«Гармошечка-говорушечка» Автор пособия




Скачать 64.67 Kb.
Название«Гармошечка-говорушечка» Автор пособия
Дата публикации20.03.2013
Размер64.67 Kb.
ТипМетодическое пособие
shkolnie.ru > Культура > Методическое пособие
Методическое пособие

«Гармошечка-говорушечка»

Автор пособия:

воспитатель высшей квалификационной категории Ухличева Вера Ивановна

«Гармошечка – говорушечка»

Цель:

развитие связной речи детей дошкольного возраста
Программные задачи:

  • учить детей составлять описательный рассказ о предмете с помощью модельного ряда;

  • формировать умение пользоваться моделями, схемами при составлении описательного рассказа о предмете;

  • способствовать формированию грамматического строя речи;

  • способствовать активизации и обогащению словаря.



Пособие предназначено:

для детей дошкольного возраста (с 3 лет до 7 лет)
Использование:

Непосредственная организованная деятельность и деятельность во время режимных моментов (НОД и ОДРМ), самостоятельная деятельность детей (СДД), индивидуальная деятельность, взаимодействие с семьями (ВС).

«Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни.

Слово есть воссоздание внутри себя мира»

^ К.А. Аксаков
Актуальность методической разработки.
В новой национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» развитию творческих способностей детей, поддержке их креативности, придаётся первоочередное значение. В системе дошкольного образования речевое развитие, обучение родному языку занимает ведущее место. Цель обучения родному языку – развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения детей дошкольного возраста, речевого творчества, формирование предпосылок чтения и письма. Это определяется уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности дошкольника, его интеллектуальном развитии.

К сожалению, младшие школьники пишут преимущественно так, как они говорят. Это значит, что грамотная письменная речь не может быть усвоена, если ребёнок не владеет устной (грамматически и фонетически правильной) связной речью. В этом и есть актуальность обучения детей связной речи в дошкольном возрасте.

Современная школа видит свою задачу не только в том, чтобы научить ребёнка грамоте, обучить культуре речи, она направлена на формирование цельной, гармоничной личности школьника. Помогать малышу в становлении такой полноценной личностью необходимо ещё в детском саду. Процесс овладения речью будет продолжаться на протяжении всей жизни, но он всегда будет основан на том, что усвоено человеком в самом начале.
Научные подходы к разработке дидактического пособия по развитию связной речи.
В основе педагогического процесса программы «Детство» лежат три взаимосвязанных линии развития: «Чувствовать – Познавать – Творить», которые направлены на развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи. Данная программа центрирована на воспитании полноценного человека, интеллектуально развитой личности. А интеллект развивается у человека и совершенствуется при непременном условии овладения связной речью. Обучение ребёнка родной речи способствует развитию его высших эмоций и подготовке почвы для его успешного обучения в школе.

Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.М. Леушиной, Е.И. Тихеевой, Л.А. Пеньковской и др. Авторы раскрывают психологическую природу связной речи: чтобы помочь ребёнку осознать окружающие его вещи и явления такими, какие они есть, необходимо обеспечить ребёнку условия, в которых в полной мере может удовлетворяться потребность, подкрепляемая словом.

Большая роль в развитии речи отводится организации предметно-развивающей среды группы, готовой к изменению, корректировке, развитию, целесообразному пополнению дидактическими играми, методическими пособиями.

Соответствие содержания заявленной цели.
«Гармошечка - говорушечка» - дидактическое пособие, которое предназначено для развития связной речи детей дошкольного возраста.

Оно привлекает ребёнка яркостью, качеством исполнения, необычностью; помогает освоить приёмы составления описательного рассказа о предмете, способствует развитию познавательного интереса, речевой активности, усидчивости, развитию тактильных ощущений и мелкой моторики рук, а также закрепить сенсорные эталоны, формирует у ребенка умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по нескольким признакам.

Пособие «Гармошечка - говорушечка» состоит из трёх частей (Фото 1)

^ Первая часть пособия включает в себя набор карточек – модулей, соответствующих определенному признаку - форме, цвету, размеру, назначению, тактильному ощущению и др.

^ Вторая часть пособия представляет собой «речевую линейку» для индивидуальной работы с детьми.

Третья часть пособия представляет собой ширму – гармошку с кармашками и наборное полотно с сенсорными модулями.
Описание технологии. Получение результата.
«Гармошечка - говорушечка» предназначена для организации работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста. Пособие может быть использовано в качестве дидактической игры в непосредственной образовательной деятельности (НОД), организованной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (ОДРМ), самостоятельной деятельности детей (СДД), при взаимодействии с семьями (ВС).

В соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) данное пособие является незаменимым дидактическим материалом по освоению детьми всех образовательных областей.

Карточки (Фото 2) используются на первом этапе обучения детей составлению рассказа- описания. Описывая предмет, дети выставляют соответствующие карточки в модульный ряд: «Это яблоко. Оно круглой формы (ребёнок выставляет карточку соответствующей формы), большое (карточка размера), красное (карточка с моделью цвета), сладкое (карточка с моделями вкуса). Яблоко растёт в саду на дереве (карточка с моделью дерева). Из яблок варят компот, варенье, делают яблочный сок (карточка с моделью назначения) и т.д.

«Речевые линейки» (Фото 3) используются в индивидуальной работе с детьми и представляют собой полоски с наклеенными схемами пооперационного составления рассказа-описания.

Ширма – гармошка (Фото 4) предназначена для составления детьми самостоятельного описательного рассказа с помощью модулей. Модули представляют собой цветные модели размера, цвета, формы тактильных и вкусовых ощущений, назначения, времени года, деталей предмета и т.п.

Ребёнок, выбирая из наборного полотна соответствующие, уже знакомые модули, вставляет их в кармашки и составляет рассказ или загадку-описание: «Отгадайте предмет. Этот предмет овальной формы, большого размера, зелёный, растёт в огороде на грядке. На вкус сладковатый, твёрдый на ощупь. Его можно есть сырым. Из него можно приготовить салат. Отгадайте, что это?»

Пособие целесообразно использовать при изучении и закреплении материала по лексическим темам: «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Обувь», «Птицы» и другим темам.

За десять лет работы с пособием «Гармошечка – говорушечка» была разработана технология его использования, представленная в сборнике детских описательных рассказов и рассказов-загадок (Приложение 1).
Возможность тиражирования.
Пособие «Гармошечка - говорушечка» может быть выполнено руками любого педагога или родителя при наличии следующих материалов:

  • 2 листа плотного картона

  • Обрезки разноцветного картона/бумаги или самоклеящейся бумаги

  • Пружина или лента для скрепления «гармошки»

  • Клей ПВА

  • Плёнка для ламинирования или скотч


ЛИМОН

(описательный рассказ)
Это лимон. Лимон большой. Он жёлтого цвета, овальной формы. Лимон растёт на дереве. Он кислый на вкус. Из него можно приготовить сок, сварить варенье. Его можно есть сырым.
^ Кирилл К., 4 года.
***

ЗАГАДКА

(рассказ-загадка)
Это одежда для девочки.

Она сшита из меха.

У неё есть воротник, карманы, рукава, капюшон.

Она длинная.

Тёплая.

Её носят зимой.

Отгадайте, что это?
Настя Л., 6 лет.

Фото1

Фото2



Фото3

Фото 4

Похожие:

«Гармошечка-говорушечка» Автор пособия iconЭлектронные учебные программы, учебники, пособия №п/п Наименование...
Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов
«Гармошечка-говорушечка» Автор пособия icon«Дыхательные упражнения и дидактические пособия в игровой форме в...
Автор: Григорьева Ирина Николаевна, учитель-логопед первой квалификационной категории мбдоу «Детский сад» №29, г. Городец Нижегородская...
«Гармошечка-говорушечка» Автор пособия iconСоздание компьютерного диска для изучения и диагностики знаний. Автор: Пруцкова Надежда Тезисы
Предмет «Основы экономической теории» только вводится в школьную программу, и учителя испытывают недостаток учебно-методических материалов,...
«Гармошечка-говорушечка» Автор пособия iconКонтрольная работа по дисциплине
Список рекомендуемой литературы приведен в конце заданий контрольной работы. Студент может использовать также учебники и учебные...
«Гармошечка-говорушечка» Автор пособия iconРазработка урока по разделу материаловедения в 6классе Киселева Е....
Наглядные пособия: таблица классификации текстильных волокон; наглядные пособия по материаловедению «Хлопок», «Лен»; учебники; набор...
«Гармошечка-говорушечка» Автор пособия iconАвтор ищет ответы на сложные жизненные вопросы …
Автор образно представляет  суть проблемы, которая его волнует… Таким образом, в повествовании чётко вырисовывается авторская позиция…...
«Гармошечка-говорушечка» Автор пособия iconУчебники  и учебные пособия, книги для чтения, 
Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т д.)
«Гармошечка-говорушечка» Автор пособия iconАдминистративный регламент по предоставлению государственной услуги...
«Назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим...
«Гармошечка-говорушечка» Автор пособия iconПрезентация в формате Microsoft PowerPoint Название учебного пособия...
Название учебного пособия и образовательной программы с указанием авторов, к которому относиться ресурс
«Гармошечка-говорушечка» Автор пособия iconРабочая программа по технологии 6-8 классы базовый уровень
«Технология», авторской экспериментальной программы по направлению «Технология» для неделимых 6-7 классов (автор Ю. В. Крупская,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница