Концепция развития библиотечного дела в российской федерации до 2015 года




Скачать 266.34 Kb.
НазваниеКонцепция развития библиотечного дела в российской федерации до 2015 года
страница1/3
Дата публикации03.04.2013
Размер266.34 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Культура > Документы
  1   2   3
ПРОЕКТ
КОНЦЕПЦИЯ

РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2015 ГОДА
I. Введение

Библиотеки России выполняют важнейшие социальные и коммуникативные функции, являются одним из базовых элементов культурной, образовательной и информационной инфраструктуры страны, вносят весомый вклад в экономическое развитие страны. Цели и задачи развития библиотечного дела в условиях реформирования социально-экономической сферы России должны соответствовать происходящим в стране переменам и международной практике.
Настоящая Концепция содержит обоснованные цели, задачи и направления развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2015 года.

Концепция подготовлена в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и с учетом международных нормативных документов в области библиотечного дела и информатизации.

Библиотеки в данной концепции рассматриваются как социальный институт, поддерживающий и пропагандирующий идеи демократии, продвигающий государственные реформы, активно влияющий на процессы науки, образования, социального развития, экономики, культуры. Услуги, предоставляемые библиотеками гражданам Российской Федерации, являются одним из факторов поддержки государственной социально-экономической политики, способствуют образованию и культурному развитию граждан, обеспечивают выход России в общемировое информационное пространство.
Законодательную и нормативную базу библиотечного дела в Российской Федерации составляют:

Конституция Российской Федерации, которая определяет права граждан на беспрепятственный доступ к информации, культурным ценностям и пользование учреждениями культуры;

Федеральные законы "О библиотечном деле" и «Об обязательном экземпляре документов», определившие правовые основы деятельности библиотек в Российской Федерации, обеспечивающие также права на свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность;

нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам библиотечного дела, стандарты и нормативы в области библиотечного дела.
Библиотечная система Российской Федерации насчитывает, по экспертным оценкам, примерно 130 000 библиотек, располагающихся по всей территории страны и относящихся к ведению различных министерств, ведомств, органов государственной и муниципальной власти различных уровней, предприятий, организаций, учреждений.

Самая многочисленная библиотечная сеть входит в ведение Министерства образования и науки Российской Федерации: приблизительно 66 000 школьных и более 3000 библиотек средних специальных и высших учебных заведений. Российской Академией наук создано 379 библиотек. В сфере промышленности, транспорта и связи работают 3500 научно-технических библиотек, в области сельского хозяйства - 720 специальных библиотек, в медицине и здравоохранении - 1500 библиотек. Разветвленной сетью библиотек располагают также Минобороны России и другие силовые ведомства.

Общие данные обо всей библиотечной сети страны носят приблизительный характер, так как последняя всероссийская перепись библиотек была проведена более 20 лет назад, но именно в последние годы количество библиотек существенно сократилось, в то же время появлялись новые, имело место слияние некоторых библиотек.

Особого внимания требуют к себе публичные (общедоступные) библиотеки, так как именно они в первую очередь должны решать задачу предоставления свободного доступа к информации каждому человеку по месту жительства.

Количество публичных (общедоступных) библиотек составляет около 49,5 тысячи, из которых к ведению Минкультуры России относятся 47 тысяч библиотек. В том числе региональных библиотек - 264 (85 универсальных научных библиотек, 35 юношеских, 74 детских и детско-юношеских, 70 специальные библиотеки для слепых) и муниципальных 46,8 тысячи (из них 36,1 тыс. сельских). Кроме того, к ведению Минкультуры России относится сеть музейных, театральных библиотек, библиотек ведомственных учебных заведений, а также сеть книжных палат.

Сформированная на протяжении многих десятилетий система российских библиотек, несмотря на существенное недофинансирование, в последние пятнадцать лет достигла положительных результатов.

В стране создано консолидированное профессиональное сообщество, способное решить задачу модернизации библиотечного дела в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 года.

Все большую роль играют профессиональные организации и некоммерческие партнерства (в первую очередь Российская библиотечная ассоциация) и другие, действующие на общероссийском, региональном и отраслевом уровнях, общественные комитеты и советы (Общественный комитет содействия развитию библиотек, Информационно-библиотечный совет РАН). Действия библиотек по различным направлениям профессиональной деятельности регулярно открыто обсуждаются на самых различных уровнях. Библиотеки активно позиционируют себя в обществе в условиях кардинальных технологических перемен, процессов глобализации, беспрецедентного роста объемов информации.
Процесс внедрения автоматизированных систем и технологий в библиотеках России стремительно развивается. В результате федеральные и крупнейшие региональные библиотеки имеют достаточно высокий уровень технической оснащенности, что делает их заметными участниками информационной инфраструктуры страны. Созданы и активно используются специальные автоматизированные библиотечные системы практически во всех библиотеках этого уровня, на основе европейского разработан российский формат обмена библиографическими данными.

В течение ряда лет реализуются долгосрочные проекты и программы:

  • Продолжается создание Общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ. Наиболее активно развиваются следующие направления: Национальная электронная библиотека; Сводный каталог библиотек России (ведется в режиме удаленной корпоративной каталогизации), Национальная система форматов RUSMARC для библиографических и авторитетных данных, Российские правила каталогизации, адаптированные к новым форматам.

  • Продолжается реализация Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации по ряду ключевых направлений – консервация библиотечных фондов, организация сети региональных центров сохранения библиотечных фондов, создание страхового фонда документов библиотек, обеспечение учета и сохранения книжных памятников Российской Федерации, сохранение документов в процессе их использования, обеспечение безопасности библиотек и библиотечных фондов, совершенствование системы учета документов.

  • Комплексный проект «Модельные сельские библиотеки» позволил превратить участвующие в нем сельские библиотеки и современные информационно-просветительские центры, создав эталонные образцы. Проект стимулирует процесс модернизации сельских библиотек. В настоящее время в России насчитывается более 800 модельных библиотек.

  • Создаются публичные центры правовой информации (ПЦПИ) на базе общедоступных библиотек. Подобные центры могут стать основой для организации сети региональных центров создаваемой в настоящее время Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина.

  • Развиваются проекты корпоративного взаимодействия библиотек. Создана инфраструктура межведомственной сети библиотек, объединяющая более 200 общедоступных, вузовских, специальных и прочих библиотек из 57 регионов страны. Внедряются технологии корпоративного создания информационных ресурсов.

  • Создаются собственные информационные ресурсы библиотек, в том числе в сети ИНТЕРНЕТ, пользователям предоставляются новые виды библиотечных услуг, развиваются современные информационные сервисы. У читателей пользуются активным спросом виртуальные справочные службы, в том числе корпоративные.

Наряду с определенными достижениями в области библиотечного дела существует целый ряд серьезных проблем, требующих безотлагательного внимания и принятия конкретных мер. В этом случае библиотеки смогут значительно увеличить вклад в развитие образования, науки, экономики и производства, культуры, существенно повысить конкурентоспособность страны на мировом рынке, ускорить и качественно улучшить ход экономических и социально-политических преобразований.
^ Проблема: несоответствие законодательной базы потребностям развития библиотечного дела и библиотечного обслуживания населения.

Законодательная база библиотечной деятельности не отвечает задачам перспективного развития российских библиотек. Разработка новых федеральных законов или редакция ранее принятых законодательных актов, под юрисдикцию которых подпадают и библиотеки, далеко не всегда отвечает интересам читателей и библиотек. Вопросы функционирования и развития библиотек не предусмотрены в законах, касающихся учреждений и отраслей, имеющих в своей структуре библиотеки, либо обслуживаемых библиотеками. Отсутствуют нормативы бюджетного финансирования библиотек, адекватные потребностям их пользователей.

Особо актуальны проблемы авторского права и интеллектуальной собственности в связи с вступлением в силу четвертой части Гражданского кодекса. Требуется оперативное решение для определения экономико-правового поля, в котором будет осуществляться деятельность библиотек страны с 1 января 2008 г.

Существенные затруднения в деятельность библиотек по приобретению новой литературы вносит Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" с поправками и изменениями, внесенными федеральным законом от 20.04.2007 г. № 53-ФЗ. Аукционы, диктующие единственный критерий при приобретении товара (книги) и трактовка понятия «книга» как одноименного товара не позволяет библиотекам осуществлять комплектование, адекватное потребностям общества и государственным задачам по обеспечению доступа к информации.

Значительно затруднил организацию библиотечного обслуживания на местах Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Вследствие разграничения бюджетных полномочий стало невозможным оказание материальной поддержки библиотекам других уровней за счет федерального бюджета, библиотекам муниципальных образований за счет бюджетов субъектов Российской Федерации даже при наличии средств.

Налог на имущество также представляет заметную угрозу для большинства библиотек, т.к. рост их фондов увеличивает налогооблагаемую базу, поскольку библиотечные фонды относятся к основным фондам, с которых взимается налог на имущество.

Решение этих проблем чрезвычайно актуально в связи с формированием единого российского информационного пространства и встраивания его в мировое информационное пространство. Этот процесс требует гармонизации нормативно-правовой системы, включая вопросы стандартизации.
^ Проблема: недостаточные темпы информатизации российских библиотек.

Хотя более чем в 8 тысячах публичных библиотек насчитывается около 40 тысяч персональных компьютеров, темпы компьютеризации остаются крайне низкими. При их сохранении для полной компьютеризации библиотечной системы страны понадобится не менее 20 лет.

Доступ в Интернет имеют только 3 тысячи библиотек. В основном, это федеральные и региональные библиотеки. На муниципальном уровне всего 10% библиотек работают по современным технологиям, а на селе эта цифра составляет 3% - отрыв от библиотек федерального и регионального уровней угрожающий.

Развитие Интернет-технологий в библиотеках сдерживается и общим отставанием в этом вопросе регионов и муниципальных образований. Даже при наличии доступа библиотек в Интернет качество связи не удовлетворяет современным требованиям.

Отставание от уровня развитых стран в области внедрения информационных технологий в библиотеках ряда регионов и большинства муниципальных образований усугубляет развитие информационного неравенства граждан и даже целых регионов. В результате сокращается возможность информационного обеспечения науки, образования и производства, тормозится включение России в мировые информационные процессы. Все это снижает уровень конкурентоспособности страны, усугубляет негативные общественные тенденции, в том числе экономическое и социокультурное неравенство.
^ Проблема: неудовлетворительное состояние фондов многих библиотек России.

В Российской Федерации ежегодно только книг издается более 100000 названий. Количество зарегистрированных электронных изданий составляет 11,5 тыс. Объемы информации, пополняющей Интернет, не поддаются исчислению. При этом большинство даже печатных изданий недоступно и неизвестно населению.

Приток новых изданий в публичные библиотеки в 2006 году, по сравнению с 1990 годом сократился в два раза. При этом в большинство сельских библиотек в девяностые годы новая литература практически не поступала.

В настоящее время на фоне в целом благополучного комплектования библиотек федерального уровня, пополнение фондов многих библиотек регионов и особенно муниципальных образований находятся на критически низком уровне.

В среднем в 2006 году на приобретение новых изданий для всех муниципальных библиотек было израсходовано всего около 1,1 млрд. руб., т.е. в расчете на 1 жителя – 7,6 рублей (потребность – не менее 50 рублей). Фонды большинства библиотек, в основном сформированные в 70-80-е гг. прошлого века, в настоящее время не только физически изношены, но и содержательно устарели. Состояние фондов большинства муниципальных библиотек, особенно в малых городах и селах, катастрофическое.

Главная причина такого положения с книжными фондами муниципальных библиотек – мизерное финансирование библиотек, которое обеспечивает только заработную плату и коммунальные платежи. В структуре расходов на комплектование приходится в среднем только 8% бюджета.

Негативное состояние комплектования фондов ведет к нарушению конституционных прав россиян на беспрепятственный и равный доступ к информации.

В библиотеках России отмечается значительное накопление ветхих и поврежденных документов, как на традиционных, так и на новых видах носителей. Их объем (в среднем около 30 %) продолжает увеличиваться вследствие критического состояния хранилищ, недостатка площадей и оборудования, недостаточного комплектования фондов. Объем разрушающихся фондов требует разработки и внедрения эффективных способов организации обеспечения сохранности.

Реализуемая с 2001 года Национальная программа сохранения библиотечных фондов Российской Федерации впервые позволила системно подойти к решению дорогостоящей задачи сохранения библиотечных фондов. Впервые в России была создана комплексная программа обеспечения сохранности библиотечных фондов, которая получила государственное финансирование по всем выделенным приоритетным направлениям. Даже при минимальном финансировании программа дала реальные результаты, как на федеральном, так и региональном уровнях.

Однако успешное начало реализации Национальной программы пока не может кардинально изменить общую ситуацию с сохранностью библиотечных фондов в России. Несмотря на то, что за прошедшие годы сделан серьезный рывок вперед, при нынешних объемах финансирования работа растянется на десятилетия. За это время погибнут многие книжные ценности и носители информации, которых общество лишится навсегда.

Решение проблемы сохранения библиотечных фондов не может быть отложено на будущее: сегодняшнее недофинансирование данной сферы чревато в ближайшем будущем в десятки раз большим ущербом, как в финансовом, так и социальном отношении.
^ Проблема: неудовлетворительное состояние материальной базы библиотек.

Большинство зданий и помещений библиотек не отвечает современным требованиям к обслуживанию читателей и к хранению фондов.

В аварийных зданиях располагается 445 библиотек, из них 438 муниципальных, а 3742 библиотеки, в т.ч. 3652 муниципальных нуждаются в капитальном ремонте.

Федеральные и региональные библиотеки испытывают острый недостаток площадей, что ведет к «штабелированию» и порче фондов. Это делает их недоступными для читателей, увеличивает количество отказов на выдачу литературы.

Строительство и реконструкция двух главных библиотек страны – Российской государственной и Российской национальной - длится беспрецедентно долго.

Большинство библиотек не обеспечено современными системами пожарно-охранной сигнализации, пожаротушения, климатического контроля, располагают устаревшим оборудованием практически во всех сферах библиотечной деятельности. В результате существует опасность утраты национального достояния и угрозы для пребывания людей, особенно в крупных библиотеках, отличающихся массовым посещением.
  1   2   3

Похожие:

Концепция развития библиотечного дела в российской федерации до 2015 года iconПравительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. №2227-р стратеги...
Федерации на период до 2020 года (далее Стратегия) разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического...
Концепция развития библиотечного дела в российской федерации до 2015 года icon«Об утверждении Плана реструктуризации сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений»
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённая распоряжением...
Концепция развития библиотечного дела в российской федерации до 2015 года iconКонцепция внешней политики Российской Федерации Утверждена Президентом...
Концепция внешней политики Российской Федерации (далее Концепция) представляет собой систему взглядов на базовые принципы, приоритетные...
Концепция развития библиотечного дела в российской федерации до 2015 года iconТ. Д. Рубанова история библиотечного дела древний мир Средние века Эпоха Просвещения
Учебное пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений факультета документальных коммуникаций, изучающих курс...
Концепция развития библиотечного дела в российской федерации до 2015 года iconКонцепция развития рынка информационных технологий в Российской Федерации...
Концепция развития рынка информационных технологий в Российской Федерации до 2010 года
Концепция развития библиотечного дела в российской федерации до 2015 года iconЗакон от 29 декабря 1994 г. N 78-Ф3 "О библиотечном деле"
Настоящий Федеральный закон регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами,...
Концепция развития библиотечного дела в российской федерации до 2015 года iconИтоги работы лечебно-профилактических учреждений области за I квартал 2009 года 2 2
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года 16
Концепция развития библиотечного дела в российской федерации до 2015 года iconПрограмма «Развитие библиотечного дела в городском поселении Сергиев...
Федеральный закон от 06. 10. 2003 №131-фз "Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в Российской Федерации"
Концепция развития библиотечного дела в российской федерации до 2015 года iconПравительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. №165-р стратеги...
Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года,...
Концепция развития библиотечного дела в российской федерации до 2015 года iconКонцепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина...
Образовательной системы «Школа 2100» (далее — Концепция) являются Закон Российской Федерации «Об образовании», фгос начального общего...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница