Основная образовательная программа начального общего образования. План




НазваниеОсновная образовательная программа начального общего образования. План
страница1/7
Дата публикации03.10.2014
Размер0.98 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
shkolnie.ru > Культура > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7


Основная образовательная программа

начального общего образования.
План.

I. Целевой раздел.


  1. Пояснительная записка

  2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

  3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.


II. Содержательный раздел.


  1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

  2. Программы отдельных учебных предметов, курсов внеурочной деятельности.

  3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

  4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

  5. Программа коррекционной работы.


III. Организационный раздел.


  1. Учебный план начального общего образования.

  2. План внеурочной деятельности.

  3. Система условий реализации Основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандартов.


^ I. Целевой раздел.
1. Пояснительная записка
Данный документ разработан администрацией НАНОО «Школа имени И.П. Светловой» в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся 1-3 классов, с учетом особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей, а также концептуальных положений Образовательной системы «Школа 2100».

Основная образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на:

  • формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;

  • создание основы для самостоятельный реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты: готовность и способность к саморазвитию; сформированность познавательной мотивации; ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающихся;

  • метапредметные результаты: освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетентностями, которые составляют основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

  • предметные результаты: освоенный опыт специфической для предметной области деятельности, готовность его преобразования и применения; система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира;

Целью реализации Основной образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижении выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Одной из основных целей развивающей личностно-ориентированной системы обучения, реализованной в УМК «Школа 2100», является оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности. Ученик, как равноправный участник процесса обучения, выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Для удобства педагогов во всех учебниках Образовательной системы «Школа 2100» цветом помечена направленность каждого задания на различные группы результатов (серым – предметные, красным – личностные, синим – познавательные УУД, зелёным – коммуникативные УУД, оранжевым – регулятивные УУД). Работая по таким учебникам, учитель и ученики легко могут выбрать те задания, которые помогают сформировать выбранное умение.

Образовательной системой «Школа 2100» разработаны личностные, метапредметные и предметные результаты освоения знаний начальной школы с 1 по 4 классы.

Статус НАНОО «Школа имени И.П. Светловой», как школы с углубленным изучением отдельных предметов, предусматривает повышенный уровень образования за счет более основательного изучения английского языка, развития самостоятельности и творческих способностей обучающихся посредством включения их в проектную и исследовательскую деятельность, что соответствует Концепции школы «Школа лидера – профессионала».

Адресность программы:

программа адресована педагогическому коллективу НАНОО «Школа имени И.П. Светловой» и их родителям.

^ 2. Планируемые результаты освоения Основной образовательной программы начального общего образования
К числу планируемых результатов освоения Основной образовательной программы отнесены:


  • личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества: сформированность основ российской и гражданской индентичности;

  • метапредметные результаты – освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);

  • предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфической для каждой предметной области.


В основе реализации Основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, которые предлагает:


  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:


- технологию формирования правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения);

- проблемно-диалогическую технологию;

- технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов);


  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.



Нижеприведённая таблица говорит о совпадении портрета функционально грамотной личности Образовательной системы «Школа 2100» и портрета выпускника в тексте ФГОС.
^ Сравнение целей Образовательной системы «Школа 2100» и ФГОС

Портрет функционально

грамотной личности

(Образовательная система

«Школа 2100)

Портрет выпускника

(новый ФГОС)

  1. Человек самостоятельный:

  • способный к самостоятельному выбору; отвечающий за свои решения; умеющий нести ответственность за себя и близких;

  • умеющий искать и находить решение в нестандартной ситуации.




  1. Человек познающий:

  • обладающий приёмами учения, готовый к постоянному самообразованию;

  • владеющий современными информационными технологиями.




  1. Человек, умеющий жить среди людей:

  • способный к гражданскому самоопределению;

  • толерантный, умеющий общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая что-то сообща.




  • патриот, носитель ценностей гражданского общества;




  • способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность;




  • уважающий ценности иных культур, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении;




  • креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;




  • уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для совместного достижения результата




Систему работы НАНОО «Школа имени И.П. Светловой» по обеспечению личностных и метапредметных результатов можно представить в виде следующей таблицы:


^ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ




Функциональная грамотность







Метапредметные результаты.

Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные

Личностные

результаты




Предметные линии развития:

Русский язык. Литературное чтение.

Математика. Окружающий мир. Технология,

Искусство. Информатика.




-Технология

проблемного диалога

-Технология

оценивания




-Технология

продуктивного чтения.

-Формы групповой работы




Внеучебная

(воспитательная)

деятельность





^ Проектная технология и жизненные задачи


Таким образом, планируется, что в сфере результатов выпускников 4 класса нашей школы, занимающихся по УМК «Школа 2100», будут сформированы умения:
Личностные (нравственно-оценочные умения):

  • оценивание однозначных и неоднозначных поступков людей;

  • умение отделять оценку поступка от оценки самого человека;

  • объяснять оценки поступков человека с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей;

  • осознавать свои личные качества и черты характера;

  • строить отношения с людьми на основе уважения;

  • осознавать свои поступки и отвечать за них.


Познавательные умения:

  • извлекать информацию, отбирая необходимые для решения задачи источники;

  • извлекать информацию из текста, таблиц, схем, иллюстраций, пользоваться разными видами чтения;

  • перерабатывать информацию: анализировать, группировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.;

  • представлять информацию в развернутом, сжатом виде в форме текста, таблицы, схемы.


Регулятивные действия (организационные умения):

  • определять проблему и план действий (выдвигать версии, прогнозировать результат, планировать с помощью учителя учебную деятельность);

  • действовать по плану, решая проблему;

  • оценивать результат действий (определять степень успешности выполненной работы, осознавать причины успеха или неуспеха).


Коммуникативные действия :

  • доносить свою позицию (высказывать свою точку зрения, быть готовым её изменить);

  • понимать других (воспринимать информацию, данную в явном и неявном виде, вести диалог);

  • сотрудничать с другими людьми (работать в группе, предотвращать и преодолевать конфликты).


Предметные результаты:

  • планируемые предметные результаты достаточно полно представлены в новом Стандарте с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя следующие предметы: филология (русский язык, литературное чтение, английский язык); математика и информатика, окружающий мир (естествознание и обществознание), искусство (ИЗО, музыка), технология, физическая культура.

Сформированность личных достижений (ЛД), универсальных (метапредметных) учебных действий (УУД), предметных результатов (ПР) будут определены на этапе завершения обучения в начальной школе (таблицы прилагаются).

^ 3. Система оценки достижений планируемых результатов освоения Основной образовательной программы начального общего образования
Согласно ФГОС, система оценки достижения планируемых результатов освоения Основной образовательной программы должна:

  • закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

  • ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;

  • обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения Основной образовательной программы, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;

  • предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших Основную образовательную программу) и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения;

  • позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.

В процессе оценки достижения планируемых результатов используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

Всем этим требованиям нового ФГОСа соответствует «Технология оценивания учебных результатов, разработанная Образовательной системой «Школа 2100», которую используют педагоги начальных классов нашей школы.

1. Правила оценивания:

1 правило

Отличие оценки и её фиксации

Оцениваем любое действие ученика словами «успешно», «пока не справился». Фиксируем в рабочих материалах учителя знаком + только успешную демонстрацию умения применять знания (ученик – первоклассник не знакомится с рабочими записями учителя).

2 правило

Самооценка

Учитель предлагает определять оценку своей работы в диалоге с учителем.

3 правило

Одна задача – одна оценка

Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решенную задачу в отдельности, а не урок в целом.

4 правило

Таблица требований

Учитель (без учеников) фиксирует в таблице требований (знаком «+») успешность выполнения заданий, чтобы проследить развитие ребенка. Данная фиксация не является отметками (если ученик не справился с заданием, то в таблице требований ничего не фиксируется, а учитель принимает решение, что данный вид заданий необходимо проработать ещё раз).

2. Технология оценивания учебных достижений планируемых результатов в ОС «Школа 2100»» строится по следующему алгоритму:


  • шаг первый – обучение учащихся самооцениванию;

  • шаг второй – учитель имеет право корректировать оценки и отметки, если докажет, что ученик завысил или занизил их;

  • за письменные задания оценки и отметки определяет учитель; ученик имеет право исправить эту оценку и отметку;

  • за задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится по желанию ученика, так как он ещё не овладел умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку;

  • за каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы оценка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку;

  • оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности, которые переводятся в балльные отметки:

необходимый (базовый) уровень – «хорошо»;

повышенный (программный) уровень – «отлично»;

максимальный (необязательный) уровень – «превосходно»;

  • итоговые отметки определяются как среднее арифметическое текущих отметок и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учетом их пересдачи.


3. Составление таблиц «Универсальные учебные действия учащихся 1-4 классов» (на основе ФГОС) – основа для составления портрета выпускника начальной школы.

Четыре таблицы, которые показывают необходимый уровень развития умений – действий обучающихся 1-4 классов:

  • познавательные действия (интеллектуальные умения) – обработка информации;

  • регулятивные действия (организационные умения) – организация своих дел, решение проблем;

  • коммуникативные действия – общение с людьми;

  • личностные результаты (нравственно-оценочные умения) – оценка своих и чужих поступков;

Таблицы заполняют учителя начальных классов.
4. Диагностика метапредметных и личностных результатов 1-3 классов строится на основе разработанных тестов ОС «Школа 2100». Диагностику проводит психолог школы, а также мониторингов индивидуальных достижений учащихся начальной школы на региональном уровне.

5. Заполнение «Таблиц требований» по предметам, которые оценивают уровень достижений учащихся по каждому конкретному умению. Таблицы заполняются учащимися совместно с учителем (обсуждение, диалог) и собираются в «портфель достижений» ученика.

6. В конце учебного года учащиеся 1-3 классов заполняют таблицу «Чему я научился на уроках по всем предметам в этом учебном году». Самооценка подтверждается учителем класса.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Основная образовательная программа начального общего образования. План iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Основная образовательная программа начального общего образования мбоу «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1» разработана...
Основная образовательная программа начального общего образования. План iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Основная образовательная программа (ооп) ступени начального основного общего образования в соответствии со ст. 9 Закона РФ «Об образовании»...
Основная образовательная программа начального общего образования. План iconОсновная образовательная программа начального общего образования пояснительная записка
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения Атагайской средней...
Основная образовательная программа начального общего образования. План iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями...
Основная образовательная программа начального общего образования. План iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Об особенностях организации внеурочной деятельности в классах общеобразовательных учреждений, реализующих федеральный государственный...
Основная образовательная программа начального общего образования. План iconОсновная образовательная программа начального общего образования мбоу тёпловской сош
Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего...
Основная образовательная программа начального общего образования. План iconОсновная образовательная программа начального общего образования мбоу тёпловской сош
Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего...
Основная образовательная программа начального общего образования. План iconОсновная образовательная программа  начального общего образования
Учебный план начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения Лопухинская средняя общеобразовательная...
Основная образовательная программа начального общего образования. План iconОбразовательная программа начального общего образования мбоу «Средняя...
Основная образовательная программа начального общего образования мбоу сош №9 на 2011-2015 год, реализующей стандарты второго поколения...
Основная образовательная программа начального общего образования. План iconОбразовательная программа начального общего образования моу «Столбинская...
Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница