Вторая половина XX в в связи с небывалым во всем мире интересом к риторике (и к ее теории, и к практике риторическому мастерству) интересом, ставящим эту




Скачать 181.91 Kb.
НазваниеВторая половина XX в в связи с небывалым во всем мире интересом к риторике (и к ее теории, и к практике риторическому мастерству) интересом, ставящим эту
Дата публикации12.04.2013
Размер181.91 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Культура > Документы
Объяснительная записка

Вторая половина XX в. в связи с небывалым во всем мире интересом к риторике (и к ее теории, и к практике — риторическому мастерству) — интересом, ставящим эту область филологии, пожалуй, на такую же высоту, которую она занимала лишь в эпоху античности, — названа риторическим Ренессансом.

Самые современные направления лингвистики восходят своим концептуальным аппаратом к классической риторике и, соответствующе преломляя последнюю, дают начало неориторике, претендующей, не без основания, в настоящее время даже на роль общей методологии гуманитарного знания. Столь же значима за рубежом и роль риторической практики мастерства слова — в системе образования на всех его ступенях. Любой выпускник колледжа (не говоря о высших учебных заведениях) в развитых странах Европы, Америки, Востока получает (в той или иной мере, с различной степенью полноты и глубины) определенную риторическую выучку — от краткого курса речевого мастерства, знакомящего с общими сведениями основ публичной речи, развивающего общие навыки делового общения, до современной теоретической и практической под готовки в системе научных риторических общих и профессионально ориентированных специальных курсов. Практика профессионального речевого мастерства — неотъемлемый элемент подготовки специалистов, чья деятельность использует слово как свой основной инструмент, т. е. тех, кто работает в ак называемых «областях повышенной речевой ответственности» (к последним относятся в первую очередь различные социальные профессии: педагогика, юриспруденция, дипломатия, медицина, торговля и пр.).

В нашей стране традиции риторического образования, некогда столь глубоко органичные специфике отечественной культуры, имевшие собственную своеобразную историю и теоретическую основу, оказались, к сожалению, прерванными.

В последнее десятилетие возрождение отечественной риторики и риторической педагогики на новом, современном уровне было осознано как одна из наиболее актуальных задач филологии и просвещения.

Риторика, некогда синкретически объединявшая концептуальные основы дифференцировавшихся впоследствии областей гуманитарного знания (литературоведения, стилистики, лингвистики текста, культуры речи, психологии общения и др.), может и должна на завершающих этапах школьной гуманитарной подготовки служить интегрирующим курсом, позволяющим не только обобщить полученные сведения, но, главное, использовать их на практике, в повседневной жизни.

Предлагаемый в данной программе подход к построению и содержанию курса основ риторики принципиально противопоставлен попыткам эклектически объединить в подобном курсе отдельные элементы лингвистических и литературоведческих знаний (стилистики, ортологии современного русского языка, фразеологии, лексикологии, лингвистики текста, теории и истории литературы). Современная отечественная риторика — не сумма отдельных сведений из разных областей филологии, но самостоятельная теоретическая дисциплина с особой методологией и своей историей, своеобразной системой категорий и понятий, объединенных единой специфической риторической концепцией.

Концепция современной отечественной риторики, положенная в основу данной программы, представлена и апробирована в ряде работ и публикаций

(Михальская А. К. Пути развития отечественной риторики: Утрата и поиски речевого идеала// Филологические науки. — 1992. — № 3; Михальская А. К. О современной концепции культуры речи// Филологические науки. — 1990. —

№5). В свете этой концепции риторика предстает как самостоятельная лингвокультурологическая дисциплина, система основных категорий которой отражает особенности речевого (риторического) идеала, исторически сложившегося и принятого в данной культуре.

Такая культурологическая концепция риторики дает возможность не только приобщить учеников старших классов к истории мировой речевой культуры, но также помочь им осознать и почувствовать специфику отечественной речевой традиции, узнать ее сложную и древнюю историю, в XX столетии столь же драматичную, сколь и мало изученную.

Курс современной риторики дает возможность учащимся средней школы осознанно овладеть не только культурой слова, но и культурой мысли об избранном предмете. Если в курсе словесности учащиеся в процессе анализа отправляются от готового (художественного) текста, то в курсе риторики им предоставляется возможность познания основных законов порождения словесных произведений, отвечающих существенным требованиям риторического образца, и возможность приобретения соответствующих умений и навыков. При этом знания, полученные в лингвистическом и литературоведческом циклах средней ступени образования, не только систематизируются, но и, что особенно важно, актуализируются.

Принципы отбора материала для данной программы определяются основной ее целью - предоставление учащимся общеобразовательных учебных заведений современного риторического образования - и ее важнейшими задачами:

1) приобщение к истории отечественной риторической культуры, включение в русло отечественной речевой традиции каждого как самостоятельной и самоценной личности, носителя собственного, индивидуализированного, культурного и свободного слова;

^ 2) овладение основными элементами речевого мастерства как искусства гармонизирующего диалога; при этом нужно иметь в виду, что современная риторика — это теория и искусство не только и даже не столько публичной речи (оратория), сколько мастерство владения разнообразными диалогическими формами речевого общения; особенно заметны диалогизирующие тенденции в развитии современного риторического идеала в последние десятилетия, когда умение эффективно вести беседу, спор, дискуссию и пр. приобретает для личности значение важнейшего условия адекватной социализации и социального успеха и когда заметно диалогизируются даже классические формы монологической речи (публичное выступление); овладение элементами речевого мастерства должно происходить на основе понимания законов речевого общения, отраженных в риторических категориях. Предполагается:

а) получение учащимися основ знаний о речевом общении, принципах его совершенствования, об условиях успеха или неудачи;

б) освоение ими методов и способов работы над своей речью, принципами речевого поведения в различных ситуациях общения;

в) формирование у учащихся понимания реальности и важности национально-культурных различий речевого поведения, владения основными способами улучшения взаимопонимания при межкультурных контактах.

Программа факультативного курса рассчитана на 34 ч.

Программа разработана на основе программы Министерства образования Российской Федерации. Автор: А. К. Михальская «Основы риторики. Мысль и слово. 10 – 11 кл.»


Программа.
10 кл.

Путь от мысли к слову, его основные этапы. ВВЕДЕНИЕ (2 час.)

Риторика как теория и мастерство воздействующей, целесообразной, гармонизирующей речи. Риторика в современном мире. Общая и частные риторики.

Риторические знания как компонент гуманитарного образования, как условие успешной реализации возможностей и предназначения личности. Цель и задачи курса, его структура. Этапы овладения элементами речевого мастерства. Самонаблюдение, самоанализ, самоконтроль и методы работы.
Раздел 1

^ ИСТОРИЯ И ОСОБЕННОСТИ

РУССКОГО РЕЧЕВОГО ИДЕАЛА ( 4 час.)

У истоков отечественной речевой традиции. Понятие речевого (риторического) идеала — исторически сложившегося в данной культуре речевого (риторического) образца, отражающего наиболее общие требования к речи и речевому поведению и соответствующего особенностям общеэстетического идеала, принятого в этой культуре.

Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры.

Античность. Речевой идеал древней классики.

Гомер. Софисты. Сократ. Платон. «Риторика» Аристотеля. Риторический идеал Цицерона. Противоположность софистического (агонистического) и сократического (эристического) диалога.

Основные общеэстетические категории, определяющие риторический идеал античной классики: гармония, симметрия, ритм, сдержанность («софросине»), уравновешенность («годность», «фругалитас» Цицерона).

Риторический идеал раннего христианства. Речевой образец евангельских текстов (Нагорная Проповедь); «Лествица» св. Иоанна Лествичника как отражение принятых норм и идеалов речевого поведения.

Основные категории риторического образца, принятого в православном христианстве: кротость, смирение, миролюбие, дружелюбие, сдержанность; риторические категории, отражающие этот образец.

Древнерусская риторическая традиция. Особенности русской культуры и специфика отечественного речевого идеала. Его прошлое, настоящее и будущее, перспективы реконструкции и развития.

Раздел 2

^ ОСНОВНЫЕ РИТОРИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

И ЭЛЕМЕНТЫ РЕЧЕВОГО МАСТЕРСТВА (28 час.)

Понятие эффективности речевого общения. Различие принципов определения эффективности речи в зависимости от особенностей контекста культуры: информационное и дискурсивное определения.

Категории монолога и диалога и формы речевого общения.

Оратория: мастерство публичного выступления:

Принципы подготовки к публичной речи.

Законы эффективного речевого общения: от Аристотеля к современной неориторике. Принцип коммуникативного сотрудничества и правила речевого общения. Коммуникативность речи и речевого поведения: средства достижения контакта с адресатом.

Основные элементы речевой ситуации: говорящий, слушающий (адресат, аудитория), предмет речи, условия речевого общения.

Фактор говорящего. Образ оратора. Качества, которые необходимо развивать. Принцип гармонизирующего диалога в речевом поведении оратора. Дружелюбие как риторическая категория. Речевая этика в риторическом понимании. Механизм стресса, способы его преодоления и использования.

Фактор аудитории. Построение речи «по законам адресата». Социология и психология аудитории.

Способы предварительной оценки аудитории. Стратегия и тактика речевого поведения оратора.

Факторы внимания. Данные психологии внимания: оптимальная продолжительность речи и ее частей, особенности структуры и формы публичной речи, направленные на привлечение и удержание внимания аудитории. Основные факторы внимания: движение (словесное, содержательное, физическое — жесты и мимика, изменение положения тела оратора и т. д.), конкретность, близость, разнообразие, юмор.

Контроль за вниманием.

Фактор движения. Язык движений. Мимика, жест. Поза оратора. Основные принципы жестикуляции и ораторские жесты: история и современность.

Принципы и способы аудиторной и самостоятельной работы над ораторским движением.

Речь и звук: акустика речи. Значимые акустические признаки речи и основные параметры: ритм, темп, паузирование, интонирование, высота голоса, громкость, тембр. Приемы звуковой выразительности и способы их использования. Способы и приемы работы над звуковой стороной своей речи.

Структура публичного выступления.
Классический риторический канон и современность. Общие принципы изобретения содержания, отбора и расположения материала, облечения его в словесную форму. Использование техники «общих мест». Функции отдельных этапов («частей») речи и задачи оратора. Методика составления аннотированного плана выступления.

Техника импровизированной речи. Ситуации и стереотипы. Особенности импровизации. Подготовка, организация и исполнение. Использование техники «общих мест». Приемы импровизирован-

ной речи.

Фактор удовольствия: эстетика речи. Важнейшие риторические тропы и фигуры. Структура и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы. Амплификация. «Ссылка на авторитеты», цитирование, пословица, афоризм;

б) риторика остроумия: юмор, ирония, намек, парадокс, их функции в публичной речи.

Риторические функции речевой нормы. Принципы и способы работы над правильностью речи. Эстетические функции старой и устаревшей нормы.

^ Умения и навыки.

Программа предполагает формирование у учащихся следующих умений и навыков:

— умение анализировать речевую ситуацию и выбирать наиболее эффективную стратегию речевого поведения;

— умение реализовать данную стратегию в дискурсе;

— умение анализировать, контролировать и совершенствовать свое речевое поведение и речь в каждой конкретной речевой ситуации и в течение всей самостоятельной жизни;

— навык использования системы этапов речи-мысли об объекте, представленной в риторическом каноне;

— основные навыки речи (оратории) — публичного выступления: навыки оценки аудитории, самоконтроля на протяжении речи, свободного владения самим собой и собственным словом и пр.;

— основные навыки ведения беседы — навыки оценки ситуации речи и собеседника (собеседников), нахождения речевого контакта и поддержания его на протяжении общения, быстроты реакции на реплику собеседника и пр.;

— основные навыки активного слушания.

^ Календарно-тематическое планирование




Тема

Кол-во час.

Дата провед.

Коррекц.


1


ВВЕДЕНИЕ (2 час.)

Риторика как теория и мастерство воздействующей, целесообразной, гармонизирующей речи.



1







2

Риторика в современном мире.

1











^ ИСТОРИЯ И ОСОБЕННОСТИ

РУССКОГО РЕЧЕВОГО ИДЕАЛА (4 час.)










3

Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры.




1







4

Античность. Речевой идеал древней классики.

Гомер. Софисты. Сократ. Платон. «Риторика» Аристотеля. Риторический идеал Цицерона.


1







5

Риторический идеал раннего христианства. Основные категории риторического образца, принятого в православном христианстве: кротость, смирение, миролюбие, дружелюбие, сдержанность; риторические категории, отражающие этот образец.





1







6

Древнерусская риторическая традиция.

1











ОСНОВНЫЕ РИТОРИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИИ и ЭЛЕМЕНТЫ РЕЧЕВОГО МАСТЕРСТВА (28 час.)











7


Понятие эффективности речевого общения.




1








8

Оратория: мастерство публичного выступления.



1








9


Принципы подготовки к публичной речи.



1







10

Законы эффективного речевого общения: от Аристотеля к современной неориторике. Принцип коммуникативного сотрудничества и правила речевого общения.



1







11

Основные элементы речевой ситуации: говорящий, слушающий (адресат, аудитория), предмет речи, условия речевого общения.



1







12


Фактор говорящего. Образ оратора. Качества, которые необходимо развивать.




1








13


Принцип гармонизирующего диалога в речевом поведении оратора.



1







14

Дружелюбие как риторическая категория. Речевая этика в риторическом понимании.
Механизм стресса, способы его преодоления и использования.



1









15

Фактор аудитории. Построение речи «по законам адресата». Социология и психология аудитории.




1







16

Факторы внимания. Данные психологии внимания: оптимальная продолжительность речи и ее частей, особенности структуры и формы публичной речи, направленные на привлечение и удержание внимания аудитории.



1







17

Основные факторы внимания: движение (словесное, содержательное, физическое — жесты и мимика, изменение положения тела оратора и т. д.), конкретность, близость, разнообразие, юмор.

Контроль за вниманием.


1







18


Фактор движения. Язык движений. Мимика, жест. Поза оратора. Основные принципы жестикуляции и ораторские жесты: история и современность.


1







19

Принципы и способы аудиторной и самостоятельной работы над ораторским движением.




1







20

Речь и звук: акустика речи. Значимые акустические признаки речи и основные параметры: ритм, темп, паузирование, интонирование, высота голоса, громкость, тембр.

1







21

Приемы звуковой выразительности и способы их использования. Способы и приемы работы над звуковой стороной своей речи.




1







22

Структура публичного выступления.

Классический риторический канон и современность.




1







23

Использование техники «общих мест». Функции отдельных этапов («частей») речи и задачи оратора. Методика составления аннотированного плана выступления.



1







24

Техника импровизированной речи. Ситуации и стереотипы.


1







25


Особенности импровизации. Подготовка, организация и исполнение. Использование техники «общих мест». Приемы импровизированной речи.


1







26


Фактор удовольствия: эстетика речи.



1







27

Структура и риторические функции метафоры.


1







28

Структура и риторические функции сравнения.



1







29

Структура и риторические функции антитезы.


1









30

«Ссылка на авторитеты», цитирование.

1







31

Пословица, афоризм.

1







32

Риторика остроумия: юмор, ирония, их функции в публичной речи.


1







33

Риторика остроумия: намек, парадокс, их функции в публичной речи.


1







34

Риторические функции речевой нормы. Принципы и способы работы над правильностью речи. Эстетические функции старой и устаревшей нормы.


1









Используемая литература.

1). Михальская А. К. «Основы риторики: Мысль и слово». Москва, Просвещение, 1996.

2). Михальская А. Г. Как учить риторике. Методические рекомендации к учебному пособию «Основы риторики: Мысль и слово». Москва, Просвещение, 1997.

3) Лихачёв. Поэтика древнерусской литертуры. Москва, Просвещение, 1979.

4) Русский язык и культура речи. Учебник под редакцией О. Я. Гойхмана. Москва, ИНФРА-М, 2008.

Похожие:

Вторая половина XX в в связи с небывалым во всем мире интересом к риторике (и к ее теории, и к практике риторическому мастерству) интересом, ставящим эту iconУрока по обществознанию в 6 классе на тему «Отношения между людьми»
Половина тайны обхождения с людьми заключена в умении быть внимательными к их убеждениям; вторая половина – терпимость в своих собственных...
Вторая половина XX в в связи с небывалым во всем мире интересом к риторике (и к ее теории, и к практике риторическому мастерству) интересом, ставящим эту iconАнна Думанская Менеджер по связям с общественностью +38 067 693 1117...
В связи с интересом общественности к проектам разработки запасов природного газа в Украине и связанной с этим деятельности компании...
Вторая половина XX в в связи с небывалым во всем мире интересом к риторике (и к ее теории, и к практике риторическому мастерству) интересом, ставящим эту iconЕсть ли жизнь в космосе вне Земли?
Вселенной, которая с давних пор волнует не только ученых, но и множество людей. Еще Джордано Бруно и Михаил Ломоносов высказывали...
Вторая половина XX в в связи с небывалым во всем мире интересом к риторике (и к ее теории, и к практике риторическому мастерству) интересом, ставящим эту icon*Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста в современных условиях
Пусть ребенок осваивает мир – и даже такую сложную дисциплину, как математика с легкостью и интересом!
Вторая половина XX в в связи с небывалым во всем мире интересом к риторике (и к ее теории, и к практике риторическому мастерству) интересом, ставящим эту icon*Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста в современных условиях
Пусть ребенок осваивает мир – и даже такую сложную дисциплину, как математика с легкостью и интересом!
Вторая половина XX в в связи с небывалым во всем мире интересом к риторике (и к ее теории, и к практике риторическому мастерству) интересом, ставящим эту iconЗанятие Этапы работы с познавательным интересом в начальной школе (продолжение)
Во-первых, необходимо рассмотреть и проговорить с ребенком, обобщить принесенный материал, представить в удобной форме – кластер,...
Вторая половина XX в в связи с небывалым во всем мире интересом к риторике (и к ее теории, и к практике риторическому мастерству) интересом, ставящим эту iconНеделя естествознания
Для учащихся 6-ых классов состоялся урок «Занимательная физика». А. С. Стерин подготовил для них серию интересных опытов. Надеемся,...
Вторая половина XX в в связи с небывалым во всем мире интересом к риторике (и к ее теории, и к практике риторическому мастерству) интересом, ставящим эту iconДля слушателей иппк составитель: Н. Г. Чевтаева, к ф. н., доцент Екатеринбург
Деловые беседы и переговоры. Условия переговоров. Степень разработанности теории переговоров в современной риторике
Вторая половина XX в в связи с небывалым во всем мире интересом к риторике (и к ее теории, и к практике риторическому мастерству) интересом, ставящим эту iconЗанятие Этапы работы с познавательным интересом в начальной школе (продолжение)
Цель: собрав «портфолио» (в смысле, накопив некий возможно избыточный ресурс), ребенок должен извлечь из полученной информации максимальную...
Вторая половина XX в в связи с небывалым во всем мире интересом к риторике (и к ее теории, и к практике риторическому мастерству) интересом, ставящим эту iconБорис Владимирович Заходер
Обладая прекрасной памятью, Борис запоминал и цитировал наизусть целые страницы текста, чем поражал своих сверстников. Борис рано...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница