Программа по дисциплине ф 2




Скачать 82.13 Kb.
НазваниеПрограмма по дисциплине ф 2
Дата публикации13.04.2013
Размер82.13 Kb.
ТипПрограмма
shkolnie.ru > Культура > Программа
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»
УТВЕРЖДЕНА

Советом факультета ИФМИП

________________Е.Ю. Булыгина

(подпись)

«______»______________ 20__ г.

Обсуждена на заседании кафедры

теории языка и межкультурной коммуникации

Протокол № ____ от «___»________20__г.

________________ Е.П.Таргонская

(подпись)


ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Ф.3.2. «Общее языкознание: лингвистическая антропология»

Направление 031000.62. Филология.

Профиль: Русская филология

Квалификация: Бакалавр филологии


Составитель: М.Ю.Труфанова,

к.ф.н., доцент


Новосибирск 2010

1. Цели и задачи дисциплины

Курс «Лингвистическая антропология» является пропедевтическим и органично входит в общий курс «Теория языка». Лингвистическая антропология рассматривает язык сквозь призму центральных понятий антропологии – человека, культуры, языка. Находясь на стыке антропологии и лингвистики, нередко носит название «антропологическая лингвистика».

^ Цель курса - формирование системы знаний о естественном языке как уникальном, собственно человеческом инструменте мышления, концентрирующем и отчуждающем в своей внутренней форме объективный процесс развития индивидуального и народного сознания, языке как механизме познания концептуальной картины мира и феномене культуры народа.
^ Задачи курса:

- представить лингвистическую антропологию как науку, синтезирующую множественные знания о человеке по языковой доминанте;

- формировать у студентов комплексное понимание языка как явления человеческой коммуникации и человеческой культуры, его взаимодействия с другими компонентами культуры;

- помочь студенту овладеть сложными проблемами взаимодействия мышления человека и языка, языка и речевой деятельности; языка, сознания и познания;

- Ввести студента в широкий «контекст» взаимоотношений языка и общества, раскрыть «тайны» этногенеза и глоттогенеза, широкую перспективу действия принципа антропоцентризма в языке и науке о языке;

- расширить страноведческие и лингвострановедческие знания студентов в аспекте взаимодействия антропологии и лингвистики;

- развивать у студентов навыки интердисциплинарного исследования, характерного для современных гуманитарных наук; общелингистическое мышление и кругозор, необходимые для успешного восприятии курса «Общее языкознание».

2. ^ Структура курса предусматривает 18 лекционных часов. Среди видов и форме самостоятельной работы можно назвать реферирование, конспектирование источников, коллоквиум и др.
3. ^ Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

40

2

Аудиторные занятия

Лекции

18

2

Самостоятельная работа: реферат, доклад, конспектирование научной литературы, коллоквиум

22

2

Вид итогового контроля

зачет

2



^ 4. Содержание дисциплины

4.1. Раздел дисциплины и виды занятий


№п/п

Раздел

Лекции

1.

Лингвистическая антропология как наука о человеке и языкознание как наука о языке человека

2

2.

Происхождение языка как необходимый, единый, охватывающий человечество объективный поступательный процесс. Понятие энтогенеза и глоттогенеза. Теория происхождения языка.

4

3.

Развитие языка в условиях социальных формаций. Пути формирования национальных языков. Социальная типология языков. Будущее языков

2

4.

Язык и мышление человека. Понятие вербального мышления. Язык и познание объективного мира человеком. Объективное и субъективное в языке: ЯКМ и ККМ. Роль различных уровней языка в формировании языковой картины мира.

4

5.

Язык и культура как единый феномен. Многообразие культур и языков, их развитие. Язык – мир – культура – тройственная реальность человека.

2

6.

Речевая деятельность человека и язык. Язык, речь, текст. Культурно обусловленные аспекты речевой деятельности. Речь как искусство и устный фольклор. Красноречие. Понятие языковой личности.

2

7.

Человек и письмо. Язык и письмо. Этапы развития письма. Роль письма в жизни человека.
Итого:

2

18


4.2. Вопросы к зачету:


  1. Понятие лингвистической антропологии как науки о человеке.

  2. Происхождение языка как необходимый поступательный процесс. Понятие этногенеза и глоттогенеза.

  3. Теории происхождения языка.

  4. Развитие языка. Пути формирования национальных языков.

  5. Язык и мышление человека. Понятие вербального мышления.

  6. Языковая картина мира (ЯКМ) и концептуальная картина мира (ККМ). Роль различных уровней языка в формировании ЯКМ.

  7. Язык и культура как единый феномен.

  8. Многообразие культур и языков, их развитие.

  9. Понятие языка и речи. Культурно обусловленные аспекты речевой деятельности.

  10. Речь как искусство. Красноречие. Понятие языковой личности.

  11. Человек и письмо. Язык и письмо.

  12. Этапы развития письма. Роль письма в жизни человека.


Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

  1. Вольский Н.Н. Лингвистическая антропология: введение в науки о человеке: курс лекций / Н. Н. Вольский ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: НГПУ, 2004. - 238 с.

  2. Алексеева М.П. Учебный словарь языковедческих тер-минов: пособие для самостоятельной работы студентов пед. ун-тов / М. П. Алексеева, М. Ю. Труфанова: Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т филологии, массовой информации и психологии. - Новосибирск: НГПУ, 2007. - 122 с.




  1. Реформатский А. А. Введение в языковедение: учебник для пед. вузов / А. А. Реформатский. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 536 с.


Дополнительная литература:

  1. Антропология языка. Выпуск 1. / Под редакцией:   Омельченко С. Р.
    Москва: Флинта, 2010. - 113 с.

  2. Антропология. Учебно-практическое пособие   - Москва: Евразийский открытый институт, 2011.

  3. Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990.

  4. Мечковская Н.Б., Норманн Б.Ю. и др. Общее языкознание. - Минск, 1995.

  5. Общее языкознание : учебное пособие для вузов филол. фак. / Под общ. ред. А. Е. Супруна. - Минск: Вышэйшая школа, 1983. – 456 с.

  6. Павленко Н.А. История письма. – М., 1977.

  7. Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира / Отв. ред. Б. А. Серебренников; Ин-т языкознания АН СССР. - Москва: Наука, 1988. - 216 с.

  8. Сэпир Э. Избранные труды по языкознанию и культуре. М., 1993.

  9. Фоменко Ю.В. Язык и речь : учебное пособие / Ю. В. Фоменко ; Новосиб. гос. пед. ин-т.  - Новосибирск : НГПИ, 1990. - 79 с. : ил. - Библиогр.: с. 71-77. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа: http://lib.nspu.ru/file/library/44956/6180bd7d1c914346.pdf.

  10. Шайкевич А.Я. Генетическая лингвистика // А.Я. Шайкевич Введение в лингвистику. - М., 2005. - С.242-349.

  11. Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. – М., 1984.


Методические рекомендации для преподавателей
Рекомендации для преподавания курса «Лингвистическая антропология» учитывают теоретические и практические задачи курса, предусмотренные программой:

1. Помочь студентам в систематизированном виде овладеть базовыми понятиями и терминами, отражающими основные современные антрополингвистические знания. Здесь могут быть введены различные виды терминологической работы:

а) работа с этимологией термина, помогающая проникнуть во внутреннюю форму термина и понять его современную семантику;

б) историко-гуманистическая (т.е. «биографическая») интерпретация терминов;

в) «живые» терминологические вопросники от дефиниции к термину и наоборот;

г) работа с «Учебным словарем языковедческих терминов» (Новосибирск, 2007) и с «Лингвистическим энциклопедическим словарем» (Москва, 1998).

2. Освоить современное научное словоупотребление и научные тексты. Работа с текстами может проводиться как в аудитории, так и внеаудиторно. Контроль рефлексий над научным текстом можно проводить на специальных консультациях, особенно если студентам задан для конспектирования строго научный текст или научная статья в лингвистических энциклопедических словарях.

Научная литература, которая рекомендуется студентам для реферирования, обсуждается на индивидуальных встречах, назначенных преподавателем.

Считаем очень важным введение «минизащит» рефератов на лекционных занятиях (студент-первокурсник апробирует свои способности для будущей курсовой или дипломной работы).

Оправдывает себя и практика творческих минилекций, проводимых студентами. Весьма успешно студенты читали лекции по темам «Происхождение письма», «Теории происхождения языка» и др.

3. Подготовить первокурсников к восприятию последующих учебных дисциплин по теории и практике языка, в частности, курсов «Теория языка: общее языкознание» и «История лингвистических учений».
^ Методические рекомендации для студентов
Курс «Лингвистическая антропология» предусматривает следующие виды учебной деятельности:

-лекционные занятия;

-различные формы самостоятельной работы.
Для овладения лекционным (теоретическим) материалом студент должен:

    1. увидеть преемственность проблем дисциплины; уметь ответить на вопросы лектора, касающиеся предыдущей темы;

    2. понять, что лингвистическая антропология рассматривает язык сквозь призму центральных понятий антропологии – человека, культуры, языка.

    3. активно воспринимать новый материал, обращаться к учебным или научным источникам, конспектировать их по рекомендации преподавателя.


Помимо лекционных занятий требуется работа с дополнительной литературой по темам:

- происхождение языка (Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. – М., 1984; Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990);

- язык и мышление (Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира// Под ред. Б.А.Серебренникова. - М., 1988);

- язык и речь (Черемисина М.И. Лекции по лингвистике: «Язык – речь – текст». – Новосибирск, 1970);

- язык и письмо (Павленко Н.А. История письма. – М., 1977).
Среди форм самостоятельной работы студентов предлагается реферирование научной литературы, доклады, интерпретация прочитанного научного текста, коллоквиум.

Похожие:

Программа по дисциплине ф 2 iconПрограмма по дисциплине в 21 Греческий язык
Предлагаемая программа предусматривает обучение греческому (древнегреческому) языку как дисциплине предметной подготовки на первом...
Программа по дисциплине ф 2 iconПрограмма по дисциплине ф 2 Классические языки: греческий язык
Предлагаемая программа предусматривает обучение греческому (древнегреческому) языку как дисциплине предметной подготовки на первом...
Программа по дисциплине ф 2 iconПрограмма по дисциплине ф 4 Классические языки: греческий язык
Предлагаемая программа предусматривает обучение греческому (древнегреческому) языку как дисциплине предметной подготовки на первом...
Программа по дисциплине ф 2 iconПрограмма учреждения высшего образования по учебной дисциплине для...
Учебная программа учреждения высшего образования составлена на основе типовой учебной программы по учебной дисциплине «Систематика...
Программа по дисциплине ф 2 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф. 10
...
Программа по дисциплине ф 2 iconРабочая учебная программа. По учебной дисциплине: Математика
Программа предназначена для обучения учащихся 1-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы. Программа по курсу обучение...
Программа по дисциплине ф 2 iconА. С. Пушкина рабочая программа по дисциплине
Рабочая программа составлена в соответствии с содержанием и требованиями Государственного общеобразовательного стандарта
Программа по дисциплине ф 2 iconРабочая программа экзамена кандидатского минимума по дисциплине «иностранный язык»
Программа составлена в соответствии с утвержденными фгт и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных...
Программа по дисциплине ф 2 iconПрограмма по дисциплине «Информационная безопасность»
В дисциплине рассматриваются: методы и средства защиты информации в персональном компьютере и компьютерных сетях, способы хранения...
Программа по дисциплине ф 2 iconПрограмма по дисциплине Менеджмент в книжном деле
Фигура менеджера во многом становится ведущей. Программа создана с учетом этих особенностей и с учетом основных тенденций в вопросах...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница