«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры»




Скачать 55.39 Kb.
Название«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры»
Дата публикации25.02.2013
Размер55.39 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Культура > Урок
«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры»

Попкова Л. А., учитель физической культуры первой квалификационной категории МОУ города Кургана «СОШ №49»

За последние годы выявляется ухудшение здоровья учащихся общеобразовательных школ. Факты говорят, что многие болезни «молодеют». Например, если раньше повышенное артериальное давление встречалось преимущественно у пожилых людей, то сейчас этим заболеванием страдают всё большее количество школьников старшего, среднего и даже младшего возраста.

Всё больше фиксируется нарушений в опорно-двигательном аппарате (нарушение осанки и плоскостопие), увеличение простудных заболеваний. Эти и другие отклонения в состоянии здоровья и являются следствием многих причин, в том числе и снижения двигательной активности на фоне учебных перегрузок школьников. Количество уроков физической культуры не в состоянии удовлетворить «двигательный голод» детей и подростков. Поэтому был введён третий, дополнительный урок физической культуры. Сейчас существует следующая структура физического воспитания: два урока физической культуры с образовательной направленностью, третий урок физической культуры с оздоровительной направленностью, домашние занятия физической культурой с приоритетной воспитательной направленностью, внеклассные занятия физической культурой (спортивные школьные секции).

Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровьесберегающие технологии в образовании – это система мер по сохранению и укреплению здоровья школьников. Это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие технологии в образовании - это:

  • условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

  • рациональная  организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми,  индивидуальными особенностями  и гигиеническими требованиями);

  • соответствие  учебной  и  физической  нагрузки  возрастным возможностям ребенка;

  • необходимый, достаточный  и  рационально  организованный двигательный режим.

Целью здоровьесберегающей образовательной технологии должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.

Элементы здоровьесбережения я применяю на каждом уроке физической культуры. Для достижения целей здоровьесбережения в обучении необходимы средства двигательной направленности: физические упражнения, физкультминутки,   динамические паузы и  подвижные перемены; гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная), подвижные игры, специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков),   самомассаж,  психогимнастика и пр. На уроках и во внеурочное время я применяю общепринятые эффективные методики и собственные наработки в области оздоровительной физической культуры. Мои ученики выполняют корригирующие упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия; дыхательные упражнения и точечный самомассаж биологически активных точек организма для укрепления иммунной и дыхательной систем и профилактики простудных заболеваний; суставную гимнастику для улучшения подвижности суставов и укрепления связочного аппарата.
На уроках физической культуры необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. Я стараюсь, чтобы любому ученику, независимо от комплекции, физической подготовленности и состояния здоровья, на уроке было интересно и комфортно. Мне важно убедить каждого учащегося, что в руки ученика учитель вкладывает необходимый инструментарий в виде знаний, умений и навыков, чтобы, покинув стены школы, ребенок захотел продолжать заниматься своим здоровьем и физическим состоянием.
Дети, имеющие отклонения в здоровье, не должны исключаться из учебного процесса, тем более что таких детей с каждым годом становится все больше. Во время выполнения некоторых упражнений данные ученики получают индивидуальные задания, кроме того, они посещают занятия оздоровительной физической культурой, где я провожу комплексы оздоровительной гимнастики, специальные упражнения и подвижные игры. Для меня важно рассказать детям, какие упражнения им противопоказаны в связи с их заболеванием, а какие необходимы. Я обучаю детей правильному выполнению упражнений и стараюсь мотивировать их к регулярным занятиям физической культурой. В школе у нас проводятся уроки физической культуры, динамические паузы, уроки здоровья, оздоровительную физкультуру в ГПД,  спортивные соревнования,  спортивные праздники.  

Я преподаю уроки физической культуры в классах начальной школы и вижу своевременность и значимость оздоровительного урока физической культуры в начальной школе. На этих уроках дети знакомятся с основными понятиями физической культуры и доступными упражнениями оздоровительного и общеразвивающего характера. Важно заинтересовать ребенка, ввести его в мир оздоровительной физической культуры и показать его значимость. Для этой цели, опираясь на знания об оздоровительной физкультурной деятельности, я стараюсь научить младших школьников тем упражнениям, которые позволяют улучшить различные функции организма, способствуют их гармоничному развитию.

Основными разделами являются основы дыхательной гимнастики, навыки мышечной релаксации, комплексы для психической регуляции, упражнения на концентрацию внимания, комплексы для профилактики нарушений осанки. Я использую игры и упражнения для формирования основных двигательных качеств, даю детям знания по основам оздоровительной и развивающей физической культуры, а также использую на уроках упражнения для профилактики простудных заболеваний, закаливающие мероприятия.

В своей работе я использую средства оздоровительной гимнастики.

Средствами оздоровительной гимнастики являются разнообразные общие развивающие упражнения, упражнения корригирующего характера с предметами и без них, дыхательные упражнения, а так же подвижные игры, легкоатлетические упражнения, спортивные упражнения (прогулки на лыжах, походы, спортивные праздники, катание на самокате и т.д.). Корригирующие упражнения – это специальные гимнастические упражнения, способствующие устранению отклонений опорно-двигательного аппарата. Коррекция достигается подбором исходных положений, при которых распределение мышечного тонуса, сохраняющего принятую позу, способствует выравниванию имеющейся деформации.

Я считаю, важно научить детей правильному дыханию. Приведу пример дыхательных упражнений, применяемых мною. Дыхательные упражнения – гимнастические упражнения, с произвольным видоизменением характера или продолжительности дыхательного цикла, сочетание статических и динамических нюхательных упражнений:
- упражнения для овладения полным дыханием;
– для овладения смешанным типом дыхания;
– для развития носового дыхания;
– бег в чередовании с ходьбой и дыхательные упражнения с произношением гласных звуков;
– ходьба с осуществлением дыхательных упражнений с произношением на выдохе звуков «й», «и», «ю», «ох», «ос», «р», «п», «ф»;
– ходьба с изменением скорости дыхания по сигналу.
Ходьба обычная с правильной постановкой стопы на пол и работой рук, на носках, пятках, высоко поднимая колено, приставным шагом вперед и назад, перекатом с пятки на носок с разным положением рук. Ходьба по кругу, с поворотом, змейкой, врассыпную, с предметами и без. Упражнение в равновесии с предметами на голове, спине, по гимнастической скамейке, узкой рейке, веревке, балансируя на большом мяче, кружение с закрытыми глазами.

Профилактика всех заболеваний, как это ни странно проста: надо быть не ленивым, надо себя любить, надо быть позитивным жизнерадостным человеком, стараться распространять в окружающую среду положительную энергию, не злиться и не нервничать, делать добрые дела, вести активный здоровый образ жизни. В настоящее время можно сказать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.

Похожие:

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры» iconТема: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках истории,...
Применение здоровьесберегающих технологий в школе является неотъемлемым элементом системы образования. Оно дает возможность активизировать...
«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры» iconИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры
Муниципальное общеобразовательное учреждение Оленинская Средняя общеобразовательная школа
«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры» iconУроках английского языка Гладкова Е. С. Развитие устной речи на уроках английского языка
Вохтанцева Н. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка
«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры» iconМастер-класса
«Применение инновационных технологий и методик обучения учащихся двигательным действиям на занятиях физической культуры»
«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры» iconМастер-класса
Применение инновационных технологий и методик обучения учащихся двигательным действиям на занятиях физической культуры
«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры» iconВаченкова Светлана Викторовна учитель физической культуры
Развитие координационных способностей у детей с нарушением слуха на уроках физической культуры
«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры» iconАвторская инновационная программа. «Профилактика заболеваний на уроках...
Мобу «Русскокукморская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района Республики Марий Эл
«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры» iconРитмическая гимнастика как средство развития гибкости на уроках физической культуры
Ваченкова Светлана Викторовна учитель физической культуры I категории, заместитель директора по здоровьесбережению гбс(К)оу школы-интерната...
«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры» icon«Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках в...
«Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках в начальной школе»
«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры» iconПрименение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка – залог успешного обучения
Проблема здоровья обучающихсясегодня обрела и социальное значение. Среди причин, способствующих ухудшению здоровья учащихся, мы можем...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница