбы.

Подвижные игры вырабатывают у детей также бойцовский характер, упорство, здоровое желание быть лучше других, развивают лидерские качества. Групповые учат сплоченности, товариществу, взаимовыручке.

Кроме того, что подвижные игры оказывают всесторонне развивающее воздействие на организм, они очень увлекательны и разнообразны по содержанию. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.

    1. Ритмика и танцы. - Морозова Л. И.

Данная программа составлена на основе программ по хореографии для общеобразовательных школ. Эта программа способствует гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают усвоить правила хореографии.

Программа реализует также следующие цели:

  • Образовательные: приобщение детей ко всем видам танцевального искусства: от историко-бытового до современного танца, от детской пляски до балетного спектакля.

  • Развивающие: воспитание единого комплекса физических и духовных качеств: гармоническое телосложение хорошее здоровье и выносливость, артистизм и благородство.

  • Воспитательные: развитие творческого потенциала, профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.

Организация творческой деятельности учащихся позволяет педагогу увидеть характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал

    1. Общественно – полезная деятельность. – По 1 часу каждый учитель класса.

  • Художественно-эстетическое направление представлено ОДО «Чудеса аппликации» руководитель Белокобыльская М.А., « Юный художник» Гринёва И.И., «Музыкальная студия» Малофеева Г.А. Их целью является раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека. По этому направлению в нашей школе работают педагоги дополнительного образования, которые осуществляет свою работу в форме игровых занятий, бесед, конкурсов, выставок, проектов.

  • Спортивно-оздоровительное направление. Оно представлено в нашей школе ОДО «Подвижные игры» (русские народные игры), «Ритмика и танцы».

Цель: укрепление здоровья, развитие двигательных способностей. Повышенная двигательная активность - биологическая потребность развивающегося организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, не только их физическое, но и общее развитие.

  • Научно-познавательное направление. Представлено ОДО «Юным умникам и умницам».

Данный курс представляет систему интеллектуально – развивающих занятий. Ребёнку предлагаются задания неучебного характера. Серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает первоклассников.

Педагоги школы стараются сделать пребывание ребёнка в школе наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья детей.

Работа школы в условиях продлённого дня позволяет использовать такое эффективное воспитательное средство, как режим, с помощью которого упорядочена жизнь и деятельность обучающихся как в урочное, так и во внеурочное время. Режим работы школы составлен с учетом продолжительности пребывания ребенка в школе с 8.30 до 17.00. Работа школы регламентируется единым расписанием учебных занятий, сна, самоподготовки, работы ОДО. При составлении режима дня учитываются гигиенические требования:

  • сон;

  • организация горячего питания;

  • обязательное пребывание учащихся на воздухе;

  • активный отдых при смене занятий (динамические паузы, спортивные часы).

Образовательное пространство школы связано с социальной средой и поддерживается следующими связями:

  1. Центральная детская библиотека;

  2. Филиал средней школы.

  3. Сельский ДК.

Мы ставим перед собой новые цели и задачи и ищем пути их решения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, улучшению условий воспитания и обучения, совершенствованию материально-технической базы, расширению использования информационных технологий и всего того, что сделало бы пребывание в школе обогащающим и комфортным для всех участников образовательного процесса.

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания.

Ребята —занковцы настолько любознательны, инициативны, стремятся к самореализации своих возможностей, что посещают порой по два —три кружка, как в стенах школы, так и в учреждениях дополнительного образования (музыкальная школа, спортивная школа). Дети находят применение своим творческим способностям: они являются активными участниками школьных мероприятий.

В своей работе мы опираемся на простые постулаты:

  • если ребенка подбадривать, он учится верить в себя;

  • если ребенка хвалить, он учится быть благодарным;

  • если ребенка поддерживать, он учится ценить себя;

  • если ребенка окружить дружелюбием, он учится находить любовь в этом мире.

Созданные условия позволяют:

  • раскрыть индивидуальные способности детей;

  • воспитать самостоятельность;

  • проявить активную общественную, гражданскую позицию;

  • способствовать саморазвитию и самореализации, социализации личности в современных условиях.

Нам удалось найти не только общий язык, взаимопонимание со всеми родителями наших воспитанников, но и раскрыть индивидуальные способности, творческий потенциал детей, заложить основы личности, значит, мы на верном пути.

Итак, внеурочная работа имеет выраженную воспитательную и социальную направленность, развитие общекультурных интересов, способствует решению задач нравственного воспитания.

В.А. Сухомлинский говорил: «Учение – это лишь один из лепестков того цветка, что называется воспитанием». Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал однажды в своём выступлении « Образованию ума всегда должно предшествовать воспитание сердца. Лишь оно одно «зорко». Самого главного глазами не увидишь». Мы стараемся создавать условия для того, чтобы школа стала для ребёнка воспитательной средой, в этом поможет внеурочная деятельность учащихся, дополнительное образование.

Литература:

    1. Дик Н. Ф. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах / Н. Ф. Дик. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

    2. Дик Н. Ф. Современный справочник учителя начальных классов в вопросах и ответах/ Н. Ф. Дик. – Ростов н/Д.: Феникс 2008.

    3. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие / Под ред. М. И. Рожковой. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

    4. Синягина Н. Ю., Кузнецова И. В. Как сохранить и укрепить здоровье детей. Психологические установки и упражнения. – М.: Владос, 2004.

    5. Степанов Е. Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. – М.: Просвещение, 2001

Похожие:

Советского района iconРегламент антинаркотической комиссии Советского района
Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – Комиссия) по реализации ее полномочий, закрепленных...
Советского района iconГодовой план муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Статус по уставу: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №326 «Радуга» комбинированного вида Советского...
Советского района iconСостав антинаркотической комиссии Администрации Советского района...
Председатель комиссии – Бахтияров С. А., глава Администрации Советского района городского округа город Уфа
Советского района iconПаспорт мемориального объекта по увековечиванию Победы советского...
...
Советского района iconОткрытые уроки и мастер-классы
Советского Союза Адмирала флота Советского Союза С. Г. Горшкова г о. Железнодорожный
Советского района iconВетеранам афганской и чеченской войн посвящается
Цель: Рассказать учащимся о роли советских войск и позиции правительства Советского союза в Афганистане. Объяснить особенности взаимоотношений...
Советского района iconНачальнику увд по Брянской области
Водоглядовка Дубровского района Брянской области, проживающий по адресу: Брянская область, Брянский район, с. Супонево, ул. Пересвета,...
Советского района iconИтоги рейтинга управления образования администрации Советского района: Среди
Приоритеты образовательной системы школы – открытость, партнерство, продуктивность
Советского района iconГород Нижний Новгород 23 июня 2011 г
Мировой судья судебного участка №2 Советского района города Нижнего Новгорода Тоненкова О. А
Советского района iconСамарин для нашего района?
Почему Куйбышев называли запасной столицей Советского Союза во время Великой Отечественной войны?
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница