Концепция восп итательной деятельности  Волжского института строительства и технологий на период 2010-2012 г г. Краткая аннотация документа




Скачать 117.52 Kb.
НазваниеКонцепция восп итательной деятельности  Волжского института строительства и технологий на период 2010-2012 г г. Краткая аннотация документа
Дата публикации16.03.2013
Размер117.52 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Культура > Документы

Концепция воспитательной деятельности  Волжского института строительства и технологий на период 2010-2012 г.г.

Краткая аннотация документа


Концепция воспитательной деятельности представляет собой документ декларативного характера, характеризующий цели, задачи, основные тенденции воспитательной деятельности института на период с 2010 по 2012 г.г.

Нормативая база Концепции:


Концепция разработана в соответствии с Конвенцией ООН о правах человека, рекомендациями ЮНЕСКО относительно перспектив развития образования в мире, Национальной доктриной образования, Законом РФ "Об образовании", Федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года и с материалами по ее реализации, Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия структуры государственного образовательного стандарта», Указа Президента РФ «Об утверждении концепции демографической политики РФ на период до 2025 г.» Городской целевой программой «Молодое поколение» г. Волжского на 2010-2012 г.г. и Положением института.

Цель Концепции – определить основные идеи и актуальные направления воспитания, способные обеспечить, с одной стороны, стабильность и системность воспитательной практики, с другой - инновационность и перспективность ее развития.

Задачи Концепции:

  • определить концепуальные идеи и ценностные ориентиры воспитания студента;

  • сформулировать воспитательную миссию института;

  • выделить приоритетные задачи воспитания студента в институте;

  • определить внешнюю политику института при реализации воспитательной функции образования;

  • обозначить стратегические направления реализации воспитательной деятельности в вузе.
^

Основные разделы Концепции:


  1. Актуальность разработки Концепции воспитательной деятельности Волжского института строительства и технологий.

  2. Ценностные ориентиры воспитания студента.

  3. Воспитательная миссия института.

  4. Приоритетные задачи воспитания студента в институте.

  5. Внешняя политика института при реализации воспитательной функции образования.

  6. Стратегия реализации воспитательной функции образования в ВИСТехе.
^

1. Актуальность разработки Концепции воспитательной деятельности в ВИСТехе.


При разработке Концепции воспитательной деятельности необходимо принять за исходную точку - признание воспитания значимым приоритетом в образовании на современном этапе социально-экономического развития города и нашей страны. Концепция модернизации образования в Российской Федерации ориентирует на воспитание молодежи как граждан правового, демократического государства, способных к созидательному решению личных и общественных проблем в условиях гражданского общества и в условиях быстро меняющегося мира. Стремительное старение населения и неблагоприятные демографические тенденции заставят общество уже в ближайшем будущем предъявить к сегодняшним 10–25-летним жителям повышенные требования: молодежь станет основным трудовым ресурсом страны, ее трудовая деятельность в большей степени, чем ее родителей, станет источником средств, для социального обеспечения детей, инвалидов и пожилых поколений. Достаточно сказать, что коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособных на 1000 человек трудоспособного населения) по прогнозу Росстата возрастает к 2016 году по сравнению с 2008-2009 годами на 20% и составит 709 человек.

Последние годы, молодежь превратилась из социальной категории, главным образом перенимающей опыт старшего поколения, в силу, способную оказывать серьезное влияние на темпы и характер общественного развития. Молодежь обладает такими качествами, остро необходимыми в условиях становления демократических институтов и рыночной экономики, как мобильность, способность ориентироваться в изменяющейся обстановке, восприимчивость к новым идеям. Вступая в самостоятельную жизнь, молодежь пытается привносить в процесс развития новый импульс, реализовывать собственный потенциал социального новаторства. Это проявляется в достаточно активном участии студентов в формировании самоуправления, научной деятельности и в творческих инициативах.

В нормативных документах Правительства РФ поставлена также задача противодействия негативным социальным процессам в молодежной среде, в том числе и среди студентов, вытеснения асоциального поведения и профилактическая работа по пропаганде здорового образа жизни и успешной самореализации. Эффективное решение этих задач обуславливает необходимость модернизации воспитания как неотъемлемой составляющей образования, принятия адекватных современности организационно-управленческих решений.

В настоящий период назрела необходимость разработки документа, стратегически определяющего развитие воспитательной деятельности вуза в новых социально-экономических условиях. Содержательные особенности данного документа возможно определить следующими факторами:

Необходимостью учета современных тенденций развития мирового сообщества - таких, как интернациональная глобализация образования, расширение информационной среды, глубокие изменения на рынке труда, демографическая нестабильность и т.д.

Изменением социокультурной ситуации в стране, которая предъявляет новые требования к личности человека: быть мобильным, инициативным, уметь сотрудничать, самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладать чувством ответственности за судьбу страны, за ее процветание, уметь не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать необходимые условия для развития государства, конкурентоспособного в мировом сообществе. Актуальным становится развитие совокупности компетенций, обеспечивающих молодому человеку способность:

  • брать на себя ответственность;

  • принимать совместные решения;

  • регулировать конфликты ненасильственным путем;

  • участвовать в развитии демократических институтов общества;

  • понимать и принимать различия культур, религий, языков и национальных традиций;

  • владеть новыми технологиями, понимать рамки их применения и распространения, осуществлять инновационную деятельность;

  • обладать потребностью самосовершенствования как в плане роста профессионализма, так и в плане развития своей личности, своих человеческих качеств;

  • адаптироваться в условиях современного мира.

Изменением самих молодых людей: студенчество традиционно является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью молодежи, важнейшим фактором политического, экономического и духовного преображения российского общества. Однако сегодня гражданская пассивность части студенчества угрожает государству потерей целого поколения граждан, ведет к ограниченности интеллектуальных интересов, правовому нигилизму, крайнему индивидуализму, небрежности в соблюдении законов, отсутствию уверенности в своих действиях как гражданина, развитию асоциальных тенденций. Тревогу вызывают растущая "вестернизация" культурных потребностей и интересов молодежи, сопряженная с прагматизмом, эгоизмом, жестокостью, стремлением к благополучию любой ценой; приоритет потребительских ориентаций перед творческой самодеятельностью; ослабление этнокультурной самоидентификации молодежи.

Проблемами, которые существуют в самой системе высшего образования. В последнее десятилетие приоритет в ней был отдан организации учебного процесса, а воспитательная функция заметно ослабла. Это привело к утрате опыта общественной жизни у молодых людей, опыта воспитательной деятельности у профессорско-преподавательского состава.

Существует также целый ряд других проблем: исчезает социально-позитивная инициативность; традиционные вузовские формы обучения и социализации не достаточны для развития профессиональной компетентности будущего специалиста. В эпоху перемен, смены ценностных ориентиров и идеалов профессорско-преподавательский состав вузов испытывает существенные трудности в организации воспитательной работы с молодыми людьми.

Логика развития педагогического знания, достаточно обоснованные и экспериментально доказанные результаты педагогических исследований позволяют сформулировать возможные концептуальные идеи построения воспитательной деятельности в вузе:

  • идеи личностно ориентированного подхода, которые обеспечивают гуманистическую основу воспитательного процесса, способствуют личностному саморазвитию молодого человека и его жизненному самоопределению

  • идея приоритета индивидуальной жизни и личностных качеств, обеспечивающих успешность внеучебной самореализации человека: к таким началам относятся принятие себя, уважение к личности другого, оптимизм, инициативность и экологичность мышления и поведения взрослеющего человека

  • идея активности, самостоятельности студента;

  • идея целостности, автономности воспитательного процесса; роли культурно-образовательной среды для развития личности обучающегося

  • идеи системно-структурного и синергетического подходов, рассматриваемые в контексте педагогических и социальных явлений и процессов

Детерминантами эффективности воспитательного процесса являются:

  • опора на традиции отечественной педагогики высшей школы и перспективы развития системы высшего профессионального образования в современных условиях

  • учет особенностей социокультурной ситуации в нашем городе и регионе;

  • реальный процесс функционирования и развития образовательной системы, проявляющиеся в нем противоречия;

  • учет имеющихся ресурсов - социокультурных, научно-методических, кадровых, материально-технических, финансовых для осуществления преобразований.
^

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2. Ценностные ориентиры воспитания студента в ВИСТехе


В качестве приоритетных ценностных ориентиров в воспитательной деятельности института выступают

2. 1 Человек как высшая ценность - личность студента в своей неповторимости и уникальности, ее мир в единстве внешних проявлений и внутренних переживаний, ее права и жизненные интересы, настоящее и будущее.

2.2 Честь и Достоинство - как нравственный критерий и регулятор жизненного и профессионального самоопределения личности, его деятельности и отношений всех субъектов образовательного процесса, как нравственная основа творческой социально направленной самореализации.

2.3 Личное и Общественное благо - как ключевая жизненная цель гражданина России, как гармоническое соединение в жизни студента личностного и коллективистского начал.

2.4 Созидание - как основа достойной человека жизни; созидание мира, природы, культуры, другого, себя самого, базирующееся на освоении отечественной и мировой культуры, творчестве и сотрудничестве всех субъектов образовательного процесса

2.5 Свобода и Ответственность, право выбора - как важнейшая предпосылка успешной созидательной деятельности и поддержка в институте демократического уклада жизни.

2.6 Развитие - как основной смысл профессиональной деятельности педагогического коллектива, способствующей развитию творческой индивидуальности студента.

2.7 Профессиональная компетентность и гуманистическая ориентация - как главные условия решения профессиональных задач, стоящих перед будущим специалистом в условиях модернизации общества и системы педагогического образования в стране.
^

3. Воспитательная миссия ВИСТеха


  • создание условий для гражданского становления, духовно-нравственного и культурного развития, обогащения личностного и профессионального опыта, созидательного решения общественных и личных проблем, а также условий для содействия социальной и творческой самореализации студентов, приобщения их к здоровому образу жизни, формирования позитивной корпоративной культуры студента ВИСТеха. 
^

4. Приоритетные задачи воспитания студента в ВИСТехе:


4.1 Воспитание студентов как граждан высокой общей культуры, способных к созидательному решению личных и общественных проблем в условиях гражданского общества и быстро меняющегося мира.

4.2 Воспитание студентов как профессионально компетентных специалистов, способных решать профессиональные проблемы на основе гуманистических ценностей и ответственного нравственного выбора средств ее решения.

4.3 Противодействие негативным социальным процессам в молодежной среде, вытеснение проявлений асоциального поведения студентов.
^

5. Внешняя политика ВИСТеха при реализации воспитательной функции образования


5.1 Воспитательная деятельность в институте осуществляется при взаимодействии с широким кругом социальных партнеров. Среди них: административные и образовательные учреждения и организации, находящиеся на территории городского округа – город Волжский и Волгоградской области; потенциальные работодатели, представители научных и социокультурных учреждений города и страны, выпускники и др.

5.2 Внешняя политика института при реализации воспитательной функции образования заключается в экспансии образовательных услуг вуза посредством расширения круга социальных партнеров как на уровне физических, так и юридических лиц, создание эмоционально привлекательного имиджа вуза. Важной задачей является поиск и реализация новых форм социального сотрудничества для решения задач воспитания студентов, определение "вкладов" сторон в реализацию принятых целей, использование современных технологий в рекламе образовательных услуг института.
^

6. Стратегия реализации воспитательной функции ВИСТеха.

6.1 В учебной работе:


6.1.1 Осуществление воспитания студента в контексте целей и задач, содержания профессионального образования; отбор содержания воспитательной деятельности при опоре на основную образовательную программу и возможность получения дополнительной квалификации;

6.1.2 Актуализация в учебных и рабочих программах дисциплин ГОС поставленных воспитательных и развивающих задач;

6.1.3 Широкое использование в учебном процессе вуза активных форм обучения; расширение практики индивидуальных заданий студентам, ориентированным на педагогическую деятельность (опыт кураторства);

6.1.4 Реализация воспитательной функции института в единстве учебной и внеучебной деятельности, актуализация программной и проектной деятельности в вузе.
^

6.2 В организации студенческой жизни:


6.2.1 Ориентация при организации воспитательного процесса на нравственные идеалы и ценности гражданского общества.

6.2.2 Развитие и поддержка сети разнообразных студенческих объединений -сообществ студентов и преподавателей - научных, общественных, студийных, клубных, командных; их взаимодействие с региональными детскими и молодежными объединениями (организациями), имеющими позитивные программы.

6.2.3 Поддержка и развитие внеучебного творчества студентов, повышение авторитета и значимости общественной активности и успешности студента.

6.2.4 Вариативность, добровольность и право выбора студента в планировании и осуществлении внеучебной деятельности.

6.2.5 Привлечение студентов к сохранению существующих и созданию новых традиций в институте.
^

6.3 В управлении воспитательной деятельностью:


6.3.1 Основным инструментом управления реализацией воспитательной функцией образования являются настоящая Концепция утвержденная Ученым Советом ВУЗа, целевые воспитательные программы, реализуемые в вузе и утвержденные Советом по воспитательной деятельности; плановая документация по воспитательной деятельности, утвержденная Ученым Советом ВУЗа.

6.3.2 Включение в административную структуру по воспитательной работе со студентами должности заместителя директора по воспитательной работе и социальным вопросам, Совета по воспитательной деятельности, действующего на основании положения, утвержденного Ученым Советом ВУЗа, управленческого потенциала подразделений вуза - заместители деканов факультетов вуза, кураторов и др.

6.3.3 Определение ответственными за реализацию Концепции воспитательной деятельности на факультетах деканов факультетов и их заместителей.

6.3.4 Возложение контроля за реализацией Концепции воспитательной работы на администрацию института совместно с вузовскими органами самоуправления на основании существующих аттестационных критериев.

6.3.5 Сбалансированное системное сочетание административного управления и самоуправления студентов (студенческий Совет, студенческий профком, студенческие отряды и объединения, студенческая конференция и др.) в организации воспитательной работы в университете
^

6.4 В содержании воспитательного процесса в ВИСТехе:


6.4.1 Создание (укрепление) внутрифакультетских, межфакультетских, межкафедральных и прочих внутриинститутских связей для реализации воспитательной функции образования.; создание единого образовательного пространства вуза.

6.4.2 Повышение открытости воспитательной системы института - усиление роли разноплановых внешних партнерских связей в реализации воспитательной функции образования;

6.4.3 Учет возрастных особенностей студентов, специфики молодежной субкультуры, особенностей современной социокультурной ситуации в стране и регионе; специфики обучающихся в вузе студентов;

6.4.4 Ориентация на развитие у молодых людей системы ключевых компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, личностной.

6.4.5 Сохранение гибкости системы воспитательной деятельности в институте, возможности ее саморазвития.
^

6.5 В ресурсном обеспечении воспитательной деятельности ВИСТеха


6.5.1 Формирование необходимой для реализации концепции воспитательной деятельности нормативно-правовой базы (разработка целевых программ и проектов воспитательной работы гражданско-правовой, спортивно-оздоровительной, профессионально-трудовой, творческой, научно-исследовательской и др. направленности);

6.5.2 Создание ресурсного фонда реализации Концепции воспитательной деятельности (психолого-педагогического, информационного, научно-методического, организационно-управленческого, финансового);

6.5.3 Расширение группы преподавателей и привлеченных специалистов, профессионально работающих со студентами во внеучебное время,

6.5.4 Систематическое целенаправленное выделение ресурсов (материально-технических, финансовых) для реализации конкретных программ и проектов на конкурсной основе, проведение мероприятий, оборудование и дизайн площадей вуза коллективного пользования, создание призового (премиального) конкурсного фонда воспитательной работы со студентами.

Похожие:

Концепция восп итательной деятельности  Волжского института строительства и технологий на период 2010-2012 г г. Краткая аннотация документа iconПоложение о библиотеке волжского института строительства и технологий общие положения
Полное название структурного подразделения: Научно-техническая библиотека Волжского института строительства и технологий (далее библиотека)....
Концепция восп итательной деятельности  Волжского института строительства и технологий на период 2010-2012 г г. Краткая аннотация документа iconВолжский институт строительства и технологий
Волжского института строительства и технологий без образования юридического лица, проводящим государственную и вузовскую научную,...
Концепция восп итательной деятельности  Волжского института строительства и технологий на период 2010-2012 г г. Краткая аннотация документа iconКонцепция социально-экономического развития района на 2010 год и...
Концепция социально- экономического развития района на 2010 год и на период до 2012 года отражает меры, направленные на улучшение...
Концепция восп итательной деятельности  Волжского института строительства и технологий на период 2010-2012 г г. Краткая аннотация документа iconНа оказание платных образовательных услуг
Фгбу впо волггасу) в лице директора Волжского института строительства и технологий (вистех) Шумячера Вячеслава Михайловича (далее...
Концепция восп итательной деятельности  Волжского института строительства и технологий на период 2010-2012 г г. Краткая аннотация документа iconНа оказание платных образовательных услуг
Фгбу впо волггасу) в лице директора Волжского института строительства и технологий (вистех) Шумячера Вячеслава Михайловича (далее...
Концепция восп итательной деятельности  Волжского института строительства и технологий на период 2010-2012 г г. Краткая аннотация документа iconПриказ
Зачислить в число студентов первого курса очной формы обучения Волжского института строительства и технологий (филиал) Волггасу,...
Концепция восп итательной деятельности  Волжского института строительства и технологий на период 2010-2012 г г. Краткая аннотация документа iconПриказ «4» августа №620/СТ
Зачислить в число студентов первого курса очной формы обучения на строительный факультет Волжского института строительства и технологий...
Концепция восп итательной деятельности  Волжского института строительства и технологий на период 2010-2012 г г. Краткая аннотация документа iconПриказ «4» августа 2009г №620/СТ
Зачислить в число студентов первого курса очной формы обучения на механико-технологический факультет Волжского института строительства...
Концепция восп итательной деятельности  Волжского института строительства и технологий на период 2010-2012 г г. Краткая аннотация документа iconКонкурсная документация по проведению открытого конкурса на сдачу...
Государственный заказчик: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный...
Концепция восп итательной деятельности  Волжского института строительства и технологий на период 2010-2012 г г. Краткая аннотация документа iconИнформационно-библиографический отдел «Экология Волгоградской области...
Волжский институт строительства и технологий (филиал) Волгоградского архитектурно-строительного университета
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница