Урок Класс: 8 Тема: Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"




Скачать 137.46 Kb.
НазваниеУрок Класс: 8 Тема: Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"
Дата публикации09.04.2013
Размер137.46 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Культура > Урок
Открытый урок

Класс: 8

Тема: Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"

Другого ничего в природе нет
ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Всё от песчинок малых до планет -
Из элементов состоит единых.
Вокруг тебя творится мир живой
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
И не забудь, вовнутрь заглянуть, в себя,
Познать, что за творенье – человек разумный.

Тип: интегративно - понятийный урок

Цель урока:

Образовательная – Обобщить и систематизировать знания по теме « Пищеварительная система».

Развивающая – совершенствование навыков связанной речи, формирование умения выделять главное; развитие мышления, память, творческих способностей; развитие познавательного интереса к предмету через использование новых информационных технологий; реализация внутри и межпредметных связей

Воспитательная – воспитание бережного отношения к своему организму, как совершенному природному творению; меры профилактики болезни пищеварительной системы; воспитание культуры поведения учащихся, чувства взаимопомощи и взаимоподдержки.

^ Задачи урока:
Образовательные:
-научить применять полученные знания об этих процессах в повседневной жизни;
-обобщить и систематизировать знания о питании и пищеварении;
-определить уровень усвоения темы;
-откорректировать знания по теме, обратив внимание на ошибки.
Развивающие:
-развитие логического мышления;
-продолжить формирование умений сравнивать объекты, работать с текстом учебника и его рисунками;
-развивать практические навыки и умение делать выводы;
-научить анализировать и систематизировать информацию, творчески ее перерабатывать.
Воспитательные:
-развитие интереса к знаниям, культуры умственного труда;
-развитие культуры общения и рефлексивных качеств личности,
-создание условий для эмоционально приятной интеллектуальной деятельности учеников, при высокой познавательной активности учащихся
-показать значимость биологических знаний;
-развитие познавательной активности и самостоятельной деятельности учащихся;
-формирование информационной культуры;
-создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование нестандартных вопросов и проблемных задач;
-формирование коммуникативной компетентности и толерантности;
-создание психологически комфортной среды: ощущения учащимися радости творчества и удовольствия от интеллектуального напряжения.

Знать: органы пищеварительной системы и механизмы их работы

Уметь: применять полученные знания на уроке, в жизни, знать меры профилактики желудочно-кишечных расстройств.

^ Формы организации учебной деятельности:

работа по инструктивным картам, фронтальный опрос, беседа, инсценирование, работа со слайдами компьютерной презентации, работа с видео, анализ творческого домашнего задания, рефлексия.
^ Приемы деятельности учителя:

работа с компьютерной презентацией, эвристическая беседа, обобщение высказываний учеников.
Принципы, соблюдаемые в деятельности учащихся и учителя: сотрудничество, соучастие.
Методы обучения:

  1. Перцептивный аспект ( передачи знаний): словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые.

  2. Логический аспект: обобщение, классификация, систематизация.

  3. Управленческий аспект: работа под управлением учителя, самостоятельная работа.

  4. Мотивационный аспект: занимательность, беседа.

  5. Аспект контроля: фронтальный, групповой, итоговый.

Формируемые компетенции:

учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностного самосовершенствования.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Обобщение и систематизация изученного материала.

  3. Информация о домашнем задании.

  4. Рефлексия.

Оборудование:

  • Мультимедийный комплекс, Проекционный экран, Инструктивные карты

Ход урока

1.Организационный момент - 1-2 минуты

Подготовка рабочего места.

-Здравствуйте, меня зовут Оксана Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок биологии.

Психологический настрой

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.

Человек издавна хотел познать свой мир и человека, как нивысшего существа. Определите одну из целей урока в содержании стиха. (смотр. на экран)

Проблемный вопрос: сейчас я вам прочитаю, стихотворение, подумайте: «Какая главная мысль стиха?»

Другого ничего в природе нет
ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Всё от песчинок малых до планет -
Из элементов состоит единых.
Вокруг тебя творится мир живой
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
И не забудь, вовнутрь заглянуть, в себя,
Познать, что за творенье – человек разумный.

-Ответы детей.

Вы, ребята, прошли тему:»пищеварение» и знаете что происходит в ротовой полости, в желудке, в кишечнике.

^ А сегодня Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме: по теме « Пищеварительная система», воспитание бережного отношения к своему организму, как совершенному природному творению.

^ Учет и контроль знаний

У вас на столах лежит листок учета и контроля знаний, который заполняется по мере повторения материала и по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний у них есть недочеты и пробелы.

Листок учета знаний

Фамилия, имя

Теоретический тур

Разминка.


Анатомия пищеварения




Физиология пищеварения



Виртуальная лаборатория.


Гигиена пищеварения

Итоговая отметка

Дополнительная оценка

Форма проведения задания


Дидактические карточки №1 - №4



Тест: « Не слишком ли много жира едите?»




Конференция



Определение продуктов питания (белок, жир, углеводы)


Конкурс капитанов – практическая работа.

Пословицы.


 

 

 

 

 

 

 

 

Итак, вы готовы к уроку? (привлечь внимание)

Пища в организме расщепляется,
В вещества простые превращается;
Пищи происходит усвоение,
И тому виной... (пищеварение) Дать определение «Пищеварению»

У каждой группы свое индивидуальное задание.(напоминать) Мы сейчас с вами проверим ваши теоретические знания по теме « Пищеварительная система».

Задание №1 У первой группы….

На столах у каждой группы лежат дидактические карточки.

Заполните их, а все правильные ответы мы проверим на экране. Работа по дидактическим карточкам.

Карточка №1

О чем говорят вам эти цифры:

32, 7-8 м, 2-3 л, 6-8 см, 4-6ч.

Банк данных: длина аппендикса, зуба, длина пищеварительной трубки, вместимость желудка, задерживается пища в желудке.
Карточка №2 У второй группы…

Задание: использовать банк данных, расставить на схеме рядом с цифрами соответствующий данной цифре орган пищеварительной системы.

Банк данных: рот, пищевод, желудок, прямая кишка, печень,толстая кишка, тонкая кишка.



Карточка №3 У третий группы

Рассмотрите рисунок, укажите название вкусовых зон языка.



К вкусной пище он привык. Орган вкуса – наш... (язык)

Карточка №4 У четвертой группы
Составление логической схемы.

Задание: составить логическую схему пищеварения, используя набор следующих слов и словосочетаний – пища, механическая и химическая обработка, ротовая полость, всасывание, удаление непереваренных остатков, желудок.

Итог: При выполнении данных заданий вы еще раз повторили органы пищеварительной системы и функции их. Человек без пищи прожить не может и какую он пищу потребляет, все отражается на его здоровье. Но так как у вас растущий организм у вас таких проблем с ожирением не должны быть, но необходимо во время задуматься если появятся. И поэтому следующее задание выполним тест.

Каждому ученику, нужно пройти тест и выяснить, сколько вы потребляете жира и не страдаете ли вы ожирением.

^ Тестирование “Не слишком ли много жира вы едите?”
1. Как часто вы едите жареную пищу?
А) почти каждый день;

Б) 1–2 раза в неделю;

В) изредка или никогда.
2. Что вы любите заказывать в столовой или кафе?
A) пиццу с сыром и колбасой;

Б) мясо или курицу с жирной подливкой;

B) макароны с томатным соусом и салатом.
3. Какое молоко вы пьете?
A) цельное молоко;

Б) полужирное молоко;

B) обезжиренное или соевое молоко.
4. Часто ли вы едите мясо, включая мясо на бутербродах;
А) примерно раз в день или чаще;

Б) несколько раз в неделю;

В) редко или никогда.
5. Какой десерт вы предпочли бы?
А) яблочный торт с двойной порцией взбитых сливок;

Б) фруктовый салат и мороженое;

В) свежие фрукты.
6. Какие бутерброды вы предпочитаете?
A) жирный сыр, сосиски, майонез;

Б) холодное мясо, курицу, тунца, лосося;

B) салат, творог.
7. Чем бы вы, скорее всего, заправили готовый картофель?
А) сливочным маслом;

Б) сметаной;

В) творогом, йогуртом, сливочным маслом.
8. Какой из приведенных ниже вариантов больше всего соответствует

вашему обычному завтраку?
A) ячница с ветчиной;

Б) тосты со сливочным маслом или маргарином;

B) сухой завтрак.
9. Как вы готовите ветчину, отбивные, сосиски или другое жирное мясо?
A) поджариваю;

Б) поджариваю на гриле;

B) не ем жирного мяса.
10. В каком виде вы любите овощи?
A) запеченные и подаваемые со сливочным маслом или с густым сырным соусом;

Б) запеченные в микроволновой печи, сваренные в воде или на пару, приправленные небольшим количеством сливочного или оливкового масла;

B) запеченные в микроволновой печи, сваренные в воде или на пару и ничем не приправленные.
Подсчет баллов.
За каждый ответ “А” дается 0 очков, за каждый “Б”– 1 очко; а за “В”– 2 очка. Сложите полученные очки.
15– 20– потребление нормального количества жира, но здесь важно в виду тип жира и его количество.
9–14 – потребление жира немного превышает норму, и это в дальнейшем может привести к возникновению проблем со здоровьем. Следует внести незначительные изменения, которые не ведут к полному отказу от любимых блюд.
8 или меньше – чрезмерное потребление жира. В этом случае необходимо полностью перестроить диету, заменив в ней жирные продукты, все жареное, торты, сладости на блюда с большим количеством круп, бобов и овощей.

Ребята, как вы думаете, для чего мы провели этот тест?

-Ответы учащихся.

Итог: Да, каждому человеку необходимо правильно питаться, вести здоровый образ жизни.

А известный американский пропагандист здорового образа жизни Поль Брэгг в одной из своих книг писал: «Человек по своему неблагоразумию в еде, питье и невоздержанности умирает, не дожив и половины той жизни, которую мог бы прожить. Он потребляет самую трудно перевариваемую пищу, запивая ее ядовитыми напитками, и после этого поражается, почему не доживает до ста лет»
^ Диетологи говорят: «Если отец болезней не известен, то ее мать всегда - питание». И поэтому эту часть урока мы проведем в виде конференции:

1-я группа – «Повара»,

2-я группа - «Чистюли»,

3-я группа – «Школьные врачи»,

4-я группа – «Первая помощь».

«Знатоки»

Создание проблемных ситуаций:

На столах у вас лежат слова
Ситуация 1.

Учитель. Покупая продукты питания, надо смотреть на маркировку, то есть информацию на упаковке пищевых продуктов.

Для чего?

Знатоки. Нужно убедиться в том, что срок хранения данного продукта не истек (ребята должны практически, используя различные упаковки, показать маркировку и определить, не испорчен ли данный продукт).

Учитель. Если же не посмотрели и употребили несвежий продукт. К чему это может привести?

Школьные врачи. Употребление несвежих продуктов может привести к пищевому отравлению.

Учитель. Что же делать, если все же отравились?

Первая помощь. Вызвать рвоту. Для этого необходимо выпить несколько стаканов теплой воды и ложкой или другим удобным предметом раздражать корень языка.

Учитель. Спасибо за информацию.

Ситуация 2.

Учитель. Почему не всякую пищу надо есть сырой (например, мясо, рыбу)?

Знатоки. В сырой рыбе могут быть личинки глистов. А в сыром мясе личинки бычьего цепня сохраняются живыми и, съев такое мясо можно заразиться.

Учитель. В чем вред бычьего цепня?

Школьные врачи. Бычий цепень выделяет ядовитые вещества, от которых у человека появляются кишечные расстройства, и развивается малокровие.

Учитель. Как избежать заражения?

Повара. Нужно употреблять в пищу хорошо проваренные или прожаренные мясо и рыбу.

Учитель. Спасибо.

Ситуация 3.

Учитель. К чему приводит пренебрегание элементарными гигиеническими правилами?

Школьные врачи. С немытыми овощами, фруктами, через грязные руки в пищеварительный канал могут попасть болезнетворные микробы и вызвать такие заболевания, как дизентерия, брюшной тиф, холера. Яды, выделяемые возбудителями этих болезней, отравляют организм. Также в организм могут попасть яйца глист, что приводит к кишечным расстройствам и головным болям.

Учитель. Что делать в данной ситуации? Как этого избежать?

Чистюли. Запомните: нужно мыть перед едой руки, есть чисто вымытые овощи и фрукты.

Повара. Готовить в чистой посуде и есть из чистой посуды.

Учитель. Что делать, если заражение все-таки произошло?

Первая помощь. Дизентерия, брюшной тиф очень заразны. Поэтому заболевших людей нужно сразу отправить в больницу и в их квартирах произвести дезинфекцию.

Учитель. Спасибо.
Ситуация 4.

Учитель. Нужно ли бороться с мухами?

Школьные врачи. Да! Так как они могут быть переносчиками возбудителей кишечных заболеваний.

Учитель. Как этого избежать?

Знатоки. Нужно держать пищу закрытой, уничтожать мух (липучки, специальные ядовитые вещества), убирать гниющие остатки и нечистоты, пригодные для развития личинок мух.

Чистюли. Никогда не оставлять на столе грязную посуду, убирать все, мыть.

Учитель. Спасибо.

Учитель. Молодцы! Питательные вещества - вещества, необходимые живым организмам для роста и развития: белки, жиры, углеводы ,вода, минеральные соли и витамины.

Что вы нового узнали из правил потреблении пищи?

Физминутка (Встаньте….

Определить продукты, содержащие белки, жиры, углеводы. (кто быстрее выполнит это здание, то получает балл.

^ Самой читать.

белки

жиры

углеводы












Хлеб, орехи, мясо, масло сливочное, горох, фасоль.

Проверка ( сверка с ответом учителя)

^ Виртуальная лаборатория

Ребята, ни кто из вас не задумывался, что происходит у нас во рту, когда попадают продукты, содержащие белки, жиры, углеводы?

-Ответы учащихся.

Сейчас мы проведем виртуальный опыт и вы, посмотрев его, скажите, что произошло с пищевым комком содержащий крахмал. Ребят, а какой продукт содержит крахмал?

^ Как вы думаете, какая еже цель нашего опыта? Тщательно пережевывать пищу.
-Ответы учащихся.

Вывод по виртуальной лабораторией:

Известно ,что крахмал с йодом дает интенсивное синее окрашивание, по которому можно узнать, где он сохранился . Когда мы обрабатываем накрахмаленный бинт слюной, он через время становится синим там, где не попала слюна. Эта реакция показывает, что под действием фермента слюны амилазы, крахмал расщепляется до глюкозы. Другой опыт, можно провести, если, долго жевать кусочек хлеба, то он станет сладким.

Конкурс капитанов

Программированный тест. Вызывают 1 участника с каждой группы, выполняющие тест.

Остальные работа с пословицами. Кто быстрее из команд соберет пословицу.

Ходи – не шатайся, говори – не заикайся, ешь – не объедайся.

Легко поел, легко и сделал.

Свою болезнь ищи на дне тарелки.

Кто умерен в еде, тот врач себе.

Всякая пища должна быть лекарством, а ваше лекарство должно быть пищей (Гиппократ).

Измените пищу человека, и весь человек мало-помалу изменится (Писарев).

"Кто долго жует, тот долго живет",

"Хорошо прожуешь -- Сладко проглотишь " (народная МУДРОСТЬ).

"Завтрак съешь сам, обед подели с другом, ужин отдай врагу".

"Недосол на столе, пересол на спине",

"Пища, которая не переваривается, съедает того, кто ее съел" - Абуль-Фарадж;

"Ешь столько, чтобы тела здание не гибло от переедания" — А. Джами.

"Скажи мне, что ты ешь и я скажу тебе, кто ты." (А.С. Пушкин)

"Лучше семь раз поесть, чем один раз наесться".
Итог урока: Итак, наше занятие подходит к концу. Все вы сегодня прекрасно поработали: кто-то анализировал, предполагал, кто-то высказывал свое мнение.

Что вы знали до урока?

Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

Домашнее задание: Вычеркните в каждом столбике и в каждой строчке этого квадрата слово, которое несет с собой - заболевание пищеварительной системы.

О Г А С Т Р И Т П А

Ж Я З О Т Н О Д О Р

И А В З А Н О Р Е К

Р Н К Р Е О Т И Т С

Е А Т Ц И Р Р О З И

Н П Е Р О Г И З О Я

И С Б Т Ф Т П Я Н А

Е Е А С И И Е И И В

К И И И Я Л Р Н М И

А Р Д Д К О Т О А Т

Ожирение – из-за чрезмерного употребления высококалорийной пищи.

Гастрит – воспаление слизистой оболочки желудка.

Язва – поражение мышечной стенки желудка.

Пародонтоз – воспаление дёсен.

Анорексия – отказ от приёма пищи.

Кариес – разрушение зубной эмали.

Панкреатит – воспаление поджелудочной железы.

Диабет – нарушение углеводного обмена.

Цирроз – омертвление ткани печени.

Гипертония – повышенное артериальное давление.

Авитаминоз – нехватка в организме витаминов.

Дистрофия – дефицит мышечной массы.

Колит – воспаление кишечника.
Рефлексия
А сейчас, я хочу, чтобы вы подвели итог урока, продолжили предложения:

На уроке я:

Самым интересным для меня сегодня было _____________________

В своей дальнейшей учебе я___________________________________

Я пожелал бы ведущему урок учителю_________________________

Я бы хотел посоветовать_____________________________________

Спасибо за работу.

Поставьте себе оценку, как ваша душа потрудилась на уроке, а потом я ознакомлюсь с ними.

Вашу работу я оценю при помощи синквейна:

-Ученики

-Умные, активные

-Учатся, занимаются, познают

-Без труда не выловишь рыбку из пруда

-Молодцы!

Я предлагаю составить свой синквейн на тему «пищеварение»

.


Мирошниченко Оксана Владимировна, учитель биологии, Дедуровской СОШ


Похожие:

Урок Класс: 8 Тема: Урок-обобщение по теме \"Пищеварительная система человека\" iconУрок (математика + физика) по теме Производная и её применения. Разбор...
Интегрированный урок (математика + физика) по теме Производная и её применения. Разбор и обобщение заданий егэ. 10-й класс
Урок Класс: 8 Тема: Урок-обобщение по теме \"Пищеварительная система человека\" iconУрок в 6 класс по теме «Дыхание»
Обобщение, закрепление и углубление знаний учащихся об особенностях дыхания и его
Урок Класс: 8 Тема: Урок-обобщение по теме \"Пищеварительная система человека\" iconУрок по теме «Политическая система Великобритании»
Образовательные: обобщение изученного материала по теме «Политическая система Великобритании»; совершенствование навыков аудирования,...
Урок Класс: 8 Тема: Урок-обобщение по теме \"Пищеварительная система человека\" iconУрока по русскому языку 4 класс тема: Урок путешествие по теме «Обобщение...
Оборудование: кроссворд со словарными словами, карточки для индивидуальной работы и работы в парах, карта путешествия, звукозапись...
Урок Класс: 8 Тема: Урок-обобщение по теме \"Пищеварительная система человека\" iconУрока Физика. 8 класс. Урок соревнование по теме: «Тепловые явления»
Обобщение и систематизация учащимися результатов работы. Самоконтроль и взаимоконтроль
Урок Класс: 8 Тема: Урок-обобщение по теме \"Пищеварительная система человека\" iconУрок по теме: «Итоговый урок: юбка прямая двухшовная.»
Обобщение и уточнение у учащихся, имеющихся теоретических и практических знаний и представлений по пройденному материалу
Урок Класс: 8 Тема: Урок-обобщение по теме \"Пищеварительная система человека\" iconУрок-обобщение Обучающие цели : систематизировать и обобщить знания,...
Интегрированный урок ( география, история, краеведенье) с гендерным уклоном 6 класс
Урок Класс: 8 Тема: Урок-обобщение по теме \"Пищеварительная система человека\" iconУрок 6 Тема. Обобщение и систематизация изученного по теме «Причастие»
Оборудование: средства мультимедиа, электронная презентация, раздаточный материал, дм на магнитных носителях
Урок Класс: 8 Тема: Урок-обобщение по теме \"Пищеварительная система человека\" iconУрок географии 6 класс Обобщающий урок по теме «Гидросфера»
...
Урок Класс: 8 Тема: Урок-обобщение по теме \"Пищеварительная система человека\" iconУрок окружающего мира 3 класс (ТО) Тема: Питание в жизни человека
Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постарались...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница